СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Компьютерному Моделированию (внеурочная деятельность) для 9 классов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Компьютерное моделирование» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Хмельниковской СОШ, рабочая программа по «Компьютерному моделированию».
  • Модульной программы «Компьютерное моделирование», Москва 2013 г.

 

Выбор программы обусловлен следующими факторами:

  • программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС к уровню подготовки обучающихся;
  • программа реализует системно-деятельностный подход к изучению предмета по внеурочной деятельности «Компьютерное моделирование», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся.

 

Среди многочисленных приложений современной информа­тики и информационных технологий в данном учебном курсе выделяются два:

  • информационные системы;
  • компьютерное математическое моделирование.

 

Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной ин­форматике. База данных — ядро любой информационной систе­мы — рассматривается в качестве информационной модели со­ответствующей предметной области. Содержание обучения от­талкивается от проблем, которые требуется решить.

Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматриваются основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической моде­ли, ее реализация в виде модели данных реляционного типа.

Вторая проблема — создание приложений, которые в сово­купности с базой данных составляют информационно-справоч­ную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользо­вательского интерфейса.

 

Цель программы

Развитие способностей к творческому самовыражению через овладение навыками конструирования в процессе создания робототехнических систем; формирование технической грамотности и учебно-познавательной компетенции со школьными предметами и за счет выполнения исследовательских и творческих проектов различной направленности.

 

Задачи программы

 

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области компьютерного моделирования и научить использовать специальную терминологию.
  • Сформировать представление об основных законах компьютерного моделирования.
  • Сформировать первоначальные представления о моделировании объектов.
  • Познакомить учащихся с основами разработки алгоритмов при моделировании объектов.
  • Познакомить с основами моделирования объектов.
  • Систематизировать и/или привить навыки моделирования объектов.
  • Усовершенствовать навыки работы с компьютером и офисными программами и/или обучить использованию прикладных программ для оформления проектов.

 

Развивающие:

  • Стимулировать интерес к смежным областям знаний: математике, геометрии, физике, биологии.
  • Способствовать заинтересованности в самостоятельном расширении кругозора в области моделирования объектов.
  • Формировать информационную культуру, умение ориентироваться и работать с разными источниками информации.
  • Поддерживать выработку эффективных личных методик использования внимания и памяти, обработки и анализа сведений, конспектирования и наглядного представления информации (подготовки презентаций, в том числе мультимедийных).
  • Поощрять стремление к применению своего потенциала в поиске оригинальных идей, обнаружении нестандартных решений, развитию творческих способностей.
  • Развивать способности работы индивидуально и в командах разного качественного и количественного состава группы. 
  • Прививать навыки к анализу и самоанализу при моделировании объектов.
  • Содействовать саморазвитию в формировании успешных личных стратегий коммуникации и развитию компетенций при участии учеников в командной работе.

 

Воспитательные:

  • Формировать интерес к практическому применению знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в дальнейшем обучении.
  • Поощрять целеустремленность, усердие, настойчивость, оптимизм, веру в свои силы.
  • Способствовать развитию способности конструктивной оценки и самооценки, выработке критериев оценок и поведенческого отношения к личным и чужим успехам и неудачам.
  • Подтверждать высокую ценность таких способностей и качеств, как эмоциональная уравновешенность, рассудительность, эмпатия.
  • Поддерживать представление учащихся о значимости общечеловеческих нравственных ценностей, доброжелательности, сотрудничества.
  • Укреплять спортивный дух, способность сохранять уважение к соперникам, и преодолевать стресс во время обучения и соревнований.
  • Прививать культуру организации рабочего места, правила обращения со сложными и опасными инструментами.
  • Воспитывать бережливость и сознательное отношение к вверенным материальным ценностям.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные:

Учащиеся смогут:

  • получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных работах;
  • найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе;
  • убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе;
  • научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении о моделировании объектов;
  • укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности;
  • развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы.

