СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Спецкурс: стилистика и развитие речи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Стилистика» предназначена для 5-9 классов. Программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы к учебнику для 5-9 классов (Е.И. Никитина Русская речь: Развитие речи. 13-е изд., -М.: Дрофа, 2004).

 Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся к итоговой аттестации, способствовать восприятию языка как системы.

       Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по русскому языку, усиление внимания к стилистической стороне речи.  Изучение  курса «Стилистика», в основе которого лежит  представление о языке как функционирующей системе, где язык рассматривается как важнейшее средство коммуникации, призвано проверить коммуникативную компетентность учащихся. Учитель в условиях подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА должен не «натаскать» их, а научить грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания, рассуждать на заданную тему. Поэтому дополнительные часы направлены на работу с текстом  научного, публицистического и художественного стилей. Это уроки комплексного анализа прозаических и поэтических текстов, уроки РР.

   Основные задачи рабочей программы  – развивать логические формы мышления учащихся, способствовать усвоению понятий, формировать суждения, формулировать выводы. Она предусматривает выработку навыков стилистического анализа текста, редактирования и написания текстов определенных жанров и стилей, что способствует воспитанию компетентной личности, создает определенные алгоритмы написания сочинений разных жанров и стилей в сознании обучающихся, что способствует успешной подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Спецкурс: стилистика и развитие речи"»











Рабочая учебная программа

на 2015-2016 учебный год

по курсу «Стилистика и развитие речи»

5-9 классы







Программу разработала учитель

Беспалова А.В.

Кукава А.Ю.













Москва

2015-2016гг.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Стилистика» предназначена для 5-9 классов. Программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы к учебнику для 5-9 классов (Е.И. Никитина Русская речь: Развитие речи. 13-е изд., -М.: Дрофа, 2004).

Программа рассчитана на 34 часа. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся к итоговой аттестации, способствовать восприятию языка как системы.

Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по русскому языку, усиление внимания к стилистической стороне речи. Изучение  курса «Стилистика», в основе которого лежит  представление о языке как функционирующей системе, где язык рассматривается как важнейшее средство коммуникации, призвано проверить коммуникативную компетентность учащихся. Учитель в условиях подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА должен не «натаскать» их, а научить грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания, рассуждать на заданную тему. Поэтому дополнительных 34 часа направлены на работу с текстом  научного, публицистического и художественного стилей. Это уроки комплексного анализа прозаических и поэтических текстов, уроки РР.

Основные задачи рабочей программы – развивать логические формы мышления учащихся, способствовать усвоению понятий, формировать суждения, формулировать выводы. Она предусматривает выработку навыков стилистического анализа текста, редактирования и написания текстов определенных жанров и стилей, что способствует воспитанию компетентной личности, создает определенные алгоритмы написания сочинений разных жанров и стилей в сознании обучающихся, что способствует успешной подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Помимо пояснительной записки, рабочие программы включают в себя учебно-тематический план, требование к уровню освоения дисциплины, список рекомендуемой литературы.

Рабочая программа предусматривает такие формы работы как: учебное занятие, практикумы, дискуссии. Большое внимание уделяется аналитической деятельности учащихся, написанию сочинений разных жанров.

Оценка знаний и умений учащихся осуществляется с помощью выполнения итоговых работ по разделам курса, написания рефератов, сочинений, самостоятельных работ по редактированию тестов, написания оригинальных текстов различных жанров и стилей.



Учебно-тематический план 5 класс

1

Для чего людям нужна речь. Устная и письменная речь.

1


2

Диалог и монолог.

1


3

Текст. Признаки текста. Тема текста. Сравнение.

2


4

Идея. Основная мысль текста. Текст и фрагменты текста.

2


5

Для чего нужен план? Как связать предложения в тексте? Цепная связь.

1


6

Параллельная связь предложений в тексте.

1


7

Обращение как средство связи предложения в тексте.

1


8

Стили речи.

Разговорный стиль.

2


9

Термины. Научный стиль.

2


10

Художественный стиль. Метафора. Метафорическая загадка.

2


11

Типы речи. Повествование.

3


12

Как описать предмет?

Средства художественной выразительности. Эпитет.

3


13

Описание животного.

1


14

Рассуждать – значит доказывать. Рассуждение.

4


15

Словари – наши помощники.

1


16

Лексические средства связи предложений в тексте.

3


17

Повторение.

