СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение гидросферы. 6 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка полезна учителям - географам. Они смогут скачать готовый материал и не писать планы. Это съэкономит время .

Просмотр содержимого документа
«Строение гидросферы. 6 класс.»

География. 6 класс.

Учитель Гдымской «СОШ №1» Гаджиев Марат Агабалаевич



Тема: «Строение гидросферы».

Цели урока:

  • Образовательные:

ввести понятия «гидросфера», «мировой круговорот воды»; сформировать представление о гидросфере, распределении на Земле её составных частей; создать общее представление о своеобразности, неповторимости планеты Земля.

  • Развивающие:

продолжить развитие умения работать с текстом учебника, печатным материалом; развивать умение логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развивать навыки самостоятельного поиска необходимой информации; развивать умения выявлять причинно-следственные связи.

  • Воспитательные:

воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке, коммуникативности, самоконтроля и дисциплины; привлечение учащихся к активной познавательной деятельности.

Планируемый результат

Учащиеся должны знать/ понимать определения основных понятий темы; как происходит Мировой круговорот воды; состав гидросферы, объём пресной и солёной воды.

Учащиеся должны уметь приводить примеры источников загрязнения гидросферы, использования и охраны её ресурсов (вод).

Ход урока



Содержание

Дидактический комментарий

Обоснование

1

Организационный момент


Настраиваю детей на серьёзную работу

2


Целеполагание и мотивация

- Вспомните, пожалуйста, какую оболочку Земли мы уже изучили (Литосферу)

- А что это за оболочка? (Верхняя оболочка, которая состоит из земной коры и верхних частей мантии, толщина которой составляет от 50-200 км.)

Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки?

А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника.

Какое понятие объединяет все эти вопросы? ВОДА! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.

Без воды невозможно представить себе нашу планету. Могучий разрушитель и одновременно великий созидатель, она формирует рельеф, являясь «скульптором лика земного». Привычная «кухня погоды» немыслима без океана и облаков. Сама жизнь на Земле, вероятно, впервые появилась именно в воде, и зависимость от неё живые организмы сохранили на протяжении миллиардов лет. Кровь обитателей суши по основному химическому составу удивительно сходна с морской водой. Человеческий зародыш на 97% состоит из воды.

- Сейчас, я прошу вас обратить внимание на доску: ФЕРОСРАГИД.

- Что вы здесь видите? (Анаграмма)

- Попробуйте её расшифровать. (Гидросфера)

- Молодцы!

- Давайте запишем число и тему урока.

Актуализация знаний

Воды на Земле очень много.

- Посмотрите на глобус или карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой. На нее приходится 71 % площади земного шара. Суша словно паутиной во всех направлениях прорезана сотнями тысяч рек и ручьев. Кроме того, на суше значительное количество воды содержится в озерах и водохранилищах, созданных руками человека, в болотах и ледниках, под землей; незначительную долю составляют пары атмосферы.

- Посмотрите на глобус или карту полушарий. Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой. На нее приходится 71 % площади земного шара. Суша словно паутиной во всех направлениях прорезана сотнями тысяч рек и ручьев. Кроме того, на суше значительное количество воды содержится в озерах и водохранилищах, созданных руками человека, в болотах и ледниках, под землей; незначительную долю составляют пары атмосферы.


Чтение высказываний о воде и её роли. Объясняется смысл эпиграфа.



Самостоятельно ставят цели на урок.





На доске надпись.

Постановка проблемной ситуации















Повысить познавательный интерес. Готовлю детей к восприятию материала, заинтересовываю их.
















3


























































Большая часть воды (96%) на нашей планете находится в океанах и морях. На воды суши приходится менее 2%. Эти 2% пресных вод суши и использует пока человечество для всех своих нужд (в промышленности и сельском хозяйстве, в быту).

Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы заменить этот удивительный минерал. С каждым годом человечество использует всё больше пресной воды.

Вы слыхали о воде?

Мы ее не замечаем,

Говорят она везде!

Мы привыкли, что вода –

В луже, в море, в океане

Наша спутница всегда!

И в водопроводном кране.

