СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока «Окислительно- восстановительные реакции»


8 класс


Дидактическая цель: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Окислительно – восстановительные реакции», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме.


Тип урока: изучения нового материала.


Задачи урока:

1. изучить особенности протекания химических реакций, изучить понятие «окислительно-восстановительные реакции». Научиться расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР методом электронного баланса (предметный результат);

2. продолжить развивать умение работать с лабораторным оборудованием, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат);

3. формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).


Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный.


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная.


Средства обучения: презентация к уроку «Окислительно-восттановительные реакции», проектор и компьютер, учебник ХИМИЯ 8 класс ,автор О.С.Габриелян, дидактические карточки, оценочные листы, программа действий «Расстановка коэффициентов в уравнении реакции методом электронного баланса».


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы

Этап 1. Организационный (1 мин.)

Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, фантазируют.

Личностные

(смыслообразование)


Этап 2. Проверка Д/з(10 мин.)

Разминка (1 мин)

Итак, на прошлых уроках мы с вами изучили основные классы неорганических соединений. Вспомним номенклатуру: у вас на партах лежат дидактические карточки. Я называю координату вещества, а вы - формулу и ее название (приложение №1)


Работа с оценочными листами (2 мин) (приложение №2)

У каждого на парте есть лист оценивания. Подпишите его. Выполните задание №1, назвав предложенные вещества. На выполнение задания – 1 минута.

По истечении времени: из первых букв названий каждого вещества составьте слово, означающее название химического элемента (буква Й = букве И). Должно получиться название «ЦИНК». Оцените себя, поставив в строке «баллы» 1 балл (если получили название элемента) и 0 баллов (если названия элемента не получилось).

Проверка домашнего задания (3 мин)

Пойти к доске и выполнить задание из домашней работы с. 169 зад.4 (1 человек).

Вопрос учителя всему классу: рассказать алгоритм определения степени окисления элементов в веществах и определить С.О. в соединениях SO3, Н3РО4.


Работа с оценочными листами (2 мин).

Выполните задание №2, определив С. О. элементов.

По истечении времени: сумма всех степеней окисления металла должна равняться 11. Оцените себя, поставив в строке «Баллы» 1 балл (если сумма равна 11) и 0 баллов (если сумма не равна 11).


Проверим работу у доски по домашнему заданию (2 мин).

Фронтально с места учащиеся отвечают на вопросы учителя, давая название вещества ( не более 10 формул).







Каждая ученица выполняет в течение 1 минуты задание №1 в оценочном листе и оценивает себя.














1 ученица выполняет задание из домашней работы.



В это время весь класс + 1 ученица на доске на конкретном примере вспоминают алгоритм определения степени окисления элементов в веществах.


Каждая ученица выполняет в течение 2 минут задание №2 в оценочном листе и оценивает себя.









Ученица объясняет выполнение домашней работы.




Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)



Дидактические карточки с формулами неорганических веществ.






Оценочный лист
















Учебник «Химия 8 класс» стр.169 задача №4


Этап 3. Этап подготовки учащихся к активной познавательной деятельности (1 мин.)

3агадка (Слайды №1,2)

Два антипода пáрою

ходят –

Первый теряет, второй

находит,

Ролью меняясь при этом

порой.

Кто же из них первый

и кто же второй?

(окислитель и восстановитель)


Ученики фронтально, поднимая руки, отвечают на поставленный вопрос.

Затем учащиеся сами формулируют тему урока (Слайд№2).



Личностные

(смыслообразование)


Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)


Регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция)

Презентация к уроку

Этап 4. Этап изучения нового материала (15 мин.)

Лабораторный опыт (7 мин) (Слайд№3)

Используя знания и правила ТБ проведите реакции взаимодействия:

а) сульфата меди (II) и гидроксида натрия;

б) сульфата меди (II) и железа(железный гвоздь).

Написать на доске реакцию а) и расставить степени окисления элементов– 1 чел;

Написать на доске реакцию б) и расставить степени окисления элементов– 1 чел.

Вопрос всему классу:

  1. чем отличаются эти две реакции???

  2. Что же по вашему такое «Окислительно –восстановительные реакции»?


Записать в тетрадь определение ОВР.




Работа с оценочными листами (2 мин)

Выполните задание №3, определив окислительно – восстановительную реакцию и подчеркнув ее одной линией.

Это задание оценивает сам учитель, когда будет проверять листы оценивания.

