Организационный момент Добрый день дорогие ребята, меня зовут Олеся Анатольевна, и я у вас проведу урок литературного чтения. Литература – прекрасный урок. Много полезного в каждой из строк. Сказка это или рассказ. Вы учите их – они учат вас. 2. Актуализация знаний - Какой раздел вы изучаете? - С какими произведениями вы уже знакомы? - Сегодня мы продолжим работу в этом разделе. -Назовите антоним к слову белый, и вы узнаете фамилию автора, с произведением которого мы сегодня будем работать. (Саша Черный) О себе он говорил так. «Хоть он взрослый, но совсем такой, как вы: Любит сказки, солнце, ёлки, - то прилежнее он пчёлки, то ленивее совы… -Ну так вот – такой поэт примчался к вам: Это ваш слуга покорный, Он зовётся «Саша Чёрный»… Почему? Не знаю сам…» 3. Постановка цели и задачи урока -Как вы считаете, какую цель нам необходимо поставить? (Познакомится с биографией и творчеством Саши Черного). - А задачи? (Слушать, думать, давать правильные ответы, воспитывать себя на примере литературного героя) А девизом урока я предлагаю следующее «Я умею думать – и это самое главное » 4. Изучение нового материала - Перед вами фрагмент из биографии Саши Чёрного. Группы должны выбрать те моменты, которые оказали наибольшее впечатление и обосновать свой выбор. ( Родился он 1 октября 1880г. В семье провизора. Было в семье их двое с именем Александр: один блондин, а другой брюнет. Пишет произведения для детей, выступает на утренниках и помогает сиротам. Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся. А его собака Фокса Микки умерла возле его гроба.) -Как же звали собаку Саши Черного? (Фокс Микки) - Как вы считаете какая она была? (Преданная хозяину) - Собаки… Сколько их и какие они все разные! И все они самые верные наши друзья. Собаки живут в наших домах и выполняют свое главное предназначение – быть друзьями человека, делать его жизнь интереснее. - А вы понимаете собачий язык? (Собаки общаются с помощью хвоста, лапы, глазами, пастью) - А говорим о собаках мы неслучайно… - Прочитайте тему нашего урока («Дневник Фокса Микки») - Мы начинаем знакомство с «Дневником Фокса Микки». -Как вы считаете, дневники пишут только люди? - А что же такое дневник? - Это слово имеет два значения: 1)ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости; 2)записи о каждодневных делах, текущих событиях ведущиеся изо дня в день. Дневник- книга, тетрадь с личными записями Фокс- порода собаки, фокстерьер Микки – кличка собаки - Меня заинтересовала порода этой собаки, может кто-то знает, что это за порода? - Я, готовясь к уроку, конечно, нашла, что фокс – это английский фоксхаунд – порода охотничьих собак. Очень сильная и выносливая. - Это произведение написано в форме дневника от лица собаки, умеющей писать. 5.Словарная работа. (На доске карточки со словами) -Нам в произведении встретятся непонятные слова, мы их сейчас разберем. Попонка- вид одежды, накидка Цуцик- щенок Арифметика-раздел математики Обжора-тот, кто много ест Клейстер-густая масса, состоящая из воды и муки Граммофон-прародитель магнитофона ( пластинки) Кавардак – беспорядок Нафталин – кристаллическое вещество резким запахом, для сохранение вещей от моли Консьержка – женщина следящий за порядком Мопсы – порода собак Оглашенные – ведут себя шумно 5. Знакомство с произведением. 1. Первичное восприятие. Аудиозапись главы. Слушаем произведение. Текст читает М.Ширвиндт. «О Зине, о еде, о корове» 2. Беседа по вопросам. - Почему глава названа «О Зине, о еде, о корове и т.д.»? - Кто такая Зина? - Почему много говориться и еде? - Что главное в жизни Фокса Микки? (Зина и еда) - О ком мы еще с вами не прочитали? (о корове, текст дан в сокращении, поэтому вы можете сами познакомиться с ней) - Покажите, обращаясь к тексту дневника, что он действительно написан от лица собаки. (Моя хозяйка Зина…Я умею думать - и это самое главное… Читать я немножко умею..) - Любит ли Фокс Микки свою хозяйку Зину? - Докажите. (Фокс сравнивает её с собой, Зина присутствует во всех его размышлениях, и совсем не обязательно говорить «я люблю Зину») Задание по группам: Вам необходимо зачитать фрагменты текста и ответить на поставленный вопрос. - На какой же человеческий недостаток намекает Фокс Микки в данных случаях? 