СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен план-конспект урока истории с технологической картой. Урок построен в сосответствии с нормами ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе "Ассирийская держава"»


Ассирийская держава


ФИО (полностью) Коннова Наталья Борисовна


Место работы- МАОУ СОШ с. Новополеводино


Должность- учитель истории и обществознания


Предмет -история


Класс 5


Тема и номер урока в теме Ассирийская держава


Базовый учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер. История Древнего мира. М, «Просвещение», 2016г.


8. Цель урока: Понять причинs возникновения, существования и гибели великой Ассирийской державы. Развитие мыслительных способностей и коммуникативных навыков учащихся, умения работать в коллектив и группе. Воспитание милосердия и сострадания к угнетенным народам.

9. Задачи: Познакомить учащихся с историей открытия железа, показать важность этого открытия для развития хозяйства, военного дела, а также для всей жизни ассирийцев в целом.

  • Сформировать понятие «держава». Обратить особое внимание на закономерность исторического процесса, взаимосвязь исторических событий и явлений;

  • Раскрыть роль завоевательной политики в развитии государства;

  • Проанализировать внешнюю политику, которую вели ассирийские правители;

  • Показать грабительский характер ассирийских завоеваний.

  • Продолжить формирование умений и навыков анализа исторических источников, работы в паре, коммуникативных навыков и умений аргументировать свою точку зрения;

  • Воспитывать доброту, любовь и интерес к истории.

  1. Тип урока открытия новых знаний

  2. Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

  3. Необходимое оборудование: Презентация: «Ассирийская держава». Карта: «Ассирийская держава VII-VIII век до н.э.». Иллюстрации: «Ассирийский войн», «Возвращение войска в Ниневию» .Карточки с вопросами, раздаточный материал.

  4. План урока: 1. Освоение железа. 2. Ассирийское войско. 3. Завоевания ассирийских царей. 4. Гибель Ассирийского царства.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

I. Этап мотивации


Ребята, давайте вспомним с вами слова из государственного гимна нашей страны.


Беседа по вопросам. Какие понятия характеризуют нашу страну?

Как вы понимаете слово "держава"? Кто сможет пояснить его значение?

"Россия - священная наша держава
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля - великая слава...
Держава, любимая страна.

Держава - большое и сильное государство

формирование ос-нов рос-сийской гражданской иден-тичности, чувства гордости за свою Родину

Иизучение понятия «держава»

овладение начальны-ми сведе-ниями о сущности изучаемого вопроса.


II. Этап актуа-лизации знаний.


Учитель проводит фронтальную беседу

  • Территория какого государства изображена на карте?

  • Почему с карты исчезло государство Междуречье?

  • Какое еще государство мы с вами видим на карте?

  • Как мы можем сформулировать тему урока?


Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, работают по карте

Формиро-вание це-лостного, социаль-ноориентированного взгляда на мир в его орга-ничном единстве и разно-образии природы, народов

Учащиеся узнают местонахождение Ассирии

использование знако-во-симво-лических средств представления инфор-мации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

III. Выявление места и причины затрудне-ния


  • Сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить в ходе нашего урока, знакомясь с новой темой урока: "Ассирийская держава".


Примерные вопросы: Где находится Ассирия? Какие занятия были у ее жителей? Как она управлялась? Воевало ли оно с другими странами?

Развитие умения планировать свою деятель-ность на уроке

Учащиеся использу-ют свои уменя рассматри-вать осо-бенности развития какой-либо страны

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

IV. Этап построения пректа выхода из-за труднения


Как мы можем узнать ответы на эти вопросы?

Какую цель мы поставим на урок, что мы должны выяснить?

- В чём сила государства и почему оно такое большое?



Учащиеся отвечают на поставленные вопросы учителя

развитие самостоятв дея-тельности

мотивов.формирование личност-ного смысла учения;

Развитие умений учащихся составлять план учебных действий

овладение способностью поиска средств осуществления деятельности по изучению темы

V.Этап реализации проекта


1.Освоение железа

Учитель показывает гвоздь? Как вы думаете, что это такое? Из чего он сделан? Что мы о нем знаем? (Опыт)

До появления железа, какие металлы применяли люди? Медь и бронза. Чем отличается медь и бронза от железа?

Историческая задача: В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук.

Предположите, почему железных изделий было так мало в то время.

Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твёрже, нежели медь. Правда иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо " небесным камнем". Но "небесного" железа было мало, и стоило оно намного дороже золота.

Добывать железо из железной руды жители Передней Азии научились около X в. до н.э.

Как это открытие могло повлиять на жизнь людей?

Прочитайте в учебнике со слов "Со временем в каждой:"с 82.

Правильные выводы мы с вами сделали?

