Технологическая карта
1. | Тема занятия: | «Функции и виды денег» |
2. | Целевая группа: | 7 класс |
3. | Цель занятия: | Создать условия формирования представлений об экономическом содержании денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена и основной социальной функции денег. |
4. | Планируемые результаты: | Предметные: научатся определять, в чём состоят функции денег, какие виды денег существуют, в чём заключается роль денег в жизни людей; Метапредметные: регулятивные – умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; познавательные – умение определять понятия, создавать обобщения; коммуникативные – способность координировать и выполнять работу в условиях реального взаимодействия. Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства. |
5. | Образовательные технологии | Метод: частично – поисковый. Формы: фронтальная, работа в парах, проектная, кейс. |
6. | Средства обучения | А) Технические: презентация «Деньги и их функции». URL: http:/ www. Prosholu. ru /user/ KLW/ file/460916 |
Б) Дидактический материал: учебная презентация |
7. | Расстановка парт и стульев | С пространством для дискуссии |
План занятия |
Этап занятия/ урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Образовательный результат |
1.Мотивация учебной деятельности (2 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит беседу по обсуждению темы, цели и плана урока | Высказывают свои точки зрения, формулируют тему, цели занятия, планируют свою деятельность | Личностные: понимают необходимость учения. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. |
2.Актуализация знаний (3 мин) | Беседа по теме «Деньги и их функции» | Организует диалог с учащимся по вопросам: - Что выполняло роль денег у древних славян? Какими были деньги в древнерусском государстве? | Отвечают на вопросы | Познавательные: формулируют осознанное речевое высказывание в устной форме о значении денег в жизни человека. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
3. Изучение нового материала (25 мин) | «Мозговой штурм» | Организует самостоятельную работу учащихся в парах. а) Работая в парах, заполнить карточки, продолжая фразы и отвечая на вопросы: - Деньги это … _ Деньги нужны для … - Деньги бывают … - Можно ли прожить без денег? б) Составление схемы на доске из ответов учащихся. Вывешивает схему в таблице. | Самостоятельно выполняют задание, сравнивают схемы | Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения. Познавательные: анализируют информацию, трансформируют её в схематическую форму. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. |
Презентация «Деньги и их функции» | Показывает и комментирует слайды презентации | Просматривают презентацию, делают записи на рабочих листах | Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания. |
Выполнение мини – проекта «Деньги» | Предлагает придумать кроссворд (для учащихся 5 класса) с названиями русских народных сказок про деньги, богатство и бедность. | Выполняют мини - проект имеющий практическую пользу | Коммуникативные: учатся работать в команде. Регулятивные: ориентируются в правильной постановки задачи, достигают нужных результатов. |
4. Первичное осмысление и закрепление (5 мин) | Решение задач | Предлагает решить задачи. Поясняет задание. | Выполняют задание, размышляют, высказывают собственную точку зрения | Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. |
Работа с дополнительным материалом «Медный бунт» | Предлагает выписать из текста названия всех видов монет Московской Руси. Проверяет задание. Предлагает ответить на вопрос: - Какое явление впервые появилось в связи с денежной реформой Алексея Михайловича? | Выполняют задание, читают текст, высказывают собственные суждения; Рассматривают картину, рассуждают, отвечают на вопрос | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию. Познавательные: осуществляют поиск нужной информации |
5. Рефлексия (5 мин) | Обобщение полученных знаний | Предлагает разместить на доске рабочие листы каждой пары и ответить на вопросы: - Какие основные функции денег вы знаете? - Какие виды денег существуют в современном мире? | Размещают рабочие листы. Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на занятии | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозируют уровень усвоения изучаемого материала. |
6.Домашнее задание | Учебник: п.13, вопрос «В классе и дома» № 4. | Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание | |
Приложение
Задача №1
В какой расфасовке стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 р., а пакет весом 500 г стоит 60р.?
Сколько денег она сэкономит? (30 р.)
Задача №2
Однажды Саша проголодался и решил пообедать в школьной столовой. У него было 15 рублей. Саша прочитал меню и узнал цены. Что может купить Саша в столовой?
Меню.
Первые блюда:
Борщ – 5р.85 коп.
2.Рыбный суп – 4р 88 коп.
Вторые блюда:
Котлета с картофельным пюре – 7р. 54 коп.
Сосиски с макаронами – 5 р. 30 коп.
3.Рыба с тушёными овощами – 4р. 18 коп.
Напитки:
1.Чай сладкий – 70 коп.
2.Компот – 1р. 25 коп.
