Муниципальное общеобразовательное учреждение
Хмельниковская
средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО /Зеткина Г. Н./ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /Зеткина Г. Н./ | «Утверждаю» Директор МОУ Хмельниковская СОШ /Мироненко Т. В./ |
(подпись) Протокол №129 от «1» сентября 2022 г. | (подпись) «1» сентября 2022 г. | (подпись) Приказ по школе №129 от «1» сентября 2022 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления
«Компьютерное моделирование»
для 9 класса
основного общего образования
Составил учитель информатики
Строителев С.Н.
2022-2023 уч. год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления «Компьютерное моделирование» для 9 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ Хмельниковской СОШ, рабочая программа по «Компьютерному моделированию».
Модульной программы «Компьютерное моделирование», Москва 2013 г.
Выбор программы обусловлен следующими факторами:
программа полностью реализует требования, предъявляемые ФГОС к уровню подготовки обучающихся;
программа реализует системно-деятельностный подход к изучению предмета по внеурочной деятельности «Компьютерное моделирование», обеспечивает формирование и развитие УУД обучающихся.
Среди многочисленных приложений современной информатики и информационных технологий в данном учебном курсе выделяются два:
Данный раздел курса углубляет содержательные линии моделирования и информационных технологий в школьной информатике. База данных — ядро любой информационной системы — рассматривается в качестве информационной модели соответствующей предметной области. Содержание обучения отталкивается от проблем, которые требуется решить.
Первая проблема — адекватное информационное отражение в базе данных реальной системы. В связи с этим рассматриваются основные этапы проектирования базы данных: системный анализ предметной области, построение инфологической модели, ее реализация в виде модели данных реляционного типа.
Вторая проблема — создание приложений, которые в совокупности с базой данных составляют информационно-справочную систему. Здесь внимание уделяется анализу потребностей пользователя, созданию гибкой и полной системы приложений (запросов, форм, отчетов), организации дружественного пользовательского интерфейса.
Цель программы
Развитие способностей к творческому самовыражению через овладение навыками конструирования в процессе создания робототехнических систем; формирование технической грамотности и учебно-познавательной компетенции со школьными предметами и за счет выполнения исследовательских и творческих проектов различной направленности.
Задачи программы
Обучающие:
Познакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области компьютерного моделирования и научить использовать специальную терминологию.
Сформировать представление об основных законах компьютерного моделирования.
Сформировать первоначальные представления о моделировании объектов.
Познакомить учащихся с основами разработки алгоритмов при моделировании объектов.
Познакомить с основами моделирования объектов.
Систематизировать и/или привить навыки моделирования объектов.
Усовершенствовать навыки работы с компьютером и офисными программами и/или обучить использованию прикладных программ для оформления проектов.
Развивающие:
Стимулировать интерес к смежным областям знаний: математике, геометрии, физике, биологии.
Способствовать заинтересованности в самостоятельном расширении кругозора в области моделирования объектов.
Формировать информационную культуру, умение ориентироваться и работать с разными источниками информации.
Поддерживать выработку эффективных личных методик использования внимания и памяти, обработки и анализа сведений, конспектирования и наглядного представления информации (подготовки презентаций, в том числе мультимедийных).
Поощрять стремление к применению своего потенциала в поиске оригинальных идей, обнаружении нестандартных решений, развитию творческих способностей.
Развивать способности работы индивидуально и в командах разного качественного и количественного состава группы.
Прививать навыки к анализу и самоанализу при моделировании объектов.
Содействовать саморазвитию в формировании успешных личных стратегий коммуникации и развитию компетенций при участии учеников в командной работе.
Воспитательные:
Формировать интерес к практическому применению знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в дальнейшем обучении.
Поощрять целеустремленность, усердие, настойчивость, оптимизм, веру в свои силы.
Способствовать развитию способности конструктивной оценки и самооценки, выработке критериев оценок и поведенческого отношения к личным и чужим успехам и неудачам.
Подтверждать высокую ценность таких способностей и качеств, как эмоциональная уравновешенность, рассудительность, эмпатия.
Поддерживать представление учащихся о значимости общечеловеческих нравственных ценностей, доброжелательности, сотрудничества.
Укреплять спортивный дух, способность сохранять уважение к соперникам, и преодолевать стресс во время обучения и соревнований.
Прививать культуру организации рабочего места, правила обращения со сложными и опасными инструментами.
Воспитывать бережливость и сознательное отношение к вверенным материальным ценностям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
Учащиеся смогут:
получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных работах;
найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе;
убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе;
научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении о моделировании объектов;
укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности;
развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы.
Метапредметные:
Учащиеся смогут:
найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы;
получить практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной деятельности;
выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов;
использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач;
использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач;
использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и повседневной жизни.
