СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 5 классе на тему: «Ассирийская держава»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучающие: способствовать формированию представлений об истории возникновения, государственном строе, достижениях  ассирийской цивилизации; научиться  устанавливать причинно-следственные связи падения этого государства;

- развивающие: продолжить развитие речевых и оценочных умений – умения работать в группе, внимательно слушать, находить главное в тексте, формулировать вопросы, участвовать в обсуждении, сравнивать явления;

- воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, развитие морально-нравственных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 5 классе на тему: «Ассирийская держава»»


МКОУ «Цебаринская СОШ»






Технологическая карта урока

в 5 классе

на тему: «Ассирийская держава»














Разработал: Магомедов Магомед Н.

преподаватель истории

и обществознания


15.01.2019 г


Технологическая  карта урока на тему: «Ассирийская держава»

Учитель: Магомедов Магомед Насрулаевич

Место работы: МКОУ «Цебаринская СОШ»

Должность:   учитель истории и обществознания

Предмет:  история

Класс:  5 (пятый)

Учебник: базовый. Всеобщая история «История Древнего мира», авторы: А.А.Вигасин,  Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, 5 класс, М.: «Просвещение», 2007 г.

Тема урока

Место урока по теме

Ассирийская держава

1 урок

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок усвоения новых знаний

работа в парах, группах, смысловое (продуктивное) чтение, «мозговая атака», метод кластер, игровая технология

Цель урока

Задачи урока


Подвести к пониманию особенностей, причин возвышения и гибели Ассирийской военной державы, показав грабительский характер ассирийских завоеваний.


- обучающие: способствовать формированию представлений об истории возникновения, государственном строе, достижениях ассирийской цивилизации; научиться устанавливать причинно-следственные связи падения этого государства;

- развивающие: продолжить развитие речевых и оценочных умений – умения работать в группе, внимательно слушать, находить главное в тексте, формулировать вопросы, участвовать в обсуждении, сравнивать явления;

- воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, развитие морально-нравственных качеств.

Предполагаемый результат

Предметные умения

Научить, используя различные источники информации, характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Ассирийской военной державы и определить ее сильные и слабые стороны

-показывают на карте территорию Ассирийской державы;

-объясняют причины возвышения Ассирии и ее гибели;

- описывают армию ассирийцев, сравнивая с армиями других древних государств;

-характеризуют самых известных правителей Ассирии;

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Личностные: -самоопределяются по отношению к завоевательной политике ассирийцев; осознают свою ответственность за собственные знания; сравнивают свои оценки исторических событий с оценками других;

Регулятивные:

- осуществляют целеполагание; проговаривать последовательность действий на уроке (работа с лесенкой)

-осознают конечный результат работы, соотносят его с поставленными целями урока;

-самоорганизуются;

-осуществляют самоконтроль и коррекцию своих ошибок;

Познавательные: - обрабатывают разные источники учебной информации; выбирают исторические факты из незнакомого текста по заданию, определяют понятия; ориентируются по исторической карте; делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи;

Коммуникативные: -дискутируют; осуществляют смысловое чтение;

-сотрудничают в парах, группах; принимают на себя роль консультантов и экспертов;

- выслушивают мнения других, договариваются.


технология проблемного обучения, игровые технологии



Урок построен с использованием современных приемов (мотивационное начало урока, проблемная ситуация, рефлексия.



Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский (наблюдают, сравнивают).

В конце урока использовала метод рефлексии, позволяющий выявить познавательный интерес у учащихся и нацеливающий на дальнейшую работу над темой.









Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь.

На уроке удалось  реализовать все поставленные цели.


На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению ).

презентация, учебник, тетради, рабочие листы с заданием для самостоятельной работы.






1.Организационный момент – 1 мин

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада приветствовать вас на уроке истории. Сегодня мы поработаем с вами вместе, а комфортная обстановка будет нам хорошим помощником. Я желаю вам плодотворно потрудиться, уважительного отношения к ответам одноклассников, даже если они будут ошибочны. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Давайте начнем наш урок.


