СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Световые явления

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстовый урок по физике 8 класс на тему "Световые явления".

Просмотр содержимого документа
«Световые явления»

Целевая аудитория: 8 класс

Тип урока: Урок комплексный

Педагогическая технология: компетентностно-ориентированная (личностно ориентированное обучение, технология сотрудничества).

Дидактическая цель урока: обеспечить в ходе урока повторение, усвоение и закрепление нового материала.

Цель урока:

Образовательная:

  • сформировать у учащихся научное понятие светапоказать на конкретных примерах роль света в жизни человека; сформировать представление о естественных и искусственных источниках света; ознакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света; разъяснить закон прямолинейного распространения света; объяснить природу солнечных и лунных затмений;

  • продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.

Развивающая:

  • способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе урока и при выполнении домашнего задания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности;

Воспитательные:

  • способствовать формированию научного мировоззрения, учить находить прекрасное в результатах трудовой деятельности, показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента, способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, показать связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием, взаимосвязь науки и искусства.

Задачи урока:

1. Знать: определения точечных источников света, выяснить, закон прямолинейного распространения света, объяснять солнечные и лунные затмения

2. Уметь: решать качественные задачи, используя законы распространения света, научиться делать самоанализ урока.

Формы организации работы детей:

  • Индивидуальная, фронтальная.

Формы организации работы учителя:

  • постановка цели занятия перед учащимися;

  • обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Методы обучения: эвристический метод, исследовательский, объяснительно-репродуктивный, побуждающий

Формы обучения: наглядные, практические (упражнения); фронтальная работа, самостоятельная работа, беседа по вопросам, индивидуальные задания.

Результаты учебного занятия:

  1. Предметные - обобщить и систематизировать знания учащихся об источниках света, законах распространения света, значения света в жизни человека выяснить; сформировать умения объяснять причины образования тени и полутени, солнечных и лунных затмений; формировать умение проводить опыты, объяснять результаты исследований.

  2. Метапредметные - развить творческие способности учащихся в ходе выполнения творческих заданий; развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач; расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике; развить способность к анализу и творческую активность, умение логически мыслить; развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем, объяснений интересных фактов.

  3. Личностные - формирование активной жизненной позиции, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты; воспитание самостоятельности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.

Оборудование: компьютер или ноутбук для учителя, мультимедийный проектор, экран, источники света, тела разных размеров.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель:




СЛАЙД 2 Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нём источник бесконечный

Наслажденья красотой:

Небо, солнце, звёзд сиянье,

Море в блеске голубом-

Всю картину мирозданья

Мы лишь в свете познаем.

Учитель :Ребята,о чем говорится в этом стихотворении?

Ученик : о свете.

Учитель : верно,а для чего нам необходим свет?

Ученик :для того чтобы видите и тд.

Учитель :Это слова из гимна свету, прозвучавшего в опере П. И. Чайковского “Иоланта.

Ребята, автор этого стихотворения обращает внимание на то, какую важную роль играет свет в нашей жизни. Благодаря свету, мы можем познавать окружающий мир, имеем условия, необходимые для существования жизни на нашей планете. Лучшая иллюстрация значению световых явлений в жизни человека – “минутный эксперимент”:

Закройте глаза на одну минуту и представьте себе “жизнь во тьме”!!! СЛАЙД 3

СЛАЙД 4 Какую же энергию несет солнечный свет? В течении одного часа на площадь, равную площади письменного стола, солнце посылает энергию, которой хватило бы , чтобы поднять нескольких слонов на высоту многоэтажного дома.

Энергия солнечного света усваивается зеленными листьями растений, которые в свою очередь становятся пищей для травоядных животных, а они в свою очередь, становятся пищей для хищников. Ископаемое топливо (уголь, нефть и газ) образовались из остатков давным-давно живших растений и животных. Значит, э/энергия, вырабатываемая на тепловых э/станциях, - это накопленная за миллионы лет энергия солнечного света.

Что же такое свет? Ответ на этот вопрос люди искали не одно тысячелетие, и только во второй половине 19 века удалось опытным путем обосновать справедливость ныне существующих теорий.

К вопросам о том, что такое свет, какие действия он оказывает, откуда он исходит, как распространяется, предлагаю обратиться на сегодняшнем уроке, тема которого «Свет. Источники света. Распространение света». СЛАЙД 5

Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату – 24 .04.15 год и тему урока «Свет. Источники света. Распространение света».

