СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: причины и методы преодоления

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: причины и методы преодоления»

СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  причины и методы преодоления

СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: причины и методы преодоления

 СТРЕСС – неспецифическая реакция организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия (адаптационный синдром)

СТРЕСС неспецифическая реакция организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия (адаптационный синдром)

Формы стресса: Дистресс – «плохой» стресс  Эустресс – «хороший» стресс»

Формы стресса:

Дистресс –

«плохой» стресс

Эустресс –

«хороший» стресс»

СТАДИИ СТРЕССА Стадия тревоги (опасности) мобилизует организм встретить влияние стрессора: учащается дыхание, увеличивается кровяное давление, напрягаются мышцы;  Стадия сопротивления – организм сопротивляется воздействию вредных внешних факторов и адаптируется;  Стадия истощения характеризуется резким снижением энергии сопротивления.

СТАДИИ СТРЕССА

  • Стадия тревоги (опасности) мобилизует организм встретить влияние стрессора: учащается дыхание, увеличивается кровяное давление, напрягаются мышцы;
  • Стадия сопротивления – организм сопротивляется воздействию вредных внешних факторов и адаптируется;
  • Стадия истощения характеризуется резким снижением энергии сопротивления.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СТРЕССА

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СТРЕССА

СИМПТОМЫ СТРЕССА  Полная отдача себя работе, проведение все меньшего количества времени с друзьями и семьей; Неэффективность на работе; Выполнение рабочих заданий вне работы за счет личного отдыха; Сильная утомляемость; Раздражительность; Регулярные физические болезни и др.

СИМПТОМЫ СТРЕССА

  • Полная отдача себя работе, проведение все меньшего количества времени с друзьями и семьей;
  • Неэффективность на работе;
  • Выполнение рабочих заданий вне работы за счет личного отдыха;
  • Сильная утомляемость;
  • Раздражительность;
  • Регулярные физические болезни и др.
ИСТОЧНИКИ СТРЕССА: Режим трудовой деятельности (условия труда, интенсивный режим, нехватка времени); Роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий; Коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами); Трудности построения карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, медленный или быстрый карьерный рост, страх перед увольнением); Факторы, связанные с организационной культурой и микроклиматом ( несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре организации, интриги, ограничение свободы и т.д.); Неорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни, неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения)

ИСТОЧНИКИ СТРЕССА:

  • Режим трудовой деятельности (условия труда, интенсивный режим, нехватка времени);
  • Роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий;
  • Коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами);
  • Трудности построения карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, медленный или быстрый карьерный рост, страх перед увольнением);
  • Факторы, связанные с организационной культурой и микроклиматом ( несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре организации, интриги, ограничение свободы и т.д.);
  • Неорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни, неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СТРЕССА Генетическая предрасположенность; Тип высшей нервной деятельности Ранний детский опыт; Родительские сценарии; Личностные особенности (характер, уровень самооценки, направленность, установки и ценности); Факторы социальной среды.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СТРЕССА

  • Генетическая предрасположенность;
  • Тип высшей нервной деятельности
  • Ранний детский опыт;
  • Родительские сценарии;
  • Личностные особенности (характер, уровень самооценки, направленность, установки и ценности);
  • Факторы социальной среды.
Когнитивные механизмы эмоциональной реакции Стресс вызван неприятным инцидентом

Когнитивные механизмы эмоциональной реакции

Стресс вызван неприятным инцидентом

Факторы, усугубляющие воздействие стресса Нежелание человека изменить собственные представления; Категоричность в восприятии альтернатив; Наличие иррациональных установок; Инерция мышления; Стремление избежать болезненных эмоциональных переживаний.

Факторы, усугубляющие воздействие стресса

  • Нежелание человека изменить собственные представления;
  • Категоричность в восприятии альтернатив;
  • Наличие иррациональных установок;
  • Инерция мышления;
  • Стремление избежать болезненных эмоциональных переживаний.
Когнитивные механизмы  эмоциональной реакции: А В С  А ( activating ) - активизирующее событие: ситуация, стимул, обусловливающий процесс реагирования; B  ( beliefs ) – убеждения, ожидания, установки, верования, представления о ситуации, интерпретации и выводы;  C  ( consequences ) – последствия: эмоции, чувства, поведение.

Когнитивные механизмы эмоциональной реакции:

А В С

А ( activating ) - активизирующее событие: ситуация, стимул, обусловливающий процесс реагирования;

B ( beliefs ) убеждения, ожидания, установки, верования, представления о ситуации, интерпретации и выводы;

C ( consequences ) – последствия: эмоции, чувства, поведение.

Профессиональное выгорание   это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к снижению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Профессиональное выгорание

это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к снижению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

 Работники,  составляющие группу риска   Работа связана с интенсивным общением; Возникновение внутренних конфликтов, связанных с работой; Работа протекает в условиях нестабильности; Необходимость постоянно демонстрировать высокую эффективность; Жители крупных городов

Работники, составляющие группу риска

  • Работа связана с интенсивным общением;
  • Возникновение внутренних конфликтов, связанных с работой;
  • Работа протекает в условиях нестабильности;
  • Необходимость постоянно демонстрировать высокую эффективность;
  • Жители крупных городов
ПРИЧИНЫ «ВЫГОРАНИЯ» Постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; Чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; Передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; Отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; Неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

ПРИЧИНЫ «ВЫГОРАНИЯ»

  • Постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве;
  • Чрезмерные, невыполнимые требования к работникам;
  • Передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий;
  • Отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда;
  • Неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.
Методы нейтрализации стресса Психологические Биохимические Физиологические Физические Баня; Закаливание; Водные процедуры  Массаж; Физические упражнения Аутотренинг; Медитация; Рациональная терапия Фармакотерапия; Алкоголь; Фитотерапия.