2.Актуализация знаний и мотивация – 3 мин


Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительному, загадочному миру, миру древней истории.

- Давайте вспомним, какие государства нам уже известны? (Двуречье, Египет, Финикия, Палестина).

- А теперь давайте посмотрим на карту, и, вспомним, где они находятся? (показывают на карте).

- Посмотрите на север Междуречья. Там располагалась Древняя Ассирия.


Сегодня мы с вами совершим туда путешествие.

Слайд 2

- А теперь посмотрите другую карту. Предположите, что изображено на данной карте? Что обозначено зелёным и оранжевым цветом?

(Территория большого государства и маленького государства).

Территория Ассирии к середине 7 века до н.э. превосходила другие известные нам государства древнего мира. В исторической науке Ассирию середины 7 в.до н.э. называют державой. Новое слово.


Мне хочется привести вам такие слова:

«Россия – священная наша держава

Россия – любимая наша страна

Могучая воля – великая слава

Твое достоянье на все времена».


- Вам знакомы эти слова?

(- Да, эти слова из гос.гимна нашей страны (сл.Михалкова).


- Я не случайно привела эти слова.

- Какие понятия характеризуют нашу страну?

(- Держава, любимая страна).


Прием «мозговой штурм»

- Как вы понимаете слово «держава»?

- Что оно означает?

- Какое государство называется «держава»?


- Давайте проверим. Найдите определение понятия «держава» в учебнике на стр.84

Держава – большое и сильное государство.


- Помогите мне сформулировать и записать тему урока.


Тема нашего урока «Ассирийская держава». (записать на доске)

-Запишите число и тему урока в тетрадь.


3.Постановка учебной задачи – 3 мин

Ассирия прожила яркую жизнь. Это воинственная страна, которая держала в страхе многие древние народы.

Слайд 3

Но сегодня на карте этого государства нет. На этой территории располагается современный Ирак.

Слайд 4

-Как вы думаете, Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе?


-Затрудняетесь ответить?

-А хотите узнать?

-Давайте проведем собственные исследования, чтобы ответить на этот вопрос.

-Начнем с того, что наметим план нашей работы. Что мы должны выяснить?


Шкала знаний и лестница успеха.

План урока (записать на доске)

  1. Местоположение и природные условия. (П.У)

  2. Ассирийское войско. (А.В.)

  3. Завоевания ассирийских царей. (А˃Г)

  4. Гибель Ассирийской державы. (А.Д.)


  1. Открытие нового знания – 20 мин.

1 вопрос. Местоположение и природные условия.

- С чего мы начинаем изучать любое государство?

Определите местоположение Ассирийской державы.

Работа в парах. Какие правила соблюдаем при работе в парах?

  1. Определите географическое местоположение Ассирии?

Используйте опорные слова и карту на с. 31 в учебнике

1) Восточнее

Верхнее течение

Севернее

Средиземное море

река Тигр

Вавилон

- Охарактеризуйте особенности природно-климатических условий.

(плодородных земель мало, почва каменистая, предгорья и горы, богатые железной рудой)

- Предположите, какие основные занятия были у жителей Ассирии?

(земледелие по берегам реки, скотоводство, охота, торговля).


Итак, мы выяснили, где расположена Ассирия и основные занятия ассирийцев.

(шкала знаний)


2 вопрос. Освоение железа.

Какие орудия труда могли использовать ассирийцы?

Из чего они были сделаны?

Какой металл сегодня у нас является самым распространенным?


Ребята! Как вы думаете, почему «В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук”. Почему? (редкий металл)


Широкое освоение железа произошло около 10-го века до н.э.

Слайд 5


ок.10 в.до н.э.- освоение железа (запись в тетр.)

-лента времени ---------------------------------------------------------------------------˃


-Какими металлами пользовались люди до железа? (медь Египет - бронза Вавилон- железо)

- Какой металл и почему был лучшим? (Железо - дешевле и прочнее бронзы)

На уроке химии более подробно будете изучать.

- Какие преимущества давало людям его использование?


