СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий вечера "Бал литературных героев"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под звуки вальса гости вечера сумели перенестись в эпоху XX века ... Ветошь маскарада, мерцание свеч, чарующий взгляд, творческие номера..Все это подарило чувство одухотворенности и радости.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий вечера "Бал литературных героев"»

Литературный бал в школе. Сценарий

Литературный вечер «И блеск, и шум, и говор бала»
(Звучит музыка, в зал входят участники и участницы в бальных платьях, рассаживаются, появляется ведущая)

Ведущий .: К нам он сквозь годы прорвался
В этот стремительный век.
Бал! Это лучшее, может, что изобрел человек.
Все так волнительно, ново,
Кругом идет голова.
Будто Наташа Ростова
Я в эту залу вошла.
Ах, этот блеск, эти краски,
В танце мелькают огни.
Словно из старенькой сказки
Вдруг появились они.
Шелест роскошных нарядов,
Запах духов дорогих…
Все это близко, все рядом…



Выходит Пушкин:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума;

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы также, маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то…не то, избави Боже!

Я это потому пишу,

Что уж давно я не грешу.

Увы, на разные забавы

Я много жизни погубил!

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин» )



Ведущий 1: Добрый вечер, дамы и господа, леди и джентльмены, судари и сударыни!

В 2:  Сегодня мы приглашаем вас на наш литературный бал – познакомиться с гостями, найти друзей и единомышленников… Среди вас, судари и сударыни я вижу много знакомых лиц. Господа, рада сообщить, к нам пожаловали писатели, поэты и их литературные герои. Желаю вам веселья на балу! Пусть он оставит искорку свою в ваших сердцах! Пусть вечер дарит вам лишь добрые минуты,а в танцах и потехах вам успехов!

В 1: Бал – это совершенно особое событие в жизни человека 19 века. Здесь соединялись любящие сердца.

В 2: Литературные балы формировали эстетические вкусы целой эпохи, влияли на общественное мнение. Здесь царила атмосфера праздника и лёгкой влюблённости, танец, мерцание свеч, движение веера, случайно брошенный взгляд ....

В1: Анастасия, давайте же знакомиться с гостями! посмотрите, сколько известных людей сегодня посетили наш бал!

-Поприветствуйте, Владимир Дубровский и Мария Троекурова

В 1: Владимир Андреевич, Марья Кирилловна . Как добрались к нам?

Марья : Мерси, сударыня, благополучно (раскланиваются, расходятся)

В 2: Печорин и Мари

В 2: Григорий Александрович!...

Печорин: Честь имею (раскланиваются)

В 1: Окажите любезность, представьте меня вашей даме!

Печорин: Мария - Анастасия !

Есенин, проходя мимо ведущих, декламирует, никого не замечая вокруг и не останавливаясь:

Ах, милый край, не тот ты стал, не тот!....

Айседора в растерянности пожимает плечами и идёт за ним.

В2: Дааааа, поэт...

В1: Знакомый наш - Сергей Есенин... И Айседора Дункан

В1: Онегин, добрый мой приятель!...

В2: шёпотом на ухо К. - Ужель та самая Татьяна????

В1: да, это они!

В2: Евгений Онегин и Татьяна Ларина,

В1: О Боже!Да это же господин Н собственной персоной…А рядом с ним Ася!Встречаем

-Евгений Арбенин и его таинственная спутница.

--Его сиятельство князь Андрей Болконский с графиней Натальей Ростовой -герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир»!

(Гости рассаживаются полукругом.)


В1: Господа, какие новости в свете? 
Княгиня Лозенкова: Друзья, вы, надеюсь, уже все прочитали комедию Александра Грибоедова?
Княгиня Мягкоход: Замечательная вещь! Пушкин с восторгом отзывался о ней: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицы».
В2: Господа! А как вы находите последнюю комедию в Александрийском театре? 
Княгиня Лозенкова: Её название, кажется, «Ревизор»? Я смотрела. Бездарная комедия! На премьере был сам император! Говорят, ему тоже не понравилось!
Княгиня Федулова: То ли дело французские комедии! Charman!
Княгиня Мягкоход: Вы не слышали, как здоровье её величества?
Княгиня Лозенкова: Говорят, уже лучше!
В 1: Ну что ж, а я мы с Вами возвращаемся к нашему литературному балу!