Без меня вам не умыться,

Как сосулька, замерзает,

Не наесться, не напиться!

В лес туманом заползает,

Смею вам я доложить:

Ледником в горах зовется,

Без воды нам не прожить!

Лентой серебристой вьется.

Вы меня в пруду найдете

Средь высоких, стройных елей,

И в сыром лесном болоте,

Рушится потоком селей,

Путешествует всегда

На плите у вас кипит,

Наша спутница - вода!

Паром чайника шипит,


Растворяет сахар в чае.


Моря и океаны, реки и озёра, ледники и колодцы, болота и родники, тучи и пар – всё это составные части водной оболочки Земли, которая называется гидросферой.

- У вас на партах есть диаграммы, проанализируйте их и ответьте, из каких частей состоит гидросфера.

 

- Ребята, а как вода распределяется на планете? (Неравномерно).

- Как и когда появилась вода на нашей планете? Рождение воды тесно связано с рождением планеты. Вода начала выделяться на ранних этапах формирования Земли.

Фронтальная вопросно-ответная форма беседы с элементами уточнения и рассуждения.

Работа с глобусом и картами атласа.







































Повторяем роль и свойства воды

Готовлю к восприятию нового материала.

4

Изучение нового материала

Итак, гидросфера – водная оболочка Земли, включает

воды Мирового океана и воды суши.



  • Используя рисунок 71 учебника, заполним схему «Состав гидросферы»



Данная схема даёт возможность определить, какую долю занимает вода в морях и океанах, на суше, в атмосфере и живых организмах. Обратите внимание, что только 3% жидкой воды на Земле является пресной, остальная вода солёная, в ней растворены химические соединения.

  • Работа по теме

1. Исследовать информацию по вопросу: «Свойства воды».

2.Проанализировать текст с.101-102 и рисунок 72; раскрыть суть понятий, модели малого и большого круговорота воды в природе.

3. Исследовать информацию по вопросу: «Вода и мы. Использование и охрана вод».



Приёмы анализа и синтеза. Работа с учебником Частично-поисковый метод. Использование опережающего задания.



Подходим к восприятию нового, опираясь на то, что уже знаем. Проверяю умения работать в группах, вовлекая слабых учеников, воспитываю чувство взаимопомощи.

5

Закрепление и применение знаний и умений

- В чём состоит уникальность воды? Чем же интересен этот чудо-минерал, без которого не может существовать жизнь на нашей планете? Наша группа определила основные свойства воды:

  • Существование в природе в трёх агрегатных состояниях;

  • Изменение объёма при нагревании и охлаждении;

  • Вода – высокоэффективный естественный растворитель;

  • Твёрдая вода легче жидкой воды;

  • Поглощает большое количество тепла, долго его сохраняет;

  • Способна течь вверх;

  • Способна самоочищаться.

Пресной воды на Земле не так уж много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем воды в наших реках и озерах не убывает год от года. Кто же сделал наши пресные водоемы неиссякаемыми? Оказывается, Солнце. Ибо под действием солнечных лучей происходит круговорот воды в природе.

Первоисточник воды на нашей планете – Мировой океан. Преодолевая силу тяжести, мощная тепловая машина, приводимая в движение энергией Солнца, ежегодно поднимает с поверхности всего земного шара в атмосферу 86% всей влаги (511 тыс. куб. км воды), причем вода испаряется – пресная. 411 тыс. куб. км поднимается с одной только поверхности океана; из них примерно 2/3 возвращается в виде атмосферных осадков обратно в океан. Это малый круговорот воды на Земле.

Оставшаяся часть испарений уносится ветрами на сушу. Она присоединяется к водяным парам, поднимающимся в атмосферу с растительного покрова, из почвы и водоемов суши. 1/3 – это, кажется не так уж много.

Но если бы океан этой третью не пополнял убыль воды, стекающей в него с суши, материки давно превратилась бы в пустыни.

Откуда берется вода

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает вода река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше… Пока
Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…

Все это и зовут в народе:




КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Выразим это так:

Океан — воздух — океан – малый круговорот воды в природе.

Океан — воздух — суша — океан – большой круговорот воды в природе.