Объяснение нового элемента (6 мин)

Программа действий

«Расстановка коэффициентов в уравнении реакции методом электронного баланса» (приложение №3)



Ученицы проделывают несложные опыты а) и б).






Две ученицы на доске пишут уравнения реакций а) и б) и расставляют С.О.




Ответ учеников:

  1. в реакции с железом элементы изменяют степени окисления;

  2. Это реакции, протекающие с изменением степени окисления элементов.

Записывают определение в тетрадь: ОВР – это такие реакции, которые протекают с изменением степеней окисления элементов».



Каждая ученица выполняет в течение 2 минут задание №3 в оценочном листе.






Слушают объяснение учителя и записывают в тетрадь программу действий на конкретном примере.


Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)


Коммуникативные (определение способов взаимодействия)


Регулятивные (прогнозирование, коррекция)





















Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)





























Лист оценивания








Программа действий

«Расстановка коэффициентов в уравнении реакции методом электронного баланса»

Этап 5. Этап проверки правильности нового учебного материала ( 5 мин.)

Работа у доски (5 мин)

Учитель предлагает на примере уравнения реакции разложения хлората калия расставить коэф-ты методом электронного баланса. 1 ученица работает у доски.










KClO3  KCl + O2

1 ученица на доске, все остальные в тетрадях составляют электронный баланс к уравнению.




.


Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)

Регулятивные (прогнозирование, коррекция, самооценка)



Этап 6. Первичное закрепление ( 9 мин.)

Работа с оценочными листами (2 мин)

Выполните задание №4, определив окислитель и восстановитель в электронном балансе.

Проверяем задание и ученики ставят 1 балл (если все верно) и 0 баллов – если ошибка.


Заслушивание докладов (5 мин)

Приглашаются две ученицы, заранее дома подготовившие доклады на тему «Значение ОВР в природе и жизни человека» (приложение№4).


Работа с оценочными листами (2 мин).

Выполните задание №5, ответив на вопрос: «Приведите по одному примеру отрицательного и положительного значения ОВР в жизнедеятельности человека».

Выполнение этого задания оценивает учитель.


Каждая ученица выполняет в течение 2 минут задание №4 в оценочном листе и оценивает себя.







Выступление двух учениц по теме доклада.





Каждая ученица выполняет в течение 2 минут задание №5 в оценочном листе.





Этап 7. Домашнеее задание ( 1мин.)

Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание (параграф 43, стр. 152 №7, задача 1)

Записывают домашнее задание в тетрадь.




Этап 8. Подведение итогов.(2 мин.)

Оценивает работу учеников (не менее 5-7 отметок за урок):

-1 чел. - за домашнее задание у доски;

- 1 чел. – за алгоритм определения С.О.;

- 2 чел. – за реакции ОВР (на 4 этапе урока);

- 1 чел. – за реакцию разложения хлората калия (на 5 этапе урока);

- 2 чел. – за доклады.

Собирает оценочные листы у класса на проверку.


Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)



Этап 9. Рефлексия (1 мин.)

Вопрос классу: ваши личные достижения за урок?

Благодарит за урок!

Фронтально отвечают на поставленный вопрос.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)




Приложение 1

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

1

HCI

СO2

Mg

NaOH

CuO

CuSO4

НNО3

2

Na2O

Fе(ОН)3

АI2О3

Н2O

Na

C

P2O5

3

Fe

АgNО3

Cu(OH)2

P

СаО

H2SiO3

CI2

4

CuCI2

Ca

NaCI

СаСО3

Н2

ZnO

Cu

5

З

K2S

S

Zn

Na2SO4

O2

АI(ОН)3

6

N2

H3PO4

SO2

FeO

H2CO3

ЗРО4

2СОЗ

7

Mg(NO3)2

MgO

H2S

H24

BaCI2

KOH

Fe2O3

8

Zn(OH)2

Si

Са(ОН)2

Mg(OH)2

FeS

NaAlO2

H2SO3








































Приложение №2


Оценочный лист к уроку «Окислительно – восстановительные реакции» 8 класс

1 вариант

Класс_______


Фамилия, имя_____________________________


Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Назовите формулы веществ:

Определите степени окисления элементов:

Расставьте степени окисления элементов и подчеркните с помощью линейки и ручки уравнение окислительно-восстановительной реакции:

Укажите окислитель и восстановитель в схеме электронного баланса:

Приведите по одному примеру отрицательного и положительного значения ОВР в жизнедеятельности человека


1.Na2ZnO2 - …

2.CuI2 - …..

3.Fe(NO3)3 - ….

