Организационный этап 1-2 мин. | Организация внимания всех учащихся, проверка готовности к уроку. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я! Для начала проверьте свою готовность к уроку. Посмотрите лежит ли у вас на партах учебник, тетрадь, пенал. Все готовы? Тогда присаживайтесь на свои места. | | Здравствуйте! Дети проверяют готовность к уроку, достают из рюкзака недостающие предметы. Мы готовы! Присаживаются. |
Актуализация знаний. 7 мин. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | -Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число и классная работа. Сегодня седьмое апреля. -У меня на доске записано предложение. Запишите его, пожалуйста, в тетрадь. Вам нужно подписать части речи над словами. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Мама(сущ.) приготовила(гл.) вкусный(прил.) борщ(сущ.). -Ребята, расскажите, как вы определяли части речи? -Отлично! -А к какой части речи можно отнести слово «вкусный»? - На какой вопрос отвечает слово «вкусный»? -Вы знаете, какая часть речи отвечает на вопрос Какой? -О каких частях речи вы уже говорили? (Если дети отвечают на вопрос положительно). -Сегодня нам предстоит это узнать. | | Записывают число и классная работа. Записывают предложение и подписывают части речи. Мама(сущ.) приготовила(гл.) вкусный(прил.) борщ(сущ.). -Глаголы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? И обозначают действия предметов. Существительное отвечает на вопросы Кто? Что? И обозначает предметы. Предположения учеников. -Слово «вкусный» отвечает на вопрос Какой? -Не знаем. |
Этап постановки цели, задач и темы урока. 5 мин. | Построение рассуждения на основе известных понятий, организация самостоятельного формулирования проблемы и постановка цели | -Часть речи, с которой нам предстоит сегодня познакомиться называется «имя прилагательное». Это и будет темой нашего урока. Записываю тему на доске. -Какова будет цель нашего сегодняшнего урока? -А что мы узнаем? -Верно! А чему мы научимся? -Молодцы, ребята! -Давайте приступим к изучению новой темы. | | -Познакомиться с частью речи «имя прилагательное» -Мы узнаем на какие вопросы отвечает имя прилагательное, и что оно обозначает. -Находить имя прилагательное среди других частей речи. |
Этап изучения нового материала 10 мин. | Выбор вместе с учащимися оптимального способа действия для решения исходной проблемы. | -Сейчас нам нужно узнать, на какие вопросы отвечает имя прилагательное, и что оно обозначает. -У вас на столах лежат карточки с заданием, возьмите их, пожалуйста. -На этих карточках у вас написаны словосочетания. Вам нужно на месте пропусков записать вопрос, который мы можем задать от имени существительного к имени прилагательному. Словосочетание под номером 1 сделаем вместе. -Слово «борщ» к какой части речи относится? -Чтобы определить, к какой части речи относится слово «борщ», мы задавали вопрос. А какой вопрос мы можем задать к слову «вкусный»? -Правильно. Тогда у нас получается «борщ (какой?) вкусный». На месте пропуска должен стоять вопрос «какой?». -А теперь оставшиеся задания выполняйте самостоятельно. -Прежде чем мы начнем проверять работу, я попрошу вас поменяться листочками с соседом по парте. -Какой вопрос вы задали к слову «вкусная»? -Отлично, тогда у нас получается «булочка (какая?) вкусная». Если ваш товарищ задал вопрос верно, то поставьте +, а если ошибся, то поставьте -. -А что у вас получилось в словосочетании №3? -Верно! Не забывайте оценивать работы своих товарищей. Если вопрос задан верно, мы ставим +, если допущена ошибка, мы ставим -. -Тогда что у вас получилось в последнем словосочетании? -Ребята, вы большие молодцы! -Верните листочек хозяину. Есть те, кто ни разу не ошибся? -Я даже не сомневалась! -Теперь мы можем подвести небольшой итог. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? -А как вы думаете, что обозначает имя прилагательное? -Я предлагаю проверить, верны ли наши суждения. -На странице 86 есть правило, кто нам его прочитает? -А теперь давайте прочитаем его хором. -Итак, мы узнали, что имя прилагательное-это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета. Вывешиваю на доску определение. -Сейчас я предлагаю применить наши знания на практике. Давайте выполним упражнение №151. Прочитайте задание. -Что вам нужно сделать? -Да, автор предлагает нам ещё одно задание, но его мы выполним устно. Подчеркивать прилагательные мы будем волнистой линией. И дополнение к заданию автора, вам нужно подписать часть речи у того слова, которое мы не подчеркнули. Ученики работают у доски по очереди, остальные в тетрадях. (проверка). -С первой частью задания вы справились, а теперь