 

Метапредметные:

Учащиеся смогут:

  • найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы;
  • получить практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной деятельности;
  • выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов;
  • использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач;
  • использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач;
  • использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и повседневной жизни.

 

Предметные:

Учащиеся:

  • будут иметь представление о роли и значении моделирования в жизни;
  • поймут смысл принципов моделирования объектов и смогут объяснять их значение;
  • освоят основными принципы и этапы разработки проектов и смогут самостоятельно и/или с помощью учителя создавать проекты;
  • смогут выполнить алгоритмическое описание действий применительно к решаемым задачам.

 

Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ

 

По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны

знать:

  • назначение и состав информационных систем;
  • этапы создания компьютерной информационной системы;
  • основные понятия системологии: система, структура, сис­темный эффект;
  • в чем состоит задача системного анализа;
  • существующие разновидности моделей систем;
  • что такое графы;
  • какие системы называются иерархическими;
  • основные свойства дерева — структурной модели иерархи­ческой системы;
  • что такое инфологическая модель предметной области;
  • что такое база данных (БД); классификация БД;
  • структуру реляционной базы данных (РБД);
  • что такое избыточность и противоречивость данных;
  • с какой целью производится нормализация модели данных;
  • в чем заключаются требования первой, второй и третьей нормальной формы;
  • что такое СУБД;
  • способ описания данных в СУБД с помощью конструктора;
  • как организуются связи в многотабличной базе данных;
  • что такое глобальная схема данных;
  • чем отличается подсхема от глобальной схемы;
  • какие существуют типы запросов к БД;
  • какова структура команды запроса на выборку;
  • способы сортировки данных;
  • что такое вычисляемые поля в БД; как они используются в запросах;
  • что такое итоговый запрос, как он создается;
  • какими возможностями для работы с базами данных обла­дает MS Exel;
  • как оформляется список данных;
  • как с помощью формы производится поиск и сортировка данных в списке;
  • что такое фильтрация данных, какими способами она про­изводится;
  • что такое сводная таблица;
  • что такое макрос;
  • как можно создать и выполнить макрос в среде MS Exel;
  • что такое объектно-ориентированное приложение;
  • что такое «объект»; чем характеризуются объекты;
  • что такое класс объектов;
  • какие основные объекты используются в программах на VBA для MS Exel;
  • какую структуру имеет программа на VВА;
  • какие основные виды инструкций используются в языке VВА;
  • какими средствами в VBA создаются диалоговые окна;
  • что такое элементы управления;
  • как можно установить реакцию на события для элементов управления.

 

уметь:

  • осуществлять анализ систем с целью построения моделей разных типов;
  • строить графические модели систем с иерархической и сетевой структурой;
  • проектировать несложную информационно-справочную си­стему;
  • проектировать многотабличную базу данных;
  • ориентироваться в среде СУБД MS Access;
  • создавать структуру базы данных и заполнять ее данными;
  • осуществлять в MS Access запросы на выборку с использо­ванием конструктора запросов;
  • работать с формами;
  • осуществлять запросы с получением итоговых данных;
  • получать отчеты;
  • организовывать однотабличные базы данных (списки) в MS Exel;
  • осуществлять выборку и сортировку данных в списках;
  • осуществлять фильтрацию данных;
  • создавать сводные таблицы;
  • записывать макросы для MS Exel с помощью макрорекодера;
  • просматривать макро-программу на VBA в окне редактора;
  • осуществлять несложное редактирование программы мак­роса;
  • создавать диалоговые окна с элементами управления пу­тем использования пользовательских форм;
  • писать несложные программы обработки событий на VBA.

 

Содержание учебного курса

 

    1. Информационные системы. (6 ч.).

 

Понятие информационной системы. Этапы разработки информационной системы: модели и моделирование (модель, моделирование, натурная (материальная модель), информационная модель); этапы построения информационной модели (формализация); классификация информационных моделей (знаковые модели, образные модели, смешанные модели).  (1 ч.).