Таким образом, благодаря Солнцу, океаны, имеющие соленую воду, являются главными поставщиками водяного пара в атмосферу, а значит, и пресной воды на сушу. Мировой круговорот воды соединяет в единое целое земную кору, атмосферу и гидросферу.

Когда-то люди для питья брали воду прямо из речки, но времена менялись и все свои отходы в нее сбрасывали люди, предприятия.



Античный город с самого начала закладывали с учетом экологических требований, причем при планировании общественных зданий, храма и рыночной площади учитывались нужды водоснабжения и канализации.

В гидросфере – водной оболочке Земли, постепенно накапливаются и ухудшают качество водоемов чужеродные вещества. Экспериментально установлено, что тело животных и человека содержит многие загрязнители, растворенные в воде. Они быстро рассеиваются в окружающей среде, попадают в организмы водных обитателей, поглощаются корневой системой растений, с пищей и водой попадают в организм человека.

Итак, какие загрязнители попадают в воду?

Загрязнители воды:

  • Химические: соединения, используемые в с/х. (пестициды – вещества, применяемые для защиты растений)

  • Минеральные удобрения

  • Канализация

  • Нефтепродукты (погибают рыбы, др. животные, которые служат кормом, насекомые, моллюски и др.)

  • Сточные воды фабрик, заводов, жилищ

  • Мытье машин в реке (бензин, отработанное масло)

А ведь каждый килограмм нефти и бензина, попадающий в воду, отравляет тысячи кубометров воды в реке и почвенной влаги и делает их вредоносными для всего живого.

Закон об охране природы запрещает спускать отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов.

Как мы можем помочь бороться с загрязнителями воды?

Какие способы очистки предлагают ученые?

  • В правильном и рассчитанном их применении



  • Воду, которую используют в производстве, очищают от растворимых в ней веществ, охлаждают и вновь направляют на нужды производства, строят очистные сооружения на предприятиях

  • Воду, которую берут из водохранилищ, тщательно очищают: (отстойники – песок, глина;CL – хлорирование, озон и спец. лампы облучают, чтобы убить бактерии)

Ведь любая даже чистая вода – это раствор, содержащий громадное количество самых разнообразных примесей с различными веществами. Вода взаимодействует с грунтами дна, подземные воды растворяют минералы и горные породы, атмосферная вода контактирует с газами и пылевыми частицами. Даже лед тоже с примесями.

Вода необходима человеку не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся и используем в других нуждах.

Реки выносят в Мировой океан каждый год около40 тыс. куб. км воды, но

  • На орошаемое земледелие идет 5% годового стока вод

  • На бытовые нужды извлекается 150 куб. км воды

  • Для водоснабжения 400 – 500 куб. км воды

  • Коммунального промышленного водоснабжения, чтобы нам было тепло зимой в домах 150 куб. км воды

  • На очистку воды 6 тыс. куб. км чистой воды

Если все это сопоставить нетрудно, почувствовать угрозу водного голода, встающего перед человечеством.

Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник.

«Памятка жителям Земли»

Вода – это наша жизнь.

Люди! Здоровье рек и озер, ручейков и источников – это наше с вами здоровье!



  • Берегите воду!

  • Отремонтируйте сантехнику!

  • Закрывайте кран!

  • Не лейте воду без нужды!

  • Используйте воду по назначению!

  • Не загрязняйте водоемы!

  • Не вырубайте леса рядом с водоемами!

  • Следите за состоянием теплосетей!

  • Правильно пользуйтесь водопроводами!

  • Своевременно устраняйте аварии на производстве и в быту!





Групповая работа с использованием материалов опережающего задания.

Первичное применение знаний.



Проверка выполнения группового задания.



6

Подведение итогов урока

- Предлагаю вернуться к началу урока и ответить на вопрос: «Что я узнал на уроке?»



Объективная оценка знаний, поощрение в процессе всей деятельности на уроке.

Вызвать у детей чувство удовлетворения работой.

7

Домашнее задание

  • §18

  • «Путешествие капельки воды в природе» в виде эссе/ мини – сочинения/ рисунка.

Инструктаж получен на уроке.

Нацеливаю на поисковую деятельность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!