ФИО учителя: Маркова А. А.
УМК В.В. Пасечник. Биология 5 класс
Место и роль урока в изучаемой теме: тема "Лишайники " изучается после темы "Водоросли".
Цель: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий.
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Орг. момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствуют учителя, определяют готовность к уроку | Вступительное слово. (Слайд №1) Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. А сейчас проверь, дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» – Здравствуйте, ребята. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса(Слайд№2) | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Познавательные слушают учителя. Регулятивная: демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | | |
2 | Проверка домашнего задания | Проверить наличие выполненного домашнего задания | Готовят печатные тетради к проверке. | Проходит по рядам и просматривает у учащихся выполненное домашнее задание | | | |
3 | Мотивация. | Демонстрация видеоролика о лишайнике на слайде | Смотрят видеоролик, готовятся к ответу Отвечают на вопросы в тетради | Для того, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке, я предлагаю вам совершить путешествие на сверхзвуковом лайнере. Все готовы к путешествию? Да. И так отправляемся в путешествие. Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта Гимназии №5 и через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту «Сказочный лес». Посмотрите внимательно на экран. (Слайд 3) -Ребята, с природой какой климатической зоны мы познакомились? (природа северного леса). -Отличается ли фауна и флора северного леса от нашего региона? Чем? (черника, морошка растет, олени, хвойные растения). Хорошо. А что вам показалось необычным Ученик: изучили особенности растений. Животных. Грибов, бактерий, а на последнем слайде мы увидели организм, с которым еще незнакомы.) -А вы хотели бы узнать, что это за организмы? да | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или не успеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: ориентируются в карте урока; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | | |
4 | Определение целей и задач урока. Целеполагание. | Работа в тетради Работа по тексту учебника | Проговаривают цели урока | Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока. А поможет нам узнать больше о лишайнике багаж знаний, который мы возьмём с собой в дальнейшее путешествие. Для этого сейчас мы отправляемся в аэропорт «Легенда». (Слайд№4) Послушайте внимательно о чем пойдет речь. Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти. Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба. (СЛАЙД№5) – Манна, манна! С неба падает манна! Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки. -Что же спасло народ от голодной смерти в пустыне? -Для этого поработаем с дополнительной литературой (на столах у вас лежит) найдите объяснение термину «Манна небесная». Какую информацию вы узнали? - Что же бросились собирать люди? (лишайники) | Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | | |
5 | Физ.минутка | Организуется для снятия напряжения в глазах, мышцах у учащихся. | Под музыку выполняют действия, упражнения. | | | | |
6 | Практическая работа Работа в группах | Организуется для учащихся ситуации успешности. Выполняют под музыку | учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. читают, заполняют таблицу в тетради Отчет представителей каждой группы. | Для более эффективного изучения отдела лишайники я предлагаю вам поработать в группах. Работа в группах по заданию учителя. 1 группа – строение лишайника, 2 группа – питание лишайника, значение 3 группа – размножение и рост лишайника. | Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме о новых понятиях; умеют извлечь существенную информацию из разных источников (материала учебника, электронного приложения) Коммуникативные: работают в группах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениям Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Работа в группах | |
7 | Обобщение полученных на уроке сведений | Продумать свое выступление, рассказать товарищу и выслушать его. | находят необходимую информацию читают, заполняют таблицу в технологической карте урока, сверяют с эталоном на слайде, исправляют ошибки отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение | Мы отправляемся в аэропорт “Проверочный”, предлагаю вам выполнить тест “Лишайники”(Слайд6) – А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу и оценить себя. Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «–». Верно ли суждение? (задание на слайде) Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку. (Слайд 14) 1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) + Поставьте себе оценку за выполненную работу: если все задания выполнены верно – «5»; если 1 ошибка – «4»; если 2 ошибки – «3»; если 3 и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал. Объявление своих результатов учащимися | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Самооценка знаний обучающихся Выполняют тест. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Индивид. выступление. | |
8 | Рефлексия | Проговорить полученную информацию с урока; сделать вывод. | Выставляют оценки в дневник. Записывают домашнее задание по выбору: если оценка «4» или «5» - то творческое задание; оценка «3» - проработать материал ещё раз. | Какая проблема была сформулирована в начале нашего урока? Вы достигли решения той проблемы, которая была поставлена в начале урока? (использование методики незаконченных предложений) (Слайд №7 ) – Ребята я Вас попрошу закончить следующие предложения: Я узнал.. Я умею… У меня есть вопросы.. Самооценка знаний обучающихся | Личностные Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. | | |
9 | Домашнее задание | | Записывают задание в дневник, выставляют оценки | Демонстрирует слайд №8 с дифференцированным домашним заданием. Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу. (СЛАЙД №9 ) Спасибо всем за внимание. | | | |