V.Этап реализации проекта | 1.Освоение железа Учитель показывает гвоздь? Как вы думаете, что это такое? Из чего он сделан? Что мы о нем знаем? (Опыт) До появления железа, какие металлы применяли люди? Медь и бронза. Чем отличается медь и бронза от железа? Историческая задача: В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук. Предположите, почему железных изделий было так мало в то время. Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твёрже, нежели медь. Правда иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо " небесным камнем". Но "небесного" железа было мало, и стоило оно намного дороже золота. Добывать железо из железной руды жители Передней Азии научились около X в. до н.э. Как это открытие могло повлиять на жизнь людей? Прочитайте в учебнике со слов "Со временем в каждой:"с 82. Правильные выводы мы с вами сделали? 2. Ассирийское государство. Откройте страницу31 учебника .Посмотрите внимательно на карту. X в. до н.э. В верхнем и среднем течении реки Тигр между Сирией на западе, государством Урарту на севере и Вавилонским царством (Двуречье) на юге находилась Ассирия. (Заметьте, я не называю держава.) Задание. Посмотрите на цвета и условные знаки на карте и определите, чем занимаются жители этой страны? В чём её сила? Может в хозяйстве? На территории восточного Средиземноморья, кроме древних евреев, проживали и древние ассирийцы , жители Ассирии. Они смогли создать мощное и сильное государство. Ассирия- государство, расположенное севернее Вавилонии в верхнем течении реки Тигр. Ассирия горная страна, большую её часть составляют горы и предгорья, богатые залежами железной руды. По плодородью эта часть нынешнего Ирака (показ на карте) значительно уступала низовьям реки Тигра и Евфрата. Поэтому главным занятием жителей было скотоводство и охота. Наличие залежей железной руды, в которой нуждались Вавилония и Египет, способствовали тому, что вторым занятием жителей Ассирии стала торговля . Открытие железа около Х в. 3.Ассирия захватила территорию Двуречья. (Вавилон, Библ, Тир, Сидон, часть Палестины. Ассирийские цари совершали победоносные походы на юг- в Египет (показ на карте и стрелка), на север - в горное царство Урарту. (которое смогло устоять). Ассирия превратилась в сильное и большое государство- державу Работа с контурной картой. 1. Обведите границы ассирийской державы в середине 7-го века до н.э. 2.Обозначьте стрелками направления завоевательных походов ассирийцев. 4. Ассирийское войско В 8 веке до н.э. Ассирийская армия стала самой сильной в мире. Ассирийцы впервые применили конницу. Откройте с 83.п.2. (самостоятельная работа с текстом учебника, работа по группам) 1 группа. Находит в тексте: Чем была вооружена армия Ассирии? Вооружение: Железные мечи, боевые топорики, остроконечные шлемы, панцири, тугие луки. 2 группа. Какие новые технические средства они использовали во время боя? .(Таран Толстые брёвна с широкими или острыми наконечниками. Таран подвешивался к деревянному каркасу установленному на повозке, бурдюки (кожаные мешки) 3 группа. Что впервые применили ассирийцы? Почему армия Ассирии была быстро передвигающаяся, т.е. маневренной.? Всадники вели бой парами: один был вооружён луком, другой копьём и щитом. В 7 веке до н.э. благодаря таким факторам как : Оружию из железа Созданию войска из колесниц и конницы (впервые в мире) Цари Ассирии отличались невиданной жестокостью по отношению к побеждённым народам. Работа с историческим документом с. 83. учебник. (вопросы к нему) (С. 85. рис. "Возвращение войска в Ниневию) Выскажите своё отношение: кто изображён в центре картины? Столицу древней Ассирии Ниневию называли логовищем львов и городом крови . Этот город не восхищал, а пугал, наводил страх, ужас. Одним из последних царей был Ашшурбанапал. Это был образованный для своего времени человек: знал клинопись, владел несколькими языками, прославился в строительстве. Он приказал привозить не только драгоценности в свой дворец, но и книги. Им была создана библиотека, которая уцелела, несмотря на то что Ниневия пала, а дворец ассирийских царей был сожжён. Как вы думаете почему? Книги были из глины. 4. Причины гибель ассирийской державы Работа по иллюстрации Аассирийцы вошли в историю как жестокие и безжалостные завоеватели. Из каждой покорённой страны в Ниневию привозили мешок земли и высыпали у городских ворот столицы в знак того, что ассирийцы навсегда овладели этой землёй. Закройте глаза и представьте, что вы жители тех самых покорённых стран. У меня в руках горстка земли из этих покорённых стран. Я беру её в руки и чувствую: она живая, тёплая, она плачет. Её истоптали враги, полили кровью, и зовёт она на борьбу против своих врагов. Так в чём же слабость державы? - Учитель. (лента времени) Не более ста лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612г. до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покорённых стран тоже поднялись на борьбу. Согласно преданию, последний царь Ассирии, чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара. Почему? (работа с рис. учебника, стр. 85) Каким было отношение жителей порабощённых стран к завоевателям? Почему в 612 г. до н.э. такая сильная держава была разрушена? | Ответы учащихся Это гвоздь. Сделан из железа. Оно более мягкое, встречаются в природе редко… Бронза-это сплав олова и меди. железо более прочное, но оно быстро ржавеет железо было редким металлом и ценилось на вес золота Ответы учащихся Работа учащихся по карте, делают выводы Вдоль реки Тигр - плодородные земли, они позволяют заниматься земледелием. Степи удобны для скотоводства. На севере горы - богаты рудами металлов, можно заниматься ремеслом. Работа учащихся в контурных картах Работа учащихся по учебнику по вариантам. Ответы учащихся Работа учащихся в паре Работа учащихся по иллюстрации. Ответы Ребята предполагают, почему огромная держава не смогла сохранить свое бывалое могущество Ответы учащихся: Покорённые и завоеванные народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу. Работа с иллюстрацией в учебнике.Причины распада Ассирии: Огромную территорию невозможно контролировать Восстания покоренных народов.Цивилизация, построенная на войнах и жестокостях, не может долго существовать. | Формиро-вание уважите-льного отноше-ния к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представ-лений о нравственных нормах, социаль-ной спра-ведливос-ти и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, по-нимания и сопере-живания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослы-ми и сверстни-ками в разных социальных ситуациях, умения не созда-вать конфлик-тов и на-ходить выходы из спорных ситуаций; | Определя-ют место нахожде-ния Асси-рийской державы на карте; раскрыва-ют понятие «держава»; анализируют внешнюю политику ассирийского госуда-рства; характери-зуют заво-евательные походы ассирийцев; дают оп-ределение понятиям - Ассирия, ассирийцы, мидийцы, Урарту, Ниневия; сравнивают развитие Ассирии с другими древними государствами, объясняют причины распада ассирийского госу-дарства. | овладение способнос-тью при-нимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческо-го и поис-кового характера;формирование уме-ния плани-ровать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и услови-ями ее реа-лизации; определять наиболее эффектив-ные спосо-бы дости-жения ре-зультата; формирование уме-ния пони-мать при-чины успе-ха/неуспеха учебной деятельности и спо-собности конструктивно дейс-твовать да-же в ситу-ациях не-успеха; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,построе-ния рас-суждений, отнесения к извест-ным поня-тиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возмож-ность существо-вания раз-личных точек зре-ния и пра-ва каждого иметь свою; излагать свое мне-ние и аргу-ментировать свою точку зре-ния и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функ-ций и ролей в совмест-ной деятельности. |