3. Кисель – 1р. 10 коп.
(Борщ, котлета с картофельным пюре и компот)
Медный бунт
Один из хрестоматийных примеров неудачной денежной политики государства, которая привела сначала к инфляции, а затем и к восстанию, - денежная реформа царя Алексея Михайловича, начавшаяся в 1654 году и закончившаяся Медным бунтом 1662 года.
Началась реформа в 1654 году с попытки ввести монеты рублевого достоинства. До этого в качестве реальных монет чеканилось всего три номинала: полушка (1/4 копейки), деньга (1/2 копейки) и копейка. Кроме того, существовало два вспомогательных счетных понятия: алтын (3 копейки) и рубль (100 копеек), которые в виде реальных монет не выпускались. Серебряные монеты были полноценными, они чеканились из чистого серебра, что исключало характерную для других стран Европы того времени порчу монеты государством, то есть занижение содержание драгоценного металла в сравнении с действующим стандартом.
Для выпуска рублевых монет использовались западноевропейские серебряные талеры (на Руси их называли ефимками) весом около 28–30 граммов, с которых сбивались оригинальные изображения и наносились новые, в том числе номинал - «РУБЛЬ». При этом рыночная цена талера равнялась 64 копейкам. То есть рубль, по сути, был неполноценной монетой, его номинал превышал стоимость содержащегося в нем серебра. Но главное нововведение - начало массового выпуска неполноценных медных монет номиналом в 50 (полтина), 25 (полуполтина), 10 копеек, 3 и 2 копейки.
Через год из-за технических сложностей вместо рублей началось изготовление так называемых ефимков с «признаком», то есть с двумя небольшими надчеканками в виде года (1655) и изображения царя на коне. При этом их приравняли к 64 копейкам, то есть дали рыночную оценку. К 64 копейкам приравняли и ранее выпущенные рублевики.
Эти нововведения были приняты рынком: новые медные монеты выпускались в небольшом количестве, а нужды быстро развивавшейся торговли требовали все больше инструментов денежного обращения. И тогда вдохновленное успехом правительство перешло к массовому выпуску медных копеек, которые ранее чеканились только в серебре. Напротив, из-за высокой себестоимости с 1656 года был прекращен выпуск ефимков с «признаком». Еще через некоторое время правительство начало собирать налоги исключительно серебряной монетой, а платить жалованье медной. Но, поскольку стоимость меди в копейке была ниже ее номинала, избыточный выпуск привел к тому, что медная копейка стала цениться дешевле серебряной.
В 1659 году было начато изъятие из обращения ефимков с «признаком» и рублевиков. Их выкупали за медные монеты по принудительному курсу, по номиналу, хотя фактически стоимость медных монет и серебряных уже разошлась: в 1662 году одна серебряная копейка стоила 15 медных. При этом официальный курс по-прежнему составлял одну медную копейку за одну серебряную.
По сути, страна впервые столкнулась с таким явлением, как инфляция. То, что раньше стоило 1 копейку, теперь оценивалось в пятнадцать. Если у кого-то сохранились серебряные копейки, то он, конечно, мог бы купить товар по старой цене, но все серебро стремительно вымывалось из обращения, а жалование платили монетами медными.
Результатом стал Медный бунт, который вспыхнул в Москве летом 1662 года. Отмечались также волнения в Новгороде и в Пскове. Все эти выступления были жестоко подавлены, однако урок не прошел даром. С 1663 года медная монета стала изыматься из обращения. Денежная система страны в своих основных чертах вернулась к дореформенному состоянию.
Сюжет Медного бунта изображен на известной картине русского художника-передвижника Эрнеста Лисснера.
Задание: - выпишите из текста названия всех видов монет Московской Руси
(полушка - ¼ копейки, деньга - ½ копейки, копейка, алтын (3 копейки), рубль (100 копеек), ефимки, полтина, рублевики, полтина, полуполтина, ефимки с «признаком»);
- Какое явление впервые появилось в связи с проведением денежной реформы Алексеем Михайловичем?
(инфляция).
Э. Лисснер «Медный бунт»
Общая логика событий изображена на рисунке.
Денежная реформа царя Алексея Михайловича: 1654–1663
Литература
Обществознание. 7 класс: учебник, под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М. : Просвещение, 2020г.
Обществознание. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Волгоград : Учитель, 2017г.
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материлы для учащихся 5-7 кл. – М. : ВАКО, 2018 г.
Персональный навигатор по финансам МОИФИНАНСЫ.РФ Учебник, глава 2.Расходы, дополнительные материалы.