СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Функции и виды денег"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на основе учебника Боголюбова Л.Н., Липсица И.В. Финансовая грамотность, использован персональный навигатор по финансам МОИФИНАНСЫ.РФ.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Функции и виды денег"»

Технологическая карта

1.

Тема занятия:

«Функции и виды денег»

2.

Целевая группа:

7 класс

3.

Цель занятия:

Создать условия формирования представлений об экономическом содержании денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена и основной социальной функции денег.

4.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся определять, в чём состоят функции денег, какие виды денег существуют, в чём заключается роль денег в жизни людей;

Метапредметные: регулятивные – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; познавательные – умение определять понятия, создавать обобщения; коммуникативные – способность координировать и выполнять работу в условиях реального взаимодействия.

Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства.

5.

Образовательные технологии

Метод: частично – поисковый.

Формы: фронтальная, работа в парах, проектная, кейс.

6.

Средства обучения

А) Технические: презентация «Деньги и их функции». URL: http:/ www. Prosholu. ru /user/ KLW/ file/460916

Б) Дидактический материал: учебная презентация

7.

Расстановка парт и стульев

С пространством для дискуссии

План занятия

Этап занятия/ урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Образовательный результат

1.Мотивация учебной деятельности

(2 мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проводит беседу по обсуждению темы, цели и плана урока

Высказывают свои точки зрения, формулируют тему, цели занятия, планируют свою деятельность

Личностные: понимают необходимость учения.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

2.Актуализация знаний (3 мин)

Беседа по теме «Деньги и их функции»

Организует диалог с учащимся по вопросам:

- Что выполняло роль денег у древних славян? Какими были деньги в древнерусском государстве?

Отвечают на вопросы

Познавательные: формулируют осознанное речевое высказывание в устной форме о значении денег в жизни человека.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

3. Изучение нового материала (25 мин)

«Мозговой штурм»

Организует самостоятельную работу учащихся в парах.

а) Работая в парах, заполнить карточки, продолжая фразы и отвечая на вопросы:

- Деньги это …

_ Деньги нужны для …

- Деньги бывают …

- Можно ли прожить без денег?

б) Составление схемы на доске из ответов учащихся. Вывешивает схему в таблице.

Самостоятельно выполняют задание, сравнивают схемы

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения.

Познавательные: анализируют информацию, трансформируют её в схематическую форму.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.

Презентация «Деньги и их функции»

Показывает и комментирует слайды презентации

Просматривают презентацию, делают записи на рабочих листах

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Выполнение мини – проекта «Деньги»

Предлагает придумать кроссворд (для учащихся 5 класса) с названиями русских народных сказок про деньги, богатство и бедность.



Выполняют мини - проект имеющий практическую пользу

Коммуникативные: учатся работать в команде.

Регулятивные: ориентируются в правильной постановки задачи, достигают нужных результатов.

4. Первичное осмысление и закрепление (5 мин)

Решение задач

Предлагает решить задачи. Поясняет задание.

Выполняют задание, размышляют, высказывают собственную точку зрения

Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Работа с дополнительным материалом «Медный бунт»

Предлагает выписать из текста названия всех видов монет Московской Руси.

Проверяет задание.

Предлагает ответить на вопрос:

- Какое явление впервые появилось в связи с денежной реформой Алексея Михайловича?

Выполняют задание, читают текст, высказывают собственные суждения;

Рассматривают картину, рассуждают, отвечают на вопрос

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию.



Познавательные: осуществляют поиск нужной информации

5. Рефлексия (5 мин)

Обобщение полученных знаний

Предлагает разместить на доске рабочие листы каждой пары и ответить на вопросы:

- Какие основные функции денег вы знаете?

- Какие виды денег существуют в современном мире?

Размещают рабочие листы. Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на занятии

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке.

Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала.

6.Домашнее задание

Учебник: п.13, вопрос «В классе и дома» № 4.

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание
















Приложение

Задача №1

  1. В какой расфасовке стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 р., а пакет весом 500 г стоит 60р.?

Сколько денег она сэкономит? (30 р.)

Задача №2

  1. Однажды Саша проголодался и решил пообедать в школьной столовой. У него было 15 рублей. Саша прочитал меню и узнал цены. Что может купить Саша в столовой?

Меню.

Первые блюда:

  1. Борщ – 5р.85 коп.

