СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Russischunterricht. Урок русской литературы. Методика преподавания литературы. ”Как сделан урок по “Шинели” Гоголя”

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Моя статья. Методика преподавания литературы. ”Как сделан урок по “Шинели” Гоголя” Вопросы и ответы на них Какой анекдот лежал в основе повести Гоголя “Шинель”? Почему в основе повести лежит анекдот, т. е. игра, нереальность? Кажется ли Вам реальным герой повести? Почему? ". Что общего и различного у Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина?.. Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией накопил сумму, достаточную на покупку хорошего ружья. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное свое ружьё перед собою на нос, он находился по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как взглянув на нос, не увидел своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и больше не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии, возвращен он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице Все смеялись анекдоту, имеющему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который слушал его задумчиво и опустив голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести "Шинель", и она заронилась в душу его в тот же самый вечер"). Мысль о рождении "Шинели" из анекдота высказывал впервые Б. Эйхенбаум в статье “Как сделана “Шинель” Гоголя” . Образ Акакия Акакиевича Башмачкина имеет несомненную связь с анекдотической литературой. Вот один из них. "Поседевший за перепискою чиновник сделался наконец совершенною машиною. Шутник секретарь, желая испытать его, велел ему три раза переписать одну и ту же бумагу, в которой он сам, с приписанием имени, отчества и фамилии приговаривался к смертой казни. Переписав бумагу в третий раз, чиновник сказал сухо: "Тут, кажется, идет речь о чьей-то голове" В основе комической новеллы лежит анекдот, базирующийся на комических положениях. Меняется и композиция, где сюжет более не главенствует . Главная роль принадлежит уже приемам рассказа и каламбурам, игре слов, небольшим анекдотам. Комический эффект достигаются с помощью манерырассказа. Самыми главными становятся „мелочи“, которыми пересыпано изложение .Без них произведение бы перестало существовать. В таких произведениях очень большую роль играют приемы словесной мимики и жеста, звуковые каламбуры и т. д. Слова воспроизводятся мимически и артикуляционно, и предложения выбираются и по принципу речи выразительной. Звуковая оболочка слова становится в речи Гоголя значимой независимо от вещественного значения.Артикуляция и ее акустический эффект выдвигаются на первый план, как выразительный прием. Поэтому автор любит названия фамилии, имена и проч. — тут открывается простор для такого рода артикуляционной игры. Детали здесь поэтому тоже играют огромную роль. И имя героя является звуковым подбором слов. Его речь состоит из ничего не значащих частей речи, например, междометий (“Таво-этаво”). Потому что трудно себе представить Башмачкина реальным человеком. Это кукла, манекен. Можно сказать, что в этом и заключается его основное отличия как типажа от образа другого так называемого “маленького человека” русской литературы, героя пушкинского “Станционного смотрителя” Самсона Вырина. Самсон Вырин находится тоже на низкой ступеньке социальной лестницы, он так же унижаем обществом, как и Башмачкин. Но Самсон Вырин любит свою дочь, конкретного человека, Башмачкин же не в состоянии любить никого, он начинает любить шинель-вещь, которая приобретает для него роль почти невесты. “Он в дерзких мечтах даже подумывал, не положить ли мех куницы на воротник”. Куница же в русском фольклоре была символом невесты. Невеста здесь не человек, а предмет одежды, вещь. Почему, как Вы думаете, герой этой повести Гоголя носит такое имя ? Что оно обозначает? Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин , переписчик канцелярских бумаг, становится главным героем повети. Многие исследователи задавались вопросом о том, почему Гоголь дал центральному герою «Шинели» такое странное имя. В повести рассказывается о процессе выбора имени новорожденному. В качестве вариантов называются отнюдь не случайные имена: Моккий (в переводе с греческого «насмешник», Варух (благословенный), Соссий (здоровый, невредимый),Павсикакий (унимающий зло), Трифилий (трилистник). Греческая этимология имени Акакий – смиренный, незлобивый (именно таков характер Башмачкина). Имя удвоено отчеством и, следовательно, указывает на высшую степень этого качества – самый беззлобный, невиннейший. Оно может быть воспринято и как своеобразный результат удвоения, переписывания: «Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Заметим, что именно переписывание станет основным занятием Акакия Акакиевича на долгие годы. Существует и предположение, что имя гоголевского героя содержит в своей основе вопрос «как?». Мир, который окружает Башмачкина, несправедлив и жесток: «молодые чиновники подсмеивались и острили над ним», «он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь…», «его задел всем нечистым своим боком трубочист и вычернил всё плечо ему; целая шапка извести высыпалась на него с верхушки строящегося дома». Своим именем Акакий, удвоенным в отчестве, Башмачкин словно спрашивает: «А КАК можно жить в этом мире жестокости?». В повести «Шинель» “ некоторые гоголеведы “ давно усматривают традиции жития, поэтому не случайно у исследователей возникла ассоциация между Акакием Башмачкиным и святым Акакием. Покорность подвижника святого Акакия, согласно житию, простиралась до того, что он после смерти встал из гроба, дабы услужить жестокому старцу. Почему Гоголь дал герою фамилию Башмачкин? Почему он Башмачкин, а не , например, Башмакин? Почему Гоголь любит давать героям говорящие фамилии? Какие детали указывают на то, что он герой мал и незначителен? Как уже говорилось, у Гоголя артикуляция и ее акустический эффект выдвигаются на первый план, как выразительный прием. Поэтому автор любит наделять своих героев затейливыми фамилиями, именами и проч. — тут открывается простор для такого рода артикуляционной игры. Гоголь потешает самого себя, к этому относятся, во-первых, составление имен. Пупопуз, Голопуз, Довгочхун, Голопупенко, Свербыгуз, Кизяколупенко, Переперчиха, Крутотрыщенко, Печерыця, Закрутыгуба , Яичница („Женитьба“) и Неуважайкорйто, и Белобрюшкова, и Башмачкин („Шинель“), причем последнее имя дает повод к игре слов. Фамилия Акакия Акакиевича первоначально была Тишкевич -тем самым не было повода для каламбура. Но затем Гоголь начинает колебаться между двумя формами - Башмакевич (ср. Собакевич) и Башмаков, наконец, останавливается на форме - Башмачкин. Переход от Тишкевича к Башмакевичу подсказан, конечно, желанием создать повод для каламбура, выбор же формы “Башмачкин” может быть объяснен как влечением автора к уменьшительным суффиксам, характерным для Гоголевского стиля, так и большей артикуляционной выразительностью (мимико-произносительной силой) этой формы, создающей своего рода звуковой жест. Каламбур, построенный при помощи этой фамилии, казалось бы, имеет вид полной серьезности: „Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. И отец, и дед, и даже шурин(каламбур незаметно доведен до абсурда — частый прием Гоголя), и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки“. Каламбур вроде уничтожается такого рода комментарием — тем более, что попутно вносятся детали, совершенно с ним не связанные (о подметках); на самом деле получается сложный, каламбур. Прием доведения до абсурда или противологического сочетания слов часто встречается у Гоголя. Башмак – вещь,принадлежащая к сфере быта и являющаяся самой нижней деталью костюма. Герой, носящий «обувную» фамилию, «влюбляется» не в людей, а в предметы, явления (первоначально в буквы, затем в шинель). Значимо и то, что герой носит фамилию не Башмаков, а именно Башмачкин. Как уже говорилось, уменьшительно-ласкательный суффикс фамилии героя – своеобразное указание на его “малость” . Подведём итоги. Итак, в основе фамилии башмак, т.е. вещь. Оболочка. Форма. Однако, если быть еще точнее, фамилия героя происходит не от башмака даже, а от "башмачка", совсем маленького башмака. Акакий Акакиевич — "маленький человек" не только в смысле социально-иерархического статуса, но и в самом буквальном смысле. Эта "мизерность", "детсткость", "малая величина" Акакия Акакиевича проявляется совершенно во всем. Несмотря на свой возраст, Акакий Акакиевич так и не сумел подрасти (ср. "Итак, в одном департаменте служил один чиновник... низенького роста...). Вспомним начало разговора Акакия Акакиевича со значительным лицом: “"Что, что, что?" сказал значительное лицо: "откуда вы набрались такого духу? откуда вы мыслей таких набрались? что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников и высших!" Значительное