Тема: Школа, образование письменности в Древнерусском государстве
|
Тип: изучение нового материала
|
Задачи:
-продолжить знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси;
-расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве.
|
Планируемые результаты
|
Предметные
- продолжить формирование представлений обучающихся о жизни русского народа в Древнерусском государстве;
|
Метапредметные
- понимать учебную задачу, цель урока, стремиться ее выполнить и оценивать достижения на уроке;
- выполнять практическую работу в парах, с помощью плана, договариваясь о способе деятельности;
|
Личностные
- проявлять самостоятельность в информационной деятельности;
|
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение (работа с репродукцией), литературное чтение ( работа с текстом), музыка (прослушивание аудиозаписи)
|
Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» авторы Дмитриева, Казаков 3 класс, часть 2, презентация
|
Ход урока
|
Содержание деятельности учителя
|
Содержание деятельности обучающихся
|
- Мотивация познавательной деятельности
|
Беседа
Как вы думаете почему люди интересуются историей?
Чем она привлекательна для нас?
Подтвердите или опровергните высказывание: «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу»
Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси.
Предлагает прочитать тему урока и подумать на какие вопросы хотели бы ответить при изучении этой темы. (формулировка задач урока)
Помогает определить цель урока.
|
Отвечают на вопросы.
Высказывают предположения.
Анализируют ответы товарищей, при необходимости корректируют.
Участвуют в формулировке задач урока и в определении цели урока.
|
- Актуализация необходимых знаний
|
Спрашивает, что значит «сравнить древнерусскую школу и школу современности»
Предлагает порассуждать, что такое школа и как учатся дети в современной школе.
|
Высказывают свое мнение.
Слушают товарищей, при необходимости корректируют ответы.
|
- Организация познавательной деятельности
|
Предлагает рассмотреть репродукцию Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси» в сравнении с современной школой.
Акцентирует внимание на том, что рассмотреть нужно не только внешний облик комнаты, предметы, но и внимательно рассмотреть учеников и учителя. Для этого учитель раздает детям план – подсказку.
План
- Помещение:
а) на что похоже;
б) какие предметы есть, где и как расположены;
2. Ученики:
а) внешний вид;
б) чем занимаются;
3. Учитель:
а) внешний вид;
б) чем занят;
Организует обсуждение репродукции.
Работа по учебнику стр. 21
Предлагает найти информацию в учебнике:
С чего начиналось обучение в древнерусской школе и сравнить с современным обучением.
Обсуждение вопроса.
Предлагает прослушать аудиозапись Валаамского хора и подумать почему одним из главных предметов в древнерусской школе было песнопение. (опираясь на материал предыдущего урока «Принятие христианства на Руси»)
Организует обсуждение вопроса.
Знакомство с древнерусской азбукой. (сообщение ученика)
Предлагает высказаться о том, какие новые знания получили из рассказа товарища.
Предлагает прочитать и перевести на современный язык отрывок из «Поучения Владимира Мономаха к детям» (организует работу в парах)
Предлагает прочитать текст учебника и выделить какие еще науки постигали дети в древнерусской школе. (организует самостоятельную работу с текстом).
|
Работают в парах: рассматривают картину, формулируют ответы в сравнении с современной школой (опираясь на личный опыт),
Представляют результаты своей работы.
Выполняют задание с помощью учебника.
Прослушивают аудиозапись, формулируют предположения, на основе, ранее полученных знаний.
Слушают сообщение товарища, задают возникшие вопросы.
Работают в парах на карточке.
Работают с текстом учебника.
|
- Подведение итогов
|
Обращает внимание детей на задачи и цель, поставленные в начале урока.
Предлагает высказаться детей, что же объединяет и чем различны древнерусская и современная школы?
Помогает определить домашнее задание, для этого просит учащихся посмотреть текст учебника на стр. 21 – 22 и выделить те вопросы, которые не были затронуты на уроке.
Предлагает рассмотреть эти вопросы самостоятельно к следующему уроку. Напоминает ученикам о том, какие источники, кроме учебника можно использовать при подготовке.
Спрашивает учеников какие еще вопросы возникли в ходе урока по данной теме.
|
Включают новое знание в систему знаний, устанавливая соответствие между личным опытом и изученным материалом.
Делают вывод
Определяют домашнее задание.
|
Дополнительный материал к уроку: презентация, карточки с заданиями
|
|
|
|
|
|
|