СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Простое и сложное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тип урока: «изучение нового материала 

Цель урока: формирование представлений о простом и сложном предложениях.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Узнать, что такое простое и сложное предложения.
  2. Научиться различать простое и сложное предложения, находить главные члены предложения, расставлять знаки препинания.

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Простое и сложное предложение"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА


Тема урока «Простое и сложное предложения»


Тип урока: «открытие» нового знания.


Цель урока: формирование представлений о простом и сложном предложениях.


Задачи урока:


Дидактические:

  1. Узнать, что такое простое и сложное предложения.

  2. Научиться различать простое и сложное предложения, находить главные члены предложения, расставлять знаки препинания.


Развивающие:

  1. Развивать концентрацию внимания.

  2. Развивать умение контролировать и корректировать свою деятельность посредством выполнения самостоятельных упражнений.


Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к новому материалу за счёт самостоятельного разрешения проблемных ситуаций.

  2. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к учебнику.


Оборудование:УМК «Школа России»,  Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 3 класс 1 часть, стр.31 – 33, учебная презентация, конверты.


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивноеоборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Приветствует учащихся;

2. Проверяет готовность учащихся к уроку;

- Вспомним правила посадки за партой, как правильно должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку. Теперь откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

1. Приветствуют учителя

2. Показывают готовность к уроку

3. Записывают число, «Классная работа»

М: личностное включение в учебную деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический: решение грамматико-орфографических задач; Словесный: учебный диалог; Проблемный: выполнение пробного задания, анализ материала

1. Установка на повторение раннее изученного материала.

- Ребята, мы с вами начнём урок с загадки. Послушайте её внимательно.

Оно состоит из слов.

Оно выражает законченную мысль.

Первое слово в нём всегда пишется с заглавной буквы, а в конце ставится нужный знак препинания.

- Догадались?

- Повторим с вами всё, что мы знаем о предложении.

- По какому признаку предложения делятся на повествовательное, вопросительное и побудительное?

- По какому признаку предложения делятся на восклицательное и невосклицательное?

- Как мы с вами можем понять, что перед нами предложение распространенное или нераспространенное?



- Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите?

Зайцы питаются.

Солнце светит.

Ребята пришли.

Набежала туча.

- Сейчас я вам предлагаю прочитать эти предложения и выделить их грамматическую основу.

Зайцы питаются.


Солнце светит.


Ребята пришли.


Набежала туча.


- Какие это предложения? По цели высказывания?

- По цели высказывания?

- По наличию второстепенных членов предложения?

- Хорошо, молодцы.

- С соседом по парте дополните, пожалуйста, предложения второстепенными членами предложения.

1. Участвуют в диалоге.

2. Отгадывают загадку.





- Предложение




- По цели высказывания


- По интонации


- По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

- На слайде мы видим предложения





Зайцы питаются.


Солнце светит.


Ребята пришли.


Набежала туча.



- Повествовательные

- Невосклицательные

- Нераспространённые

- Серые зайцы питаются капустой.

Яркое солнце светит летом. Ребята пришли в школу.

М: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Наглядный: выведение темы и целей урока; Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог

1. Учитель создаёт проблемную ситуацию для определения темы и цели урока.

2. Учитель помогает составить план работы на уроке.

3. Учитель помогает сформулировать задачи на урок.



- Сегодня на уроке мы продолжим изучать предложения. Помогут нам в этом иллюстрации. Посмотрите на экран. Что вы на нём видите?

- Посмотрите внимательно, какой из этих кубиков вы можете назвать простым?


- Почему?





- Ребята, оказываются предложения в русском языке тоже бывают простыми и сложными.

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть на экран. Прочитайте предложения и сравните их, выделяя грамматическую основу каждого предложения.

1. Озорные воробьи громко кричат на улице.

2. Тучка по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

- Что вы заметили?



- Да, верно, в первом предложении у нас одна грамматическая основа, которая состоит из главных членов предложения и второстепенных. А что вы можете сказать про второе предложение?

- Чем эти предложения отличаются друг от друга?



- А на какие 2 простых предложения можно разделить данное предложение?

Тучка по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

- Как вы думаете, какую роль играет запятая в данном предложении?


- Итак, ребята, такие предложения называют сложными.

- Какая тема нашего урока?

- Правильно, молодцы!