На сцену выходит поэт с пергаментом в руках, задумчиво читает, а потом рвет на мелкие части.


Поэт: Уже десятое по счету!
Я тут без сна по всяким кочкам
А на листе – увы! – ни строчки…
Так странно есть святое рвенье,
Но не сойти без вдохновенья
Мне с места будто онемел!
Уж сутки я не пил, не ел,
Трудился – будто одержимый
Бумагу рвал пера нажимом…
Я так физически устал,
Но – ни-че-го не написал!
Да … доконала ты меня,
Поэма дивная моя:
Какой сюжет! Какие краски!
Но вот финальная развязка
Никак не поддается мне:
Ну хоть приснилась бы во сне,
…. (зевает)
Падает на скамейку и засыпает.
Появляется Муза
Муза: Заснул.. Умаялся Поэт…
Поэт строчил свое творенье,
Пыхтел, трудился и страдал…
И в результате все порвал!
О бедный, бедный черновик!
Прости меня мой ученик
Тебя за это я нареку своим Поэтом!
И титул дав тебе – Небесный-
Даю сей дар тебе чудесный:
Свое волшебное перо! (вкладывает в руку Поэта перо)


Отныне Музой ты отмечен!
Ты удивишь весь белый свет
Изысканностью русской речи!
Вставай Поэт!
А ты наш зритель, не сочти
За труд! Не поленись
И к вечной тайне причастись,
Пусть успокоят ваши нервы
Литературные шедевры!
Муза удаляется. Поэт просыпается, уходит вслед за Музой


Ведущий 1. Мы оставляем нашего поэта наедине самим собой в минуты душевного переживания. Мы любим всех литературных героев.

Это сильная, богатая натура, но его силы растрачены напрасно. Незабываемы герои Пушкина, но разве не таковы персонажи Михаила Юрьевича Лермонтова. Давайте понаблюдаем, как развиваются их взаимоотношения.



Печорин:Я слышал, княжна, что, будучи вам совсем не знаком, я имел уже несчастье заслужить вашу немилость…что вы меня нашли дерзким…неужели это правда?

Мери:И вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?

Печорин:Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь ещё большую дерзость просить у вас прощения… И право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчёт меня ошиблись…

Мери:Вам это будет довольно трудно…

Печорин:Отчего же?..

Мери:Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться…

Печорин: Знаете, княжна, никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее …и тогда…



Драгунский капитан ( очень развязно): Пермете…ну, да что тут!... просто ангажирую вас на мазурку…



Мери (испуганно):Что вам угодно?

Драгунский капитан Что же? Разве вам не угодно?...Я таки опять имею честь вас ангажировать…Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить…

Печорин: Княжна давно уже обещала танцевать мазурку со мною.

(капитан уходит)

Мери: Вы странный человек!

Печорин: Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно.

Мери: Вы напрасно боялись! Они все прескучные…

Печорин: Все! Неужели все?

(танцуют)



Ведущий 2: на мой взгляд, Печорин поступил с княжной Мери жестоко. Она обаятельна, умеет разбираться в людях. Очарованная им, полюбила героя, но не поняла его мятежной, противоречивой души. Лермонтов осуждает Печорина, когда жертвами его эгоизма и жестокости становятся люди, достойные уважения и любви. Вернемся к нашему балу.

Ведущий 1: Бальный сезон начинался поздней осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в Москву на «ярмарку невест». Подъезжали к празднично освещённому подъезду, в вестибюле сбрасывали шубы и поднимались в зал, где гостей уже встречала хозяйка…

Ведущий 2: Героиня повести Тургенева Ася наверно впервые на таком великосветском балу. Господин Н, возьмите свою даму и покажите нам хоть какой-нибудь небольшой эпизод из всеми любимой повести.