1. «Зачем эти горошки, морковки, сельдерейки и прочие гадости, которыми они портят жаркое?» (Плохой вкус; ничего не понимают в настоящей еде). 2. «Едят утром, едят в полдень, едят вечером, а Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает (Обжоры, очень много едят). 3. Всё говорят, говорят, говорят, точно из каждого граммофон в животе завели. (Очень болтливы). 4. Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят. И говорят ещё, что я обжора… (Не справедливы и невнимательны). Итог: Собака Микки, считает что у людей плохой вкус, что они обжоры, очень болтливые, не справедливые и не внимательные по отношению к нему - Ребята, выберите те характеристики, которые подходят нашему герою. (На доске слова) Наблюдательный, ворчливый, пугливый, глупый, сообразительный, ленивый, хвастливый -А остальные черты к нему подходят? -Можно ли сказать, что мы составили портрет нашего героя? Портрет героя может быть не только внешним, но и внутренним, личностные качества героя. -Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Найдите подтверждение в тексте. *** Он ставит три звёздочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль, - он заметил эту особенность в детских книжках; отмечает очень подробно, что именно едят люди. -О чём же мечтает Микки? Перечитайте два последних абзаца. Он хочет, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлетами, потом барахтаться и визжать, как это делают они с Зиной. 6. Физминутка. Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз - прыжок и три кивка, Два - направо голова, Три - налево поворот» - И помчался до ворот, А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел. 7. Продолжим знакомиться с произведением. «Осенний кавардак» -О чем это глава? - Что узнали нового о Микки прочитав эту главу? - В какое время происходит события в этой части. -Посмотрите на текст главы. Что вы заметили ? (***) -Что именно они, по мнению Микки, обозначают? (прыжок к новой мысли) -Интересны ли наблюдения Микки о смене года? Задание исправить ошибку. Прочти отрывок. Найди неточность в отрывке и исправьте ошибочное написание. 1 группе: Подружусь с дворовой кошкой, ничего не поделаешь. (собакой) 2 группа: Ставлю четыре звездочки. Я видал в детских книжках: (три) 3 группа: Зина собирает свои книжки и плачет. (мяучит) 4 группа: Или чтоб у каждой собаки в апреле на кончике ушей бутон распускался?. (хвоста) - Докажите строчками из текста. 1 группа: Микки жизнерадостный и доброжелательный, особенно к детям, (стр. 103, 2 группа: Микки хвастливый, (стр. 103, 104,110 3группа: Микки наблюдательный, (стр. 104, 4 группа: Микки фантазер -Как вы относитесь к рассуждениям Микки по поводу восприятия мира: 1. Это глупость 2. Это логично 3. Это свежий взгляд на мир -Все вы выбрали 3 рассуждение- это говорит о том, что вы обладаете живым поэтическим взглядом на мир. А значит вперед - в Страну Фантазий!!! У вас на столе лежат листы а4 оформите свои высказывания аккуратно, красочно, т.к. потом листы оставите на доске. Сделав все задания у нас получится, мини проект. 1 группа: если бы я был волшебником…чтобы я сделал для всех брошенных собак? 3 группа: совет людям, которые хотят завести домашних питомцев. 4 группа: нарисовать как они представляют собаку Микки 2 группа: что думают о нас, и что испытывают те собаки, которых бросили? …Каждый человек мечтает или мечтал когда-нибудь иметь собаку. И неудивительно: ведь всякому хочется, чтобы у него был верный и преданный товарищ. У одних сбываются, у других нет. Но бывает и так, завел себе человек собаку, а она требует внимания, заботы. Надоели эти заботы человеку. И выбросил собаку на улицу, предал друга. Предательство-один из самых отвратительных поступков человека. Надо помнить об этом. |