Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые Методы, приемы, формы | Формирование УДД | Результат Взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организационный момент Цель- включить учащихся в учебную деятельность, Определить содержательные рамки урока, создать условия у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики. Мы начинаем наш урок словами русского писателя Льва Николаевича Толстого «Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь". Запишите число, классная работа в тетрадях. Помощниками сегодня на уроке будут ваше хорошее настроение и внимание. | Приветствует учителя, проверяет рабочее место, настраивается на урок. | Фронтальная работа, использование презентации | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формирование познавательной деятельности, цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества своих мыслей, аргументация своего мнения. | Включение учащихся в деловой ритм урока |
2.Актуализация знаний. Мотивация. Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей Перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел. Выявление места и причин затруднения. Согласование темы и цели урока на основе проблемной ситуации | - А начнём мы как всегда с устной работы, потому, что чтобы узнать что-то новое необходимо повторить уже изученный материал. Устная работа: Заполни пустые клетки Найдите ошибку: Выдели целую часть из неправильной дроби - Молодцы! Вы хорошо поработали устно. Теоретические знания нам очень будут необходимы. - Что мы научились делать на прошлом уроке? - Выполните следующие задания …….. - Рассмотрим такую задачу: В 5 «б» классе всего 25 учаихся. - Какую часть всех учащихся составляют девочки? - Давайте охарактеризуем эту дробь? - Какую часть всех учащихся составляют мальчики? Какая это дробь? - Проверьте себя. Карточка с правилом в общем виде вывешивается на доску. ; | - Давайте восстановим алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями: - Прочитайте задачу, составим условие. Катя прочитала утром книги, во время обеда ещё книги, а вечером - . Какую часть книги прочитала Катя за весь день? - Запишите выражение для решения этой задачи и решите его. - Почему у вас получились такие разные ответы? - Что вызвало затруднение? | Выполняет задание 1-3 Складывать дроби с одинаковыми знаменателями. Выполняет следующее задание Правильная, сократимая. Правильная, сократимая дети проговаривают алгоритм В задаче используются дроби с разными знаменателями. | Частично-поисковый, проблемный методы. Фронтальная работа. Возможна парная или групповая работа. | Личностные: Поиск и выделение необходимой информации; Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено. Постановка цели учебной задачи, синтез. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Формулирование темы и целей урока. |
3.Изучение нового материала. Цель- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. | - Тогда какова цель вашей деятельности? - Сформулируйте тему урока. - Запишите тему урока. - Скажите, а какое правило может нам помочь? - Как вы будете им пользоваться? Задание парам: - Дополнить известный алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Учитель может организовать подводящий диалог. - Вернемся к нашим выражениям и найдем их значения, используя полученный алгоритм. - Будьте внимательны при оформлении задания! Кто-то из детей проговаривает и записывает у доски (учитель помогает правильно оформить задание). - Сравните полученный алгоритм с правилом в учебнике на стр. 185. Обратите внимание на оформление решения в учебнике. - Справились с затруднением? – Молодцы! - Какие задания вы теперь можете выполнять? Физкультминутка Раз — мы встали Распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять | ( - Узнать алгоритм сложения дробей с разными знаменателями. Научиться применять данный алгоритм) (Сложение дробей с разными знаменателями.) (Алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями.) (Используем алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями, изменим алгоритм, сформулируем алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.) Учащиеся работают в парах 5 минут, обсуждаются итоги работы пар. Учащиеся пытаются сформулировать алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. Дети читают правило про себя, затем один ученик вслух. (Мы теперь можем складывать и вычитать дроби с разными знаменателями. | Частично-поисковый метод. Фронтальная работа. Возможна парная или групповая работа. | Личностные: Самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: Обобщение, анализ, синтез, аналогия, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. Коммуникативные: Выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. | Учащиеся научились планировать пути достижения цели; Научились выражать мысли устно и письменно; На основе выделения существенных признаков научились сформулировать алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей. |
4.Первичное закрепление знаний и способов действий. Формирование практических навыков решения задач. Цель – Организовать усвоение учащимися нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи | - Что теперь необходимо сделать? - Найдите значения выражений записанных на доске, проговаривая свои действия по алгоритму Работа по учебнику № 833 (а-в) № 835 (а-в) – Предлагаю теперь поработать в парах. Найдите значения выражений на карточке, проговаривая друг другу действия по алгоритму. | (Надо научиться применять алгоритм для сложения дробей.) . (По одному ученику комментируют решение по алгоритму.) Работают по одному человеку у доски поработают в парах. | Частично-поисковый метод. Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: Выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, поведение под понятие. Коммуникативные: Выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. Личностные: осознание ответственности. | Формирование умений: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, применять полученные знания при решении задач, понимать речь других. |
5.Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону. Самооценка. Цель: Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового способа действия. | - Выполните задание самостоятельно. . - Пожалуйста сверьтесь с эталоном. - Кто действовал так же и получил тот же результат – поставьте «+». – Вы, молодцы! - У кого получился другой ответ – поставьте «-», найдите по шагам место, где допущена ошибка, обведите её. – Обратите внимание на это место. – Молодцы в том, что сумели найти место, в котором допущена ошибка. – Поставьте рядом «+». Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: Вариант 1 Вариант 2 | Дети выполняют задание, после чего учитель открывает на доске или раздаёт эталон для самопроверки ОТВЕТЫ: | Индивидуальная форма | Познавательные: Выполнение действий по алгоритму, анализ, синтез, Регулятивные: Контроль, коррекция, самооценка. | Формирование мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение. |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель- Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. | - Что нового узнали на уроке? - Были удачи на уроке? Какие? (Справились с затруднением, научились складывать и вычитать дроби с разными знаменателями.) - Что нам помогло справиться с затруднением? - Достигли цели урока? (..) Фамилия, имя ___________________________ | Нужное обвести | Я разобрался с правилом, как складывать дроби с разными знаменателями | Да нет не уверен | Я знаю как находить НОК | Да нет не уверен | Я знаю как находить дополнительный множитель | Да нет не уверен | Я знаю основное свойство дроби | Да нет не уверен | Я выполнил правильно …. примеров в самостоятельной работе | 1 2 3 | | Ученик формулирует конечный результат своей работы на уроке. | Фронтальная | Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: аргументация своего мнения. | Формирование умения: оценивать себя на основе критерия успешности, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
7.Домашнее задание. Цель- Обсудить и записать домашнее задание. | Учитель дает комментарий к дозированному домашнему заданию. Правило стр. 185 учебник, алгоритм учить, № 834, № 836(а-в), № 840. | Ученики записывают домашнее задание. | | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать свое задание. | |