  2. 2.Рыбный суп – 4р 88 коп.

Вторые блюда:

  1. Котлета с картофельным пюре – 7р. 54 коп.

  2. Сосиски с макаронами – 5 р. 30 коп.

3.Рыба с тушёными овощами – 4р. 18 коп.

Напитки:

1.Чай сладкий – 70 коп.

2.Компот – 1р. 25 коп.

3. Кисель – 1р. 10 коп.

(Борщ, котлета с картофельным пюре и компот)



Медный бунт

Один из хре­сто­ма­тий­ных при­ме­ров неу­дач­ной де­неж­ной по­ли­ти­ки го­су­дар­ства, ко­то­рая при­ве­ла сна­ча­ла к ин­фля­ции, а за­тем и к восста­нию, - де­неж­ная ре­фор­ма ца­ря Алек­сея Ми­хайло­ви­ча, на­чав­ша­я­ся в 1654 го­ду и за­кон­чив­ша­я­ся Мед­ным бун­том 1662 го­да.

На­ча­лась ре­фор­ма в 1654 го­ду с по­пыт­ки вве­сти мо­не­ты ру­бле­во­го до­сто­инства. До это­го в ка­че­стве ре­аль­ных мо­нет че­ка­ни­лось всего три но­ми­на­ла: по­луш­ка (1/4 ко­пей­ки), день­га (1/2 ко­пей­ки) и ко­пей­ка. Кро­ме то­го, су­ще­ство­ва­ло два вспо­мо­га­тель­ных счет­ных по­ня­тия: ал­тын (3 ко­пей­ки) и рубль (100 ко­пе­ек), ко­то­рые в ви­де ре­аль­ных мо­нет не выпус­ка­лись. Се­ре­бря­ные мо­не­ты бы­ли пол­но­цен­ны­ми, они че­ка­ни­лись из чи­сто­го се­ре­бра, что ис­клю­ча­ло ха­рак­тер­ную для дру­гих стран Ев­ро­пы то­го вре­ме­ни пор­чу мо­не­ты го­су­дар­ством, то есть за­ни­же­ние со­дер­жа­ние дра­го­ценно­го ме­тал­ла в срав­не­нии с дей­ству­ю­щим стан­дартом.

Для выпус­ка ру­бле­вых мо­нет ис­поль­зо­ва­лись запад­но­евро­пей­ские се­ре­бря­ные та­ле­ры (на Ру­си их на­зы­ва­ли ефим­ка­ми) ве­сом око­ло 28–30 грам­мов, с ко­то­рых сби­ва­лись ори­ги­наль­ные изоб­ра­же­ния и на­но­си­лись но­вые, в том чис­ле но­ми­нал - «РУБЛЬ». При этом ры­ноч­ная це­на та­ле­ра рав­ня­лась 64 ко­пей­кам. То есть рубль, по су­ти, был не­пол­но­цен­ной мо­не­той, его но­ми­нал пре­вы­шал сто­и­мость со­дер­жа­ще­го­ся в нем се­ре­бра. Но глав­ное но­во­вве­де­ние - на­ча­ло массо­во­го выпус­ка не­пол­но­цен­ных мед­ных мо­нет но­ми­на­лом в 50 (пол­ти­на), 25 (по­лу­пол­ти­на), 10 ко­пе­ек, 3 и 2 ко­пей­ки.

Че­рез год из-за тех­ни­че­ских слож­но­стей вме­сто ру­блей на­ча­лось изго­тов­ле­ние так на­зы­ва­е­мых ефим­ков с «при­зна­ком», то есть с дву­мя не­больши­ми над­че­канка­ми в ви­де го­да (1655) и изоб­ра­же­ния ца­ря на ко­не. При этом их при­рав­ня­ли к 64 ко­пей­кам, то есть да­ли ры­ноч­ную оцен­ку. К 64 ко­пей­кам при­рав­ня­ли и ра­нее выпу­щен­ные ру­бле­ви­ки.