лицо, кажется, не заметил, что Акакию Акакиевичу набралось уже за пятьдесят лет. Стало быть, если он и мог назваться молодым человеком, то разве только относительно, то есть в отношении к тому, кому было уже семьдесят лет" "Однако, "малая величина" героя определяется не столько его возрастом и ростом (каковы бы они ни были в сравнении с другими людьми), сколько местом, отведенным ему судьбой в иерархическом порядке . На героя давят обстоятельство, даже природная стихия почему-то против него. Как можно объяснить тот факт, что зимнее время в повести длится противоестественно долго? Почему время в повести застывает? Какую смысловую роль играет мороз в повести? Место жительства героя – Петербург, показанный в повести Гоголя как мир, где царит «северный мороз». Холод в «Шинели» имеет не только бытовой смысл. «Физическое пространство» холода не соотносимо с календарным временем. Башмачкин во время обычных переходов из дома в департамент и обратно сначала лишь чувствовал холод и пытался его перетерпеть, затем обратился к портному, надеясь, что тот шинель залатает, а когда он ставить заплату отказался, Башмачкин подождал некоторое время и повторил свою просьбу. Убедившись, что зашить старую одежду нельзя и необходимо шить новую шинель, Башмачкин копил деньги в течение многих месяцев. Директор представил Башмачкина к награждению (скорее всего, это произошло на рождество), и «это обстоятельство ускорило ход дела. Ещё каких-нибудь два-три месяца небольшого голодания – и у Акакия Акакиевича набралось …около восьмидесяти рублей». После этого Башмачкин с портным Петровичем долго выбирали сукно, коленкор, мех для шинели. На работу над шинелью у портного ушло две недели. Писателем подчёркнуты разные временные периоды: «в продолжение одного года», «два-три месяца», «две недели», «день». Нетрудно заметить по приметам, указанным Гоголем, что с момента возникновения у Башмачкина желания купить новую шинель и до момента её приобретения проходит не меньше полугода; временная протяжённость повести примерно с октября по апрель. В этом контексте значимой оказывается фраза в «Шинели»: «Никогда бы в другое время не пришлась так кстати шинель, потому что начинались уже довольно крепкие морозы и, казалось, грозили ещё больше усилиться».Итак, линейное время в повести движется в неменяющемся, неподвижном, как бы застывшем пространстве, и это производит особый художественный эффект: время как бы топчется на месте, замерзает, и Петербург предстает своеобразным «ледяным адом». Петербург показан в повести не только как художественное пространство, где царит вечный холод, но и как мир, где живут жестокие, равнодушные к бедам простого человека люди. Петербургское общество максимально обезличено, на что указывают уже первые предложения повести. Повествование в «Шинели» строится в виде своеобразных кругов: департамент вообще – департаменты, канцелярии и общество в целом – «один департамент», - и, наконец, «один чиновник», чей портрет составлен из зыбких полутонов: «несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат…». То есть, типичный служащий, такой, как все чиновники в любых департаментах. На которого давит окружающая его действительность. Мороз- это символ давящих на героя обстоятельств внешнего мира. Зачем в повесть введены эпизоды со “значительным лицом”? За что наказывается значительное лицо? Почему у значительного лица нет имени? _ Образ Акакия Акакиевича тесно связан с другим образом повести, а именно с образом "значительного лица". Несколько упрощая, можно сказать, что именно на столкновении этих двух образов и строится "Шинель"._ Несчастье, постигшее Акакия Акакиевича, постигает и генерала, тем самым уравнивая их, две крошечные фигурки, равные перед лицом Всевышнего. Этой мысли, в частности, служит явная перекличка сцен пропажи шинели у Акакия Акакиевича и у значительного лица. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить хотя бы некоторые вводящие эти сцены мотивы: "приятельский" ужин там и тут; выпитывае два бокала шампанского — "средство", одинакого "недурно действующее" и на Акакия Акакиевича и на генерала "в рассуждении веселости"; "расположение к разным экстренностям", вследстивие чего Акакий Акакиевич "даже побежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения"а генерал "решил не ехать еще домой, а заехать к одной знакомой даме" ввиду внезапного прилива самых "дружеских" к ней "отношений" .