Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» города Алейска Алтайского края
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Тема: «Региональный компонент
в содержании дошкольного образования»
Составила: С. И. Никитенко,
заместитель заведующего
2020г.
Участники: педагоги ДОУ: заведующий, заместитель заведующего.
Цель: Повышение компетентности в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников, используя региональный компонент.
Задачи.
- формирование понимания у воспитателей актуальности работы по внедрению регионального компонента в практику педагогической деятельности;
- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;
- активизация деятельности педагогов при проведении педагогических мероприятий.
Предварительная работа:
Тематический контроль «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»
Проведение ИОД по темам: «Я и моя семья», «Мой Алейск», «Мой край»
Повестка педагогического совета:
Вступительное слово зам.заведующего
Викторина для педагогов «Мой Алейск»
Самоанализ и обсуждение НОД
Аналитическая справка тематического контроля «Региональный компонент в содержании дошкольного образования»
«Народные игры и физическое развитие» мастер – класс/инструктор по физическому развитию Лотухова А. Н.
«Народный фольклор в жизни ребенка» мастер – класс/музыкальный руководитель Федорова Н. Е.
Решение педагогического совета
Ход педагогического совета
1. Зам.заведующего:
Новое время выдвинуло актуальные требования к образованию: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных.
Использование регионального компонента в образовательном процессе ДОУ предполагает введение детей в многообразный окружающий мир, раскрытие региональных особенностей и традиций народов, влияет на духовно-нравственное формирование личности ребенка. На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, воспитания положительных нравственных качеств личности.
Приобщение маленького ребенка к истокам национальной культуры должно начинаться с ознакомления с культурным наследием родного края. При изучении краеведческих традиций важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.
Региональный компонент реализуется через все направления основной образовательной деятельности в ДОУ. Содержание направления осуществляется в ходе ознакомления детей на специально организованных занятиях и в повседневной деятельности с историей, достопримечательностями и традициями родного края, бытом народа, его фольклором, играми, природой, животным и растительным миром. У детей формируются представления о символике края, о творчестве поэтов, писателей и художников.
Воспитание любви к своей Родине, своему городу, краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Хотелось бы, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу, краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное-педагог должен быть патриотом своей Родины.
1 слайд Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.
Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, ФГОС активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика региональной культуры строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры — с другой стороны.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры; для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства; для усвоения конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
2. Деловая игра
(Воспитатели делятся на 3 группы)
- Сейчас мы с вами попытаемся выяснить насколько коллектив нашего детского сада готов к работе по новому направлению.
Но сначала, небольшая викторина по теме «Мой Алейск»
Слайды
В каком году основан город Алейск?
Основан в 1914 близ села Мало-Панюшево как железнодорожная станция Алейская на магистрали Новониколаевск—Семипалатинск. С 1924 — районный центр. С 1932 — рабочий поселок Алейск, с 1939 — город районного, с 1965 — краевого подчинения.
Что изображено на гербе г. Алейска?
Назовите улицы города, названные в честь героев ВОВ?
Давыдова – герой гражданской войны; Гаврилина, Олешко, Балицкого – герои ВОВ, Проезд Олимпийский назван именем Героя Советского Союза, алейчанина Севрикова И.Т. Это звание он получил в 1943 году за героизм и мужество при переправе через Днепр.
«Узнай памятник»
Мемориал
5. Назовите учреждения культуры нашего города.
• Следующее задание для команд:
- Сейчас выделяют несколько направлений работы в рамках национально-регионального компонента. Предлагаю вам сформулировать названия данных направлений по описанию, предложенному на карточках. А затем придумать 3 темы по каждому из этих направлений.
Слайд
Карточка 1 – экологическое направление
Природа окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения увидеть красоту родной природы начинается формирование чувства родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Любовь к родной природе – сложное чувство, включающее в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивую мотивацию к ее познанию, а также желание охранять и приумножать природные богатства.
Карточка 2 – историко-краеведческое направление
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло, знакомить с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе память вековых событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Карточка 3 – культурное направление
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современном мире.
• Следующее задание для команд:
Давайте все вместе подумаем, как, в какой последовательности мы будем реализовывать новое направление в образовательной практике детского сада.
Расставьте по порядку те мероприятия и обстоятельства, которые будут способствовать введению регионального компонента в детском саду.
Слайд Итак, весь процесс должен выглядеть следующим образом:
1 Создание специальной образовательной программы
2 Соответствующая коррекция всей организации пребывания ребенка в ДОУ
3 Соответствующая подготовка (знания, владение информацией) педагогов ДОУ
4 Создание условий для разнообразного включения ребенка в получение информации о фактах и событиях малой Родины
5 Введение в образовательный процесс занятий с соответствующим содержанием
6 Участие родителей в организации и проведении мероприятий, связанных с информацией (факты, события) о малой Родине
Итак, прежде всего, нужна сама программа.
Далее любая значимая новация должна повлечь за собой определенную коррекцию всей организации пребывания ребенка в ДОУ, поскольку появляются новые занятия и мероприятия, уточняется план методической работы, с учетом этого проектируется работа с детьми и родителями.
С введением нового содержания многим педагогам потребуется соответствующая подготовка (знания, владение информацией).
После того как воспитатели узнали о специфике содержания и формы вводимого направления, вы сами должны продумать те условия, которые способствуют разнообразному включению ребенка в информацию (факты, события) о малой Родине: экскурсии, беседы, конкурсы, тематические праздники и т. д. Чтобы провести такие мероприятия, необходимо подготовить к ним детей, для чего понадобится введение в образовательный процесс занятий с соответствующим содержанием.
И только тогда, когда общая картина реализации программы по новому направлению сложится в вашем сознании как ведущих участников, стоит обратиться к формам включения родителей в организацию и проведение мероприятий, связанных с информацией о малой Родине.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что готовность нашего коллектива носит в большей степени эмоциональный характер. И впереди нас ждет большая работа, по внедрению в практику детского сада программы по формированию у детей чувства эмоциональной сопричастности к малой Родине.
Результаты тематического контроля.
4. «Народные игры и физическое развитие» мастер – класс/инструктор физического развития
5. «Народный фольклор в жизни ребенка» мастер – класс/музыкальный руководитель
6. Из опыта работы: показ проектов.
7.Решение педагогического совета
Пополнить материалами по региональному компоненту методический кабинет.
Срок : до конца учебного года
Ответственные: зам.заведующего, педагоги ДОУ
Продолжить пополнять предметно-развивающую среду по «Родному краю».
Срок: ежемесячно
Ответственные: педагоги групп, зам.заведующего
Проводить итоговые мероприятия по этой теме.
Сток: до конца учебного года
Ответственные: зам.заведующего, педагоги.
Карточка 1 –
Природа окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения увидеть красоту родной природы начинается формирование чувства родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. Любовь к родной природе – сложное чувство, включающее в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивую мотивацию к ее познанию, а также желание охранять и приумножать природные богатства.
Карточка 2 –
Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Дети в силу возраста интересуются той обстановкой, архитектурным содержанием, которые их окружают. Задача взрослых направить их познание в нужное русло, знакомить с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города хранит в себе память вековых событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Карточка 3 –
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом утраченные в современном мире.