Эти но­во­вве­де­ния бы­ли при­ня­ты рын­ком: но­вые мед­ные мо­не­ты выпус­ка­лись в не­большом ко­ли­че­стве, а ну­жды бы­стро раз­ви­вав­шей­ся тор­гов­ли тре­бо­ва­ли все больше инстру­мен­тов де­неж­но­го об­раще­ния. И то­гда вдох­нов­лен­ное успе­хом пра­ви­тель­ство пере­шло к массо­во­му выпус­ку мед­ных ко­пе­ек, ко­то­рые ра­нее че­ка­ни­лись толь­ко в се­ре­бре. На­про­тив, из-за вы­со­кой се­бе­сто­и­мо­сти с 1656 го­да был пре­кра­щен выпуск ефим­ков с «при­зна­ком». Еще че­рез не­ко­то­рое вре­мя пра­ви­тель­ство на­ча­ло со­би­рать на­ло­ги ис­клю­чи­тель­но се­ре­бря­ной мо­не­той, а пла­тить жа­ло­ва­нье мед­ной. Но, по­сколь­ку сто­и­мость ме­ди в ко­пей­ке бы­ла ни­же ее но­ми­на­ла, из­бы­точ­ный выпуск при­вел к то­му, что мед­ная ко­пей­ка ста­ла це­нить­ся де­ше­вле се­ре­бря­ной.

В 1659 го­ду бы­ло на­ча­то изъ­я­тие из об­раще­ния ефим­ков с «при­зна­ком» и ру­бле­ви­ков. Их вы­ку­па­ли за мед­ные мо­не­ты по при­ну­ди­тель­но­му кур­су, по но­ми­на­лу, хо­тя фак­ти­че­ски сто­и­мость мед­ных мо­нет и се­ре­бря­ных уже разо­шлась: в 1662 го­ду од­на се­ре­бря­ная ко­пей­ка сто­и­ла 15 мед­ных. При этом офи­ци­аль­ный курс по-преж­не­му со­став­лял од­ну мед­ную ко­пей­ку за од­ну се­ре­бря­ную.

По су­ти, стра­на впер­вые столк­ну­лась с та­ким яв­ле­ни­ем, как ин­фля­ция. То, что рань­ше сто­и­ло 1 ко­пей­ку, те­перь оце­ни­ва­лось в пят­на­дцать. Если у ко­го-то сохра­ни­лись се­ре­бря­ные ко­пей­ки, то он, ко­неч­но, мог бы ку­пить то­вар по ста­рой це­не, но все се­ре­бро стре­ми­тель­но вы­мы­ва­лось из об­раще­ния, а жа­ло­ва­ние пла­ти­ли мо­не­та­ми мед­ны­ми.

Ре­зульта­том стал Мед­ный бунт, ко­то­рый вспых­нул в Москве ле­том 1662 го­да. От­ме­ча­лись так­же вол­не­ния в Нов­го­ро­де и в Пско­ве. Все эти вы­ступ­ле­ния бы­ли же­сто­ко по­дав­ле­ны, од­на­ко урок не про­шел да­ром. С 1663 го­да мед­ная мо­не­та ста­ла изы­мать­ся из об­раще­ния. Де­неж­ная си­сте­ма стра­ны в своих основ­ных чер­тах вер­ну­лась к до­ре­фор­мен­но­му со­сто­я­нию.

Сю­жет Мед­но­го бун­та изоб­ра­жен на из­вест­ной кар­ти­не рус­ско­го ху­дож­ни­ка-пере­движ­ни­ка Эр­не­ста Лис­сне­ра.

Задание: - выпишите из текста названия всех видов монет Московской Руси

(полушка - ¼ копейки, деньга - ½ копейки, копейка, алтын (3 копейки), рубль (100 копеек), ефимки, полтина, рублевики, полтина, полуполтина, ефимки с «признаком»);

- Какое явление впервые появилось в связи с проведением денежной реформы Алексеем Михайловичем?

(инфляция).




Э. Лис­снер «Мед­ный бунт»





Об­щая ло­ги­ка со­бы­тий изоб­ра­же­на на ри­сун­ке.



Де­неж­ная ре­фор­ма ца­ря Алек­сея Ми­хайло­ви­ча: 1654–1663









Литература

  1. Обществознание. 7 класс: учебник, под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М. : Просвещение, 2020г.

  2. Обществознание. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Волгоград : Учитель, 2017г.

  3. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материлы для учащихся 5-7 кл. – М. : ВАКО, 2018 г.

  4. Персональный навигатор по финансам МОИФИНАНСЫ.РФ Учебник, глава 2.Расходы, дополнительные материалы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!