1. Мотивация | - Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Я рада нашей сегодняшней встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведём вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Мы сегодня будем работать в группах, поэтому необходимо вспомнить правила (зачитывают правила со слайда) У каждого в группе есть лист самооценки. Подпишите листы и, если вы принимаете правила, отметьте + 1 этап в строке Включение в урок. | 1 слайд 2 слайд |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Чтение учителем стихотворения: Качались на одной волне Слова и звуки, Но очень трудно было мне Поймать их в руки. А ловкий лирик расставлял По строчкам рифмы, Он мне покоя не давал И правил ритмы. Но зажигал слова огнём И грустью мучил Совсем не венчанный с пером Судьбой везучей. Чудак, и сам не зная как, Мне путал мысли И наперёд мой каждый шаг И вздох исчислил. Я душу всю ему отдам – И не растрачу. Меня навек он сделал сам Других богаче. - О чём будет наш урок? - На какие слова обратили внимание? - О чём мы будем говорить? - Чем заниматься? | 3 слайд |
3. Выявление места и причины затруднения | - Попробуйте вставить вместо точек слово. (стихи) Учитель читает стихотворение Ахматовой: Мне ни к чему одические рати, И прелесть элегических затей, По мне, в стихах должно быть Всё некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дёгтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне. - Анна Ахматова принадлежала к цеху поэтов, поэтическая индивидуальность начала 20 века. - Приглашаю вас в Цех поэтов, в творческую мастерскую. Чтобы создать атмосферу творчества – задание-разминка – сложить стихи (выдаются конверты с разрезанными строчками стихотворения) -Проверьте себя и оцените 2 этап в листе самооценки. | 4 слайд 5 слайд 6 слайд |
Физкультминутка | - Чтобы творчеством заняться, Надо всем сейчас размяться: Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать , А потом себя обнять. Шесть – на место тихо сесть! 3 тап в листе самооценки + | 7 слайд |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Какова будет цель нашей учебной деятельности? - Чему будем учиться? - о чём пойдёт разговор? - Вы умеете отличать прозаическую речь от стихотворной? - А вы знаете приёмы создания художественной выразительности? | |
5. Повторение понятий для закрепления | 4 этап. Теоретический. Повторим понятия перед практической частью работы в группах. - Что такое ритм? - Что такое рифма? - Что такое строфа? Задания группам по теории 1 группа: Определить ритмический рисунок стихотворения И.А.Бунина «Бушует полая вода. 2 группа: Определить рифмовку в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенние воды» 3 группа: Определить строфику стихотворения С.А.Есенина «Весенний вечер» 4 группа готовит сообщение о мужских и женских рифмах на примере стихотворения А.Фета «Весенний дождь», используя словарную статью о рифмах. Оцените + в листах самооценки себя и группу | 8 слайд 9 слайд 10слайд 11 слайд |
6. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Задания группам: Исследование художественной выразительности. - Представьте, нарисуйте словами картину к своему стихотворению. Для этого выделите предметный ряд и эпитеты (текстовыделителем, который есть у каждой группы) | 12 слайд |
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | - Почему предметный ряд в каждой группе похож? (ученики отвечают: тема общая: о весне) - Почему другие приёмы выразительности не совпадают? (ученики отмечают: авторы разные, каждый индивидуален) (учитель дополняет: каждый автор индивидуален, и в этом мастерство поэта при создании художественного образа) 5 этап оцените свою деятельность и группы + | 12 слайд |
8. Самостоятельная творческая работа | - Попробуем создать поэтическое творение по заданным рифмам. Такая игра называется буриме. Каждая группа получает пакет, где каждому есть задание. Попробуйте сочинить четверостишье о весне. (ученики работают) Учитель зачитывает шуточный экспромт: Шуточный экспромт Сегодня в нашем шумном классе Дух поэтический витал, Есенин, Бунин, Тютчев с Фетом Нам здесь свои стихи читал! Никто не видел, но, наверно, Присела Муза в уголке. Наверняка, её улыбка Сияла где-то вдалеке… Казалось, мы близки к разгадке, Постигли тайны ремесла… Я вдруг увидела в тетрадке – Что нет стиха! Одни слова… И просто складно получилось, Я просто в рифму говорю, А Муза тихо удалилась, И я одна теперь стою… Ученики зачитывают получившиеся стихи. Оцените себя и группу в листе самооценки | |
9 Включение в систему знаний и повторени | - Какая рифмовка у 1 группы? Покажите на доске. - Какая рифмовка у второй группы? Покажите на доске. - Какая рифмовка у третьей группы? Покажите на доске. - Какая рифмовка у четвёртой группы? Покажите на доске. - Понравилась работа? - Оформите поэтический листок своими стихами, украсьте рисунками и наклейками. - Оцените себя. Поставьте отметку «5», «4», «3» в листах самооценки | Работа у доски Слайд 13 |
10 Рефлексия учебной деятельности | - Что нового узнали на уроке? - какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Кого из группы вы выделите? - Прикрепите свои получившиеся стихи на зелёном листочке на доску, вложите все остальные материалы в папки- файлы и сдайте на проверку. Спасибо за урок! Учитель читает стихотворении А.Фета: Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и берёзы, Эти капли – эти слёзы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист, эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – весна. | Слайд14 |