Основы системологии: понятие системы, структуры, системный эффект: словесные модели (словесные модели); математические модели (математические модели, логические модели); компьютерные математические модели (компьютерные математические модели, имитационные модели). (1 ч.).

Модели систем: модель черного ящика, модель состава системы: разнообразие систем (система, системный подход, материальные системы, нематериальные системы, смешанные системы, природные системы, технические системы); состав и структура системы (структура системы, надсистема, подсистема, системный эффект); система и окружающая среда (вход системы, выход системы); система как «черный ящик». (1 ч.).

Модели систем: структурная модель, графы (сети), иерархические структуры и деревья: многообразие графических информационных моделей (схема, карта, чертеж, график, диаграмма); графы (вершина графа, ребро графа, взвешенный граф, цепь, цикл, сеть, семантическая сеть, дерево, корень, листья); использование графов при решении задач (примеры задач, решающих с помощью графов). (1 ч.).

Практическая работа №1: «Построение структурной модели системы». (1 ч.).

Практическая работа №2: «Построение семантической сети». (1 ч.).

 

    1. Реляционные модели и базы данных. (4 ч.).

 

Понятие базы данных (БД) и системы управления баз данных (СУБД): информационные системы и базы данных (информационные системы, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных); реляционные базы данных (реляционная база данных, запись, поле, типы полей: числовой, текстовый, логический, дата); что такое СУБД (система управления базами данных (СУБД), возможности СУБД); интерфейс СУБД (объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты). (1 ч.).

Этапы создания базы данных (БД). Простые и сложные запросы на выборку в БД: создание базы данных (указания мастера базы данных, таблица, форма, сортировка); запросы на выборку данных (условия выбора – простые логические выражения, условия выбора – сложные логические выражения).  (1 ч.).

Практическая работа №3: «Создание простых запросов на выборку в БД». (1 ч.).

Практическая работа №2: «Создание сложных запросов на выборку в БД». (1 ч.).

 

 

 

 

    1. Моделирование в электронных таблицах. (3 ч.).

 

Электронные таблицы (ЭТ). Этапы создания электронных таблиц: что такое тележка интерфейс электронных таблиц (строка заголовка, строка меню, панель инструментов, рабочая область, столбец, строка, ячейка, табличный курсор, строка ввода, диапазон, строка состояния, текст, книга); данные в ячейках таблицы (текст, формула, арифметические операции); основные режимы работы электронных таблиц (основные режимы работы электронных таблиц: режим форматирования таблицы, режим отображения таблицы, режим выполнения вычислений).  (1 ч.).

Практическая работа №5: «Выборка и сортировка в электронных таблицах». (1 ч.).

Практическая работа №6: «Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах (ЭТ)». (1 ч.).

 

    1. Программирование приложений. (3 ч.).

 

Понятие о макросе. Программная реализация макроса на VBA: назначение макроса; способы создания и использования макроса. (1 ч.).

Структура программы на VBA. Объекты VBA. Свойства, методы, события: разработка пользовательского интерфейса; диалоговые окна; введение в программирование VBA.

Практическая работа №7: «Создание диалогового окна (пользовательской формы)». (1 ч.).

 

Итоговое повторение. (1 ч.).

 

Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).

 

Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 17 учебных часов из расчета 1 учебного часа в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 17 учебные недели.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ главы

Название главы

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Примерные сроки

1.

«Информационные системы»

Центр «Точка роста»

6

2

1-6 неделя

2.

«Реляционные модели и базы данных»

Центр «Точка роста»

4

2

7-10 неделя

3.

«Моделирование в электронных таблицах»

Центр «Точка роста»

3

2

11-13 неделя

4.

«Программирование приложений»

Центр «Точка роста»

3

1

14-16 неделя

Итоговое повторение

Центр «Точка роста»

1

-

17 неделя

 

           Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Глава 1: «Информационные системы».

6

1.

 

Понятие информационной системы. Этапы разработки информационной системы.

1

2.

 

Основы системологии: поня­тие системы, структуры, сис­темный эффект.

