Технологическая карта урока
Учитель Бадмаева Оксана Юрьевна
Предмет: Мир истории
Класс: 6А класс
УМК: И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова Мир истории для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Тема урока: «Что такое история. Какие науки помогают истории»
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Дата проведения: 15 декабря 2021 г
Цель: Образовательные: формирование представлений о работе учёных -историков; формировать представление о таких науках, как историческая география, археология, геральдика, нумизматика
Развивающие: совершенствование навыков смыслового чтения (ориентация в тексте, выделение главной информации); базовых логических умений (анализа, синтеза, сравнения, группировки)
Воспитательные: создание условий для формирования у детей уважительного отношения к государственным символам России (гербы городов, государств); уважительное и бережное отношение к историческому наследию своей Родины.
гражданских качеств учащихся через ознакомление с крупными историческими событиями отечественной истории.
Задачи:
Образовательные: систематизировать и закрепить знания детей о вспомогательных науках, помогающих изучать историю.
Развивающие: отработать базовые общеучебные навыки ( разные виды работы с текстом).
Воспитательные: вызвать интерес к изучению истории и наукам, помогающих изучать данный
Коррекционные цели:
-развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения; работать над коррекцией внимания, работоспособности.
Планируемые результаты: Предметные:
Минимальный уровень: знать понятия история, археология, геральдика, нумизматика.
Достаточный уровень: знать род занятий учёных-историков, археологов; понимать, что такое историческая география, геральдика, нумизматика.
Минимальный уровень: описывать понятия, рассказывать о них по вопросам
Достаточный уровень: проводить поиск информации в одном или нескольких источниках
Формирование базовых учебных действий у учащихся на уроке:
Личностные БУД: готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения;
Регулятивные БУД: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные БУД: способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения
Познавательные БУД: овладение логическими операциями, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях
Оборудование:
Компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы в PDF
Учебник Мир Истории, И.М.Бгажнокова, Л.В.Смирнова
Организационная структура урока (ХОД УРОКА)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые БУД: |
I. Мотивация к учебной деятельности. | 1.Эмоциональный настрой на урок. - Проверьте готовность к уроку. - Запланировано много, поэтому, чтобы успеть всё, нужно работать быстро, старательно, дружно! | Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Личностные : Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке. |
II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно послушайте. «Пирамиды Египта являются одними из самых загадочных сооружений на нашей планете. Они привлекают внимание не только туристов, но и историков и археологов. Первую пирамиду в Египте построили по приказу фараона Джосера приблизительно 2800 лет до н.э, в период Древнего царства. Египтяне верили, что после смерти от человека отделяется двойник, который уходит жить в загробное царство. Чтобы жизнь его там была приятна, умершим клали в гробницы предметы быта, украшения, одежду, а иногда даже убивали и хоронили вместе с господином его слуг, чтобы было кому прислуживать в царстве мертвых. Имхотен решил построить для фараона необычную гробницу. Он сделал ее в форме пирамиды. Самая большая пирамида Египта была построена по приказу фараона Хеопса приблизительно в 2560 г. до н.э. На постройку этого гигантского сооружения понадобилось 20 лет. Всего в Египте насчитывают до 138 пирамид, но лишь одна – пирамида Хеопса – отнесена к чудесам света. Учёные-историки, археологи до сих пор изучают загадочные пирамиды. -О чём рассказ? -Какие учёные занимаются изучением пирамид? -Определите тему сегодняшнего урока. -О каких учёных мы будем сегодня говорить? | Взаимодействуют с учителем: слушают, соотносят прослушанное с ранее изученным материалом, с названием параграфа, самостоятельно определяют тему урока. | Познавательные: высказывать предположения, ориентируясь на ключевые слова, ранее изученный материал, название параграфа. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств. Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке |
III. Основной этап Получение новых знаний из текста и их первичное закрепление. | 1.Показ слайдов презентации. Объяснение новой темы. 2. Предлагает внимательно прочитать текст, а затем ответить на вопросы по данному тексту История-это наука, которая изучает события прошедшего времен Учёные-историки изучают развалины старых поселений находят на дне морей затонувшие корабли, расшифровывают знаки и рисунки на стенах пещер и пирамид Геральдика занимается изучением гербов, правил их использования. Герб города Улан-Удэ. В золотом поле накрест зеленый опрокинутый отворенный влево рог изобилия с исходящими из него зелеными листьями и красными плодами, поверх которого черный жезл. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, на центральном зубце изображено «соембо» — традиционный бурятский символ вечной жизни, круг, сопровожденный внизу положенным в поясе полумесяцем, вверху пламенем о трех языках; в нижней части короны изображен национальный орнамент, символизирующий национальные традиции. Нумизматика изучает историю монетной чеканки и денежного обращения. Вывод: Вспомогательные исторические науки: 1.историческая география 2.археология 3.геральдика 4.нумизматика | Читают текст вслух по частям (формируется навык первичного целостного восприятия текста), а затем ищут в нём ответы на вопросы, подчеркивая их карандашом (формируется навык вторичного осознанного чтения текста). | Познавательные: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста; находить в тексте требуемую информации; Регулятивные: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Коммуникативные: определять свои действия и действия партнера, которые способствовали бы продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности Предметные: описывать предметы, события с опорой на наглядность, рассказывать о них по вопросам учителя |
Физкультминутка | Глазодвигательная гимнастика. | Выполняют физкультминутку | Регулятивные: применяют и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: проявляют готовность слушать. Личностные: имеют установку на здоровый образ жизни. |
Вторичное закрепление знаний, полученных в ходе работы с текстом. | Работа по карточкам. Используя подсказки, расскажите о работе археологов Установи соответствие. Соедини картинки с названиями. Расскажите, что изображено на современных деньгах России Пользуясь учебником расскажи: 1.Что изучает история? 2. Что изучает историческая география? 3. Что изучает археология? 4.Что изучает геральдика? 5. Что изучает нумизматика? | Выполняют задание индивидуально, проверяют, оценивают правильность выполнения задания | Познавательные: объединять предметы и явления в группы по определенным признакам Регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, оценивать правильность выполнения учебной задачи, свободно пользоваться выработанными критериями оценки Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владеть устной речью. Личностные: осознавать принадлежность к своей культуре, своему народу; Предметные: понимать значение исторических терминов |
Рефлексивный этап | Рефлексия сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: оценивать собственную деятельность на уроке, выделять затруднения и успехи, анализировать существующие образовательные результаты Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владеть устной речью, высказывая собственное мнение об уроке |
Домашнее задание | Стр. 85-87 | Записывают задание в дневник. | Регулятивные: принимать и охранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, стремиться к достижению поставленной учебной задачи |