Технологическая карта урока «Информатика и ИКТ» в 8 классе
по теме «Тексты в компьютерной памяти»
1. ФИО
2. Должность
3. Предмет
4. Класс
5. Тема и номер урока в теме
6. Базовый учебник
учитель информатики
информатика
8
Тексты в компьютерной памяти (первый урок новой главы)
Автор учебника И.Г.Семакин, Л.А.Замалова, С.В.Шестакова «Информатика и ИКТ», уровень: учебник для 8 класса, М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2009г.)
7. Цель урока: «Ввести понятие кодирование текстовой информации, научить работать с таблицей кодов ASCII, КОИ-8».
8. Планируемые результаты:
предметные:уметь применять кодирование текстовой информации при решении различных заданий.
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
метапредметные: уметь производить кодирование текстовой информации, используя таблицы кодирования; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
9. Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение кодирования текста при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на кодирование текстовой информации; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог;формировать внимательность и аккуратность; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствоватьразвитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интереск предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
11. Тип урока:урок формирования первоначальных предметных уменийи рефлексии.
12. Формы работы учащихся:Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
13. Необходимое оборудование: доска, ноутбук, карточки самооценивания.
14. Структура и ход урока
Включаются в деловой ритм урока. Дети садятся в группы по четыре человека.
2
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организация устного повторения теории об измерении объема информации, организация работы по карточкам.
Используется структура, ФРИЗ-ТАЙМ-РАУНД- РОБИН (подумай-запищи-обсуди в команде)
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
Работают по карточкам в группах.
5
Познавательные:структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные:контроль иоценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
4
Познавательные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные:целеполагание.
Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Показать разнообразие представления текстовой информации в различных кодовых таблицах.
Организация и контроль за процессом решения задач.
Используется структура
РЕЛЛИ ТЭЙБЛ, обучающая структура, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу для проверки.
Работают в группах по четыре и в парах над поставленными задачами.
25
Познавательные:формирование интереса к данной теме.
Личностные:формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
5. Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, применить структуру МИКС-ФРИЗ-ГРУПП
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
2
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых после выполнения теста.
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок, после выполнения теста.
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задачпосле проверки теста.
4
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные:умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать количественную оценку работы учащихся
Подводит итоги работы групп и класса в целом.
Учащиеся выполняют и сдают карточки самооценивания.
2
Регулятивные:оценивание собственной деятельности на уроке
8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.
1
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, проводит инструктаж по ТБ в кабинете информатики.
Посмотрите все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Улыбнитесь партнерам сидящим напротив Вас.
Поприветствуйте партнеров рядом сидящим с Вами.
У каждого из вас на столах лежат карточки.Подпишите их. По окончанию урока вы должны ответить каждый на свою карточку.
Учащиеся слушают учителя, садятся в группы по четыре человека.
2. Актуализация знаний
Работа с карточками ( применяем ФРИЗ-ТАЙМ-РАУНД -РОБИН - это обучающая структура «подумай-обсуди-запиши в команде» за определенное время)
2)В чемдостоинства компьютерной технологии обработки и хранения текстов?
Ученики получают карточки с заданием и выполняют в течение нескольких минут.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Всегда ли текст понятен пользователю? Проблемная ситуация:
Иногда бывает так, что текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, невозможно прочитать - на экране монитора видна какая-то "абракадабра".
- Ребята, как вы думаете, почему это происходит?
- Пока у вас еще нет точного ответа. В конце урока попробуем еще раз ответить на этот вопрос.
Учащиеся предлагают свои ответы на поставленные вопросы
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
1. Изучение новой темы:
Учащийся самостоятельно изучают новую тему, которая изложена в презентации в виде слайдов.
После просмотра слайдов учащийся отвечают на вопросы.
Вопросы:
Что может содержать текст набранный на компьютере?
Какова мощность алфавита компьютерного текста?
В каком виде символ текста попадает в оперативную память?
Каждому символ компьютерного алфавита пронумерован . От? До?
Каждому номеру соответствует код?
Как называется международная кодовая таблица?
Для чего предназначены коды от 0 до 31? От 32-127? От 128-255?
Назовите код буквы «А» в разных кодовых таблицах?
2. Применение новой темы:
Решение задач на карточках
( применяем обучающую структуру СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ, обучающая структура, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу)
1. Что зашифровано последовательностью кодов таблицы ASCII?
