Краевой этап V Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2014»
в Пермском крае;
Сколько стоит здоровый образ жизни?
7 класс
Чиж Елена Михайловна,
муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Лицей №4» города Перми,
учитель
Пояснительная записка.
Урок по предмету обществознание проводится в рамках темы «Образ жизни подростка». На уроке реализуется специфический (экономический) компонент поточно-группового обучения, организованного в лицее по предмету обществознание в рамках реализации инновационной организационно-содержательной модели «Основная школа – пространство выбора», предусматривающей деление параллели на учебные группы по предметам федерального компонента учебного плана с целью создания условий для индивидуализации образовательного процесса в основной школе как стратегического направления повышения качества образования в процессе освоения и внедрения ФГОС нового поколения. Деление на группы осуществляется по выбору подростков. Основанием для деления на группы являются их образовательные интересы: подростки выбирают не уровень изучения, а специфику предмета. Поточно-групповое обучение даёт каждому учащемуся права и возможности формировать собственные образовательные цели и содержание образования. На параллели 7-х классов сформировано 4 группы с такими специфическими компонентами как «Подросток в мире права», «Социальные роли подростка», «Социологические исследования», «Подросток в экономической сфере».
Данный урок предназначен для группы «Подросток в экономической сфере», реализует специфический компонент содержания образования, направленный на формирование социально-экономической компетенции личности. На уроке создаются условия для формирования ценностей здорового образа жизни с учётом познавательных интересов обучающихся в области экономики.
Цель урока: в процессе работы с социальной информацией сформировать собственные подходы к ведению здорового образа жизни.
Планируемые результаты.
Личностные: формирование компетенции сохранения собственного здоровья.
Метапредметные:
- развитие критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции;
- формирование экономического образа мышления,
- совершенствование коммуникативных навыков (взаимодействовать в практической деятельности, дискутировать и защищать свою точку зрения).
- формирование информационной компетентности (извлекать, систематизировать, классифицировать, анализировать и отбирать необходимую для решения задач информацию, преобразовывать, сохранять и передавать её).
Предметные:
- формирование собственных подходов к ведению здорового образа жизни;
- развитие способности оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Технологии: ИКТ, КЕЙС-технология.
Оснащение урока: компьютер, проектор, 4 листа ватмана для оформления результатов групповой работы, маркеры, магниты, 4 ноутбука для групповой работы, презентация Power Point, фрагменты видеофильмов, КЕЙСы.
Поэтапное описание урока.
Обсуждение фрагмента фильма «Здоровый образ жизни» из тележурнала «Ералаш!», где подросток падает в обморок вследствие неправильного питания и чрезмерных физических нагрузок (приложение 1).
Учитель | Учащиеся | Формируемые метапредметные компетенции |
Задаёт вопросы: Заботится подросток о своём здоровье? Каковы результаты такой заботы? Почему мальчик упал в обморок? Здоровый ли образ жизни он ведёт? Какие составляющие образа жизни мальчика представлены в видеофильме? (питание и физическая активность). Важны они для поддержания здоровья? Назовите другие составляющие ЗОЖ. Учитель дополняет высказывания детей слайдами (приложение 2). | Отвечают на вопросы. Называют составляющие ЗОЖ. | Умение анализировать видеоинформацию, сопоставлять ситуацию с имеющимися знаниями, привлекать жизненный опыт для анализа, умение делать выводы. Систематизация информации |
Обсуждение ещё одного варианта образа жизни подростка. Рассматриваются представленные на слайде, как и в фильме, два основных компонента: питание и физическая активность (приложение 2).
В меню: - манго - ананас - кокос - икра лососевая, - икра севрюжья, осетровая, - икра иранская «Almas» - акульи плавники, - лобстер - «морские трюфели» - устрицы, - куропатки, фазан - фуа-гра | Физическая активность Подводный мотоцикл |
Учитель | Учащиеся | Формируемые метапредметные компетенции |
А вот ещё один вариант образа жизни подростка. Свидетельствуют представленные данные о здоровом образе жизни? Почему? - В вашем ежедневном меню присутствуют такие продукты? Если нет, то почему? | Питание морепродуктамии фруктами полезно для здоровья, катание на подводном мотоцикле укрепляет здоровье Ученики высказывают предположение, что это дорого. | Аргументация собственной позиции. Привлечение субъектного опыта для высказывания предположения |
Учитель для подтверждения предположения показывает слайд с указанием цен (приложение 2).
- манго (240 руб. за кг) - ананас (300 руб.) - кокос (250 руб. за шт.) - икра лососевая (за 1 кг 350 долларов), - черная икра (450 евро за1кг), - севрюжья (200 евро), осетровая (450 евро) - икра иранская «Almas»(25000 евро за кг) - акульи плавники (700 долларов за кг), - лобстер (100 долларов за кг) - «морские трюфели» (390 долларов за кг) -устрицы (5 долларов за штуку) - куропатки, фазан – ( 50, 40 и 30 долларов за кг) - фуа-гра (от 70 до 500 долларов) | Подводный мотоцикл (аренда — 1 час стоит 44 евро) |
Учитель | Учащиеся | Формируемые метапредметные компетенции |
Может бюджет вашей семьи позволить такие продукты? Учитель приводит данные о прожиточном минимуме для детей в возрасте от 7 до 15 лет, средней заработной платы по Пермскому краю. Здоровый образ жизни - удел богатых людей? Предлагает проверить гипотезу учащихся и ответить на вопрос «Сколько стоит здоровый образ жизни подростка?» | Гипотеза: можно вести ЗОЖ, питаясь более дешёвыми продуктами и занимаясь доступными видами спорта. | Выдвижение гипотез. |
Групповая работа с КЕЙСами (приложение 3).
Составление продуктовой здоровьесберегающей «корзины» и пакета физической активности для среднего семиклассника города Перми.
Содержание КЕЙСА.
Алгоритм выполнения работы.
Цены на продукты питания в Перми.
Ссылка на сайт спортивного комплекса «Олимпия», где ученики самостоятельно ищут информацию о стоимости занятий.
Критерии оценки публичного выступления.
Продукт деятельности учеников по окончании работы в группе - публичная защита рекомендаций по экономически целесообразному здоровому питанию и организации физической активности для подростков.
Для оформления результатов работы ученикам выдаются листы ватмана и маркеры.
Оценка продуктов деятельности учащихся.
Эксперты и учащиеся других групп оценивают публичные выступления по критериям (приложение 4).
Учащиеся могут набрать максимум 15 баллов и по рейтинговой системе рассчитать себе оценку.
Рефлексия.
На какие свои вопросы вы ответили? К каким выводам вы пришли на уроке?
Показ видеоролика «В. В. Путин – идеальный тренер по дзюдо» (приложение № 5) подтверждает выводы учащихся о необходимости вести здоровый образ жизни и побуждает сделать вывод, что забота о своём здоровье – необходимая составляющая успеха.
Домашнее задание.
Учитель:
Все ли ваши друзья знают, как сохранить здоровье?
Учитель предлагает составить здоровьесберегающий пакет по здоровому образу жизни для подростков лицея, организовать акцию волонтёрского отряда - выступить перед учениками других классов.
Список литературы:
Здоровый образ жизни в детском возрасте./Министерство здравоохранения Пермского края – Пермь, 2008.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: учебник для 7 класса. – М.; ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М., 2012.
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя /А.В.Хуторской. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
Организация образовательного процесса в условиях реализации стандартов второго поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 7. - С. 6-13.
http://www.olympiaperm.ru/
http://gooper.ru/rossiya
http://tsenomer.ru/russia