2. Ассирийское государство. Откройте страницу31 учебника .Посмотрите внимательно на карту. X в. до н.э. В верхнем и среднем течении реки Тигр между Сирией на западе, государством Урарту на севере и Вавилонским царством (Двуречье) на юге находилась Ассирия. (Заметьте, я не называю держава.)

Задание. Посмотрите на цвета и условные знаки на карте и определите, чем занимаются жители этой страны? В чём её сила? Может в хозяйстве?

На территории восточного Средиземноморья, кроме древних евреев, проживали и древние ассирийцы , жители Ассирии. Они смогли создать мощное и сильное государство.

Ассирия- государство, расположенное севернее Вавилонии в верхнем течении реки Тигр. Ассирия горная страна, большую её часть составляют горы и предгорья, богатые залежами железной руды. По плодородью эта часть нынешнего Ирака (показ на карте) значительно уступала низовьям реки Тигра и Евфрата. Поэтому главным занятием жителей было скотоводство и охота. Наличие залежей железной руды, в которой нуждались Вавилония и Египет, способствовали тому, что вторым занятием жителей Ассирии стала торговля .

Открытие железа около Х в. 3.Ассирия захватила территорию Двуречья. (Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины.

Ассирийские цари совершали победоносные походы на юг- в Египет (показ на карте и стрелка), на север - в горное царство Урарту. (которое смогло устоять).

Ассирия превратилась в сильное и большое государство- державу

Работа с контурной картой.

1. Обведите границы ассирийской державы в середине 7-го века до н.э.

2.Обозначьте стрелками направления завоевательных походов ассирийцев.

4. Ассирийское войско

В 8 веке до н.э. Ассирийская армия стала самой сильной в мире. Ассирийцы впервые применили конницу.

Откройте с 83.п.2. (самостоятельная работа с текстом учебника, работа по группам)

1 группа. Находит в тексте:

Чем была вооружена армия Ассирии?

Вооружение: Железные мечи, боевые топорики, остроконечные шлемы, панцири, тугие луки.

2 группа. Какие новые технические средства они использовали во время боя? .(Таран Толстые брёвна с широкими или острыми наконечниками. Таран подвешивался к деревянному каркасу установленному на повозке, бурдюки (кожаные мешки)

3 группа. Что впервые применили ассирийцы? Почему армия Ассирии была быстро передвигающаяся, т.е. маневренной.?

Всадники вели бой парами: один был вооружён луком, другой копьём и щитом.

В 7 веке до н.э. благодаря таким факторам как : Оружию из железа

Созданию войска из колесниц и конницы (впервые в мире)

Цари Ассирии отличались невиданной жестокостью по отношению к побеждённым народам.

Работа с историческим документом с. 83. учебник. (вопросы к нему)

(С. 85. рис. "Возвращение войска в Ниневию)

Выскажите своё отношение: кто изображён в центре картины?

  • как вооружены воины?

  • как обращались с пленными победители?

Столицу древней Ассирии Ниневию называли логовищем львов и городом крови . Этот город не восхищал, а пугал, наводил страх, ужас.

Одним из последних царей был Ашшурбанапал. Это был образованный для своего времени человек: знал клинопись, владел несколькими языками, прославился в строительстве. Он приказал привозить не только драгоценности в свой дворец, но и книги. Им была создана библиотека, которая уцелела, несмотря на то что Ниневия пала, а дворец ассирийских царей был сожжён. Как вы думаете почему? Книги были из глины.

4. Причины гибель ассирийской державы

Работа по иллюстрации Аассирийцы вошли в историю как жестокие и безжалостные завоеватели. Из каждой покорённой страны в Ниневию привозили мешок земли и высыпали у городских ворот столицы в знак того, что ассирийцы навсегда овладели этой землёй.

Закройте глаза и представьте, что вы жители тех самых покорённых стран. У меня в руках горстка земли из этих покорённых стран. Я беру её в руки и чувствую: она живая, тёплая, она плачет. Её истоптали враги, полили кровью, и зовёт она на борьбу против своих врагов. Так в чём же слабость державы?

- Учитель. (лента времени) Не более ста лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612г. до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покорённых стран тоже поднялись на борьбу. Согласно преданию, последний царь Ассирии, чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара. Почему? (работа с рис. учебника, стр. 85)  Каким было отношение жителей порабощённых стран к завоевателям? Почему в 612 г. до н.э. такая сильная держава была разрушена?

Ответы учащихся

Это гвоздь. Сделан из железа.

Оно более мягкое, встречаются в природе редко…

Бронза-это сплав олова и меди. железо более прочное, но оно быстро ржавеет















железо было редким металлом и ценилось на вес золота
































Ответы учащихся









Работа учащихся по карте, делают выводы















Вдоль реки Тигр - плодородные земли, они позволяют заниматься земледелием. Степи удобны для скотоводства. На севере горы - богаты рудами металлов, можно заниматься ремеслом.

























































Работа учащихся в контурных картах

















Работа учащихся по учебнику по вариантам.







