СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта конструирования урока


Студент: Самаркин Никита Евгеньевич

Предмет


История России

Класс


9


Тема урока




Александр III: особенности внутренней политики

Тип урока


комбинированный

Цели урока



Цель урока: сформировать у учащихся представление о характере внутренней

политике Александра III и понять, чем это было обусловлено.


Задачи урока



1. Образовательная – показать, что сущность внутренней политики Александра III

является – корректировка реформ предшествующего царствования;

2. Развивающая – развивать навыки составления характеристики исторического

деятеля, способствовать развитию у учащихся аналитического мышления;

3. Воспитательная – продолжать формировать у учащихся уважение к истории

России, к выдающимся государственным деятелям.


Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

 Объяснять суть процесса индустриализации, называть особенности промышленного переворота в России, перечислять внешние причины, стимулирующие техническую модернизацию

Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра III.

Характеризовать внутреннюю политику Александра III, выделять обстоятельства, оказавшие на неё решающее воздействие.

Излагать различные оценки деятельности императора Александра III, высказывать и аргументировать свою оценку.

Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III



Работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности. Составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи, давать определения понятий; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России, уважительного отношения к историческому наследию; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности


Условия реализации урока


Оборудование

компьютер, карта «Россия в пореформенный период», раздаточный материал (карточки), учебник, тетрадь.


Основные

понятия

контрреформа, рабочее законодательство, реакционная

политика.


Основные

даты

Александра I (1801-1825), Николая I (1825-1855), Александра II (1855-1881), 1881-1894гг.


Персоналии

Александр III, К.П. Победоносцев, И.П. Игнатьев, Д.А. Толстой.

Форма

проведения урока

Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.


План

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний учащихся

3. Повторение пройденного материала.

Задание 1. Карточки с датами.

Назовите события по датам:

 1803 г. – Указ о «Вольных хлебопашцах»;

 1807 г. – Тильзитский мир;

 1812 г., 7 сентября – Бородинское сражение;

 1825 г., 14 декабря – Восстание декабристов;

 1853 – 1856 гг. – Крымская война;

 1861 г., 19 февраля – Отмена крепостного права;

 1864 г. – Земская реформа;

 1874 г. – Военная реформа;

 1877 – 1878 гг. – Русско-турецкая война.

Задание 2. Карточки (Портреты представителей династии Романовых)

Назовите царей правивших в XIX веке:

 Павел (1796 – 1801 гг.)

 Александр I (1801 – 1825 гг.)


 Николай I (1825 – 1855 гг.)

 Александр II (1855 – 1881 гг.)

 Александр III (1881 – 1894 гг.)

Задание 3. Определите о каком историческом деятеле идет речь:

Александр I

Был старшим сыном в семье, его воспитанием больше занималась бабушка, она

возлагала на него особые надежды. Первые годы его деятельности оценены А. С.

Пушкиным как «прекрасные». А о последних же поэт писал: «Властитель слабый и

лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой». Стремился жить

вне столицы, видимо, потому, что чувствовал здесь влияние высших бюрократических

сфер, а так же помня заговор против своего отца и ту легкость, с какой он совершился.

М. М. Сперанский

О ком говорил французский император, обращаясь к Александру I: «Неугодно ли вам

будет, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство?»

Николай I

Какой русский император на жалобу Кавказского наместника на расстроенные нервы

супруги, ответил: «Нервы? – У императрицы тоже были нервы. Но я сказал, что бы

никаких нервов не было, и их не стало».

А. А. Аракчеев

Характеризуя этого человека, его наделяют отрицательными качествами: жестокость,

беспощадность, тщеславие, льстивость. Возвышение началось при Павле I с поста

командира гатчинской артиллерии, а при Александре I он стал графом и сосредоточил в

своих руках огромную власть. Именно он был инициатором печально знаменитых

военных поселений.

Александр II

Этот человек получил прекрасное образование – среди его учителей были В. А.

Жуковский и М.М.Сперанский. Вступил на престол в трудных условиях - Россия

проигрывала в войне. Был страстным охотником, не мог пройти мимо «Записок

охотника» И. С. Тургенева, об этой книге он говорил позднее, что именно она стала тем

фактором, который показал ему необходимость отмены крепостного права.

М. Т. Лорис-

Меликов

Был военным человеком, и большая часть его службы прошла на Кавказе, где он показал

себя прекрасным военным специалистом. В 1879 году стал губернатором в Харькове.

Его политику называли «диктатурой сердца», «политикой лисьего хвоста и волчьей

пасти». Став министром внутренних дел, предложил проект, получивший название

«Конституция». Проект был одобрен Александром II, но не утвержден.

4. Изучение нового материала

1. Учащиеся записывают тему урока и эпиграф:

«…с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны

утверждать и охранять…»

2. Сообщение ученика: «Личность Александра III»

Учитель: 29 апреля 1881 года вышел Манифест о незыблемости самодержавия. «Я

никогда не допущу ограничений самодержавной власти, которую нахожу нужной и

полезной для России»

А) отставки, новые назначения политика Александра III – контрреформы;

Б) контрреформы – реакционные преобразования, проведенные в 80х – начале 90х

гг. XIX в. в России Александром III по пересмотру итогов реформ 1860 – 70 гг.;

В) задачи – стабилизация, спокойствие страны.

3. Класс делится на 4 группы, получают задания: ознакомиться с реформами,

выделить основные их положения:

1 группа – Судебная реформа;

2 группа – Реформа в области просвещения;

3 группа – Земская реформа;

4 группа – Национальная и религиозная политика.

4. В ходе выступления групп, учащиеся заполняют таблицу «Внутренняя политика

Александра III»

Дата

Реформа

Основные положения

5. Учитель подводит учащихся к выводу, который они должны сделать сами:

Правление Александра III получило название эпохи контрреформ. Все

мероприятия, проводимые правительством, вели к пересмотру достижений предыдущего

периода по наиболее важным отраслям жизни российского общества: земскому и

городскому самоуправлению, судебной власти, образованию и печати.

5. Закрепление нового материала. тест.

1. Какой государственный деятель был сторонником сохранения самодержавия в

России?

а) К.П. Победоносцев;

б) С.Ю. Витте;

в) И.В. Гурко;

г) Д.А. Милютин.

2. Что такое индустриализация?

а) процесс создания крупного машинного производства;

б) процесс формирования политических партий;

в) изменение в структуре государственной власти.

3. Что НЕ предусматривало «Положение о земских участковых начальниках» 1889

года?

а) земское управление как низовую ячейку власти;

б) усиление роли дворянства;

в) упразднение мирового суда;

г) независимость сельских сходов.

6. Подведение итогов урока.

Выставляются оценки учащимся. Комментарии к ответам.

VI. Домашнее задание:

1. пар. 29 – 30, пересказ;

2. изучить документы и ответить на вопросы к ним;

3. выучить термины;

4. подготовить индивидуальные сообщения: «С.Ю. Витте», «Н.Х. Бунге», «И.А.

Вышнеградский.


7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

сегодня я узнал…

меня удивило…

было трудно…

мне захотелось…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!