Затем героев постигает несчастие, ничего не оставляющая в их настроении от обычной "веселости". Лишившись шинели, "Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и затылке, совершенно растрепались; бок и грудь и все панталоны были в снегу" / Нечто подобное происходит и со значительным лицом: "Бледный, перепуганный и без шинели... он прехал к себе, доплелся кое-как до своей комнаты и провел ночь в весьма большом беспорядке"/Если по выражению Гоголя, "всматриваться в постройку", то можно различить в сюжете повести точки, неожиданно сближающие титулярного советника в новой шинели и "значительное лицо". Принцип сюжетного параллелизма в этом случае позволяет писателю исследовать эту связь вполне диалектически. Сходство Акакия Башмачкина и "значительного лица" прослеживается именно по линии получения н о в о й шинели Башмачкиным и н о в о г о генеральского мундира, нового чина, к которому присматривается перед зеркалом значительное лицо. Так же, как Башмачкин недавно "построил" новую шинель, так и генерал "недавно сделался значительным лицом, а до того времени... был незначительным" .Он еще не успел привыкнуть к своему новому положению, как и Башмачкин — к своему. Одного "генеральский мундир сбил совершенно с толку" .и он силится подражать своему представлению о генеральском достоинстве, а другого новая шинель заставила следовать заведенному в чиновничьей среде порядку: отметить обнову пирушкой.Однако, хотя значительное лицо, потеряв свою роскошную шинель, сильно перепугался, но это не стоило ему жизни как Акакию Акакиевичу. "Это происшествие сделало на него сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: "Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами", если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело" .. Но какой бы далекой ни была разница между Акакием Акакиевичем и значительным лицом, она не так велика, чтобы между ними исчезла несомненная связь. Бедствия одного — начало бедствий другого, и гибель одного угрожает гибелью другому. Ведь значительное лицо оказался "весьма в большом", а не "в совершенном беспорядке" дишь потому, что Акакий Акакиевич при всем своем фантастическом "буйстве" добивался генеральской шинели, и только. Встреча его с генералом была лишь предупреждением тому свыше. Если бы действия Башмачкина были менее сдержанны, а требования более серьезны, генерала не унес бы от смертной беды никакой кучер. Ведь даже одного посягательства на шинель было вполне достаточным, чтобы значительное лицо "чуть не умер". Героев объединяет общее несчастье. Они сближены и разведены так, как бывают сближены и разведены звенья одной цепи или ступени одной и той же лестницы: "Что вы, милостивый государь... не знаете порядка? куда вы зашли? не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана бы была секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне..." .После ухода Акакия Акакиевича генерал "почувствовал что-то вроде сожаления." Воспоминание об Акакии Акакиевиче тревожило его, и он даже послал чиновника узнать о его делах. Известие о смерти Башмачкина поразило генерала. Он "слышал упреки совести".Следует отметить сходство внутренних состояний генерала и "одного молодого человека", нечаянно обидевшего Акакия Акакиевича в начале повести: "И что-то странное заключалось в его словах и голосе, с которым они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других позволил было себе посмеятся над ним, вдруг остановился как будто пронзенный, и с тех пор все как бы переменилось перед ним и показалось в другом виде..." ."Значительное лицо" в человеке "небольшого роста в старом поношенном вицмуцдире" "не без ужаса узнал в нем Акакия Акакиевича", бледное лицо человека "глядело совершенным мертвецом". В этом человеке он совершенно признал Башмачкина, когда не услышал, а "увидел" как произнес он речь: "Но ужас значительного лица превзошел все границы, когда он увидел, что рот мертвеца покривился и, пахнувши на него страшно могилою, произнес такие речи: "А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек — отдавай же теперь свою!" Замечательная особенность этого текста в том, что в нем опущен, "утаен" глагол, выражающий акт слушания. Значительное лицо не слышал реплику "мертвеца"! Он ее видел. Реплика была немой; она озвучена внутренним, потрясенным чувством другого лица" этом проявляется тонкий стилистический прием Гоголя, точно и убедительно передающий призрачность появления за спиной "значительного лица" Башмачина. В этой сцене Акакий Акакиевич — плод больной совести генерала и осознанной вины перед несчастным чиновником, которому он не помог. Но в то же время, "...