4




Учебно-тематический план 6 класс

1

Вводный урок. Стилистика как предмет изучения в школе.

1


2

Текст. Признаки текста.

2


3

Темы широкие и узкие.

2


4

Простой и сложный план. Эпиграф.

2


5

Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

3


6

Стили речи. Книжные стили. Официально-деловой стиль.

2


7

Типы речи. Повествование. Рассказ.

3


8

Повествование в разных стилях речи.

3


9

Описание. Средства художественной изобразительности.

1


10

Описание. Средства художественной изобразительности.

1


11

Описание. Средства художественной изобразительности.

1


12

Описание. Средства художественной изобразительности.

1


13

Описание в разных стилях речи.

2


14

Рассуждение как тип речи. Рассуждение в разных стилях речи.

4


15

Текст. Морфологические средства связи предложений в тексте.

2


16

Стилистические возможности слов и выражений.

3


17

Заключительный урок.

1




Учебно-тематический план 7 класс

1

История становления стилей. Устная и письменная речь.

2


2

Текст. Стилистическое единство.

1


3

Типы речи. Описание действий.

2


4

Олицетворение. Употребление в худ. стиле.

2


5

Повествование. Рассказ на основе услышанного.

2


6

Стилистические возможности лексики, грамматики и фразеологии в разных стилях.

3


7

Стилистические возможности грамматики.

3


8

Отзыв о книге. Пр/р

2


9

Художественный стиль. Характеристика литературного героя.

4


10

Стиль в художественной словесности.

2


11

Стилизация и пародия. Пр/р

1


12

Публицистический стиль.

3


13

Интервью – жанр публицистики.

2


14

Морфологические средства связи предложений и частей текста. Союз.

1


15

Морфологические средства связи предложений и частей текста.

2


16

Урок-повторение.

1


17

Заключительный урок.

1




Учебно-тематический план 8 класс

1

Речь устная и письменная. Синтаксические средства выразительности.

2


2

Синтаксические средства выразительности.

1


3

Синтаксические средства выразительности.

1


4

Словесное рисование.

1


5

Словесное рисование.

1


6

Определение понятия.

1


7

Языковые средства выразительности : антитеза, сравнение.

4


8

Микротема. Микротекст.

3


9

Цепная и параллельная связь предложений в тексте.

3


10

Заглавие как средство связи предложений в тексте.

1


11

Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении.

1


12

Обращение как средство связи предложений в тексте.

1


13

Композиционные формы сочинений. Киносценарий.

2


14

Парцелляция как средство синтаксической выразительности.

3


15

Рассуждение на литературную тему.

3


16

Сравнение - разновидность рассуждения.

2


17

Повторение.

4




Учебно-тематический план 9 класс

1

Стилистика о разновидностях языка и речи.

1


2

Текст. Функционально-стилистическое своеобразие.

2


3

Композиционные формы сочинений. Описание по воображению и памяти.

2


4

Семантические средства языка (умолчание, многоточие и другие).

3


5

Описание по картине. Психологический портрет.

2


6

Жанровые признаки текста. Рассказ.

2


7

Воспоминания о книге. Работа с текстом. Эссе.

2


8

Стилистические средства сравнения.

2


9

Рецензия на книгу. Аннотация.

2


10

Портретный очерк.

2


11

Стили речи. Обобщение и углубление изученного.

1


12

Разговорный стиль речи.

2


13

Научный стиль речи.

2


14

Официально-деловой стиль.

2


15

Публицистический стиль.

2


16

Художественный стиль речи.

2


17

Повторение.

4














Требования к уровню освоения дисциплины:

  • учащиеся должны понимать назначение стилистики как учебной дисциплины, уяснить её самостоятельность и связь с другими дисциплинами;

  • знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;

  • определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных стилей;

  • создавать собственные тексты разных стилей и жанров.








Список рекомендуемой литературы

  1. Ассуирова Л.В. Риторизация: Введение элементов риторики в преподавание русского языка. Интегративный учебник для 5-6 классов. ОАО «Московские учебники» М.: 2005г.

  2. Фроянова Т.И. Культура русской речи: Практикум. Спб: Паритет, 2003г.

  3. Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: учебное пособие. М.: Генжер, 2004г.

  4. Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах/ Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

  5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка /Пособие для учителя (любое издание).

  6. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

  7. Обучение написанию сочинений разных жанров: Методические рекомендации. – М., 2001.

  8. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы / Т.М. Пахнова.- М.: Айрис-пресс, 2006.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!