-ученики будут отрабатывать умение отличать одну часть речи от другой, составлять одно предложение из нескольких предложений, совершенствовать орфографические умения, находить главные и второстепенные члены предложения,умение правильно определять и употреблять части речи,давать характеристику предложения,
- формировать умение работать в парах и группах, а также умение адекватно оценивать свою работу и работу других учеников;
- развивать умение извлекать информацию из схем, представлять информацию в виде схем;
- выявлять сущность, особенности объектов и на основе анализа делать выводы.
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Этапы урока | Ход урока | Планируемые результаты |
1. Организационно- мотивационный момент | Необычный день у нас. И гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? Видеть вас мы очень рады. Настрой учащихся на урок. Выполнение дыхательной гимнастики. Грамоте учиться – всегда пригодится. Сегодняшний урок мы начинаем с пословицы: Как вы понимаете эту пословицу? – Объясните смысл данной пословицы – Для чего человек должен быть грамотным? – Считаете ли вы себя грамотными?– Вот видите, не все в этом уверенны. А давайте сейчас проверим, насколько вы стали грамотнее? (ответы детей) Сегодня на уроке мы с вами попробуем узнать это. Но сначала отметим орфограммы и запишем пословицу в тетрадь. Эту пословицу мы с вами должны умело использовать её в своей речи. (Грамотный человек - умеет писать грамматически правильно без ошибок. Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит- культурными. Приступим к испытанию своих знания. | Коммуникативные (диалогучителя с учениками). Личностные (осмысление понятия «грамотный ученик»; учебно-познавательная мотивация). Предметные (орфографические умения). |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Разделите слова на группы и докажите своё мнение. На доске слова: имя прилагательное, подлежащее, сказуемое, местоимение, второстепенные члены. предлог, союз. (уч-ся отвечает) - Какое название должно быть у каждой группы? (появляются слова: части речи, члены предложения) -Вы догадались,какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей) Тема: Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Задачи: Совершенствовать приобретенные умения. Проверить свои знания о предложении и частях речи. - Почему необходимо знать эту тему? (Чтобы уметь определять значения слов, грамотно писать и произносить их) | Предметные ( разграничение понятий «части речи», «члены предложения»). Познавательные (постановка цели и задач урока). Коммуникативные (учебный диалог). |
3. Актуализация знаний. | - Какую группу мы можем дополнить? (части речи) Отгадайте часть речи по описанию. $11. -У меня есть род, число и падеж Род у меня постоянный, он не изменяется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я обычно бываю подлежащим. Догадались, кто я? (существительное) $12. - У меня может быть число, род, время и лицо. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Моя роль в предложении – сказуемое. Вы узнали меня? (глагол) $13. - Я обозначаю порядок при счёте или количество. Меня постоянно мучают вопросы «который?» и «сколько?» Кто же я? (числительное) $14. - А я не обозначаю ни действия, ни предмета и не отвечаю ни на какие вопросы. Вам без меня не возможно обойтись. Когда нужно соединить части предложения, я тут как тут. (союз) $15. -Я очень мала по размеру, членом предложения не являюсь, но помощник всё – таки хороший. Моя главная роль-вносить дополнительные оттенки в значение других слов или предложений. А ещё: я всегда пишусь отдельно с глаголом. (частица) - Как отличить одну часть речи от другой? ( вопрос, что обозначает, как изменяется) - На какие две группы делятся все части речи? (открыть запись на доске) - Разделите части речи на две группы (самостоятельные, служебные) - Поместите части речи в свой столбик - Все ли части речи являются членами предложения? - Задания, которые нужно выполнить на уроке – перед вами. Итак, начинаем… Перед вами, те задания, которые будем выполнять. Справа каждого задания есть колонка самооценки, как мы с нею будем работать, я скажу позже. | Предметные (умения правильно определять части речи). (знания о членах предложения). |