- Чему мы должны научиться за урок? Какую цель перед собой поставим?

- Чтобы добиться цели, давайте составим план нашей работы.

План

  1. Вспомним, что такое предложение.

  2. Узнаем, какие предложения называются простыми, а какие – сложными.

  3. Научимся отличать простое предложение от сложного.

Гимнастика для глаз:

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где окно, а где – крыльцо.

Обведу я снова круг –

Посмотрю на мир вокруг.

1. Ученики решают проблемную ситуацию и формулируют тему урока.

2. Составляют план работы на уроке.

3. Ставят цель и задачи на урок.


- Маленький игральный кубик, вторая картинка – кубик-рубик


- Простым мы можем назвать маленький кубик.

Потому что он один, а кубик рубика состоит из большого количества маленьких кубиков, поэтому его можно назвать сложным.









- Мы заметили, что в первом предложении, 1 грамматическая основа.



- Во втором предложении 2 грамматические основы.

- Данные предложения отличаются количеством грамматических основ.

- Тучка по небу идёт. Бочка по морю плывёт.



- Запятая в данном предложении разделяет части сложного предложения.


- Простое и сложное предложения


- Узнать, что такое простое и сложное предложение. Узнать, как их отличить.






Выполняют упражнения

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Практический: учебный диалог;

Словесный: беседа;

Иллюстративный метод

Частично-поисковый: выбор ответа на поставленный вопрос.

Практический: упражнение

1. Организует работу по открытию нового знания учениками с помощью составления правил в группах.

2. Даёт установку на выполнение задания

- Сейчас я вам предлагаю самим составить определение, чтобы узнать, что же такое простое предложение, а что такое сложное. Для этого мы с вами поделимся на группы по 4 человека. У вас на столах лежат конверты, в которых находятся слова-помощники. Чья группа выполнит задание – тихо показывает свою готовность.

- Давайте себя проверим. Откройте учебники на странице 31. Найдитеопределение.


- Правы мы были?

- Чем можно дополнить наше определение?

- Давайте проверим следующее определение. Откройте 32 страницу в учебнике.

- Подтвердилось ли наше определение?


- Сейчас мы с вами запишем предложения и выделим грамматические основы.


1.Прозвенел звонок с урока.


2.Ребята выбежали на перемену.


3.Началась весёлая игра.


4.Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.


5.Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену,


началась весёлая игра


- Теперь составим схемы предложений.



- Что объединяет схемы первых трех предложений?



- Как бы вы назвали такие предложения?



- А что у нас получится в 4 предложении? Из каких предложений оно состоит?

- Запишем схему.

- А как образовалось 5 предложение?


- Запишем схему.

- Ребята, как бы вы назвали 4 и 5 предложения?

- Обратите внимание на запятые. Зачем они нужны в предложении.



- Сейчас я вас попрошу посмотреть на упражнение 48.


- Прочитаем с вами, что нам необходимо сделать. Чему мы научимся, выполняя это упражнение.

- Прочитайте предложения.Сравните их.

- Что в них общего?

- Чем они отличаются?

- Прочитайте письменное задание. Что нужно сделать?

- Выполните письменные задания к упражнению.

- Прочитайте предложения, в которых основа состоит из двух главных членов

- Прочитайте предложения, в которых основа состоит из одного главного члена.

- Это простые предложения? Почему?


1. Ученики выводят самостоятельноопределение простого и сложного предложений.

2. Выполняют задание из учебника

- Простое предложение – предложение, которое состоит из одной грамматической основы.

- Да

- Тем, что простое предложение может состоять из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.






- Сложное предложение – предложение, которое состоит из нескольких простых предложений.

В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения. входящие в состав сложного, разделяются запятой.




















1. [= -].

2. [- =].

3. [= -].


- Это предложения объединяет то, что они состоят только из одной грамматической основы

- Это простые предложения, так как состоят только из одной грамматической основы.

- Четвертое предложение состоит из 1 и 2 предложений.

- [= -], [- =].

- Пятое предложение состоит сразу из 3 предложений

- [= -], [- =], [= -].

- Сложные предложения.

- Запятые разделяют простые предложения в составе сложного.












- Находить основы предложения и подчеркивать их


- Они простые

- Количеством членов предложений

- Списать предложения, подчеркнуть основы

- Осыпается весь наш бедный сад. Выпал тонкий снежок

- Осень. Подморозило.

