СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по окружающему миру. Класс: 4. Тема урока:  зона степей. Цель урока: познакомить учащихся с приспособительными особенностями растений и животных к условиям жизни в степной зоне, экологическими проблемами степей, мерами по охране природы; развивать логические умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к природе родного края.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Основные понятия: зона степей

Тема урока:  зона степей

Цель урока: познакомить учащихся с приспособительными особенностями растений и животных к условиям жизни в степной зоне, экологическими проблемами степей, мерами по охране природы; развивать логические умения сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к природе родного края.

Планируемые результаты

предметные:

- знать о природных зонах; усвоить первоначальные сведения об особенностях природных зон, работать с дополнительным материалом.

метапредметные:

познавательные:

- читать учебный текст, выбирать из него нужные сведения, дополнять свои знания; понимать информацию, представленную в словесной форме переводить её в модельный вид.

регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для её решения; осуществлять и самоконтроль.

коммуникативные:

- делиться приобретённой информацией с другими, пересказывать её; умение слушать высказывания собеседников; участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения; высказывать свои предположения, по обсуждаемым вопросам; задавать вопросы и отвечать на вопросы других.

личностные:

- иметь представление о богатстве окружающего мира, мотивацию к учебной деятельности, навыки со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Средства обучения: технические средства, учебник, наглядные пособия






Ход урока:

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

(1 минута)

 - Добрый день! Давайте встанем и поприветствуем друг друга. Возьмитесь за руки и подарите свои улыбки друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и открытия нового



Приветствуют учителя.

 


Актуализация знаний/Проверка домашнего задания

(7 минут)

Проверка домашнего задания.

- А для того, чтобы наш урок прошел интересно и продуктивно, я предлагаю вам составить формулу успеха.

- Назовите, что для достижения успеха нам необходимо:

  • старание

  • разговоры

  • внимание

  • лень

  • сообразительность

- У каждого на столе лежит карточка. Решите кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне. (Брусника)

2. Вкруг ствола большой сосны

Шишки по снегу видны.

Здесь на кузнице затратил

Много сил проворный ... (Дятел)

3. Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый. (Липа)

5. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Давайте проверим, какое первое слово? Второе? Третье? Четвёртое? Пятое?

- А теперь, внимательно посмотрите на кроссворд, и скажите, какое слово спряталось в нем?

- Предположите, какая тема нашего урока?

С помощью опорных слов сформулируйте цели урока:

Цели урока:

1. Определить понятие…(зоны степей)

2. Уметь показывать…(на карте зоны степей)

3. Познакомиться с…(растительным, животным миром, деятельности человека, населением)

4. Узнать…(экологические проблемы зоны степей)

5. Познакомится с….(растительным, животным миром, деятельности человека)

6. Оценить свою работу на уроке

Читают сообщение о зоне лесов.






Отвечают на вопрос: старание, внимание, сообразительность.































Первое – брусника.

Второе – дятел.

Третье – ель.

Четвёртое – липа.

Пятое – медведь.


Степь.


Формулируют тему и задачи урока. Строят и высказывают свои предположения.





На доске написаны слова.











































Слайд 1.



Слайд 2.

Открытие новых знаний

(20 минут)













- Для чего мы изучаем природные зоны России?

- Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов и путей сообщения).

Географическое положение зоны:

- Посмотрите на карте «Природные зоны России» зону степей, каким цветом она выделена?

Климатические условия:

В степной зоне очень теплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры суховьи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву потоками стекает в низины и испаряется.

Зима в степной зоне короткая, но холодная. Ей на смену проходит непродолжительная весна, отмеченная бурным цветением степных растений.

Степная зона славится самой плодородной почвой - чернозёмом. Эта почва исключительно богата перегноем, который придаёт ей чёрный цвет.

Растительный мир:

Работа с учебником стр.81

Рассмотрите в гербарии и на рисунке растения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи.

Животный мир:

- С помощью рисунка учебника

(стр.82-83) познакомьтесь с животным миром степи.

Общество (население) природной зоны:

На территории зоны степей проживает огромное количество самых разных национальностей. Это: калмыки, русские, монголы, узбеки, китайцы, цыгане, армяне и другие. Все они очень любят трудиться на земле. В основном, самое главное занятие в степи - это животноводство или скотоводство. Люди выращивают в степях крупный рогатый скот(быков, коров), верблюдов, лошадей, мелкий рогатый скот (овец, коз). В последнее время население начало разводить домашнюю птицу (кур, индюков, гусей, уток), для водоплавающих люди изготавливают искусственные водоемы. На полях обычно народ засевает кормовые культуры для скота, но также выращивают самые различные овощи: картофель, лук, томаты, огурцы, кабачки, свеклу. Очень хорошо в степях растут арбузы и дыни. Прекрасно в степях растут пшеница, рожь, кукуруза и подсолнечник.

Экологические проблемы:

- Давайте поговорим об экологических проблемах степной зоны. Открываем

стр. 85 и начинаем читать по цепочке.

- О каких экологических проблемах мы узнали?

Строят и высказывают свои предположения.












На карте зона степей выделена желтым цветом.






















В степях растут разные цветковые растения, например тюльпаны и ирисы. Эти растения цветут весной, когда в почве ещё много влаги. После цветения надземная часть цветов отмирает, а в земле сохраняется луковица, богатая питательными веществами. Эта луковица даст жизнь новому растению следующей весной.


А также в степях растут злаки ковыль и типчак. Они иначе приспособились к засушливому климату степей. У этих растений очень узкие листья, а значит они испаряют мало влаги.


Слушают учителя.







Слушают учителя.























Следят, читают вслух.


1) На нераспаханных участках степей пасут скот;

2) Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас;

3) Охота на редких животных (браконьерство);














Слайд 3.








































Слайды 4 – 13.

Закрепление

(5 минут)







- У вас на столах лежат карточки с заданиями. Сейчас вы их выполните и, таким образом, мы закрепим изученное.

Тест

1) Каким цветом выделена зона степей на карте?

А) Жёлтым

Б) Синим

2) Какой климат в степи?

А) Холодный и ветреный

Б) Жаркий и сухой

3) Какие растения приспособлены к условиям жизни в степи?

А) Тюльпан, ирис, ковыль, типчак

Б) Калина, шиповник

4) Напишите одну любую экологическую проблему степной зоны.

Ответ:

5) Какое животное проживает в степи? (раскрась его)

А)

Б)





Решают тест.


Индивидуальная карточка.

Подведение итогов

(5 минут)






- Давайте повторим, какая у нас была тема урока?

- Мы достигли целей урока?

- Определили понятие зоны степей?

А на карте нашли эту зону? Познакомились растительным, животным миром, деятельности человека и населением?

Узнали экологические проблемы зоны степей?

Степь.



Отвечают на вопросы.



Домашнее задание

- Я предлагаю вам домашнее задание, которое позволит дома продолжить исследование зоны степей. Вам нужно заполнить таблицу на тех карточках, которые я раздала.



Слушают учителя.

Карточка с домашнем заданием.

Рефлексия

(2 минуты)





- Сейчас предлагаю оценивать вам свою работу на уроке.





Оценивают работу на уроке.

Индивидуальная карточка.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!