Сценарий педагогического совета
«Личностное развитие школьника по направлению патриотическое воспитание»
МОАУ «СОШ № 70»
Январь 2023 – 2024 учебный год
Инсценировка:
Учитель: Дорогие товарищи родители! Мы пригласили вас, чтобы сообщить о новых безобразиях, учиненных вашими детьми.
Родитель: Дорогие товарищи учителя! Наши дома стоят рядом со школой, и мы своими глазами видим, что позволяют себе ваши ученики.
Учитель: Ваши дети!
Родитель: Ваши ученики!
Учитель: Интересно, а кто это приносит из дома мобильные телефоны и устраивает большой симфонический оркестр на уроках?
Родитель: А кто заставляет детей пилить ножки стульев, якобы выполняя домашнее задание по труду?
Учитель: А вы видели, что ваши дети сделали со стенами школы?
Родитель: Правильно, а кто их писать научил?
Учитель: Не мешало бы оказать помощь школе в благоустройстве территории.
Родитель: Правильно, правильно, а то приезжаешь за ребенком – машину поставить негде, что за дела? Давно пора стоянку организовать.
Учитель: Вот и сделайте – ваши дети.
Родитель: Нет уж. Ваши ученики…
Учитель: Ваши дети!
Родитель: Ваши ученики!
Учитель: Ваши дети!
Родитель: Ваши ученики!
СТОП.
Вот таким необычным юмористическим образом мы решили сегодня начать наш педсовет «Личностное развитие школьника по направлению патриотическое воспитание». Мы надеемся, что такие диалоги в реальной жизни не будут иметь места. А я позволю себе еще одно отступление.
В одной восточной стране случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка издал указ «Об экономии воды». Указ ограничивал полив личных участков двумя днями в неделю и грозил суровым наказанием за ослушание. На городскую площадь вышли глашатаи и зачитали указ.
В тот же день с наступлением сумерек напуганные горожане вышли поливать свои участки. Они так старались, что воды в пересыхающем озере осталось совсем мало.
Владыка сильно разгневался и приказал организовать слежку за нарушителями указа, арестовать и казнить их. В течение следующей ночи нескольких человек арестовали и утром при большом стечении народа обезглавили на городской площади.
Ночью горожане опять вышли на поливку, но при этом выставили дозоры. Ситуация с водой вышла из-под контроля, город был обречен на вымирание.
В другой восточной стране также случилась сильная засуха. Заботясь о благополучии своих подданных и опасаясь голода, владыка приказал горожанам собраться на площади. Он сообщил об истощении запасов воды в озере и предложил вместе искать пути выхода из создавшегося положения. После многочасовых споров, крика и легкой потасовки горожане пришли к соглашению, что воду необходимо экономить, для чего постановили: «Ограничить полив личных участков двумя днями в неделю».
Общее решение, давшееся с таким трудом, принесло желаемые плоды: люди ограничили полив и действовали так, как договорились. А через некоторое время кризис с водой миновал.
Почему я зачитала эту притчу?
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р и Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» в настоящее время вопрос личностного развития школьников – один из максимально актуальных. У школьника необходимо формировать готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала, национальной и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развивать компетенции «уметь учиться», толерантности жизни в обществе, воспитания патриотических убеждений, освоение основных социальных ролей, норм и правил.
На заседании педагогического совета проанализируем систему работы по патриотическому воспитанию в нашей школе, попытаемся выявить слабые и сильные стороны, а также продумаем стратегию ее обновления.
Повестка дня включает вопросы:
1. Анализ состояния патриотического воспитания в школе.
2. Отбор содержания, методик и технологий патриотического воспитания под интересы и запросы школьников с учетом ресурсов школы (ролевая игра «Шесть шляп»).
3. Формирование стратегии вовлечения в систему школьного патриотического воспитания социальных партнеров и родителей.
4. Обмен опытом. Знакомство педагогов с лучшими практиками патриотического воспитания.
Правительство нашей страны ставит патриотическое воспитание как одну из главных задач. Формирование у юных граждан чувства сопричастности к истории и культуре России, любви к Родине и семье, активной жизненной позиции обеспечит сохранение силы, целостности и величия нашего государства. И школа играет сейчас ведущую роль в воспитании патриотов.
Докладчик: ЗД по ВР Острая Ю.А.
