«Письменная и устная речь. Нормы правильной речи».
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите.
Ведь это наш язык родной –
Его для внуков сохраните!
Е. Весник
1. Орфоэпические нормы.
Красивее Позвонишь
Звонит Алфавит
Газопровод Договор
Завидно Магазин
Километр
Компас
Свёкла
Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.
Знакомьтесь: Петя мой сосед-
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор входит в кабинет,
Закрыт магазин на обед.
Хозяйка моет стаканы,
Секёт свеклу, пекёт блины.
И до меня дошёл черёд:
Портфель он портфелем зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут Петя.
-Петя! – несётся со двора-
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а не дитя!
Петя обижен на ребят,
Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
2.Лексические нормы.
1. Слова –паразиты(лишние слова).
Аркадий Хайт “Лишние слова”.
(Чтение по ролям).
Автор ,гражданин
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “ноль один”
Срочно сообщает:
- Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить
Все давно сгорело.
Пассажир ,автор.
- Как проехать на вокзал? -
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает.
-Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…
Вы проехали давно
Возвращаться нужно.
Автор ,хозяин.
Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:
– Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…
Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану.
Отпад- (замечательно).
Тащиться -(быть в восторге). .
Прикинь –
Ништяк –
Хавчик –
Базар –
Прикид –
Тусить –
Предки –
Ботан –
Фиолетово –
Глюк –
Шухер-
Морфологические нормы.
В какой ситуации мы употребляем следующие слова?
Добрый день.
Разрешите вам представить .
Всего доброго.
Добрый вечер.
Разрешите представиться.
Приношу вам свои извинения.
Очень тронут вашим вниманием.
До встречи!
Рад вас приветствовать.
Познакомьтесь, пожалуйста.
Прошу прощения.
Я вам очень обязан.
У меня к вам просьба.
Разрешите поблагодарить вас.
Здравствуйте.
Разрешите удалиться.
Сделайте одолжение.
Извините меня.
Приветствую вас .
До скорой встречи.
Поиграем в рифмы:
Растает ледяная глыба от слова теплого
…!
Зазеленеет старый пень, когда услышит …
…!
Если больше есть не в силах, скажем маме мы …
…
И в России, Белоруссии и Дании на прощание говорят …
Основные правила по культуре речи:
1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что, «говорить, не думая, все равно, что стрелять, не целясь».
3.Не спеши высказать свои мысли.
Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.
4.Не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.
5.Не говори быстро. Не «проглатывай» слова.
6.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо- собеседник тоже перестанет кричать.
7.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.
8.Не давай кличек своим товарищам.
Запомни эти правила и выполняй их!
О чем напоминают нам русские пословицы?
Каркает как ворона.
Доброе слово, лучше мягкого пирога.
Ешь калачи, да поменьше лепечи.
Доброе слово железные ворота отопрет.
У него рот без застежек.
Стол спасибом красится.
Целью нашего занятия является формирование культуры поведения учащихся через закрепление правил культурного общения.
-Как вы считаете ,слово имеет силу?
-Если похвалить человека ,у него вырастают крылья, ему хочется идти вперёд ,достигать своих целей, верит в себя.
-Но слово может очень обидеть ,если человека постоянно ругать, обижать ,обзывать, то со временем он перестанет верить в себя ,он просто будет чувствовать никчемным ,глупым ,никому ненужным человеком.
Итак
Слово имеет огромную силу.
Просмотр притчи «Сила слова»
Мы с вами будем сегодня говорить с вами о русском языке ,его силе ,богатстве и о его слабости. По исследованию учёных русский язык теряет свою силу и богатство, разнообразие ,яркость , обедневает, становится примитивным. А почему это происходит мы будем сегодня разбираться.
Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.
Также учащимся предстоит задуматься о том, как освободить свою речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.
СЦЕНКА №1.
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.
Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим . А в каком классе учишься, молодой человек?
Петя: В 3-ем «бы»
Доктор: В 3- ем «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.
Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.
Доктор: Порядочек… Железно… Круто(берёт градусник ). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).
- Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?
- В чём же еще проявляется культура человека? (проявляется очень ярко в его речи, в том, как человек говорит).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о речи)
- Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.
Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?
- Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова
-Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.
Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова. - Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.
Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?
Просмотр «Ералаш» «Почему мы так говорим».
1 Неправильная постановка ударения.
Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.
Знакомьтесь: Петя мой сосед-
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не коридор, а колидор.
Дилектор входит в кабинет,
Закрыт магазин на обед.
Хозяйка моет стаканы,
Секёт свеклу, пекёт блины.
И до меня дошёл черёд:
Портфель он портфелем зовёт.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя.
Пусть и его зовут Петя.
-Петя! – несётся со двора-
Тебе домой идти пора!
Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а не дитя!
Петя обижен на ребят,
Скажите, в чём я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
-Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)
-Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.
- А теперь мы посмотрим, как вы умеете ставить ударение в словах.
(на доске)
Слова-паразиты
Сленг.(на доске)
Речевые ситуации (на доске)
Правила речи (на доске)
Вежливые слова
Игра «Рифма»
Растает ледяная глыба от слова теплого
… спасибо!
Зазеленеет старый пень, когда услышит …
… добрый день!
Если больше есть не в силах, скажем маме мы …
… спасибо!
И в России, Белоруссии и Дании на прощание говорят …
…до свидания! надобно учиться своему природному".
Клип
(Чтение стихотворения Анны Ахматовой «Мужество».)
Н.М.Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь учиться своему.