Предметные:
Учащиеся:
будут иметь представление о роли и значении моделирования в жизни;
поймут смысл принципов моделирования объектов и смогут объяснять их значение;
освоят основными принципы и этапы разработки проектов и смогут самостоятельно и/или с помощью учителя создавать проекты;
смогут выполнить алгоритмическое описание действий применительно к решаемым задачам.
Планируемые результаты обучения информатике и ИКТ
По окончании изучения данного раздела курса учащиеся должны
знать:
назначение и состав информационных систем;
этапы создания компьютерной информационной системы;
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект;
в чем состоит задача системного анализа;
существующие разновидности моделей систем;
что такое графы;
какие системы называются иерархическими;
основные свойства дерева — структурной модели иерархической системы;
что такое инфологическая модель предметной области;
что такое база данных (БД); классификация БД;
структуру реляционной базы данных (РБД);
что такое избыточность и противоречивость данных;
с какой целью производится нормализация модели данных;
в чем заключаются требования первой, второй и третьей нормальной формы;
что такое СУБД;
способ описания данных в СУБД с помощью конструктора;
как организуются связи в многотабличной базе данных;
что такое глобальная схема данных;
чем отличается подсхема от глобальной схемы;
какие существуют типы запросов к БД;
какова структура команды запроса на выборку;
способы сортировки данных;
что такое вычисляемые поля в БД; как они используются в запросах;
что такое итоговый запрос, как он создается;
какими возможностями для работы с базами данных обладает MS Exel;
как оформляется список данных;
как с помощью формы производится поиск и сортировка данных в списке;
что такое фильтрация данных, какими способами она производится;
что такое сводная таблица;
что такое макрос;
как можно создать и выполнить макрос в среде MS Exel;
что такое объектно-ориентированное приложение;
что такое «объект»; чем характеризуются объекты;
что такое класс объектов;
какие основные объекты используются в программах на VBA для MS Exel;
какую структуру имеет программа на VВА;
какие основные виды инструкций используются в языке VВА;
какими средствами в VBA создаются диалоговые окна;
что такое элементы управления;
как можно установить реакцию на события для элементов управления.
уметь:
осуществлять анализ систем с целью построения моделей разных типов;
строить графические модели систем с иерархической и сетевой структурой;
проектировать несложную информационно-справочную систему;
проектировать многотабличную базу данных;
ориентироваться в среде СУБД MS Access;
создавать структуру базы данных и заполнять ее данными;
осуществлять в MS Access запросы на выборку с использованием конструктора запросов;
работать с формами;
осуществлять запросы с получением итоговых данных;
получать отчеты;
организовывать однотабличные базы данных (списки) в MS Exel;
осуществлять выборку и сортировку данных в списках;
осуществлять фильтрацию данных;
создавать сводные таблицы;
записывать макросы для MS Exel с помощью макрорекодера;
просматривать макро-программу на VBA в окне редактора;
осуществлять несложное редактирование программы макроса;
создавать диалоговые окна с элементами управления путем использования пользовательских форм;
писать несложные программы обработки событий на VBA.
Содержание учебного курса
Понятие информационной системы. Этапы разработки информационной системы: модели и моделирование (модель, моделирование, натурная (материальная модель), информационная модель); этапы построения информационной модели (формализация); классификация информационных моделей (знаковые модели, образные модели, смешанные модели). (1 ч.).
Основы системологии: понятие системы, структуры, системный эффект: словесные модели (словесные модели); математические модели (математические модели, логические модели); компьютерные математические модели (компьютерные математические модели, имитационные модели). (1 ч.).
Модели систем: модель черного ящика, модель состава системы: разнообразие систем (система, системный подход, материальные системы, нематериальные системы, смешанные системы, природные системы, технические системы); состав и структура системы (структура системы, надсистема, подсистема, системный эффект); система и окружающая среда (вход системы, выход системы); система как «черный ящик». (1 ч.).
Модели систем: структурная модель, графы (сети), иерархические структуры и деревья: многообразие графических информационных моделей (схема, карта, чертеж, график, диаграмма); графы (вершина графа, ребро графа, взвешенный граф, цепь, цикл, сеть, семантическая сеть, дерево, корень, листья); использование графов при решении задач (примеры задач, решающих с помощью графов). (1 ч.).
Практическая работа №1: «Построение структурной модели системы». (1 ч.).
Практическая работа №2: «Построение семантической сети». (1 ч.).
Понятие базы данных (БД) и системы управления баз данных (СУБД): информационные системы и базы данных (информационные системы, база данных, иерархическая база данных, сетевая база данных, реляционная база данных); реляционные базы данных (реляционная база данных, запись, поле, типы полей: числовой, текстовый, логический, дата); что такое СУБД (система управления базами данных (СУБД), возможности СУБД); интерфейс СУБД (объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты). (1 ч.).