Тургенев «Ася»

– Анна Николаевна… Ася, ( чуть слышно…)

– Ваша… –( прошептала она чуть слышно.)

Уже руки мои скользили вокруг ее стана… Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, меня озарило.

– Что мы делаем!.. –– Ваш брат… ведь он все знает… Он знает, что я вижусь с вами.



Ася опустилась на стул.

– Да,  Ваш брат все знает… Я должен был ему все сказать.

– Должны? 

– Да, да, – повторил я с каким-то ожесточением, – и в этом вы одни виноваты, вы одни. Зачем вы сами выдали вашу тайну? Кто заставлял вас все высказать вашему брату? Он сегодня был сам у меня и передал мне ваш разговор с ним. – Я старался не глядеть на Асю и ходил большими шагами по комнате. – Теперь все пропало, все, все.

Ася поднялась было со стула.

– Останьтесь, – останьтесь, прошу вас. Вы имеете дело с честным человеком, – да, с честным человеком. Но, ради бога, что взволновало вас? Разве вы заметили во мне какую перемену? А я не мог скрываться перед вашим братом, когда он пришел сегодня ко мне.

– Я не звала брата, – послышался испуганный шепот Аси, – он пришел сам.

– Посмотрите же, что вы наделали, –– Теперь вы хотите уехать…

– Да, я должна уехать,  – я и попросила вас сюда для того только, чтобы проститься с вами.

– И вы думаете, – мне будет легко с вами расстаться?

– Но зачем же вы сказали брату? 

– Я вам говорю – я не мог поступить иначе. Если бы вы сами не выдали себя…

– Я заперлась в моей комнате,  я не знала, что у моей хозяйки был другой ключ…



– И вот теперь все кончено! – начал я снова. – Все. Теперь нам должно расстаться.  – Вы не дали развиться чувству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне…



Пока я говорил, Ася все больше и больше наклонялась вперед – и вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала. Я подбежал к ней, пытался поднять ее, но она мне не давалась.

– Анна Николаевна, Ася, –  – пожалуйста, умоляю вас, ради бога, перестаньте… (снова взял ее за руку…)

Но, к величайшему моему изумлению, она вдруг вскочила – с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла…











Ведущий 1:

В 1830 году Энгельгардт открыл в своём доме первые в России публичные балы и маскарады. Попасть на них было нетрудно, нужно было только купить билет и маскарадный костюм.

Маскарад – это игра, в которой невозможное становится возможным, это отдых от бесконечно нормированного быта. Маска уравнивала всех. Здесь светская дама может танцевать с чиновником, а светский щеголь – флиртовать с дамой полусвета.



Сцена 4.( отрывок из пьесы «Маскарад»

Лермонтов « Маскарад»

- Маска:

Ах. ..Я едва дышу…он всё бежал за мною,

Что, если бы сорвал он маску…нет,

Он не узнал меня…да и какой судьбою

Подозревать, что женщина, которой свет

Дивиться с завистью, в пылу самозабвенья

Кнему на шею кинется , моля

Дать ей два сладкие мгновенья,

Не требуя любви – но только сожаленья,

И дерзко скажет – я твоя!..

Он этой тайны вечно не узнает…

Пускай…Я не хочу…Но он желает

На память у меня какой-нибудь предмет,

Кольцо…что делать…риск ужасный!

( Видит на земле браслет и подымает)

Вот счастье. Боже мой _ потерянный браслет

С эмалью, золотой…отдам ему, прекрасно…

Пусть ищет с ним меня.

Князь:

Так точно…вот она.

Меж тысячи других её теперь узнаю.

О! ты не убежишь.

Маска:

Я вас не убегаю,

Чего хотите вы?

Князь:

Вас видеть.

Маска:

Мысль смешна! Я перед вами…

Князь:

Это шутка злая!

