СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

по теме: " Бензин: состав и октановое число. Детонация."

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан








По предмету химия 10 класс

Тема урока «Бензин: состав и октановое число. Детонация» 





Учитель химии

Шархемуллина Гульназ Ринатовна












2023год


Урок: «Бензин: состав и октановое число. Детонация» 

Цель:

обучающая: рассмотреть способ получения предельных углеводородов, понять что такое октановое число.

развивающее: продолжить развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, применять знания на практике, развивать речь, память, познавательный интерес.

воспитывающая: способствовать воспитанию самостоятельности, положительного отношения к знаниям, коммуникабельности, формирование научного мировоззрения.

Оборудование:

презентация, учебники, сообщения, бензин АИ –95, марганцовка - KMnO4, пробирки, спиртовка, пипетки, предметное стекло листы формата А-4, фломастеры, листы учета знаний и самооценки (ЛУЗиС).

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Осуществляемые действия

Формирующие действия

  1. Организапционный момент

Обучающиеся садятся в группу

Коммуникативные УУД

  1. Актуализация знаний 

Тема нашего урока близка каждому, ведь практически 100% населения планеты являются либо автолюбителями, либо пассажирам автомобилей. Вспомните на каком транспорте вы в последний раз ездили? Они разного цвета, класса, их двигатели разных систем, а бензобаки различной вместимости, отличаются и марки автомобилей. И всё же они имеют одну общую потребность и тогда смогут доставить нас в любую точку по-нашему желанию. Так без чего же автомобиль будет просто красивой блестящей игрушкой или набором металлических и пластмассовых деталей, что необходимо сделать для того, чтобы он стал средством передвижения?

О каком веществе идёт речь?

Сформулируйте тему урока.

 




Учащиеся знакомятся с характеристиками вещества, которое предстоит изучить

 


Учащие называют транспорт, семейный, общественный.









Учащиеся называют вещество и озвучивают тему урока.













Познавательные УУД

  1. Даётся название темы, оказывается помощь при постановке цели урока, проговариваются действия учащихся на уроке. Составляется план работы (совместно с ребятами), учитель указывает на его присутствие в выданных листах учёта знаний и самооценки

 

Пишут на листах и помещаем на доску

 


Обсуждают цель и действия, записывают тему урока в тетради

Личноcтные, регулятивные, познавательные УУД

  1. Инструктаж работы учащихся в листах учёта знаний и самооценки (ЛУЗиС)        


Регулятивные УУД

  1. Изучение новой темы

 I Просмотр видеофрагмента( движение автомобиля, заезд на заправочную станцию, автомобилист смотрит на колонну с шлангами )

Объясните , что происходит на станции? О, чем думает автомобилист?

Назовите какие марки бензинов вы знаете?

Топливо получают разложением нефти. Процесс разложения нефти происходит в ректификационной колонне.

Показывает на слайде ректификационную колонну и говорит, где какой вид топлива получается от мазута до керосина.

Из рубрики «Это интересно»:

Раньше в топливо добавляли красители для того, чтобы их можно было отличить. Сейчас, по цвету, они не отличаются, но они всё также отличаются содержанием октана.

Чем выше процентное содержание октана в бензине, тем выше его детонационная стойкость, т.е. устойчивость к взрыву при сжатии. Получают октан из нефти в результате реакции разложения основного составляющего нефть предельного углеводорода- гексадекана. А знаете ли вы, откуда появилось такое название у октана? Как и все углеводороды, он получил своё название от греческих числительных. Сколько атомов углерода в углеводороде, такое и числительное в корне названия, и плюс суффикс ан.

Показываtn слайд с греческими числительными и формулами предельных углеводородов. Оказывается слова октан и октябрь это однокоренные слова, и происходят они от греческого числительного восемь- окт. Ведь раньше в году было только 10 месяцев и октябрь был восьмым, ноябрь -9, а декабрь 10, но после того, как Гай Юлий Цезарь ввёл в свою честь июль, а его преемник Октавиан Август ввёл по его примеру месяц в свою честь, месяцев в году стало 12. Но названия менять не стали, поэтому октябрь, ноябрь и декабрь не соответствуют числам в своих названиях.