Учитель :Давайте вспомним, какие три вида теплопередачи мы с вами изучали в этом году.

Ученик: конвекция; теплопроводность, излучение.

Учитель :А какой из этих видов нам с вами подойдет для такого понятия ,как свет?

Ученик : излучение.

Учитель: Правильно ребят, поэтому мы теперь с вами готовы дать определение света. Свет – это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением. СЛАЙД 6 Боле того, можно данное определение сформулировать более точно. Таким образом, свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.(CЛАЙД 6 по щелчку)

Однако, некоторые насекомые, например, пчелы способны «видеть» невидимое ультрафиолетовое излучение. А специальные приборы "ночного видения", часто используемые в военных целях, позволяют человеку видеть мир в инфракрасных лучах. СЛАЙД 7

Видимое, ультрафиолетовое и инфракрасное излучения объединяют общим названием – оптические излучения, а раздел физики, занимающийся их изучением, называют оптикой. СЛАЙД 8

Учитель :А теперь мы с вами поговорим об источниках света. Источники света – тела, способные излучать свет.СЛАЙД 9 Какие источники света вы знаете?

Ученик : солнце, фонарь, лампочка, костер , свеча и тд.

Учитель : верно , как их можно разделить? Одинакова ли их природа?

Ученик :нет, одни сделаны руками человека, другие живые существа, и небесные тела, естественные и искусственные.

Учитель :верно СЛАЙД 9 ( 5 ЩЕЛЧКОВ), эти источники света можно разделить на две группы :естественные и искусственные. Давайте посмотрим на слайде примеры.

Учитель :Ребята, а как вы думаете, почему источники света называются естественными?

Ученик : потому что они исходят от солнца и небесных светил.

Учитель :верно, а почему источники света называются искусственными?

Ученик : потому что мы заставляем их светится.

Учитель : верно.

Учитель : Искусственные в свою очередь разделяют : тепловые и люминесцентные. СЛАЙД 10

Тепловые источники светят потому, что сильно нагреты, например, пламя свечи или расплавленный металл на сталелитейном заводе.

Люминесцентный свет иначе называют "холодным светом". Источники этого света имеют невысокую температуру, например, лампа дневного света или экран телевизор.

Учитель :Мы видим не только источники света, но и тела, которые не являются источниками света, - книгу, парту, дома, и т.д. Что мы должны сделать чтобы увидеть их? Ученик :направить на него свет.

Учитель :Верно, Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.

Учитель : Как вы считаете, солнце и лампочка излучают свет на равное расстояние?

Ученик :нет.

Учитель : верно, существуют точечные источники.

Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта. СЛАЙД 11

Громадные звезды, во много раз больше Солнца, воспринимаются нами как точечные источники света, т.к. находятся на большом расстоянии от Земли.

Давайте представим, что у нас с вами солнечная погода и из окон светит солнце. световые лучи падают к нам на парты. Как вы думаете, что же такое световой луч?

Ученик : линия света.

Учитель :Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света. СЛАЙД 12

Учитель : Ребят ,а скажите как вы думаете если между глазом и каким-нибудь источником света поместить непрозрачный предмет, вы увидите источник света?

Ученик: Мы не увидим источник, т.к непрозрачный предмет будет закрывать источник.

Учитель: Умнички , действительно верно. Свет в однородной среде распространяется прямолинейно (однородная среда — Среда, свойства которой в любом выделенном объеме одинаковы). Эксперимент (видеофрагмент по доказательству прямолинейности распространения света).СЛАЙД 13

СЛАЙД 14 Об этом еще за 300 лет до нашей эры писал Евклид – основатель геометрии. Этот закон древние египтяне использовали для установки колонн. Теперь давайте откроем учебники на странице рис. 122 стр 189.

Учитель :Посмотрите на картинку? Как должны располагать колонны?

Ученик : Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные.

Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени и полутени.

Учитель :Ребята ,вы каждый видите тень ,как вы думаете ,что собой представляет тень ?

Ученик: Тень ,это такая область куда не попадает свет.

Учитель: Действительно, Тень - область пространства, в которую не попадает свет от источника.СЛАЙД 15 А теперь давайте подумаем ,а что же представляет собой полутень?

Ученик: Полутень-та область куда свет может проникать.