1

3.

 

Модели систем: модель черного ящика, модель состава системы.

1

4.

 

Модели систем: структурная модель, графы (сети), иерархические структуры и деревья.

1

5.

 

Практическая работа №1: «Построение структурной модели системы».

1

6.

 

Практическая работа «2: «Построение семантической сети».

1

Глава 2: «Реляционные модели и базы данных».

4

7.

 

Понятие базы данных (БД) и системы управления баз данных (СУБД).

1

8.

 

Этапы создания базы данных (БД). Простые и сложные запросы на выборку в БД.

1

9.

 

Практическая работа №3: «Создание простых запросов на выборку в БД».

1

10.

 

Практическая работа №4: «Создание сложных запросов на выборку в БД».

1

Глава 3: «Моделирование в электронных таблицах».

3

11.

 

Электронные таблицы (ЭТ). Этапы создания электронных таблиц.

1

12.

 

Практическая работа №5: «Выборка и сортировка в электронных таблицах (ЭТ)».

1

13.

 

Практическая работа №6: «Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах (ЭТ)».

1

Глава 4: «Программирование приложений».

3

14.

 

Понятие о макросе. Програм­мная реализация макроса на VВА.

1

15.

 

Структура программы на VBA. Объекты VBA. Свойства, ме­тоды, события.

1

16.

 

Практическая работа №7: «Создание диалогового окна (пользовательской формы)».

1

Глава 5: «Итоговое повторение».

1

17.

 

Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса.

1

 

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства:

  • Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (сканер, 3D-сканер) – клавиатура и  компьютерная мышь (разнообразные устройства аналогичного назначения).
  • Принтер (МФУ, 3D-принтер) – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).

 

Программные средства:

  • Операционная система (Widows 10).
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа (Dr. Web).
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы (Microsoft Office, Libre Office).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Компьютерному Моделированию (внеурочная деятельность) для 9 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хмельниковская

средняя общеобразовательная школа





«Согласовано»

Руководитель МО

/Зеткина Г. Н./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

/Зеткина Г. Н./

«Утверждаю»

Директор МОУ Хмельниковская СОШ

/Мироненко Т. В./

(подпись)


Протокол №129 от «1» сентября 2022 г.

(подпись)


«1» сентября 2022 г.

(подпись)


Приказ по школе №129 от «1» сентября 2022 г.






Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления

«Компьютерное моделирование»

для 9 класса

основного общего образования

Составил учитель информатики

Строителев С.Н.





2022-2023 уч. год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Компьютерное моделирование» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Хмельниковской СОШ, рабочая программа по «Компьютерному моделированию».

  • Модульной программы «Компьютерное моделирование», Москва 2013 г.


Выбор программы обусловлен следующими факторами:

  • программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС к уровню подготовки обучающихся;

  • программа реализует системно-деятельностный подход к изучению предмета по внеурочной деятельности «Компьютерное моделирование», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся.


Среди многочисленных приложений современной информа­тики и информационных технологий в данном учебном курсе выделяются два:

  • информационные системы;

  • компьютерное математическое моделирование.


Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной ин­форматике. База данных — ядро любой информационной систе­мы — рассматривается в качестве информационной модели со­ответствующей предметной области. Содержание обучения от­талкивается от проблем, которые требуется решить.

Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматриваются основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической моде­ли, ее реализация в виде модели данных реляционного типа.

Вторая проблема — создание приложений, которые в сово­купности с базой данных составляют информационно-справоч­ную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользо­вательского интерфейса.


Цель программы

Развитие способностей к творческому самовыражению через овладение навыками конструирования в процессе создания робототехнических систем; формирование технической грамотности и учебно-познавательной компетенции со школьными предметами и за счет выполнения исследовательских и творческих проектов различной направленности.


Задачи программы


Обучающие:

  • Познакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области компьютерного моделирования и научить использовать специальную терминологию.

  • Сформировать представление об основных законах компьютерного моделирования.

  • Сформировать первоначальные представления о моделировании объектов.