Но цель твоя шутить, а цель моя другая…

И если мне небесные черты

Сейчас же не откроешь ты _

То я сорву коварную личину;

Я силою…

Маска:

Поймите же мужчину!..

Вы недовольны…мало вам того,

Что я люблю вас…нет! Вам хочется всего;

Вам надо честь мою на поруганье,

Чтоб, встретившись со мной на бале, на гулянье,

Могли бы вы со смехом рассказать

Друзьям смешное приключенье

И, разрешая их сомненья,

Промолвить:вот она…и пальцем указать.



Князь:

Я вспомню голос твой.

Маска:

Пожалуй, - вот уж чудо!

Сто женщин говорят всё голосом таким;

Вас пристыдят- лишь адресуйтесь к ним,

И это было бы не худо!

Князь:

Но счастие моё неполно.

Маска:

А как знать…

Вы, может быть, должны судьбу благословлять

За то , что маску не хочу я снять.

Быть может, я стара, дурна…какую мину

Вы сделали бы мне.

Князь:

Ты хочешь испугать,

Но, зная прелестей твоих лишь половину,

Как остальных не отгадать.

Маска (хочет идти):

Прощай навеки!..

Князь:

О! Ещё мгновенье!

Ты ничего на память не оставишь? Нет

В тебе к безумцу сожаленья?

Маска (отойдя два шага):

Вы правы, жаль мне вас – возьмите мой браслет.

(Бросает браслет на пол, пока он его поднимает, она скрывается в толпе.)



Ведущий 2: В конце 1828 года на балу у знаменитого московского танцмейстера Йогеля А.С.Пушкин увидел юную девушку. Ей только минуло 16 лет, но о ней уже заговорили как об одной из первых московских красавиц. « В белом воздушном платье с золотым обручем на голове она поражала всех своей классической царственной красотой»…Звали девушку Натали, Наталья Гончарова.

Сцена 5. ( «Светские сплетницы»)

Светские сплетницы.

Слыхали новость: Пушкин женится.

-Вот это пассаж! После стольких приключений и амуров!

- Но кто же она?

- Мадемуазель Натали, самая младшая из сестёр Гончаровых.

- Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.

- Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.

-Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в своё имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования.

- Но, слышно, там появилась холера!

-Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастью.

- Брак для поэта – это такая проза!

-Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали – первая красавица. Её сам государь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.

- Он , кажется, нашёл в ней свой идеал, о котором ещё в «Евгении Онегине» писал…

-Да, да, я помню. Учила с маменькой:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Всё тихо, просто было в ней…

- И совсем ещё юна. Только в свет её вывела маменька.

-Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.

- Она выше его на целую голову! Но как Божественна! Как он влюблён!



Ведущий 2:

Бал – это оживленность, свобода и непринужденность беседы между мужчиной и женщиной , которые оказывались одновременно и в центре шумного празднества, были невозможны в других обстоятельствах.



Сцена 6. ( «Ужель та самая Татьяна…» отрывки из романа «Евгений Онегин»)

Онегин:

Ужель та самая Татьяна…

Та девочка…иль это сон?

Случайно вас когда-то встретя,

В вас искру нежности заметя,

Я ей поверить не посмел:

Привычке милой не дал ходу;

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел…

Я думал вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан.

Татьяна:

Онегин, я тогда моложе,

Я лучше, кажется, была,

И я любила вас, и что же?

Что в сердце вашем я нашла?

Какой ответ? Одну суровость…

Онегин:

Я знаю: век уж мой измерен;

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днём увижусь я.

Татьяна:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад.

Онегин:

Я сам себе

Противиться не в силах боле;

Всё решено; я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе.

Татьяна:

А счастье было так возможно,

Так близко! Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я.

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь

Я вас люблю ( к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Ведущий 1: Бал – это всегда место встреч, свиданий, первых знакомств. Трудно назвать литературное произведение 19 века, где действие не разворачивалось бы во время бала.

Узнаёте этих молодых людей?