Учитель: Вернее сказать можно, так Полутень - область пространства, в которую свет от источника попадает частично.СЛАЙД 16

(Эксперимент (видеофрагмент : тень и полутень) СЛАЙД 17

Образование тени при попадании света на непрозрачный предмет, объясняет такие явления ,как затмение Солнца и Луны. При движении вокруг Земли Луна может оказаться между Землёй и Солнцем или Земля – между Луной и Солнцем. Теперь откроем учебники на странице 190 и посмотрим на рисунки 125(лунное затмение) СЛАЙД 19(лунное) и 126(солнечное затмение). 20(солнечное)



СЛАЙД 21 Виды солнечных затмений

СЛАЙД 22 будущие затмения солнечные

СЛАЙД 23 лунные затмения.

СЛАЙД 24 Учитель : давайте предварительно подведем итог нашего с вами урока. Ответим на некоторые вопросы :

Учитель: Что изучает оптика?

Ученик : раздел физики, занимающийся изучением оптических излучений, называют оптикой.

Учитель: Что такое свет?

Ученик : . Свет – это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением

Учитель: Какие виды источников вы знаете?

Ученик :Естественные и искусственные

Учитель: Что такое тень?

Ученик : Тень - область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Учитель: Что такое полутень?

Ученик : так Полутень - область пространства, в которую свет от источника попадает частично.

Учитель: Какие Виды затмений вы знаете?

Ученик :солнечное и лунное


Учитель : А теперь давайте порешаем качественные задачи и нашего задачника Лукашика №1485, 1489, 1500,1501,1504 СЛАЙД 24-25


ОТВЕТ


ОТВЕТ


ОТВЕТ






ОТВЕТ




ОТВЕТ :

А теперь давайте закрепим полученные знания на уроке. У вас на столах лежат тесты, Напишите свою фамилию и у вас есть 5 минут для ответов на вопросы.

Тест:

1 Свет излучение....?

А. ...делает видимым различные тела;

Б. Воспринимается глазом;

В. Излучает нагретое тело.

2. Источники света бываю

А. ... только естественные.

Б. ... только искусственные.

В. ...  естественные и искусственные

3. Какой источник света называется точечным?

А. Светящееся тело маленького размера. Б. источник, размеры которого гораздо меньше расстояния до него. В. Очень слабо светящееся тело.

4. Как распространяется свет в однородной среде?

А. прямолинейно

Б. криволинейно.

В. По любой линии соединяющей источник и предмет.

5. Как подразделяются источники света

А. естественные и искусственные

Б. механические

В. тепловые

6. Источником видимого света является?

А) Нагретый электрический чайник

Б) Телевизионная антенна.

В) Дуга при сварке

7. Среди перечисленных источников не излучает свет? 

А) Костер;

Б) Радиатор;

В) Солнце.

8. Что с собой представляет тень?

А) Область пространства, куда вследствие прямолинейного распространения не попадает свет.

Б).Темное место за предметом

В) Неосвещенное место

9. Что такое полутень? Каким должен быть источник.

А) Место, куда попадает половина света. Протяженным.

Б) Место, где есть свет, но его мало.

В) Область пространства, где есть и тень и свет. Точечным.

10. Какую линию называют световым лучом?

А) Линию, исходящую от источника света

Б Линию, воль которой распространяется энергия от источника света.

В) Линию, по которой свет от источника попадает в глаз.

1. В

2. В

3. Б

4. В

5

6.В

7. А

8. Б

9

В

10

Б

  • 0 ошибок – 5

  • 1-2 ошибки - 4

  • 3-4 ошибки – 3

  • 5-6 ошибок – 2




Интересные факты: СЛАЙД 26

  • В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове.

  • Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.

  • В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.

  • Направление на север в северном полушарии определяют, встав в полдень спиной к Солнцу. Тень, отброшенная человеком, словно стрелка, укажет на север. В южном полушарии тень покажет на юг.

  • Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения “философского камня”, который превращал бы все в золото. Однажды он налил в сосуд мочу и стал ее подогревать. Когда жидкость испарилась, на дне остался черный осадок. Бранд решил проколить его на огне. На стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Алхимик думал, что осуществил свою мечту. На самом деле он получил ранее неизвестный химический элемент – фосфор.(несущий свет)



Учитель: Подведём итог нашего урока, за работу на уроке оценки получают ______,_______,_________.

Сегодня на уроке мы познакомились с источниками света, узнали о том, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно. Доказательство: образование тени и полутени, солнечные и лунные затмения.



3. Домашнее задание к следующему уроку. Слайд 27

  • Параграф 63; Упр.44 (1,2,3,).
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!