  • Познакомить учащихся с основами разработки алгоритмов при моделировании объектов.

  • Познакомить с основами моделирования объектов.

  • Систематизировать и/или привить навыки моделирования объектов.

  • Усовершенствовать навыки работы с компьютером и офисными программами и/или обучить использованию прикладных программ для оформления проектов.


Развивающие:

  • Стимулировать интерес к смежным областям знаний: математике, геометрии, физике, биологии.

  • Способствовать заинтересованности в самостоятельном расширении кругозора в области моделирования объектов.

  • Формировать информационную культуру, умение ориентироваться и работать с разными источниками информации.

  • Поддерживать выработку эффективных личных методик использования внимания и памяти, обработки и анализа сведений, конспектирования и наглядного представления информации (подготовки презентаций, в том числе мультимедийных).

  • Поощрять стремление к применению своего потенциала в поиске оригинальных идей, обнаружении нестандартных решений, развитию творческих способностей.

  • Развивать способности работы индивидуально и в командах разного качественного и количественного состава группы.

  • Прививать навыки к анализу и самоанализу при моделировании объектов.

  • Содействовать саморазвитию в формировании успешных личных стратегий коммуникации и развитию компетенций при участии учеников в командной работе.


Воспитательные:

  • Формировать интерес к практическому применению знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в дальнейшем обучении.

  • Поощрять целеустремленность, усердие, настойчивость, оптимизм, веру в свои силы.

  • Способствовать развитию способности конструктивной оценки и самооценки, выработке критериев оценок и поведенческого отношения к личным и чужим успехам и неудачам.

  • Подтверждать высокую ценность таких способностей и качеств, как эмоциональная уравновешенность, рассудительность, эмпатия.

  • Поддерживать представление учащихся о значимости общечеловеческих нравственных ценностей, доброжелательности, сотрудничества.

  • Укреплять спортивный дух, способность сохранять уважение к соперникам, и преодолевать стресс во время обучения и соревнований.

  • Прививать культуру организации рабочего места, правила обращения со сложными и опасными инструментами.

  • Воспитывать бережливость и сознательное отношение к вверенным материальным ценностям.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные:

Учащиеся смогут:

  • получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных работах;

  • найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе;

  • убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе;

  • научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении о моделировании объектов;

  • укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности;

  • развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы.


Метапредметные:

Учащиеся смогут:

  • найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы;

  • получить практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной деятельности;

  • выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов;

  • использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач;

  • использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач;

  • использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и повседневной жизни.


Предметные:

Учащиеся:

  • будут иметь представление о роли и значении моделирования в жизни;

  • поймут смысл принципов моделирования объектов и смогут объяснять их значение;

  • освоят основными принципы и этапы разработки проектов и смогут самостоятельно и/или с помощью учителя создавать проекты;

  • смогут выполнить алгоритмическое описание действий применительно к решаемым задачам.


Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ


По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны

знать:

  • назначение и состав информационных систем;

  • этапы создания компьютерной информационной системы;

  • основные понятия системологии: система, структура, сис­темный эффект;

  • в чем состоит задача системного анализа;

  • существующие разновидности моделей систем;

  • что такое графы;

  • какие системы называются иерархическими;

  • основные свойства дерева — структурной модели иерархи­ческой системы;

  • что такое инфологическая модель предметной области;

  • что такое база данных (БД); классификация БД;

  • структуру реляционной базы данных (РБД);

  • что такое избыточность и противоречивость данных;

  • с какой целью производится нормализация модели данных;

  • в чем заключаются требования первой, второй и третьей нормальной формы;

  • что такое СУБД;

  • способ описания данных в СУБД с помощью конструктора;

  • как организуются связи в многотабличной базе данных;

  • что такое глобальная схема данных;

  • чем отличается подсхема от глобальной схемы;

  • какие существуют типы запросов к БД;

  • какова структура команды запроса на выборку;

  • способы сортировки данных;

