СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стили речи. Повторение (подготовка к сочинению).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке проводим лингвистические эксперименты с текстами разных стилей. 

Просмотр содержимого документа
«Стили речи. Повторение (подготовка к сочинению).»

Повторение стилей речи
Урок развития речи в 6 классе

План урока:

1.Повторение сведений о стилях речи

2.Проверка домашнего задания

3.Анализ текстов. Определение стилей речи.

4.Творческая работа (сочинение-миниатюра )



  • Вспомните, что такое стиль речи. Каково происхождение слова «стиль»? (Слайд №5):

Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.

Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль», стирали написанное. Таким образом автор совершенствовал свое сочинение.

Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.


  • Прочитайте, какие значения дает словарь С. И. Ожегова (Слайд №6):


1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.



  • Какие стили речи вы знаете?

  • Какие стили не назвали? Рассмотрите схему на экране и дополните ответы (Слайд №7)

  • Как определить, к какому стилю относится текст? Что такое речевая ситуация? (Слайд №8)



  1. Исследование текста №1.

  • Посмотрим, насколько хорошо вы знаете цветы. Послушайте текст и определите, о каком цветке идет речь (Слайд №13):


Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зеленый бутон. Тоже весь мохнатый, в капельках росы.

И вдруг ты видишь, что бутон лопнул. Сию минуту. Зеленые створки раздвигаются, проглянула между ними розовая полоска. Она делается шире, шире… Зеленые створки опали на землю. Все это происходит на твоих глазах. И уже не зеленый бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.

Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, начинают расправляться складки. Разглаживаются лепестки, выгибаются… Краснеют. Наливаются жаром. И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри ее лежит черный уголек. Сияет огненная чаша. Боимся ее тронуть – пальцы – обожжет!



  • К какому стилю вы отнесете этот текст? Запишите речевую ситуацию.

Вывод. Итак, перед нами текст художественного стиля речи.

  • Как писателю удается достичь цели воздействия на читателя?

  • Назовите отличительные особенности художественного стиля (подчеркните их, обозначьте начальной буквой).

  • Какие выводы запишем о художественном стиле речи?

Сравнения: комочек розовой папиросной бумаги, черный уголек.
Метафоры: сияет огненная чаша, лепестки остывают, гаснет мак

  • 3. Исследование текста №2. (Слайд №23)- работа в парах

  • К какому стилю вы отнесете этот текст? Запишите речевую ситуацию.

Мак – растение от 45 до 120 см высотой (в зависимости от вида и сорта). Окраска переходом от бледных тонов до почти черно-пурпуровых. Листья расположены в очередном порядке, реже – супротивно, перисто-рассеченные либо цельные, чаще опушенные. Плод – коробочка. Цветет в июне – июле. В ландшафтном дизайне используют несколько видов и большое количество сортов с махровыми и немахровыми цветками

Вывод. Итак, перед нами текст научного стиля речи.

  • Какие особенности характерны для этого стиля речи?

V. Творческая работа (сочинение -миниатюра ).

  • А теперь попробуйте сами составить текст художественного стиля речи.

  • Рассмотри репродукцию русского художника П.Кончаловского «Сирень в корзине». Напиши миниатюру из 4-5 предложений или используй текст с пропусками:

На полотне изображен __ букет сирени, помещенный в __ корзину. На __ соцветьях__ , __ , __ и __ оттенков играют лучи солнца, __ гроздья выглядят особенно выразительно на

__ фоне, они как будто стараются вырваться из окружившей их тени.

Букет на картине создает ощущение __ летнего утра, когда растения еще не полностью

расстались с ночной прохладой, но уже ловят на себе __ лучи солнца. __ __налет утренней влаги окутывает каждый лепесток, и нет никаких сомнений, что еще минуту назад веточки

сирени качались среди __ зелени и __ птиц.



На полотне изображен роскошный букет сирени, помещенный в плетеную

корзину. На крупных соцветьях лилового, белого, красного и синего цветов

играют лучи солнца, пышные гроздья выглядят особенно выразительно на

неярком фоне, они как будто стараются вырваться из окружившей их тени.

Букет на картине создает ощущение солнечного летнего утра, когда растения

еще не полностью расстались с ночной прохладой, но уже ловят на себе

теплые лучи солнца. Легкий серебристый налет утренней влаги окутывает

каждый лепесток, и нет никаких сомнений, что еще минуту назад веточки

сирени качались среди яркой зелени и щебечущих птиц.















Исследование текста №1.


Рано утром среди седых, вырезных листьев на мохнатом стебле качается большой зеленый бутон. Тоже весь мохнатый, в капельках росы.

И вдруг ты видишь, что бутон лопнул. Сию минуту. Зеленые створки раздвигаются, проглянула между ними розовая полоска. Она делается шире, шире… Зеленые створки опали на землю. Все это происходит на твоих глазах. И уже не зеленый бутон качается на стебле, а будто комочек розовой папиросной бумаги. Смятый комочек.

Но вот комочек начинает оживать, пухнуть, начинают расправляться складки. Разглаживаются лепестки, выгибаются… Краснеют. Наливаются жаром. И вот уже огненная чаша раскрылась на стебле. Внутри ее лежит черный уголек. Сияет огненная чаша. Боимся ее тронуть – пальцы – обожжет!


Исследование текста №2.


Мак – растение от 45 до 120 см высотой (в зависимости от вида и сорта). Окраска переходом от бледных тонов до почти черно-пурпуровых. Листья расположены в очередном порядке, реже – супротивно, перисто-рассеченные либо цельные, чаще опушенные. Плод – коробочка. Цветет в июне – июле. В ландшафтном дизайне используют несколько видов и большое количество сортов с махровыми и немахровыми цветками.



Творческая работа (сочинение -миниатюра ).

На полотне изображен __ букет сирени, помещенный в __ корзину. На __ соцветьях__ , __ , __ и __ оттенков играют лучи солнца, __ гроздья выглядят особенно выразительно на __ фоне, они как будто стараются вырваться из окружившей их тени.

Букет на картине создает ощущение __ летнего утра, когда растения еще не полностью расстались с ночной прохладой, но уже ловят на себе __ лучи солнца. __ __налет утренней влаги окутывает каждый лепесток, и нет никаких сомнений, что еще минуту назад веточки сирени качались среди __ зелени и __ птиц.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!