Этапы создания базы данных (БД). Простые и сложные запросы на выборку в БД: создание базы данных (указания мастера базы данных, таблица, форма, сортировка); запросы на выборку данных (условия выбора – простые логические выражения, условия выбора – сложные логические выражения). (1 ч.).
Практическая работа №3: «Создание простых запросов на выборку в БД». (1 ч.).
Практическая работа №2: «Создание сложных запросов на выборку в БД». (1 ч.).
Электронные таблицы (ЭТ). Этапы создания электронных таблиц: что такое тележка интерфейс электронных таблиц (строка заголовка, строка меню, панель инструментов, рабочая область, столбец, строка, ячейка, табличный курсор, строка ввода, диапазон, строка состояния, текст, книга); данные в ячейках таблицы (текст, формула, арифметические операции); основные режимы работы электронных таблиц (основные режимы работы электронных таблиц: режим форматирования таблицы, режим отображения таблицы, режим выполнения вычислений). (1 ч.).
Практическая работа №5: «Выборка и сортировка в электронных таблицах». (1 ч.).
Практическая работа №6: «Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах (ЭТ)». (1 ч.).
Понятие о макросе. Программная реализация макроса на VBA: назначение макроса; способы создания и использования макроса. (1 ч.).
Структура программы на VBA. Объекты VBA. Свойства, методы, события: разработка пользовательского интерфейса; диалоговые окна; введение в программирование VBA.
Практическая работа №7: «Создание диалогового окна (пользовательской формы)». (1 ч.).
Итоговое повторение. (1 ч.).
Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).
Место учебного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 17 учебных часов из расчета 1 учебного часа в неделю, в соответствии с учебным планом школы, предусматривающем 17 учебные недели.
Тематическое планирование
№ главы | Название главы | Примерные сроки |
Место проведения | Количество часов | Практические работы | Примерные сроки |
1. | «Информационные системы» | Центр «Точка роста» | 6 | 2 | 1-6 неделя |
2. | «Реляционные модели и базы данных» | Центр «Точка роста» | 4 | 2 | 7-10 неделя |
3. | «Моделирование в электронных таблицах» | Центр «Точка роста» | 3 | 2 | 11-13 неделя |
4. | «Программирование приложений» | Центр «Точка роста» | 3 | 1 | 14-16 неделя |
Итоговое повторение | Центр «Точка роста» | 1 | - | 17 неделя |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
Глава 1: «Информационные системы». | 6 |
1. | | Понятие информационной системы. Этапы разработки информационной системы. | 1 |
2. | | Основы системологии: понятие системы, структуры, системный эффект. | 1 |
3. | | Модели систем: модель черного ящика, модель состава системы. | 1 |
4. | | Модели систем: структурная модель, графы (сети), иерархические структуры и деревья. | 1 |
5. | | Практическая работа №1: «Построение структурной модели системы». | 1 |
6. | | Практическая работа «2: «Построение семантической сети». | 1 |
Глава 2: «Реляционные модели и базы данных». | 4 |
7. | | Понятие базы данных (БД) и системы управления баз данных (СУБД). | 1 |
8. | | Этапы создания базы данных (БД). Простые и сложные запросы на выборку в БД. | 1 |
9. | | Практическая работа №3: «Создание простых запросов на выборку в БД». | 1 |
10. | | Практическая работа №4: «Создание сложных запросов на выборку в БД». | 1 |
Глава 3: «Моделирование в электронных таблицах». | 3 |
11. | | Электронные таблицы (ЭТ). Этапы создания электронных таблиц. | 1 |
12. | | Практическая работа №5: «Выборка и сортировка в электронных таблицах (ЭТ)». | 1 |
13. | | Практическая работа №6: «Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах (ЭТ)». | 1 |
Глава 4: «Программирование приложений». | 3 |
14. | | Понятие о макросе. Программная реализация макроса на VВА. | 1 |
15. | | Структура программы на VBA. Объекты VBA. Свойства, методы, события. | 1 |
16. | | Практическая работа №7: «Создание диалогового окна (пользовательской формы)». | 1 |
Глава 5: «Итоговое повторение». | 1 |
17. | | Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. | 1 |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
Компьютер (ноутбук) – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (ноутбуку), видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (сканер, 3D-сканер) – клавиатура и компьютерная мышь (разнообразные устройства аналогичного назначения).
Принтер (МФУ, 3D-принтер) – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Акустические колонки – устройство для воспроизведения звука, состоит из акустического оформления и вмонтированных в него излучающих головок (обычно динамических).
Программные средства:
Операционная система (Widows 10).
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа (Dr. Web).
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы (Microsoft Office, Libre Office).