  • что такое вычисляемые поля в БД; как они используются в запросах;

  • что такое итоговый запрос, как он создается;

  • какими возможностями для работы с базами данных обла­дает MS Exel;

  • как оформляется список данных;

  • как с помощью формы производится поиск и сортировка данных в списке;

  • что такое фильтрация данных, какими способами она про­изводится;

  • что такое сводная таблица;

  • что такое макрос;

  • как можно создать и выполнить макрос в среде MS Exel;

  • что такое объектно-ориентированное приложение;

  • что такое «объект»; чем характеризуются объекты;

  • что такое класс объектов;

  • какие основные объекты используются в программах на VBA для MS Exel;

  • какую структуру имеет программа на VВА;

  • какие основные виды инструкций используются в языке VВА;

  • какими средствами в VBA создаются диалоговые окна;

  • что такое элементы управления;

  • как можно установить реакцию на события для элементов управления.


уметь:

  • осуществлять анализ систем с целью построения моделей разных типов;

  • строить графические модели систем с иерархической и сетевой структурой;

  • проектировать несложную информационно-справочную си­стему;

  • проектировать многотабличную базу данных;

  • ориентироваться в среде СУБД MS Access;

  • создавать структуру базы данных и заполнять ее данными;

  • осуществлять в MS Access запросы на выборку с использо­ванием конструктора запросов;

  • работать с формами;

  • осуществлять запросы с получением итоговых данных;

  • получать отчеты;

  • организовывать однотабличные базы данных (списки) в MS Exel;

  • осуществлять выборку и сортировку данных в списках;

  • осуществлять фильтрацию данных;

  • создавать сводные таблицы;

  • записывать макросы для MS Exel с помощью макрорекодера;

  • просматривать макро-программу на VBA в окне редактора;

  • осуществлять несложное редактирование программы мак­роса;

  • создавать диалоговые окна с элементами управления пу­тем использования пользовательских форм;

  • писать несложные программы обработки событий на VBA.


Содержание учебного курса


    1. Информационные системы. (6 ч.).


Понятие информационной системы. Этапы разработки информационной системы: модели и моделирование (модель, моделирование, натурная (материальная модель), информационная модель); этапы построения информационной модели (формализация); классификация информационных моделей (знаковые модели, образные модели, смешанные модели). (1 ч.).

Основы системологии: понятие системы, структуры, системный эффект: словесные модели (словесные модели); математические модели (математические модели, логические модели); компьютерные математические модели (компьютерные математические модели, имитационные модели). (1 ч.).

Модели систем: модель черного ящика, модель состава системы: разнообразие систем (система, системный подход, материальные системы, нематериальные системы, смешанные системы, природные системы, технические системы); состав и структура системы (структура системы, надсистема, подсистема, системный эффект); система и окружающая среда (вход системы, выход системы); система как «черный ящик». (1 ч.).

Модели систем: структурная модель, графы (сети), иерархические структуры и деревья: многообразие графических информационных моделей (схема, карта, чертеж, график, диаграмма); графы (вершина графа, ребро графа, взвешенный граф, цепь, цикл, сеть, семантическая сеть, дерево, корень, листья); использование графов при решении задач (примеры задач, решающих с помощью графов). (1 ч.).

Практическая работа №1: «Построение структурной модели системы». (1 ч.).

Практическая работа №2: «Построение семантической сети». (1 ч.).


    1. Реляционные модели и базы данных. (4 ч.).


Понятие базы данных (БД) и системы управления баз данных (СУБД): информационные системы и базы данных (информационные системы, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных); реляционные базы данных (реляционная база данных, запись, поле, типы полей: числовой, текстовый, логический, дата); что такое СУБД (система управления базами данных (СУБД), возможности СУБД); интерфейс СУБД (объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты). (1 ч.).

Этапы создания базы данных (БД). Простые и сложные запросы на выборку в БД: создание базы данных (указания мастера базы данных, таблица, форма, сортировка); запросы на выборку данных (условия выбора – простые логические выражения, условия выбора – сложные логические выражения). (1 ч.).