4. Обобщение и систематизация знаний | Игра «Четвёртый лишний» (Фронтальная работа) - Решите орфографические задачи .Найдите в каждой цепочке лишнее и объясните свой выбор. К.рму.ка, су?ота, грус?ный, ш.повник З.б.жать, п.тьдесят, ра?мешить, улыбат?ся, А, я, не, и. Чу?ство, вороб?ный, ла.ть, хол.дно. (проверяем) - Почему слово «холодно» - лишнее? (Мы не знаем, какая это часть речи) - Оказывается, мы изучили не все части речи, будем знакомиться с ними позднее. А сегодня повторяем то, что изучили ранее. У каждого из вас в информационном листе напротив задания есть полоска самооценки, которую нужно закрасить. Если вы старались, и у вас всё получилось, раскрашиваем зеленым цветом. Если вы старались, но были ошибки - раскрашиваем красным цветом. | Предметные (орфографические умения). Познавательные (выявление сущности и особенности групп слов, выводы на основе анализа; построение речевого высказывания ). Коммуникативные (построение монологического высказывания; учебный диалог). Регулятивные (оценка своей работы). |
Физкультминутка | Физминутка . - А теперь немного отдохнём, встаньте и выйдите из-за парт. Я буду называть слова разных частей речи. Если вы услышите имя существительное, должны хлопнуть в ладоши. Если слышите слова других частей речи, то топаете ногами. Зима, шоколадный, говорит, смех, плачет, грустный, солнце, кукла, осенний, золотая, пугает, писк, собака, веселится, пчела, хороший. | |
5. Самостоятельная работа | Игра «Найди различие и сходство» (самостоятельная работа по карточкам) - Вы должны распределить слова по группам. (Слова записаны на индивидуальных карточках) Лодка, сладкий, летит, комар, выл, сердце, золотое, подумает, молодые, тёплая. - Назвать отличительные признаки в каждой группе. *Существительные – отличаются родом. Определить *Прилагательные – числом. Определить *Глаголы – временем. Определить. Оцените себя | Предметные (умения правильно определять части речи). Познавательные (обобщать и классифицировать по общим признакам; анализировать группы слов и выявить их отличительные признаки; построение речевого высказывания). Коммуникативные (учебный диалог). Регулятивные. |
6.Работа в парах | Игра «Найди соответствия» ( работа в парах) Соотнести предложение со схемой (схем больше, чем предложений) $1 1. (повеств., нераспростр.) 2. ( восклиц., распростр.) 3. (вопрос., распростр.) 2. Де Дети читают и поют в школе? К Как красиво осенью в лесу! Идёт дождь. - Дайте характеристику предложениям, пользуясь памяткой (стр.41) - Есть ли в этих предложениях части речи, которые не являются членами предложения? Назовите их. Оцените свою работу. | Предметные (умения находить главные и второстепенные члены предложения, умения определять части речи; характеризовать предложения по памятке). Познавательные (умение извлекать информацию из схем). Коммуникативные (умение работать в парах; учебный диалог). Регулятивные. |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации | Игра «Продолжи цепочку» 1) Имя существительное … – Назвать постоянные признаки существительных. – Как изменяются имена существительные? 2) Имя прилагательное… 3) Глагол… Оцените свою работу. | Предметные (умения находить главные и второстепенные члены предложения, умения определять части речи; характеризовать предложения по памятке). Регулятивные (умение принимать и удерживать поставленную задачу схем). Коммуникативные (умение работать в группах). Регулятивные ( оценка своей работы и работы одноклассников). |
8.Рефлексия (подведение итогов урока) | Переверните ваши листы горизонтально. Вот так.(показать) Что у вас получилось( стрела) Это Стрела Знаний или Стрела Грамотности. Стрела Знаний может быть разной. Если она зеленого цвета- вы можете двигаться дальше по пути познания. Но если есть красный цвет, значит, остановитесь, задержитесь, вернитесь к тому заданию, которое не совсем понятно, постарайтесь понять и тогда, можно двигаться дальше. | Регулятивные. (самооценка) Личностные. |
9.Домашнее задание. | С.161 упр.465 повторить правила о частях речи | |
| Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам. Не будем и дальше лениться, (Ведь грамоте учиться- Всегда пригодится!)-хором | |