замечательно то, что с этих пор совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца: видно, генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечам; по крайней мере, уже не был нигде слышно таких случаев, чтобы сдергивали с кого шинели" А к истории о мертвеце-грабителе .Гоголь еще раз возвращается в конце повести. После того, как "значительное лицо" само бросило свою шинель призраку, "совершенно прекратилось появление чиновника-мертвеца". Но тут же Гоголь уточняет свою мысль, как бы поправлясь: "Впрочем многие деятельные и заботливые люди никак не хотели успокоиться и поговаривали, что в дальних частях города все еще показывался чиновник-мертвец""Шумная жизнь" Башмачкина после смерти нужна была Гоголю для того, чтобы показать, как узнавшее его "значительное лицо" осознало вину свою, чтобы пробудить уснувшую совесть генерала, чтобы вступил он после встречи с живым мертвецом Башмачкиным на стезю покаяния и человеколюбия...В финале повести проявляется наглядное разрешение проблемы возможного нравственного перерождения чиновника крупного ранга.Но нереального. "Вера Гоголя в реальность просветительского перевоспитания погрязших в пороках людей здесь, в отличие от "Ревизора", проявляется не столько в возможности, сколько в результате "удара. А вина героев в неосознании или позднем осознании человеческого достоинства. Что же это за человек, на которого такое давление оказывает действительность, как же он существует в этом мире? Каким нам видится Акакий Акакиевич Башмачкин? Почему его профессия-переписывание ? Почему это так важно для понимания смысла повести? Посмотрим, как автор представляет героя читателю. Каков Акакий Акакиевич в департаменте — с другими, какова его внутренняя жизнь, и, наконец, авторский портрет Акакия Акакиевича — сцена крестин. Акакия Акакиевича крестят в отсутствии священника. Небывалое обстоятельство! Не освящен . Будет мертвец! Мертворожденный. Сцена крестин проникнута язвительностью и сарказмом, ее персонажи — картонные куклы. Но эпизод в департаменте опрокидывает наше впечатление: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» .Христианская идея человеколюбия не находит никакого развития в характерах персонажей — это лирическая нота повести, лично авторская. Итак, Гоголь дает два противоположных и даже несовместимых полюса в портрете героя. Комический и язвительный.Возвышает ли Гоголь Башмачкина над окружающими? Сравнение вечеров Акакия Акакиевича с обычным отдыхом департаментских чиновников оказывается отнюдь не в пользу последних. Сочиним «вечерний» портрет Акакия Акакиевича. Он оказывается тепл и даже по-своему обаятелен. Однако Гоголь заключает сопоставление сатирическим пассажем — он противопоставляет пустоту пошлости, и здесь не может быть лучшего. Акакий Башмачкин не пишет книги, а переписывает, он не может выполнить задания начальника: переставить в тексте глаголы из 3 лица в глаголы 1 лица, потому что у него нет своего лица. Он переписывает , а не пишет, следует букве, а не смыслу, оболочке, форме. Потому что собственного содержания у него вообще нет. Что же или кого же любит наш герой? Какая роль в повести отводится “шинели”? Почему так часто в повести употребляются названия одежды и обуви? Какие это названия? Что указывает на то, что форма в повести главенствует над содержанием?  Похоже, что не Башмачкин является главным героем повести. Не люди и не предметы, а стихия («северный мороз») способна отвлечь Акакия Акакиевича от его основного и любимого занятия, переписывания чужих документов, чужих мыслей.  Благодаря холоду и появляется в жизни Башмачкина особая, «идеальная» вещь, отделяющая от всего остального, – шинель, которая становится для героя главным искушением.  Второй этап жизни гоголевского героя – период , можно сказать, “греховной” жизни, отступление от его обычного аскетизма. Шинель в контексте повести не столько предмет одежды, сколько двигатель сюжета повести, ее действующее лицо. «Шинель» для Акакия Акакиевича становится основой всего, обнимающей и греющей; её называет он «подругой жизни». Шинель становится более значимой, чем человек. Вещь обретает безграничную власть. Что же такое шинель для Башмачкина? Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? На какие две части мы можем поделить повесть? Почему? Шинель – образ, с которым так или иначе связаны все герои повести: Башмачкин,портной Петрович, сослуживцы Башмачкина, ночные грабители и «значительное лицо».Так, и для Акакия Акакиевича, и для Петровича появление новой шинели – поворотное событие в жизни. Петрович «чувствовал в полной мере, что сделал немалое дело и что вдруг показал себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют, от тех, которые шьют заново». (Как примету гоголевского абсурда можно трактовать сцену, где Петрович приносит Башмачкину новую шинель и вынимает её «из носового платка, в котором принёс; платок был только что от прачки,он уже потом свернул его и положил в карман для употребления»). Акакий Акакиевич,получив новую шинель, уже смеётся над своей старой одежонкой, придя домой из департамента, о работе забывает («после обеда уже ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле»), по дороге к сослуживцу обращает внимание на изображение женщины, «которая скидала с себя башмак, обнаживши таким образом всю ногу, очень недурную», в гостях выпивает два бокала шампанского, а по дороге домой пытается догнать даму, «которая, как молния, прошла мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения… Возвращение Башмачкина домой, во время которого происходит ограбление, подобно прогулке по мёртвому городу. Исследователи творчества Гоголя, анализируя повесть «Шинель», вычленяют несколько этапов жизни главного героя произведения: до приобретения шинели («период капота») и после (время накопления денег на шинель и её покупка, после утраты шинели –«период шинели»). Исследователи по-разному оценивают эти периоды жизни главного героя. Одни учёные воспринимают первый этап в жизни Башмачкина как период, во время которого герой представляет собой примитивное существо, «бледное исчадье писанины». Башмачкин,переписывающий с утра и до ночи канцелярские бумаги, не интересуется окружающим его миром: у него нет друзей, он не читает книг, ничем не увлекается. Второй этап,связанный с приобретением шинели видится как период, во время которого Башмачкин постепенно начинает ощущать себя личностью: радуется обновке, идёт в гости к сослуживцу, по дороге обращая внимание на петербургские улицы и людей, идущих по ним. Шинель в повести Гоголя оказывается элементом самоопределения, герой находит в одежде важнейшую опору в жизни. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя. Подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича. Невеста-шинель. Не прекрасная девушка, а одежда, вещь. Что же такое шинель для него: фетиш или второе рождение? Для ответа на этот вопрос посмотрим, как появилась шинель в жизни героя и что изменилось с ее появлением. Почему Акакию Акакиевичу приходится шить новую шинель? Выясняем, что это не его решение: Петр — вот жестокий фатум. Башмачкин чувствует себя обреченным. Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя? Прежде всего, статус Акакия Акакиевича в глазах сослуживцев резко повышается. Но, обнаруживая эту перемену, мы видим и ее формальность, пустоту. Аполлон Григорьев: «...В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим обстоятельством в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного...» ..Если жизнь человека меняется из-за вещи, что же такое эта жизнь, была ли она, реальна ли она? Как вы можете объяснить концовку повести? Настоящая ли это месть? Можно ли представить Акакия Акакиевича мстителем? Что же такое финал? . Реалистическое ли произведение перед нами? Акакий Акакиевич становится страшным судом для значительного лица. Акакий Акакиевич — грозный мститель: возможно ли такое? Мог ли Акакий Акакиевич стать мстителем? Нужно сравнить сцены ограбления и мщения — они почти зеркальны. За исключением того, что теперь Акакий Акакиевич — главное действующее лицо. Это доказывается следующим. Обратим внимание на то, что в повести почти нет речи Акакия Акакиевича. Гоголь начал работу над повестью с финала — первый набросок 1839 года «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Видимо, идея возмездия, такой реабилитации человеческого существования была изначально важна для автора. Глубокое сочувствие к каждому человеку, способность видеть в каждом ничтожном существе Божье творение определяют финал повести — Страшный суд для значительного лица. Итак, Акакий Акакиевич преображается, но — в запредельном пространстве, реальное прижизненное преображение героя было невозможно. Происходящее