СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить чувствовать ритм и рифму? Урок - творческая мастерская "Цех поэтов" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока развития речи в 5 классе


1. Мотивация

- Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведём вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным.

Мы сегодня будем работать в группах, поэтому необходимо вспомнить правила (зачитывают правила со слайда)

У каждого в группе есть лист самооценки. Подпишите листы и, если вы принимаете правила, отметьте + 1 этап в строке Включение в урок.

1 слайд



2 слайд

2.

Актуализация и пробное учебное действие

Чтение учителем стихотворения:

Качались на одной волне

Слова и звуки,

Но очень трудно было мне

Поймать их в руки.


А ловкий лирик расставлял

По строчкам рифмы,

Он мне покоя не давал

И правил ритмы.


Но зажигал слова огнём

И грустью мучил

Совсем не венчанный с пером

Судьбой везучей.


Чудак, и сам не зная как,

Мне путал мысли

И наперёд мой каждый шаг

И вздох исчислил.


Я душу всю ему отдам

И не растрачу.

Меня навек он сделал сам

Других богаче.

- О чём будет наш урок?

- На какие слова обратили внимание?

- О чём мы будем говорить?

- Чем заниматься?


3 слайд

3.

Выявление места и причины затруднения

- Попробуйте вставить вместо точек слово. (стихи)

Учитель читает стихотворение Ахматовой:

Мне ни к чему одические рати,

И прелесть элегических затей,

По мне, в стихах должно быть

Всё некстати,

Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как жёлтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

- Анна Ахматова принадлежала к цеху поэтов, поэтическая индивидуальность начала 20 века.

- Приглашаю вас в Цех поэтов, в творческую мастерскую. Чтобы создать атмосферу творчества – задание-разминка – сложить стихи (выдаются конверты с разрезанными строчками стихотворения)

-Проверьте себя и оцените 2 этап в листе самооценки.


4 слайд
















5 слайд



6 слайд

Физкультминутка

- Чтобы творчеством заняться,

Надо всем сейчас размяться:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать ,

А потом себя обнять.

Шесть – на место тихо сесть!

3 тап в листе самооценки +

7 слайд

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Какова будет цель нашей учебной деятельности?

- Чему будем учиться?

- о чём пойдёт разговор?

- Вы умеете отличать прозаическую речь от стихотворной?

- А вы знаете приёмы создания художественной выразительности?


5.

Повторение понятий для закрепления

4 этап. Теоретический. Повторим понятия перед практической частью работы в группах.

- Что такое ритм?

- Что такое рифма?

- Что такое строфа?

Задания группам по теории

1 группа: Определить ритмический рисунок стихотворения И.А.Бунина «Бушует полая вода.

2 группа: Определить рифмовку в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенние воды»

3 группа: Определить строфику стихотворения С.А.Есенина «Весенний вечер»

4 группа готовит сообщение о мужских и женских рифмах на примере стихотворения А.Фета «Весенний дождь», используя словарную статью о рифмах.

Оцените + в листах самооценки себя и группу

8 слайд

9 слайд

10слайд

11 слайд

6.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта



Задания группам: Исследование художественной выразительности.

- Представьте, нарисуйте словами картину к своему стихотворению. Для этого выделите предметный ряд и эпитеты (текстовыделителем, который есть у каждой группы)


12 слайд

7.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Почему предметный ряд в каждой группе похож? (ученики отвечают: тема общая: о весне)

- Почему другие приёмы выразительности не совпадают? (ученики отмечают: авторы разные, каждый индивидуален) (учитель дополняет: каждый автор индивидуален, и в этом мастерство поэта при создании художественного образа)

5 этап оцените свою деятельность и группы +

12 слайд

8.

Самостоятельная творческая работа

- Попробуем создать поэтическое творение по заданным рифмам. Такая игра называется буриме.

Каждая группа получает пакет, где каждому есть задание. Попробуйте сочинить четверостишье о весне.

(ученики работают)

Учитель зачитывает шуточный экспромт:

Шуточный экспромт


Сегодня в нашем шумном классе

Дух поэтический витал,

Есенин, Бунин, Тютчев с Фетом

Нам здесь свои стихи читал!


Никто не видел, но, наверно,

Присела Муза в уголке.

Наверняка, её улыбка

Сияла где-то вдалеке…


Казалось, мы близки к разгадке,

Постигли тайны ремесла…

Я вдруг увидела в тетрадке –

Что нет стиха! Одни слова…


И просто складно получилось,

Я просто в рифму говорю,

А Муза тихо удалилась,

И я одна теперь стою…

Ученики зачитывают получившиеся стихи.

Оцените себя и группу в листе самооценки


9

Включение в систему знаний и повторени

- Какая рифмовка у 1 группы? Покажите на доске.

- Какая рифмовка у второй группы? Покажите на доске.

- Какая рифмовка у третьей группы? Покажите на доске.

- Какая рифмовка у четвёртой группы? Покажите

на доске.

- Понравилась работа?

- Оформите поэтический листок своими стихами, украсьте рисунками и наклейками.

- Оцените себя. Поставьте отметку «5», «4», «3» в листах самооценки

Работа у доски






Слайд 13


10

Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке?

- какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Кого из группы вы выделите?

- Прикрепите свои получившиеся стихи на зелёном листочке на доску, вложите все остальные материалы в папки- файлы и сдайте на проверку.

Спасибо за урок!

Учитель читает стихотворении А.Фета:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист, эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.











Слайд14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!