прочитайте второе задание. -Какое задание предлагает нам автор? -Какой синоним мы можем подобрать к слову «желтый»? -Тогда как у нас будет звучать первое словосочетание? (по аналогии выполняем задание) -Молодцы! Вы отлично справились с заданием. | Раздаточный материал (приложение 2). | . -Слово «борщ» относится к существительному. -Какой? Самостоятельно выполняют задания №2,3,4. Меняются листочками с соседом по парте. -Какая? -Яблоко (какое?) сладкое. -Прочитать словосочетания, списать их и подчеркнуть прилагательные. -Конфеты (какие?) сладкие. Выполняют упражнение №151. Поднимают руки, кто выполнил задание верно. -Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Предположения учеников. Ученик читает правило. Ученики читают правило хором. -Прочитать словосочетания, списать их и подчеркнуть прилагательные. Ученик читает задание. -Нам нужно подобрать для каждого прилагательного синоним и согласовать его с существительным. -Золотой. -Золотая пшеница. -Дымчатый котенок. -Алая гвоздика. -Синий колокольчик. -Нежный голос. -Изумрудная травка. -Маленькое облачко. |
Динамическая пауза 3 мин. | | -Я думаю, вы немного устали, нужно отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, и повторяйте за мной. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | | Встают со своих мест и повторяют за учителем. Садятся за парты. |
Этап первичного закрепления 10 мин. | Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | -А теперь я предлагаю вам поработать в парах. Откройте упражнение №152 и прочитайте задание. Что вам нужно сделать? -Предлагаю вместе определить, что изображено на рисунках, а признаки предметов вы будете определять в парах и записывать их в тетрадь. -Что изображено на первом рисунке? -На втором рисунке? -На третьем рисунке? -На четвертом рисунке? -На пятом рисунке? -Перед тем, как вы начнете работать, расскажите, как нужно работать в парах? -Всё правильно, можете приступать к работе. -Кто хочет поделиться своими результатами? Как вы описали первый рисунок? -Как вы описали второй рисунок? -Как вы описали 3 рисунок? -Как вы описали 4 рисунок? -Как вы описали 5 рисунок? -А сейчас вам нужно составить одно предложение по любому рисунку и подчеркнуть прилагательное волнистой линией. -Кто прочитает нам своё предложение? -Кто тоже составлял предложение про морковку? (читают свои варианты). По аналогии читают предложения по всем рисункам. -Все справились с заданием, молодцы! | | Рассмотреть рисунки, определить какие предметы изображены на рисунках, назвать признаки этих предметов (величину, цвет, форму, вкус) и составить и записать предложение по любому рисунку, подчеркнуть имена прилагательные. -Яблоко. -Морковь. -Лимон. -Клубника или земляника. -Вишня. -Нужно говорить шёпотом, чтобы не мешать остальным, совещаться с друг другом и т.д. -Яблоко-большое/маленькое, оранжевое, круглое, сладкое. -Морковь- большая/маленькая, длинная, оранжевая, сладкая. -Лимон-большой/маленький, овальный, желтый, кислый. -Клубника-маленькая, овальная, красная, сладкая. -Вишня-маленькая, круглая, бордовая, кислая. -Оранжевая морковка лежит на столе. -Мама принесла из магазина сладкие яблоки. -Я люблю чай с кислым лимоном. -У нас на даче растет вкусная клубника. -Мама сварила компот из кислой вишни. |
Рефлексия 3-5 мин | Осознание учащимися своей учебной деятельности. | -Наш урок подходит к концу и нам нужно подвести итог. -Какая тема была нашего сегодняшнего урока? -Что такое имя прилагательное? -Правильно, молодцы! -Какую цель мы ставили перед собой? -Мы достигли этой цели? -Ребята, на ваших партах лежат листы самооценки, возьмите их, пожалуйста. - Сейчас я попрошу вас нарисовать звездочку на той ступеньке, как вы оцениваете свою деятельность на уроке. -Сама верхняя - Я активно работал(а), мне все понятно. Ступенька посередине - Я старался(лась) работать активно, но что-то не понял(а). И самая нижняя - Я почти не работал(а), многое не понял(а). -Кто расположил звездочку на верхней ступеньке? Ступеньке посередине? Самой нижней? -Я очень рада, что вы усвоили тему нашего урока. А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание (выучить определение «имя прилагательное», выписать из учебника по литературному чтению предложение, в котором есть имя прилагательное и подчеркнуть его волнистой линией.) -Мне было приятно с вами работать, спасибо, урок окончен, до свидания! | Раздаточный материал (приложение 2) | -Тема нашего урока была «Имя прилагательное». -Имя прилагательное-это часть речи, отвечающая на вопросы Какой?Какая?Какое?Какие?, обозначает признак предмета. -Познакомиться с частью речи «имя прилагательное». -Да. Да. -Спасибо, до свидания! |