СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия "Наша речь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены материалы о правиьной русской речи

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "Наша речь"»



«Письменная и устная речь. Нормы правильной речи».





Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните!



Е. Весник



1. Орфоэпические нормы.



Красивее Позвонишь



Звонит Алфавит



Газопровод Договор



Завидно Магазин



Километр

Компас

Свёкла







Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.



Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт магазин на обед.

Хозяйка моет стаканы,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он портфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Петя.

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а не дитя!

Петя обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

















2.Лексические нормы.



















1. Слова –паразиты(лишние слова).



Аркадий Хайт “Лишние слова”.

(Чтение по ролям).

Автор ,гражданин



Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по “ноль один”

Срочно сообщает:

- Я не знаю, как начать,

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться.

Вообщем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить

Все давно сгорело.





Пассажир ,автор.



- Как проехать на вокзал? -

Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает.

-Вообщем, где-то, так сказать,

Это близко очень.

Просто тут рукой подать,

Говоря короче.

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе…

Вы проехали давно

Возвращаться нужно.



Автор ,хозяин.



Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

– Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте.

Не для вас для одного

Будут, значит, гости!

Вообщем, я сказать хотел,

Что терпеть не стану…

Кот давно котлету съел,

Взялся за сметану.









Отпад- (замечательно).

Тащиться -(быть в восторге). .

Прикинь –

Ништяк –

Хавчик –

Базар –

Прикид –

Тусить –

Предки –

Ботан –

Фиолетово –

Глюк –

Шухер-





















































Морфологические нормы.













В какой ситуации мы употребляем следующие слова?



Добрый день.

Разрешите вам представить .

Всего доброго.

Добрый вечер.

Разрешите представиться.

Приношу вам свои извинения.

Очень тронут вашим вниманием.

До встречи!

Рад вас приветствовать.

Познакомьтесь, пожалуйста.

Прошу прощения.

Я вам очень обязан.

У меня к вам просьба.

Разрешите поблагодарить вас.

Здравствуйте.

Разрешите удалиться.

Сделайте одолжение.

Извините меня.

Приветствую вас .

До скорой встречи.





Поиграем в рифмы:



Растает ледяная глыба от слова теплого

…!

Зазеленеет старый пень, когда услышит …

…!

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …

И в России, Белоруссии и Дании на прощание говорят …





Основные правила по культуре речи:



1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.



2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что, «говорить, не думая, все равно, что стрелять, не целясь».



3.Не спеши высказать свои мысли.



Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.



4.Не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.



5.Не говори быстро. Не «проглатывай» слова.



6.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо- собеседник тоже перестанет кричать.



7.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.



8.Не давай кличек своим товарищам.







Запомни эти правила и выполняй их!





О чем напоминают нам русские пословицы?



Каркает как ворона.



Доброе слово, лучше мягкого пирога.



Ешь калачи, да поменьше лепечи.



Доброе слово железные ворота отопрет.



У него рот без застежек.



Стол спасибом красится.



























Целью нашего занятия является формирование культуры поведения учащихся через закрепление правил культурного общения.

-Как вы считаете ,слово имеет силу?

-Если похвалить человека ,у него вырастают крылья, ему хочется идти вперёд ,достигать своих целей, верит в себя.

-Но слово может очень обидеть ,если человека постоянно ругать, обижать ,обзывать, то со временем он перестанет верить в себя ,он просто будет чувствовать никчемным ,глупым ,никому ненужным человеком.

Итак

Слово имеет огромную силу.

Просмотр притчи «Сила слова»



Мы с вами будем сегодня говорить с вами о русском языке ,его силе ,богатстве и о его слабости. По исследованию учёных русский язык теряет свою силу и богатство, разнообразие ,яркость , обедневает, становится примитивным. А почему это происходит мы будем сегодня разбираться.

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.

Также учащимся предстоит задуматься о том, как освободить свою речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.



СЦЕНКА №1.



Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?



Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.



Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим . А в каком классе учишься, молодой человек?



Петя: В 3-ем «бы»



Доктор: В 3- ем «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?



Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.



Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?



Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.



Доктор: Порядочек… Железно… Круто(берёт градусник ). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).









- Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом? Какой рецепт дал доктор?



- В чём же еще проявляется культура человека? (проявляется очень ярко в его речи, в том, как человек говорит).



- Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о речи)



- Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.

Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?





- Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова

-Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.



Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова. - Это очень трудное дело – говорить ясно, четко, понятно всем. Этому мы с вами учимся в школе, и прежде всего на уроках русского языка и литературного чтения.

Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от чего «беречь». Разве у языка есть враги или ему грозят какие-то опасности?



Просмотр «Ералаш» «Почему мы так говорим».



1 Неправильная постановка ударения.



Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.



Знакомьтесь: Петя мой сосед-

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт магазин на обед.

Хозяйка моет стаканы,

Секёт свеклу, пекёт блины.

И до меня дошёл черёд:

Портфель он портфелем зовёт.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Петя.

-Петя! – несётся со двора-

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а не дитя!

Петя обижен на ребят,

Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?



-Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)



-Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение.



- А теперь мы посмотрим, как вы умеете ставить ударение в словах.

(на доске)

Слова-паразиты

Сленг.(на доске)

Речевые ситуации (на доске)

Правила речи (на доске)

Вежливые слова

Игра «Рифма»

Растает ледяная глыба от слова теплого

… спасибо!

Зазеленеет старый пень, когда услышит …

… добрый день!

Если больше есть не в силах, скажем маме мы …

… спасибо!

И в России, Белоруссии и Дании на прощание говорят …

…до свидания! надобно учиться своему природному".





Клип

(Чтение стихотворения Анны Ахматовой «Мужество».)



Н.М.Карамзин: "В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь учиться своему.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!