В современном обществе вопросы формирования личности школьников являются одними из ключевых в задачах образования. Одним из важных направлений в этом процессе является патриотическое воспитание, ориентированное на формирование чувства гордости за свою страну, уважения к ее истории, культуре, традициям. Патриотическое воспитание способствует гармоничному личностному развитию школьников, влияет на их мировоззрение и ценностные ориентации.
1. Понятие и сущность патриотического воспитания:
Патриотическое воспитание - это система воздействий, нацеленных на формирование патриотических чувств, гражданской идентичности и ответственного отношения к своей стране. Этот процесс предполагает комплексное воздействие на личность, охватывая различные аспекты развития индивида.
В рамках патриотического воспитания особое внимание уделяется:
- Знанию истории и географии: Основы патриотического воспитания лежат в понимании и уважении исторического пути и географического положения страны. Знание истории формирует осознание того, как формировалась нация, а географические особенности способствуют лучшему пониманию связей между природой и обществом.
- Формированию патриотических ценностей: Патриотическое воспитание направлено на внедрение в сознание школьников ключевых ценностей, таких как любовь к Родине, уважение к национальному культурному наследию, готовность защищать общие ценности и традиции.
- Развитию гражданской идентичности: Это включает в себя формирование осознанного гражданства, где школьник осознает свою роль и место в обществе, активно участвует в его жизни и берет на себя ответственность за судьбу своей страны.
- Поддержанию готовности к служению обществу: Патриотическое воспитание направлено не только на формирование чувства гордости за свою страну, но и на готовность к активному участию в жизни общества, служению ему и защите его интересов.
Патриотическое воспитание, таким образом, выходит за пределы простого усвоения фактов и охватывает разносторонние аспекты развития личности, формируя целостный и гармоничный образ гражданина, готового к построению своего будущего и будущего своей страны.
2. Роль патриотического воспитания в личностном развитии:
- Формирование идентичности: Патриотическое воспитание играет важную роль в становлении личности школьника, поскольку направлено на укрепление его идентичности. Школьник, воспитанный в духе любви к Родине, развивает чувство принадлежности к своей стране и культуре. Это способствует укреплению его самосознания и формированию устойчивой психологической основы для личностного роста.
- Развитие ценностных ориентаций: Патриотическое воспитание направлено на внедрение в сознание школьников ценностей, необходимых для построения гармоничного общества. Школьники, усваивая патриотические ценности, начинают ценить свою историю, язык, традиции. Этот процесс формирует у них уважение к культурному многообразию нации, способствуя толерантному взаимодействию в обществе.
- Формирование гражданской активности: Патриотическое воспитание не только вдохновляет школьников на любовь к своей стране, но и стимулирует их активное участие в общественной жизни. Сознание своей роли в развитии общества, прививаемое через патриотическое воспитание, мотивирует школьников к гражданской активности. Они становятся более ответственными членами общества, готовыми принимать участие в различных социальных и культурных инициативах.
Таким образом, патриотическое воспитание является неотъемлемой частью личностного развития школьников, способствуя формированию устойчивой идентичности, ценностных ориентаций и гражданской активности, необходимых для гармоничного взаимодействия в обществе.
3. Методы и средства патриотического воспитания:
- Обучение истории и культуре: Знание прошлого и культурного наследия страны является основой патриотического воспитания.
- Патриотические мероприятия и праздники: Организация мероприятий, посвященных важным событиям и памятным датам, способствует формированию чувства гордости за свою страну.
- Воспитание через пример: Учитель и родители являются ключевыми образцами для формирования патриотических ценностей у школьников.
4. Преимущества патриотического воспитания:
- Формирование гармоничной личности: Патриотическое воспитание играет ключевую роль в формировании гармоничной личности. Приобщение к патриотическим ценностям способствует становлению школьника с ясной гражданской позицией. Он осознает свою роль в обществе, развивает чувство ответственности перед своей страной и ее гражданами. Это способствует укреплению личностных качеств, таких как самоуважение, самостоятельность и толерантность.
- Социокультурная адаптация: Патриотическое воспитание предоставляет школьникам не только знание истории и культуры своей страны, но и формирует у них уважение к культурным традициям. Это обеспечивает лучшую социокультурную адаптацию в обществе. Знание и уважение культурных особенностей становятся основой для успешной социальной интеграции, способствуя формированию толерантного и открытого общественного мышления.