Ответ учащегося с использованием презентации, обсуждение, уточнение. Самостоятельная работа, с учебником пр.53, найти информацию, что обозначают буквы и цифры на колонне станции, учащиеся получают карточки с марками бензина (Аи-95, Аи-92, Аи-80, Аи-76, Дт)

Работа по слайдам в презентации



Регулятивны, познавательные, знаково-символьные,

коммуникативные УУД


II.    Бензин – основное топливо для двигателей внутреннего сгорания. От его качества зависит работа двигателя, его долговечность, скорость передвижения. Давайте посмотрим, как работает автомобильный двигатель.

Выступление учащегося с сообщением «Бензин: состав и октановое число. Детонация» ( Подшебякина П.) - § 53 (стр.318) 

Личностные, регулятивные, познавательные УУД

III.    Можно ли опытным путем определить качество бензина?

Для этого понадобится бензин марки 95, марганцовка.

В колбу наливам 5 мл бензина, добавляем несколько кристаллов марганцовки или перманганата калия КМnO4.

Запишите, что наблюдали?

Сделайте вывод?

Если бензин окрасился ,значит в составе есть конденсат(вода).

В колбу наливам 10 мл бензина, опускаем в него белую бумагу, достаем и сушим.

Запишите, что наблюдали?

Сделайте вывод?

Если после высыхания лист будет без разводов, значит бензин без вредных присадок.

Бензин капнуть на стекло, начинаем нагревать бензин испаряется,

Запишите, что наблюдали?

Сделайте вывод?

Если на стекле остались белые разводы- бензин высокого качества, если желтые, оранжевые, коричневые – в состав бензина добавлены смолы в высоких концентрациях. Сажа говорит, что в горючем есть бензол.






Учащиеся проводят опыты, записывают наблюдения, делают вывод о качестве бензина. Термическим    крекингом обычно подвергаются высококипящие нефтяные фракции, например

мазут. Бензин, получаемый термическим крекингом, невысокого качества, не стоек при хранении, он легко окисляется, что обусловлено наличием в нём непредельных углеводородов.

Каталитическому  крекингу подвергают дизельную фракцию. При каталитическом крекинге, который осу­ществляется с большой скоростью, получается бензин более высокого качества, чем при термическом крекинге. Это связано с тем, что наряду с реакциями расщепления происходят реакции изомеризации алканов нормального строения.

Кроме того, образуется небольшой процент ароматических углеводородов, улучшающих качество бензина.

Бензин каталитического крекинга более устойчив при хранении, так как в его состав входит значительно меньше непредельных углеводородов по сравнению с бензином термического крекинга.

Таким образом, высокое качество бензина, получаемого каталитическим крекингом, обеспечивается наличием в его составе разветвленного строения углеводородов и ароматических углеводородов.


Личночтные, познавательны, коммуникативные УУД

IV.    Продукты переработки нефти широко используются, но они создали большие экологические проблемы.

Работа по вопросам: Возможен ли отказ общества от продуктов нефтепереработки?







Сообщение учащих остальные делают пометки.

Личностные,  регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД

V.      Решение задачи: Уравнение разложения гексадеканаи при помощи температуры и катализатора, мы получаем октен и октан.


Учащиеся решают задачу в парах

C16H34= C8H18+ C8H16

Самопроверка по шаблону, обсуждение, корректирование                 



Личностные,  регулятивные, познавательные УУД

VI.              Вывод урока

Учащиеся формулируют вывод урока, указывая на отличительные свойства бензина по маркам

Регулятивные, познавательные УУД

VII.           Закрепление (первичная проверка знаний) – тестирование

Учащиеся проходят тестирование по вариантам

Регулятивные, коммуникативные  УУД

VIII.  Рефлексия: подсчёт баллов (самооценка), самоанализ, взаимооценка, взаимоанализ

Итог урока: 

анализ учителя, выставление оценок


Критерии оценки:

добавления – 1 балл;

сообщение, самостоятельное изучение вопроса – максимальный балл– 5;

проведение эксперимента, указание вывода – 5 баллов;

решение задачи–3 балла;

формулировка выводов урока -  5 баллов;

тестирование–5 баллов.

 Итого максимальное количество баллов – 23  балла  и более

Оценки за урок:

«5» - 19  и более баллов;

«4» -  15 – 18  баллов;   

«3» -  12  – 14 баллов

Познавательные, личночтные УУД









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!