108 105 110 107
2.С помощью таблицы ASCII закодировать и декодировать слова
1.Link
2.Klass
3) С помощью таблицы ASCIIдекодировать слово?
87 105 110 100 111 119 115
Учащийся изучают новую тему представленную на слайдах презентации, готовятся отвечать на вопросы.
Учащиеся в группах выполняют решение предложенных задач, 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу для проверки.
5. Физкультминутка(структура МИКС-ФРИЗ-ГРУПП)
1.Сколько байт содержится в символе таблицы ASCII?
2. Сколько символов используется для записи данных на компьютере?
3. Сколькосуществует различных кодировочных таблиц вы знаете
Учащиеся поднимаются с мест, танцуют под музыкуза отведенное время и отвечают числом в группе на вопросы поставленные преподавателем.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
А теперь давайте еще раз попробуем ответить на вопрос, который был задан в начале урока:
Почему иногда текст, состоящий из букв русского алфавита, полученный с другого компьютера, мы видим на своем компьютере в виде "абракадабры"?
- Что обозначает понятие "кодовая страница"?
- Соблюдается ли принцип последовательного кодирования в кодовых страницах?
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
7. Рефлексия (билетик на выход)
Итак, вы сегодня решали различные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.
Учащиеся отвечаю на карточки самооценивания.
Информация о домашнем задании
Домашнее задание: § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради; запишите практическое задание:
1) Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 16 строк по 64 символа в строке?
2)Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст?
- Всем спасибо за урок, досвидания.
Учащиеся получаютдомашнеезадание и записывают его в дневник.
Карточка самооценки учени__ ___________________________________________________________
Карточка самооценки учени__ ___________________________________________________________
Карточка самооценки учени__ ___________________________________________________________
Стол №1
В чем проявляются недостатки бумажной технологии обработки и хранения текстов?
____________________________________________________________________________
Стол №2
В чемдостоинства компьютерной технологии обработки и хранения текстов?
___________________________________________________________________________
Стол №3
_____________________________________________________________________________
СТОЛ №1
Что зашифровано последовательностью кодов таблицы ASCII ? 108 105 110 107
_______________________________________________________________________________________________________
СТОЛ №2
С помощью таблицы ASCII закодировать слова
1.Link
2. Кlass
_______________________________________________________________________________________________________
СТОЛ №3
С помощью таблицы ASCII декодировать слово87 105 110 100 111 119 115
_________________________________________________________________________________________________________
Стандартная часть кодировочной таблицы ASCII (на каждый стол)
82
R
106
j
35
#
59
;
83
S
107
k
36
$
60
84
T
108
l
37
%
61
=
85
U
109
m
38
&
62
86
V
110
n
39
‘
63
?
87
W
111
o
40
(
64
@
88
X
112
p
41
)
65
A
89
Y
113
q
42
*
66
B
90
Z
114
r
43
+
67
C
91
[
115
s
44
,
68
D
92
\
116
t
45
-
69
E
93
]
117
u
46
.
70
F
94
^
118
v
47
/
71
G
95
_
119
w
48
0
72
H
96
`
120
x
49
1
73
I
97
a
121
y
50
2
74
J
98
b
122
z
51
3
75
K
99
c
123
{
52
4
76
L
100
d
124
|
53
5
77
M
101
e
125
}
54
6
78
N
102
f
126
~
55
7
79
O
103
g
127
Домашнее задание: § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради; запишите практическое задание:
1) Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 16 строк по 64 символа в строке?
2)Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст?
Домашнее задание: § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради; запишите практическое задание:
1) Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 16 строк по 64 символа в строке?
2)Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст?
Домашнее задание: § 13 - выучить теоретический материал, записанный в тетради; запишите практическое задание:
1) Свободный объем оперативной памяти компьютера 640 Кбайт. Сколько страниц книги поместится в ней, если на странице 16 строк по 64 символа в строке?
2)Текст занимает полных 10 секторов на односторонней дискете объемом 180 Кбайт. Дискета разбита на 40 дорожек по 9 секторов. Сколько символов содержит текст?
Перечень учебно-методического обеспечения
I. Учебно-методический комплект
8 класс
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.09.14).
II. Литература для учителя
1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
2. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2010.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.09.14).
4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.09.14).
5. Семакин И.Г. Видеолекция «Методика обучения информатике и ИКТ в основной школе», 26.08.2014. URL: http://metodist.lbz.ru/video/semakin/Semakin1.rar (дата обращения: 01.09.14).