СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет на тему: "Региональный компонент в содержании дошкольного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий педагогического совета по повышению компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент. Задачи, стоящие перед педсоветом:

- формирование понимания у воспитателей актуальности работы по внедрению регионального компонента в практику педагогической деятельности;

- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;

- активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет на тему: "Региональный компонент в содержании дошкольного образования"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5» города Алейска Алтайского края










ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема: «Региональный компонент

в содержании дошкольного образования»








Составила: С. И. Никитенко,

заместитель заведующего




2020г.



Участники: педагоги ДОУ: заведующий, заместитель заведующего.


Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.


Задачи.

- формирование понимания у воспитателей актуальности работы по внедрению регионального компонента в практику педагогической деятельности;

- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;

- активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.



Предварительная работа:

  1. Тематический контроль «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

  2. Проведение ИОД по темам: «Я и моя семья», «Мой Алейск», «Мой край»



Повестка педагогического совета:



  1. Вступительное слово зам.заведующего

  2. Викторина для педагогов «Мой Алейск»

  3. Самоанализ и обсуждение НОД

  1. Аналитическая справка тематического контроля «Региональный компонент в содержании дошкольного образования»

  2. «Народные игры и физическое развитие» мастер – класс/инструктор по физическому развитию Лотухова А. Н.

  3. «Народный фольклор в жизни ребенка» мастер – класс/музыкальный руководитель Федорова Н. Е.

  4. Решение педагогического совета











Ход педагогического совета


1. Зам.заведующего:


Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.

Использование регионального компонента в образовательном процессе ДОУ предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка. На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных качеств личности.

Приобщение маленького ребенка к истокам национальной культуры должно начинаться с ознакомления с культурным наследием родного края. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.

Региональный компонент реализуется через все направления основной образовательной деятельности в ДОУ. Содержание направления осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности с историей, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируются представления о символике края, о творчестве поэтов, писателей и художников.

Воспитание любви к своей Родине, своему городу, краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Хотелось бы, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу, краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.




1 слайд Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, ФГОС активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры; для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства; для усвоения конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.





2. Деловая игра

(Воспитатели делятся на 3 группы)

- Сейчас мы с вами попытаемся выяснить насколько коллектив нашего детского сада готов к работе по новому направлению.

Но сначала, небольшая викторина по теме «Мой Алейск»


Слайды

  • Вопросы:

  1. В каком году основан город Алейск?

Основан в 1914 близ села Мало-Панюшево как железнодорожная станция Алейская на магистрали Новониколаевск—Семипалатинск. С 1924 — районный центр. С 1932 — рабочий поселок Алейск, с 1939 — город районного, с 1965 — краевого подчинения.

  1. Что изображено на гербе г. Алейска?

  1. Назовите улицы города, названные в честь героев ВОВ?

Давыдова – герой гражданской войны; Гаврилина, Олешко, Балицкого – герои ВОВ, Проезд Олимпийский назван именем Героя Советского Союза, алейчанина Севрикова И.Т. Это звание он получил в 1943 году за героизм и мужество при переправе через Днепр.

  1. «Узнай памятник»

Мемориал

5. Назовите учреждения культуры нашего города.

Следующее задание для команд:


- Сейчас выделяют несколько направлений работы в рамках национально-регионального компонента. Предлагаю вам сформулировать названия данных направлений по описанию, предложенному на карточках. А затем придумать 3 темы по каждому из этих направлений.

Слайд

Карточка 1 – экологическое направление

Природа окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения увидеть красоту родной природы начинается формирование чувства родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Любовь к родной природе – сложное чувство, включающее в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивую мотивацию к ее познанию, а также желание охранять и приумножать природные богатства.

Карточка 2 – историко-краеведческое направление

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло, знакомить с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе память вековых событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.

Карточка 3 – культурное направление

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современном мире.

Следующее задание для команд:

Давайте все вместе подумаем, как, в какой последовательности мы будем реализовывать новое направление в образовательной практике детского сада.

Расставьте по порядку те мероприятия и обстоятельства, которые будут способствовать введению регионального компонента в детском саду.


Слайд Итак, весь процесс должен выглядеть следующим образом:

1 Создание специальной образовательной программы

2 Соответствующая коррекция всей организации пребывания ребенка в ДОУ

3 Соответствующая подготовка (знания, владение информацией) педагогов ДОУ

4 Создание условий для разнообразного включения ребенка в получение информации о фактах и событиях малой Родины

5 Введение в образовательный процесс занятий с соответствующим содержанием

6 Участие родителей в организации и проведении мероприятий, связанных с информацией (факты, события) о малой Родине

  1. Итак, прежде всего, нужна сама программа.

  2. Далее любая значимая новация должна повлечь за собой определенную коррекцию всей организации пребывания ребенка в ДОУ, поскольку появляются новые занятия и мероприятия, уточняется план методической работы, с учетом этого проектируется работа с детьми и родителями.

  3. С введением нового содержания многим педагогам потребуется соответствующая подготовка (знания, владение информацией).

  4. После того как воспитатели узнали о специфике содержания и формы вводимого направления, вы сами должны продумать те условия, которые способствуют разнообразному включению ребенка в информацию (факты, события) о малой Родине: экскурсии, беседы, конкурсы, тематические праздники и т. д. Чтобы провести такие мероприятия, необходимо подготовить к ним детей, для чего понадобится введение в образовательный процесс занятий с соответствующим содержанием.

  5. И только тогда, когда общая картина реализации программы по новому направлению сложится в вашем сознании как ведущих участников, стоит обратиться к формам включения родителей в организацию и проведение мероприятий, связанных с информацией о малой Родине.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что готовность нашего коллектива носит в большей степени эмоциональный характер. И впереди нас ждет большая работа, по внедрению в практику детского сада программы по формированию у детей чувства эмоциональной сопричастности к малой Родине.

  1. Результаты тематического контроля.

4. «Народные игры и физическое развитие» мастер – класс/инструктор физического развития

5. «Народный фольклор в жизни ребенка» мастер – класс/музыкальный руководитель

6. Из опыта работы: показ проектов.



7.Решение педагогического совета



  1. Пополнить материалами по региональному компоненту методический кабинет.

Срок : до конца учебного года

Ответственные: зам.заведующего, педагоги ДОУ

  1. Продолжить пополнять предметно-развивающую среду по «Родному краю».

Срок: ежемесячно

Ответственные: педагоги групп, зам.заведующего

  1. Проводить итоговые мероприятия по этой теме.

Сток: до конца учебного года

Ответственные: зам.заведующего, педагоги.



























Карточка 1 –

Природа окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения увидеть красоту родной природы начинается формирование чувства родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Любовь к родной природе – сложное чувство, включающее в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивую мотивацию к ее познанию, а также желание охранять и приумножать природные богатства.





Карточка 2 –

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло, знакомить с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе память вековых событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.





Карточка 3 –

Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современном мире.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!