Методы нейтрализации стресса

Психологические

Биохимические

Физиологические

Физические

Баня;

Закаливание;

Водные

процедуры

Массаж;

Физические

упражнения

Аутотренинг;

Медитация;

Рациональная

терапия

Фармакотерапия;

Алкоголь;

Фитотерапия.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ Эмоциональ ная оценка  Образ Событие Восприятие Поведение

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ

Эмоциональ

ная оценка

Образ

Событие

Восприятие

Поведение

Алгоритм действий при наступлении стресса Нейтрализация избытка негативных эмоций Формирование уверенности в себе (аутотренинг); Определение структуры стрессора: с чем следует примириться; в чем можно найти позитивный момент? что в этой ситуации я должен изменить? 4. Поиск ресурсов: какие уже есть? какие нужно добыть и как? составление плана на ближайшее время 5. Приступить к выполнению плана

Алгоритм действий при наступлении стресса

  • Нейтрализация избытка негативных эмоций
  • Формирование уверенности в себе (аутотренинг);
  • Определение структуры стрессора:
  • с чем следует примириться;
  • в чем можно найти позитивный момент?
  • что в этой ситуации я должен изменить?

4. Поиск ресурсов:

  • какие уже есть?
  • какие нужно добыть и как?
  • составление плана на ближайшее время

5. Приступить к выполнению плана

 Алгоритм действий, если стрессовая ситуация произошла, но стресс еще сохраняется Диссоциирование от ситуации; Поиск нужных ресурсов; Рациональная терапия (поиск позитивных моментов в ситуации); Моделирование желаемого будущего.

Алгоритм действий, если стрессовая ситуация произошла, но стресс еще сохраняется

  • Диссоциирование от ситуации;
  • Поиск нужных ресурсов;
  • Рациональная терапия (поиск позитивных моментов в ситуации);
  • Моделирование желаемого будущего.
Тест Ридера. Как определить уровень стресса?   Оцените, насколько Вы согласны с перечисленными утверждениями. Суммируйте баллы и посчитайте средний балл. Пожалуй, я человек нервный Да согласен 1 Скорее согласен Я очень беспокоюсь о своей работе 2 1 Я часто ощущаю нервное напряжение Скорее не согласен Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение 3 1 2 Нет, не согласен 2 1 4 3 Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение 2 3 4 1 К концу дня я совершенно истощен физически и психически 3 4 В моей семье часто возникают напряженные отношения 1 2 4 2 3 1 3 2 4 4 3 4 Оцените свой уровень стресса по среднему баллу: Уровень стресса высокий средний низкий Для мужчин 1-2 2,01-3 3,01-4 Для женщин 1-1,82 1,83-2,82 2,83-4    

Тест Ридера. Как определить уровень стресса?

Оцените, насколько Вы согласны с перечисленными утверждениями.

Суммируйте баллы и посчитайте средний балл.

Пожалуй, я человек нервный

Да согласен

1

Скорее согласен

Я очень беспокоюсь о своей работе

2

1

Я часто ощущаю нервное напряжение

Скорее не согласен

Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение

3

1

2

Нет, не согласен

2

1

4

3

Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение

2

3

4

1

К концу дня я совершенно истощен физически и психически

3

4

В моей семье часто возникают напряженные отношения

1

2

4

2

3

1

3

2

4

4

3

4

Оцените свой уровень стресса по среднему баллу:

Уровень стресса высокий средний низкий

Для мужчин 1-2 2,01-3 3,01-4

Для женщин 1-1,82 1,83-2,82 2,83-4

 

 

«Стремитесь к высшей из доступных целей  и не вступайте в борьбу из-за безделиц»  Г. Селье Взвешивайте целесообразность действий и поступков Не забывайте об отдыхе Учитесь планировать дела Относитесь к другим, как к себе Заповеди преодоления стресса Цените радость  подлинной простоты Ставьте  реальные цели Верьте в себя! Не откладывайте на «потом» особенно неприятные дела  Берите пример с солнечных часов,  ведите счет лишь радостных дней.  Народная мудрость Здоровья и удачи Вам!

«Стремитесь к высшей из доступных целей

и не вступайте в борьбу из-за безделиц»

Г. Селье

Взвешивайте

целесообразность

действий и поступков

Не забывайте

об отдыхе

Учитесь

планировать дела

Относитесь к другим,

как к себе

Заповеди

преодоления стресса

Цените радость

подлинной простоты

Ставьте

реальные цели

Верьте в себя!

Не откладывайте

на «потом» особенно

неприятные дела

Берите пример с солнечных часов,

ведите счет лишь радостных дней.

Народная мудрость

Здоровья и удачи Вам!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!