4.CaCO3 - ………


CrO


Cr2O3


H2CrO4


CaCO3→ CaO + CO2


2H2 + O2 →2H2O

+5e

Mn +7 → Mn+²

-1e

Fe+² → Fe+³


баллы




баллы

оценивает учитель

баллы

оценивает учитель



Оценочный лист к уроку «Окислительно – восстановительные реакции» 8 класс

2 вариант

Класс_______


Фамилия, имя_____________________________


Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Назовите формулы веществ:

Определите степени окисления элементов:

Расставьте степени окисления элементов и подчеркните с помощью линейки и ручки уравнение окислительно-восстановительной реакции:

Укажите окислитель и восстановитель в схеме электронного баланса:

Приведите по одному примеру отрицательного и положительного значения ОВР в жизнедеятельности человека


1.К2ZnO2 - …

2.MgI2 - …..

3.Ca(NO3)3 - ….

4.Li2CO3 - ………


MnO


MnCl2


HMnO4


ZnSO3→ ZnO + SO2


Cl2 + H2 →2HCl

+3e

Cr +6 → Cr+³


+6e

S-² → S+4


баллы




баллы

оценивает учитель

баллы

оценивает учитель



Приложение №3

Программа действий «Расстановка коэффициентов в уравнении реакции методом электронного баланса»

Последовательность действий

Пример

  1. Записать уравнение реакции.





  1. Определить степени окисления элементов.






  1. Выписать те элементы (или простые вещества), которые изменили степени окисления. Простые вещества записываются в балансе так, как они записаны в уравнении реакции.







  1. Над стрелкой перехода записать количество отданных и принятых электронов для атомов.






  1. Выписать за вертикальной линией числа, соответствующие количеству электронов.







  1. Сократить числа.






  1. Уравнять число отданных и принятых электронов.






  1. Указать окислитель и восстановитель.







  1. Указать процессы окисления и восстановления.









Приложение №4

Значение ОВР в природе и жизни человека.

Окислительно-восстановительные реакции сопровождают многие процессы, осуществляемые в промышленности и в различных сферах быта: горение газа в газовой плите, приготовление пищи, стирка, чистка предметов домашнего обихода, изготовление обуви, парфюмерных, текстильных изделий. Зажигаем ли мы спичку, горят ли в небе причудливые фейерверки – все это окислительно-восстановительные процессы. Для целей отбеливания и дезинфекции пользуются окислительными свойствами таких наиболее известных средств, как пероксид водорода, перманганат калия, хлор и хлорная, или белильная, известь. Если требуется окислить с поверхности изделия какое-либо легко разрушающееся вещество, применяют пероксид водорода. Он служит для отбеливания шелка, перьев, меха. С его помощью также реставрируют старинные картины. Ввиду безвредности для организма пероксид водорода применяют в пищевой отрасли промышленности для отбеливания шоколада, рубцов и оболочек в производстве сосисок.
Дезинфицирующее действие перманганата калия тоже основано на его окислительных свойствах.

Хлор как сильный окислитель используют для стерилизации чистой воды и обеззараживания сточных вод. Хлор разрушает многие краски, на чем основано его применение при белении бумаги и тканей. Хлорная, или белильная, известь – это один из самых распространенных окислителей как в быту, так и в производственных масштабах.

В природе окислительно-восстановительные реакции чрезвычайно распространены. Они играют большую роль в биохимических процессах: дыхании, обмене веществ, нервной деятельности человека и животных. Проявление различных жизненных функций организма связано с затратой энергии, которую наш организм получает из пищи в результате окислительно-восстановительных реакций.

Примеры последствий и статистика коррозии

Коррозия – это окислительно-восстановительная реакция, протекающая под воздействием внешней среды и приводящая к разрушению металла.

Статистические данные последствий коррозии, экономического и экологического ущерба напоминают о серьезности данной проблемы. Итак, американцы ежегодно тратят на борьбу с такими негативными процессами и последствиями от них более трех процентов от объемов внутреннего валового продукта, ущерб германской экономики от коррозии также приближается в этой цифре. Впрочем, если это одни из наиболее продвинутых стран в вопросе борьбы с данной бедой, то можно представить, что творится в остальном мире. Потеря массовой доли металла, вместе с теми деталями, которые становятся из-за коррозии более неработоспособными, ежегодно составляет от одной до двух десятых частей произведенной стали.  

Типичными примерами опасных последствий коррозионного поражения металлических конструкций являются аварии металлических мостов, повреждения деталей автомобилей, разрушение архитектурных памятников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!