В 2: Первый бал Наташи Ростовой. Отчаянное, замирающее лицо Наташи показалось очевидным князю Андрею… С учтивым и низким поклоном, подходя к Наташе,… он предложил ей тур вальса. Они были 2-ая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из наилучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её светилось восторгом счастья…
Ведущий 1: 1-ый бал Наташи Ростовой. Разве не замирали вы с ней в отчаянии, что никто не пригласит её танцевать и не улыбались, признательные князю Андрею, как будто он не Наташу, а вас кружил в танце.…

Сцена7 ( отрывок из романа Толстого «Война и мир» )

Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.

-- Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?

Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.

-- Любите ли вы меня?

-- Да, да, (громко вздохнула,другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.)

-- Об чем? Что с вами?

-- Ах, я так счастлива,

-- Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? -- сказал

князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза.

-"Неужели это я, та девочка-ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с

этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?"

-- Нет, -- отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.

-- Простите меня, но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.

-- Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, --

в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы

-- Зачем вы это говорите? Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас

-- В год вы узнаете себя...

-- Це лый год! -- вдруг сказала Наташа

Да отчего ж год? Отчего ж год? И нельзя иначе

-- Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! -- вдруг заговорила Наташа и

опять зарыдала. -- Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно.

-- Нет, нет, я все сделаю, -- сказала она, вдруг остановив слезы, -- я

так счастлива.Мы все равно будем вместе…я люблю вас…….

Ведущий 1:  У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы. На балах у испанских королей некогда танцевали медлительную паванну или торжественную сарабанду. Аллеманда, куранта, гальярда – эти старинные названия как бы приглашают в парадные бальные залы…



В 2: Вальс... Есть ли танец удивительней? Более двух веков ему покоряется весь мир! Появилось немало других массовых танцев: танго, фокстрот, чарльстон. Затем рок-н-ролл, твист, шейк, брейк…И всё-таки вальс царствует.… При слове “Вальс” мы представляем великосветские балы и роскошные дворцы. Однако, по происхождению вальс отнюдь не аристократический танец, а самый что ни на есть простонародный.



Ведущий 1. Однако всеобщее признание пришло не сразу. Некоторые находили движения вальса неприличными! Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе! Во дворцах немецких кайзеров вальс под запретом был до1988 г. В России недолюбливала этот танец Екатерина 11, а сын её, Павел 1, велел опубликовать полицейское предписание, запрещавшее “употребление пляски, вальсеном именуемой”. Но запреты не помогли. Вальс жил! Так, из деревеньки, где незатейливый оркестрик наигрывал простенькие мелодии, вальс перебрался в богатые дома и дворцы.



Ведущий 2. Под звуки этого Вальса вспоминаются сюжеты, ставшие достоянием  мировой литературы.

Приглашаем литературных героев на этот вальс.

Участники вечера танцуют.

Ведущий 1:

-Особое значение для дамы имел веер. В умелых руках он умел разговаривать. Дама без веера чувствовала себя, как кавалер без шпаги.

Язык веера вам продемонстрируют участницы от каждого класса. А вы попробуйте его расшифровать.

«ВЫ МНЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫ» - закрыть веер.

«Я ВАС ЛЮБЛЮ» - указать закрытым веером на сердце (веер в правой руке).

«Я ВАС НЕ ЛЮБЛЮ» - закрытым веером делается движение в сторону.

«ТЫ МОЙ ИДЕАЛ» - дотронуться открытым веером до губ и до сердца.

«БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, ЗА НАМИ СЛЕДЯТ»- открытым веером дотронуться до левого уха.

«ПРОЩАЙ» - закрытый веер повесить на правую руку.



Ведущий 2.Подошёл к концу наш бал, было очень приятно видеть вас на нём. МАЖОРДОМ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТАНЕЦ НАШЕГО ВЕЧЕРА-Вальс

-Дорогие гости нашего бала литературных героев, мы прощаемся с вами, но не литературные герои, которые всегда ждут встречи с вами на страницах любимых книг!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!