Ответы учащихся














































Работа учащихся в паре



Работа учащихся по иллюстрации. Ответы



Ребята предполагают, почему огромная держава не смогла сохранить свое бывалое могущество

Ответы учащихся:

Покорённые и завоеванные народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу.

Работа с иллюстрацией в учебнике.Причины распада Ассирии: Огромную территорию невозможно контролировать

Восстания покоренных народов.Цивилизация, построенная на войнах и жестокостях, не может долго существовать.

Формиро-вание уважите-льного отноше-ния к иному мнению, истории и культуре других народов;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представ-лений о нравственных нормах, социаль-ной спра-ведливос-ти и свободе;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, по-нимания и сопере-живания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослы-ми и сверстни-ками в разных социальных ситуациях, умения не созда-вать конфлик-тов и на-ходить выходы из спорных ситуаций;


Определя-ют место нахожде-ния Асси-рийской державы на карте; раскрыва-ют понятие «держава»; анализируют внешнюю политику ассирийского госуда-рства; характери-зуют заво-евательные походы ассирийцев; дают оп-ределение понятиям - Ассирия, ассирийцы, мидийцы, Урарту, Ниневия; сравнивают развитие Ассирии с другими древними государствами, объясняют причины распада ассирийского госу-дарства.


овладение способнос-тью при-нимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 освоение способов решения проблем творческо-го и поис-кового характера;формирование уме-ния плани-ровать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и услови-ями ее реа-лизации; определять наиболее эффектив-ные спосо-бы дости-жения ре-зультата;

формирование уме-ния пони-мать при-чины успе-ха/неуспеха учебной деятельности и спо-собности конструктивно дейс-твовать да-же в ситу-ациях не-успеха; 

  1. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  2. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  3. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  4. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,построе-ния рас-суждений, отнесения к извест-ным поня-тиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возмож-ность существо-вания раз-личных точек зре-ния и пра-ва каждого иметь свою; излагать свое мне-ние и аргу-ментировать свою точку зре-ния и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функ-ций и ролей в совмест-ной деятельности.




Этап самостоятельной ра-боты с само-проверкой по эталону


Заполните пропуски в предложениях,
используя предложенные ниже слова.

Ассирия находилась в (1...) течении реки (2...).
Почва Ассирии каменистая, богата залежами (3.. .).
В (4...) веке до н. э. армия Ассирии стала самой сильно в мире.

Ассирийская армия использовала оружие, изготовленное из (1...). Ассирийцы впервые применили для штурма крепостей (2...), для переправы через реку (3...). Столица Ассирии (4...) была самым богатым городом.

Учащиеся в тетради вставляют пропущенные слова и даты

(Тигр, верхнем, железа, восьмом).

(таран, железа, Ниневия, кожаные мешки).

Самопроверка


Ответы учащихся


Умение самостоя-тельно воспроиз-водить усвоен-ные зна-ния

Самостоятельно проверяют усвоенный на уроке материал

освоение начальных форм по-знаватель-ной и лич-ностной рефлексии;

V. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.



Рефлексия. Ассирия. Какие ассоциации возникают у Вас с названием этого государства? Что сегодня на уроке нового узнали? Чем запомнился урок? Что поняли на уроке? Вам понравился урок? Что особенно запомнилось? А что нет? Оценки комментирует учитель и выставляет в дневник.

Домашнее задание. п. 18, задание 3,5 после параграфа, учитель комментирует.

Учащиеся анализируют свои ответы, используя правило пяти «П»:

Правильно, постоянно, последовательно, позитивно, полно.

Если урок понравился, ученики кладут в шкатулку красные треугольнички, нет -синие, не очень- зеленые.

развитие самостоя-тельности и личной ответственности за свою работу

Закрепле-ние изу-ченных на уроке данных об Ассирийской державе

освоение начальных форм по-знаватель-ной и лич-ностной рефлексии;



Примечание: Это только лишь один из вариантов урока. Каждый вправе вносить свое творческое начало, свою "изюминку". Мотивировать учащихся можно по-разному. Желательно землю для демонстрации поместить в мешочек, обыграть цветовую гамму треугольничков. При рефлексии включить музыку релаксирующую. А рассказ учителя можно сопровождать музыкально. Еще можно включить небольшой видеоролик в презентацию. Это украсит урок, сделает его ярким, красочным, эмоциональным и насыщенным с высокой плотностью. Приготовить шкатулку вроде волшебной. Можно слова гимна, который вспомнят дети, потом продемонстрировать на плакате, прикрепленном к доске. Обязательно сделать акцент на том, что означает слово "держава", дать исторический комментарий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!