действительно компенсация за «никем не примеченную» человеческую жизнь, не примеченную даже самим человеком. Так больно ранит Гоголя ничтожность человеческого существования, что ему необходима компенсация здесь, на земле. Но такой бунт нереален, он возможен только в фантазии Гоголя. Значительное лицо не видит реплику Башмачкина в финале, а только слышит в воспаленном своем воображении. Талант писателя шире. Он представляет такой финал, выдумывает его. Расширяет и увеличивает вещи до огромных размеров. Это называется гротеск. Поэтому произведение фантастичное, гротескное, с элементами реализма. . Кстати, и личный тонавтора-рассказчика преобретает гротескный( увеличенный до нереальных пределов) характер. Сентиментальное и намеренно примитивное содержание иногда передается с помощью напряженной интонации, намеренно торжественной интонации.Этот мир таков,что фантастическое здесь кажется вполне вероятным. Этот контраст создает определенный эффект, серьезный тон не дал бы такого эффекта.,как столкновение комического и серьезного.’Оставьте, зачем вы меня обижаете’ звучит после сатирических сцен и на их фоне оказывает очень сильное воздействие на читателя. Обычные связи рвутся, всякая мелочь может вырасти до огромных размеров. Малейший проблеск настоящего чувства приобретает вид чего-то потрясающего. Соединяет автор несоединимое, преувеличивает малое и сокращает большое. В душевном мире героя свои законы, свои пропорции. Здесь новая шинель-грандиозное событие, подруга жизни, невеста. Его смерть и жизнь гротескны. Наследство перечислено-комизм на фоне трагедии(Пучок перьев, носки,бумага, пуговицы. Кому все это досталось? И Петербург остался без Акакия Акакиевича). Происходит ли внутреннее преображение Башмачкина? Истинно самая напряженная точка в реальной жизни Акакия Акакиевича — сцена катастрофы, воровство шинели. Апатичный и всегда робкий Акакий Акакиевич переживает здесь истинное потрясение. Мы отмечаем все внешние признаки оживления: мчится, кричит, возмущается — какая буря чувств и эмоций! Заметим, что Гоголь не дает прямой речи персонажа — только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным в критическую минуту своей жизни. Во многих вариантах сценариев ограбление происходит в полной тишине, под скрип снега. Акакий Акакиевич раскрывает рот, словно рыба, — и в кадре только его перепуганное лицо. Можно ли сказать, что с героем происходит преображение, перерождение? Cкорее всего, нет , потрясение, пожалуй. Он мертворожденный. Он нереален, следовательно он не может преобразиться, стать живым. “. На самом деле конец этот нисколько не фантастичнее и не „романтичнее“, чем вся повесть. Наоборот — там была действительная гротескная фантастика, переданная как игра с реальностью; тут повесть выплывает в мир более обычных представлений и фактов, но все трактуется в стиле игры с фантастикой. Это — новый „обман“, прием обратного гротеска: „привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: «тебе чего хочется?» и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь. Будочник сказал: «ничего» да и поворотил тот же час назад. Привидение однако же было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в темноте . Развернутый в финале анекдот, уводит в сторону от „бедной истории“ с ее мелодраматическими эпизодами. Возвращается начальный чисто-комический сказ со всеми его приемами. Вместе с усатым привидением уходит в темноту и весь гротеск, разрешаясь в смехе. Итак, мы отметили, что cлово у Гоголя становится необычным, необычно звучащим. Герои говорят немного. Пустые слова и жесты. Пустой герой. Значимыми становятся другие детали: композиция, звуки, фамилии, игра слов. Фамилии носят артикуляционно- эмоциональную нагрузку. Детали начинают играть огромную роль. Форма выходит на первый план. Гоголь делает форму содержанием, создает иллюзию содержания. Невеста шинель-высшая точка пустоты. Царит страшное арство вещи. В конце грабитель спрашивает акакия Акакиевича: ”Ты чего хочешь?”- А ничего он не хочет. Хочет ли по-настоящему шинели? Нет, конечно. Его мечта- мечта-пустышка. Ненастоящая мечта. В повести упоминается очень много и других вещественных символов: грабители хватают героя не как обычно хватают человека , за руку, а за воротник. Воротник его капота непостижимо уменьшался с каждым годом. Башмак- тоже вещь. Петли, фалды, оболочки. Страшен и реален мир мертвых душ, не людей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!