Математика 6 класс по УМК С.М.Никольский, М.К. Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин
Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/ УУД | Оценивание/ формы контроля | Результат |
I этап: организационный момент, мотивация – 1 мин |
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности на уроке, определить содержательные рамки урока | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. -Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас на уроке. Эпиграф «Вы – талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению». (Жан Жак Руссо) - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского писателя и философа Жан Жака Руссо. Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность. Повторите, пожалуйста, за мной: Я хороший, я все знаю, я все умею, я буду стараться, у меня все получится. Объяснение работы с листом. | Включаются в учебную деятельность Повторяют за учителем Изучают листы самооценки, вписывают свое ФИ и ФИ одноклассника | Личностные: проявлять интерес к изучению темы, интерес к учебной деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. | Самоконтроль, словесное поощрение учителя. | Внутренняя и внешняя готовность обучающихся к учебной деятельности на уроке. |
II этап: актуализация знаний, проверка домашнего задания - 6 мин |
Актуализировать изученные способы действий, активизировать мыслительные операции; зафиксировать затруднения | Организует деятельность по актуализации фиксации индивидуального затруднения Проверяется домашнее задание. 1. Просит вспомнить, какими знаками обозначается доход, расход, проигрыш, выигрыш. Просит обсудить в парах ход решения и заполнить таблицу. Работа в паре. На столах лежат карточки, где записан доход и расход. Давайте вспомним – каким знаком вы обозначаете выигрыш, доход? А каким знаком проигрыш, расход? Обсудите в паре ход решения и заполните таблицу. Объясняет, как заполнить пункт 1 в листе самооценки. | Взаимопроверка тетрадей с домашним заданием. Вспоминают, какими знаками обозначают выигрыш, доход, проигрыш, расход. Обсуждают в парах ход заполнения таблицы. Заполняют ее в зависимости от своего понимания. Один из участников заполняет таблицу у доски, другие проверяют и, если возникли затруднения, дополняют ее. Оценивают в листе самооценки себя и одноклассника. | Личностные: стремление к приобретению новых знаний и умений. Коммуникативные: уметь сотрудничать в паре, использовать в общении правила вежливости; находить общее решение; уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно и с помощью учителя. | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | Актуализация изученных способов действия; выполнение пробного учебного действия, фиксация затруднений. |
III этап: постановка цели и задач урока – 2 мин |
Сформулировать цели урока | Попробуйте сформулировать тему и задачи урока. Формулировка задач: Познакомиться с правилом сложения отрицательных чисел. Познакомиться с правилом сложения чисел с разными знаками. Научиться записывать такие суммы. Открываем тетради, записываем тему урока | Проблема: не знаем, как правильно записывать сложение отрицательных чисел и сложение чисел с разными знаками. Формулируют тему, цель и задачи урока. | Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Взаимоконтроль. | Постановка целей урока, задач урока |
IV этап: планирование действий по достижению цели - 4 мин |
Сформировать план по достижению цели | Ребята, как легче справиться с какой –то проблемой: в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? Проводится обсуждение, как достичь цели урока, как решить проблему. Продолжаем оценивать себя и товарища. | Выясняют, в каком месте возникло затруднение, почему оно возникло. Проговаривают причину затруднения. Оценивают в листе самооценки себя и одноклассника. | Личностные: проявлять интерес к изучению темы, интерес к учебной деятельности. Регулятивные: уметь составлять план решения проблемы. Коммуникативные: уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | План по достижению цели сформирован |
V этап: первичное усвоение нового материала – 7 мин |
Организовать получение новых знаний каждым обучающимся | Ребята, давайте попытаемся сформулировать правила, посмотрев на готовые примеры. Отбор правильно сформулированного правила. А теперь проверим с помощью учебника (стр.52-53). На экране показаны правила, но формулировка изменена. Посмотрите, пожалуйста, правильные даны формулировки правил? Запишем правила из учебника в тетрадь | С помощью примеров учащиеся пытаются сформулировать правила. Проверка правил с помощью учебника. Анализируют, сравнивают и находят ошибки в формулировании правил. Запись правил в тетрадь. | Личностные: стремление к приобретению новых знаний и умений. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных). | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | Правила сформулированы, отработана формулировка правил |
VI этап: первичное проверка понимания - 6 мин |
Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся задания; организовать общую проверку задания | 1. Задание «Исправление ошибок в примерах», работа в группах по 4 человека. Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли он правильно сделал. Вы поможете мне это сделать? Сейчас своей группой вы проверяете примеры, потом кто – то один доказывает, правильно или неправильно решены примеры. -12+5 =7 47+(-35) =8 34+(-49) =-15 -53+19 = -34 -11+18=7 -41+32=9 2.Заполнение таблицы (продолжение) Вернемся к нашей таблице доходов и расходов и заполните ее до конца. 3.Заполнение листа самооценки | Работа в группах. Один человек от группы доказывает верен пример или нет. Один из учащихся доделывает таблицу. Оценивают в листе самооценки себя и одноклассника. | Личностные: понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки; уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Самоконтроль. | Систематизация учебного материала, составление конспекта. Развитие творческих способностей учащихся. |
Физминутка (музыкальная) 2мин | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся (общая гимнастика). | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
VII этап: выполнение заданий на закрепление - 8 мин |
Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону | Решение примеров у доски с комментированием (сначала учитель, потом дети) №253(1,2 ст), №256(1,2 ст), №259 (выполнение за доской двумя учащимися) – общая проверка | Решают совместно, учитывают свои ошибки при сверке с доской. | Личностные: проявлять интерес к изучению темы, интерес к учебной деятельности. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; оценивать работу, исправлять и объяснять ошибки. Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке. | Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль. | Определение уровня усвоения нового способа действий. |
VIII этап: контроль усвоения – 4 мин |
Проверить понимание изучаемого материала | Предлагается игра «Угадай слово». Ключевое слово «Брахмагупта». Чтение исторической справки: Брахмагупта – индийский математик, жил в 7 веке. Он представлял положительное число как «имущество», а отрицательные числа как «долги». И излагал правила сложения так: - сумма двух «имуществ» есть «имущество»; - сумма двух «долгов» есть «долг»; - сумма «имущества» и «долга» равна их разности. Объяснение заполнения пункта 6. | Решают примеры и угадывают слово. Читают историческую справку. Заполняют п.6. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке. | Внешний контроль | |
IХ этап: информация о домашнем задании – 1 мин |
Обсудить и записать домашнее задание | №253(3 ст), №254(3 ст), №260(1 ст) СПАСИБО всем за урок! | Воспринимают информацию, записывают в дневники домашнее задание. | | Внешний контроль, самоконтроль. | Закрепление полученных знаний. |
Х этап: рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока - 1 мин |
Организовать рефлексию и самооценку обучающихся | Организует рефлексию и самооценку. Ребята, оцените свою работу, заполнив в листе самооценки пункт 7. Напоминаю, что ваша классная работа будет проверена, самым активным сегодня на уроке оценки идут в журнал (перечислить фамилии). | Учащиеся соотносят цель учебной деятельности и её результаты, фиксируют степень её соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели и намечают цели дальнейшей деятельности. Делают выводы по листу самооценки | Личностные: осознание собственных достижений при освоении темы. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. | Самоконтроль. | Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности. |