- Да это простые предложения, потому что состоят из одной грамматической основы.

М: выдвижение гипотез и их обоснование (П);

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

М: уметь работать в группах

Учебная презентация, учебник


















Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Учитель организует и проводит динамическую паузу (пальчиковая гимнастика).

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).

Листья берёзы, (Загибают большой палец).

Листья рябины, (Загибают указательный палец).

Листики тополя, (Загибают средний палец).

Листья осины, (Загибают безымянный палец).

Листики дуба мы соберём, (Загибают мизинец).

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки).

Выполняют упражнения.

М:умение соотносить свои действия с действиями студента

Учебная презентация

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф, П

Практические: выполнение заданий

Словесные: беседа, учебный диалог,

Практический: упражнение

1. Учитель проводит учебный диалог.

2. Осуществляет проверку работы с учебником.

- Идём дальше, ребята. Сейчас снова обратите внимание на экран. Мы с вами видим предложения. Мы с вами их читаем, называем грамматические основы и определяем, какое предложение перед нами: простое или сложное.

1.Весёлым треском трещит затопленная печь

(Грамматическая основа одна – значит предложение простое)

2.Гаснет вечер, даль синеет, солнышко садится.

(3 грамматических основы – значит предложение сложное)

3.В небе звёздочки горят, в речке струйки говорят.

(2 грамматических основы – значит предложение сложное)

- Посмотрим на 49 упражнение.

- Прочитаем его. Как вы думаете, чему мы с вами научимся, выполняя это упражнение?

- Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нем сказать?

Докажите, назовите её.

- Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нем сказать?



- Как предложения отделены друг от друга?

- Маша, я попрошу тебя выйти к доске. Маша у нас будет работать на доске, а вы в своих тетрадях.

- Запишите предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы.


- Какие предложения называются простыми?



А какие сложными?



Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного?

- Итак, чему мы научились, выполняя это упражнение?

1. Работают с учебником и в тетради


















- Мы научимся отличать простое предложение от сложного.

- Это простое предложение

- Одна грамматическая основа

- Сложное предложение, потому что состоит из трех грамматических основ

- Запятыми



Осенью выдался славный денёк.


Свинцовые тучи рассеялись, ветер


улёгся, солнце выглянуло.


- Простое предложение – предложение, которое состоит из одной грамматической основы.

- Сложное предложение – предложение, которое состоит из двух грамматических основ.

Запятыми


- Находить грамматические основы в простом и сложном предложениях.

П: уметь работать с открытым правилом;

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи


Учебная презентация,

тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интероризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: метод решения грамматико-орфографических задач

Наглядный: проверка по эталону

1.Проводит самостоятельную работу.

2. Организует взаимопроверку учащихся.

- Сейчас я раздам вам карточки, Вам предстоит самостоятельно выполнить небольшой тест. Посмотрите на критерии оценки за это задание: если всё верно, то отметка «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3».

- Вам понадобится 3 минуты на его решение. По окончании времени передайте свои листочки с задних пар на первые.

1 вариант

1. Простое предложение это...

а) предложение, в конце которого ставиться точка.

б) предложение, в котором есть одна грамматическая основа

в) предложение, в котором несколько грамматических основ

2. Какое предложение является сложным?

а) На дряхлом и невысоком пне выросли дружные опята.

б) Цыплята бегали по большому и светлому двору.

в) Наступили осенние холода, и птицы улетели на юг.

3. Выбери главные члены предложения.

1 2 3 4 5

Осенью листья опадают на землю.

а) 2,3 б) 1,4в) 2,5

4. Найди простое предложение.

а) Ребята из нашего класса участвовали в соревновании.

б) Антон на соревнованиях бежал первым.

в) Судья объявил победителя, и все болельщики громко аплодировали ему.

2 вариант

1. Сложное предложение это...

а) предложение, которое состоит из простых предложений

б) предложение, в конце которого ставится восклицательный знак

в) предложение, в котором одна грамматическая основа

2. Найди сложное предложение.

а) С дуба падали крупные и тяжёлые жёлуди.

б) На день рождение маме подарили хорошенького пушистого щеночка.

в) Игорь поднимал стулья, а Таня подметала полы.

3. Выбери главные члены предложения.

1 2 3 4 5 6 7

В гости к нам пришла золотая осень.