Работа с текстом стр.82-83 в учебнике по пункту №1 абзац № 2. Со слов «Со временем в каждой семье…»

Слайд 6,7,8


Вывод: Начало обработки железа привело не только к улучшению орудий труда, но и к вооружению армий железным оружием.

Шкала знаний


3 вопрос. Ассирийское войско.

Что же позволило ассирийской армии стать самой сильной в мире в 8 в. до н.э. ?


Работа с иллюстрациями на слайдах.

Слайд 9

Оружие и доспехи


Слайд 10

- Из каких частей состояла армия? (пехота, конница и колесница)

- Какими преимуществами обладает конный всадник перед боевой колесницей? (Ему не страшны кочки и лужи. Он переберется через овраг и реку, перепрыгнет через канаву или лежащее на дороге бревно).


Ничто не могло остановить ассирийскую армию.


Слайд 11

Кожаные мешки. Бурдюк – кожаный мешок из цельной шкуры животного


Слайд 12

Тараны для штурма крепостей


Ассирийцы первыми ввели новый род войск – саперов. Отряды саперов прокладывали дороги, наводили переправы и тем самым позволяли войску преодолевать местности, считавшиеся непроходимыми.


Какие военные новшества применяли и каким образом?


Делают вывод: Армия Ассирии более сильная, так как она впервые стала применять конницу, таран и использует железо.

Шкала знаний

4 вопрос. Завоевания ассирийских царей.

А для чего ассирийцам нужно было большое войско?

(собственная территория ассирийцев была небольшой, поэтому они захватывали земли других народов.)


Работа с картой в учебн. стр. 82 и исторической картой (слайд с картосхемой).

Прием «Кластер» в тетради


Ребята, посмотрите на карту. Составьте схему основные направления завоевательных походов ассирийских царей.

1. Куда совершали походы ассирийские цари? Основные направления завоевательных походов.

2. Какие территории были захвачены и включены в состав ассирийского государства?


Ответ: Двуречье, Финикия, Палестина, Египет, Урарту, о.Кипр.


Вывод: После военных походов Ассирия превратилась в могущественную державу.

Держава – большое и сильное государство.


Шкала знаний


Физминутка

5 вопрос. Гибель Ассирийской державы.

Да, ассирийцы вошли в историю как безжалостные завоеватели. Ассирию называли – логовищем львов. (Любимое развлечение ассирийских правителей – охота на львов),

А Ниневию – городом крови.

Но почему тогда Ассирийская держава просуществовала недолго, около 150 лет?

Работа в группах.

Причины гибели ассирийской державы.


1 группа. Работа с документом с. 83 «Летопись ассирийского царя»


Вопросы:

1. Что делали ассирийцы на завоёванных землях?

2. Какие цели они преследовали данными действиями?


Слайд 13

2 группа. Анализ иллюстрации «Возвращение Ассирийского царя из похода». (стр.85)


Вопросы:

- Кто  изображен в центре картины?

- Как обращаются с побежденными?


3 группа. Карточка 1 отрывок из клинописного текста

4 группа. Карточка 2 о походе в Вавилонию

5 группа. Карточка 3 о походе в Урарту


Вывод: В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям. Они устраивали массовые казни, разрушали храмы, уводили в плен целые народы. Ценности увозили с собой. Из каждой покоренной страны в Ниневию привозили мешок земли и высыпали у городских ворот столицы в знак того, что ассирийцы навсегда овладели этой землей. Казалось, могуществу Ассирии не будет конца.

Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев?

Закройте глазки и представьте, что вы жители тех самых покоренных стран. Смирились ли вы со своим положением?

Как вы считаете, что ждет такое государство, которое мы с вами описали? (Слушает предположения, записывает на доске).


  • Покоренные народы ненавидели Ассирию

  • Один за другим они отказывались ей повиноваться.


Слайд 14

612 г. до н.э. – разрушение Ниневии, столицы Ассирии.

Породив войны, она в войнах и пала. Согласно преданию, последний царь Ассирии – Синшаришкун, чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара. Почему?