- Содействие в формировании гражданской идентичности: Патриотическое воспитание способствует развитию у школьников чувства гордости за свою страну. Эта гражданская идентичность становится сильным мотиватором для участия в общественной жизни. Школьники, чувствуя принадлежность и ответственность за свою страну, проявляют более высокую активность в гражданских и социальных инициативах, способствуя тем самым развитию общества в целом.
Таким образом, патриотическое воспитание не только формирует личность с четкой гражданской позицией, но и способствует успешной адаптации в социокультурном контексте, а также развитию гражданской идентичности, что является фундаментом для активного участия в формировании будущего общества.
5. Заключение:
Патриотическое воспитание представляет собой важное направление личностного развития школьников, направленное на формирование ценностей, способствующих гармоничному становлению личности в контексте гражданского общества. Этот процесс не только развивает патриотические чувства, но и способствует формированию активных, ответственных граждан, способных вносить вклад в развитие общества.
Докладчик: учитель истории и обществознания Мясковский Ф.В.
Обучение истории и культуре в контексте патриотического воспитания:
Обучение истории и культуре страны является фундаментальным элементом патриотического воспитания, поскольку предоставляет школьникам ключевые знания, формирующие их патриотические чувства и гражданскую идентичность. Этот процесс не ограничивается простым усвоением фактов, а направлен на глубокое понимание и восприятие исторического пути, культурных ценностей и особенностей своей страны.
1. Понимание истории: Учение истории страны позволяет школьникам увидеть не только ее успехи, но и трудности, с которыми она сталкивалась. Знание исторических событий, великих достижений и трудных периодов создает у школьников осознание того, как формировалась и развивалась их Родина. Это важно для формирования глубокого чувства принадлежности и понимания того, какое значение имеют их собственные действия для будущего страны.
2. Уважение к культурному наследию: Обучение культуре направлено на формирование уважения к культурному наследию, которое является неотъемлемой частью национальной идентичности. Школьники учатся ценить искусство, литературу, язык, традиции своего народа. Этот аспект патриотического воспитания способствует сохранению культурного богатства и стимулирует гордость за культурное наследие своей страны.
3. Формирование гражданской ответственности: Знание истории и культуры создает основу для формирования гражданской ответственности. Школьники, осведомленные о сложностях и достижениях своей страны, более ответственно относятся к своей роли в обществе. Они осознают свою гражданскую ответственность и готовность внести свой вклад в сохранение и улучшение благосостояния своей нации.
Таким образом, обучение истории и культуре предоставляет школьникам ключевые инструменты для формирования патриотических чувств, создавая основу для гармоничного развития личности и активного участия в жизни общества.
Докладчик: Педагог-психолог Юсупова А.Ж.
Воспитание через пример в формировании патриотических ценностей:
Воспитание через пример играет критическую роль в формировании патриотических ценностей у школьников, поскольку учитель и родители являются ключевыми образцами, влияющими на мировоззрение и ценностные установки детей. В этом контексте, патриотическое воспитание не только основывается на теоретических знаниях, но и на живых примерах, которые демонстрируют важность любви к Родине и ответственного гражданства.
1. Пример учителя: Учитель, как профессионал образования, является важным образцом для формирования патриотических ценностей. В своей повседневной деятельности учитель может демонстрировать любовь к своей стране, уважение к истории и культуре. Это может проявляться в выборе методов обучения, проведении уроков, использовании материалов, способствующих формированию патриотического настроя у учеников.
2. Влияние родителей: Родители играют определяющую роль в формировании ценностей у детей. Их отношение к истории, традициям, участию в общественной жизни и служению обществу оказывает сильное воздействие на восприятие детьми своей страны. Семейные традиции, обсуждение событий в истории, посещение культурных мероприятий и участие в общественных инициативах – все это формирует осознанное гражданство.
3. Созидание патриотического окружения: Учитель и родители, сознательно или нет, создают патриотическую атмосферу вокруг себя. Это может включать в себя не только словесные выражения патриотических чувств, но и конкретные действия, такие как участие в мероприятиях, посвященных истории страны, походы к памятникам и местам исторического значения.
4. Обучение ценностям гражданской ответственности: Воспитание через пример также включает в себя обучение ценностям гражданской ответственности. Учитель и родители могут демонстрировать активное участие в жизни общества, прививая школьникам понимание того, что каждый человек, включая маленького школьника, может внести вклад в развитие своей страны.