а) 7,5 б) 6,7 в) 2,5

4. Найди простое предложение.

а) Ночью пошёл сильный дождь, на дорогах появились огромные лужи.

б) Ребята из нашего класса готовили спектакль для малышей.

в) Огромная тыква выросла у бабушки на грядке.

- Обменяйтесь работами с соседом по парте. Проверьте по образцу, опираясь на критерии оценивания, которые у вас представлены на доске.

1. Выполняют самостоятельную работу.

2. Выполняют взаимопроверку.


1 вариант

1. Простое предложение это...

а) предложение, в конце которого ставиться точка.

б) предложение, в котором есть одна грамматическая основа

в) предложение, в котором несколько грамматических основ

2. Какое предложение является сложным?

а) На дряхлом и невысоком пне выросли дружные опята.

б) Цыплята бегали по большому и светлому двору.

в) Наступили осенние холода, и птицы улетели на юг.

3. Выбери главные члены предложения.

1 2 3 4 5

Осенью листья опадают на землю.

а) 2,3 б) 1,4 в) 2,5

4. Найди простое предложение.

а) Ребята из нашего класса участвовали в соревновании.

б) Антон на соревнованиях бежал первым.

в) Судья объявил победителя, и все болельщики громко аплодировали ему.

2 вариант

1. Сложное предложение это...

а) предложение, которое состоит из простых предложений

б) предложение, в конце которого ставится восклицательный знак

в) предложение, в котором одна грамматическая основа

2. Найди сложное предложение.

а) С дуба падали крупные и тяжёлые жёлуди.

б) На день рождение маме подарили хорошенького пушистого щеночка.

в) Игорь поднимал стулья, а Таня подметала полы.

3. Выбери главные члены предложения.

1 2 3 4 5 6 7

В гости к нам пришла золотая осень.

а) 7,5 б) 6,7 в) 2,5

4. Найди простое предложение.

а) Ночью пошёл сильный дождь, на дорогах появились огромные лужи.

б) Ребята из нашего класса готовили спектакль для малышей.

в) Огромная тыква выросла у бабушки на грядке.

П: устанавливать причинно-следственные связи;

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Раздаточный материал


Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог

Практический: упражнение

1.Даёт установку на выполнение упражнения, обсуждает упражнение с учащимися.

2. Даёт установку на домашнее задание.

- Ребята, прочитаем 53 упражнение. Чему мы научимся, выполняя это упражнение?

- Посмотрим в самый низ страницы. Обратим внимание!

- Чему мы с вами научились, выполняя это упражнение?





- Теперь запишите в дневники домашнее задание. Выучить правило на страницах 31-32! Упражнение 51 на странице 32. Ваша задача состоит в том, чтобы списать стихотворение, объяснить знаки препинания в сложном предложении, подчеркнуть главные члены предложения в каждом простом предложении, входящих в состав сложного.

1. Выполняют упражнение.

2.Записывают домашнее задание в дневник.

- Доказывать, что представлены сложные предложения, подчеркивать главные члены предложения в каждой части сложных предложений.

- Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

- Заря горела – небо светилось после заката солнца.







- Узнали, что есть союзы в сложных предложениях, перед которыми всегда ставится запятая. Находить части простого предложения в составе сложного.






Учебник,

рабочая тетрадь

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф, И

Словесные: беседа, анализ

1.Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
2.Проводит работу по самооценке.



- Подведём итог нашего урока. Какая тема у нас сегодня была?

- Какая цель сегодняшнего урока?



- Мы достигли цели?

- Какие возникали трудности?


- По какому признаку мы отличаем простое предложение от сложного?

- Какие предложения называются простыми, а какие – сложными.













- Сколько грамматических основ в простом и сложном предложениях?

- Каким знаком препинания мы разделяем части сложного предложения?


- Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. На экране вы видите лестницу успеха.

Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке.

Если вы поняли тему урока, но у вас остались вопросы, то ваш человечек на ступеньке посередине. - Есть ли у нас сегодня такие ребята, у кого человечек на самой нижней ступеньке?

- Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы!

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

- Простое и сложное предложения

- Узнать, что такое простое и сложное предложение. Узнать, как их отличить.

- Да

- При выполнение задания трудностей не возникало

- По количеству грамматических основ.

Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:

либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);

либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматические основы. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. 

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Учебная презентация



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!