Слайд 15,16

Достижения Ассирии (царский дворец, библиотека глиняных книг).

Ашшурбанапал – один из последних ассирийских царей, вошел в историю не только как жестокий завоеватель, но и как образованный человек. Он приказывал привозить во дворец не только драгоценности, но и книги. Так была собрана большая библиотека. Великая Ассирийская держава погибла. А библиотека уцелела — глиняные книги не горят, они становятся прочнее после обжига. Археологам приходится только собирать осколки табличек и соединять их вместе. Так из многих кусочков, найденных в развалинах дворца Ашшурбанапала, ученые и восстановили миф о потопе, сказание о Гильгамеше и множество других клинописных книг.


Шкала знаний


Организую дискуссию – 7 мин.

Сегодня мы многое узнали об Ассирийской державе.


Слайд 17

- Зачем человеку, живущему в 21 веке знания об Ассирийской державе?

(работают по рядам, обсуждают и продумывают аргументы в доказательство своей позиции). (На ошибках учимся).

- На чем основывалось могущество державы?

- К чему привело жестокое обращение с завоеванными народами?

- Как сегодня надо строить отношения с другими странами?

- Для чего?

Но, к сожалению, в современном мире, очень много зла и жестокостей, ведутся войны во многих уголках планеты. В связи с этим, страдают все люди, в первую очередь дети. До сих пор много бездомных детей, многие дети безграмотны. Многие семьи лишены крыши над головой, живут в бедности и даже нищете. Как же быть, ребята, неужели, когда вы подрастете в мире будут идти войны? Или все-таки есть выход. Как вы считаете? Почему мы изучаем историю государства, которого сегодня нет на карте мира?


Очень важно учитывать интересы своего народа, не унижать, а защищать и помогать. Вот почему наша Россия – сильное государство на протяжении длительного времени.

Закрепление – 4 мин

Игра «Да» или «Нет»

  1. Столицу Ассирии, город Ниневия, называли «логовищем львов», «городом крови». да

  2. Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле пехоту. нет

  3. Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли таран. да

  4. Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. да

  5. Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла железа. да

  6. Ниневия была захвачена и сожжена врагами в 612 году до н.э. да

  7. Любимое развлечение ассирийских правителей - охота на львов. да

  8. Библиотеку глиняных табличек создал Тутанхомон. нет

  9. Жители покоренных земель ненавидели своих завоевателей. Да


Слайд 19

Ассирия

Могучая, жестокая

Воевала, убивала, пленяла

Но оставила культурное наследие – библиотеку

Великая


Рефлексия – 2 мин

В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

«Меня удивило на уроке……………………..»

«Я сумел понять, что………………………….»

«Я не успел на уроке ………………………....»

«Я бы еще хотел узнать о том, что…………»


Я могу сказать, что мне с вами очень понравилось работать, вы были отзывчивым и активными. Я благодарю вас за работу, уверена, что в памяти у вас останется сегодняшний урок.

Домашнее задание – 2 мин.

Параграф 18, термины


На выбор

Игра да или нет

желающим написать мини- сочинение « Освоение железа – зло или добро»

Спасибо, за урок. Мне было приятно с вами работать.











Карточка 1


В одном из клинописных текстов, найденных в Ассирии, сказано: «В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж… Многочисленные войска… я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сравнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне…»


Что мы можем узнать из этого отрывка и какие сделать выводы?

____________________________________________________________________________


Карточка 2


Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».


Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?

_____________________________________________________________________________


Карточка 3.


Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»


Что можно сказать о завоевателях?

_____________________________________________________________________________


Карточка 4.


Работа с документом с. 83 «Летопись ассирийского царя»


1. Что делали ассирийцы на завоёванных землях?

2. Какие цели они преследовали данными действиями?

_____________________________________________________________________________







Карточка 5.


Анализ иллюстрации «Возвращение Ассирийского царя из похода».

(стр.85)


- Кто  изображен в центре картины?

- Как обращаются с побежденными?


_____________________________________________________________________________


Карточка № 1. Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные (то есть военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.

В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!