Практическая работа №3: «Создание простых запросов на выборку в БД». (1 ч.).

Практическая работа №2: «Создание сложных запросов на выборку в БД». (1 ч.).





    1. Моделирование в электронных таблицах. (3 ч.).


Электронные таблицы (ЭТ). Этапы создания электронных таблиц: что такое тележка интерфейс электронных таблиц (строка заголовка, строка меню, панель инструментов, рабочая область, столбец, строка, ячейка, табличный курсор, строка ввода, диапазон, строка состояния, текст, книга); данные в ячейках таблицы (текст, формула, арифметические операции); основные режимы работы электронных таблиц (основные режимы работы электронных таблиц: режим форматирования таблицы, режим отображения таблицы, режим выполнения вычислений). (1 ч.).

Практическая работа №5: «Выборка и сортировка в электронных таблицах». (1 ч.).

Практическая работа №6: «Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах (ЭТ)». (1 ч.).


    1. Программирование приложений. (3 ч.).


Понятие о макросе. Программная реализация макроса на VBA: назначение макроса; способы создания и использования макроса. (1 ч.).

Структура программы на VBA. Объекты VBA. Свойства, методы, события: разработка пользовательского интерфейса; диалоговые окна; введение в программирование VBA.

Практическая работа №7: «Создание диалогового окна (пользовательской формы)». (1 ч.).


Итоговое повторение. (1 ч.).


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).


Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 17 учебных часов из расчета 1 учебного часа в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 17 учебные недели.






Тематическое планирование

главы

Название главы

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Примерные сроки

1.

«Информационные системы»

Центр «Точка роста»

6

2

1-6 неделя

2.

«Реляционные модели и базы данных»

Центр «Точка роста»

4

2

7-10 неделя

3.

«Моделирование в электронных таблицах»

Центр «Точка роста»

3

2

11-13 неделя

4.

«Программирование приложений»

Центр «Точка роста»

3

1

14-16 неделя

Итоговое повторение

Центр «Точка роста»

1

-

17 неделя


Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

Глава 1: «Информационные системы».

6

1.


Понятие информационной системы. Этапы разработки информационной системы.

1

2.


Основы системологии: поня­тие системы, структуры, сис­темный эффект.

1

3.


Модели систем: модель черного ящика, модель состава системы.

1

4.


Модели систем: структурная модель, графы (сети), иерархические структуры и деревья.

1

5.


Практическая работа №1: «Построение структурной модели системы».

1

6.


Практическая работа «2: «Построение семантической сети».

1

Глава 2: «Реляционные модели и базы данных».

4

7.


Понятие базы данных (БД) и системы управления баз данных (СУБД).

1

8.


Этапы создания базы данных (БД). Простые и сложные запросы на выборку в БД.

1

9.


Практическая работа №3: «Создание простых запросов на выборку в БД».

1

10.


Практическая работа №4: «Создание сложных запросов на выборку в БД».

1

Глава 3: «Моделирование в электронных таблицах».

3

11.


Электронные таблицы (ЭТ). Этапы создания электронных таблиц.

1

12.


Практическая работа №5: «Выборка и сортировка в электронных таблицах (ЭТ)».

1

13.


Практическая работа №6: «Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах (ЭТ)».

1

Глава 4: «Программирование приложений».

3

14.


Понятие о макросе. Програм­мная реализация макроса на VВА.

1

15.


Структура программы на VBA. Объекты VBA. Свойства, ме­тоды, события.

1

16.


Практическая работа №7: «Создание диалогового окна (пользовательской формы)».

1

Глава 5: «Итоговое повторение».

1

17.


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса.

1


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства:

  • Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (сканер, 3D-сканер) – клавиатура и компьютерная мышь (разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Принтер (МФУ, 3D-принтер) – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).


Программные средства:

  • Операционная система (Widows 10).

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа (Dr. Web).

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы (Microsoft Office, Libre Office).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!