Таким образом, воспитание через пример становится мощным инструментом формирования патриотических ценностей у школьников, создавая образцы поведения и отношения к Родине, которые вдохновляют и мотивируют детей на активное участие в жизни своего общества.
Докладчик: советник по воспитанию Пимахина О.Д.
В России существует множество государственных праздников, которые отражают исторические, культурные и социальные аспекты жизни страны. Организация мероприятий, связанных с этими праздниками, является важной частью патриотического воспитания, поскольку позволяет гражданам переживать общность и гордость за свою страну. Рассмотрим некоторые из основных государственных праздников России:
1. День Победы (9 мая): Этот праздник посвящен победе Советского Союза над нацистской Германией во Второй мировой войне. Парады, торжественные мероприятия и моменты молчания призваны чтить память погибших и выражать благодарность ветеранам.
2. День России (12 июня): Этот праздник отмечает День России, как дня провозглашения независимости после распада Советского Союза. Праздничные мероприятия включают парады, концерты, фестивали и фейерверки, наполняя улицы городов праздничной атмосферой.
3. День народного единства (4 ноября): Этот праздник посвящен событию 1612 года, когда народные ополченцы под предводительством Минина и Пожарского освободили Москву от польских интервентов. В этот день проводятся патриотические мероприятия, включая парады и торжества.
4. День Защитника Отечества (23 февраля): Этот день посвящен защитникам Родины — военнослужащим и ветеранам. Праздничные мероприятия включают в себя военные парады, мероприятия в честь военных, а также поздравления и памятные мероприятия.
5. День Космонавтики (12 апреля): Этот праздник отмечает первый полет человека в космос. Мероприятия включают в себя парады, выставки, конференции и другие события, посвященные космическим достижениям страны.
А так же день знаний, день учителя, день матери, фестиваль «Я сын своего народа», Есимовские встречи, молодёжный референдум, акции, конкурсы и конференции, совместные мероприятия с ДК Самородово и администрацией поселка Самородово.
Организация мероприятий и праздников по этим и другим государственным датам способствует формированию чувства гордости и патриотизма у граждан, подчеркивая важность исторических и культурных ценностей России.
Наша творческая группа провела анализ состояния патриотического воспитания в школе. Для сбора информации проведены контрольные мероприятия по направлениям:
1. Анализ образовательного процесса по формированию личностных результатов учеников по направлению патриотического воспитания:
– анализ документации педагогов;
– посещение уроков, внеурочных занятий, воспитательных мероприятий и событий;
– анализ предметно-пространственной среды школы.
2. Диагностика личностных результатов учеников по направлению патриотического воспитания (анкетирование).
3. Диагностика профессиональных компетентностей педагогов в направлении патриотического воспитания.
4. Изучение мнения родительской общественности по вопросам патриотического воспитания.
Приложение 1
Для реализации развития патриотического воспитания, нам необходимо обеспечить максимальное включение родителей в процесс воспитания, и продолжить работу по включению социальных партнеров школы.
В заключение педсовета предлагаю познакомиться с опытом наших коллег. Возможно, что-то из их практики вы сможете применить на своих уроках, классных часах и воспитательных делах, чтобы вырастить патриотов.
Приложение 2 (видео ролик прилагается)
Уважаемые коллеги, сегодня мы обсудили важные вопросы патриотического воспитания детей, проанализировали свою работу в этом направлении. По итогам работы педагогического совета выношу проект решения педагогического совета на голосование.
Проект решения педсовета:
1. Учесть результаты анализа состояния патриотического воспитания в дальнейшей работе по направлению.
2. Усилить работу по патриотическому воспитанию школьников: внедрить в практику новые технологии, формы, методы и приемы работы по данному направлению воспитания.
Ответственный: замдиректора по ВР, замдиректора по УВР, классные руководители, педагоги-предметники.
Срок: в течение учебного года.
3. Обеспечить внедрение новых технологий взаимодействия с родительской общественностью, социальными партнерами по привлечению их в систему патриотического воспитания.
Ответственный: советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО.
Срок: в течении учебного года.
4. Обеспечить распространение позитивного педагогического опыта по реализации патриотического воспитания среди педагогов школы.
Ответственный: замдиректора по ВР, замдиректора по УВР, советник директора по воспитанию и взаимодействию с ДОО.
Срок: в течение учебного года.