Рабочая программа курса «Стилистика» предназначена для 5-9 классов. Программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы к учебнику для 5-9 классов (Е.И. Никитина Русская речь: Развитие речи. 13-е изд., -М.: Дрофа, 2004).
Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся к итоговой аттестации, способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по русскому языку, усиление внимания к стилистической стороне речи. Изучение курса «Стилистика», в основе которого лежит представление о языке как функционирующей системе, где язык рассматривается как важнейшее средство коммуникации, призвано проверить коммуникативную компетентность учащихся. Учитель в условиях подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА должен не «натаскать» их, а научить грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания, рассуждать на заданную тему. Поэтому дополнительные часы направлены на работу с текстом научного, публицистического и художественного стилей. Это уроки комплексного анализа прозаических и поэтических текстов, уроки РР.
Основные задачи рабочей программы – развивать логические формы мышления учащихся, способствовать усвоению понятий, формировать суждения, формулировать выводы. Она предусматривает выработку навыков стилистического анализа текста, редактирования и написания текстов определенных жанров и стилей, что способствует воспитанию компетентной личности, создает определенные алгоритмы написания сочинений разных жанров и стилей в сознании обучающихся, что способствует успешной подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Спецкурс: стилистика и развитие речи"»
Рабочая учебная программа
на 2015-2016 учебный год
по курсу «Стилистика и развитие речи»
5-9 классы
Программу разработала учитель
Беспалова А.В.
Кукава А.Ю.
Москва
2015-2016гг.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Стилистика» предназначена для 5-9 классов. Программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы к учебнику для 5-9 классов (Е.И. Никитина Русская речь: Развитие речи. 13-е изд., -М.: Дрофа, 2004).
Программа рассчитана на 34 часа. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся к итоговой аттестации, способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся по русскому языку, усиление внимания к стилистической стороне речи. Изучение курса «Стилистика», в основе которого лежит представление о языке как функционирующей системе, где язык рассматривается как важнейшее средство коммуникации, призвано проверить коммуникативную компетентность учащихся. Учитель в условиях подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА должен не «натаскать» их, а научить грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания, рассуждать на заданную тему. Поэтому дополнительных 34 часа направлены на работу с текстом научного, публицистического и художественного стилей. Это уроки комплексного анализа прозаических и поэтических текстов, уроки РР.
Основные задачи рабочей программы – развивать логические формы мышления учащихся, способствовать усвоению понятий, формировать суждения, формулировать выводы. Она предусматривает выработку навыков стилистического анализа текста, редактирования и написания текстов определенных жанров и стилей, что способствует воспитанию компетентной личности, создает определенные алгоритмы написания сочинений разных жанров и стилей в сознании обучающихся, что способствует успешной подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Помимо пояснительной записки, рабочие программы включают в себя учебно-тематический план, требование к уровню освоения дисциплины, список рекомендуемой литературы.
Рабочая программа предусматривает такие формы работы как: учебное занятие, практикумы, дискуссии. Большое внимание уделяется аналитической деятельности учащихся, написанию сочинений разных жанров.
Оценка знаний и умений учащихся осуществляется с помощью выполнения итоговых работ по разделам курса, написания рефератов, сочинений, самостоятельных работ по редактированию тестов, написания оригинальных текстов различных жанров и стилей.
Учебно-тематический план 5 класс
1 | Для чего людям нужна речь. Устная и письменная речь. | 1 | |
2 | Диалог и монолог. | 1 | |
3 | Текст. Признаки текста. Тема текста. Сравнение. | 2 | |
4 | Идея. Основная мысль текста. Текст и фрагменты текста. | 2 | |
5 | Для чего нужен план? Как связать предложения в тексте? Цепная связь. | 1 | |
6 | Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | |
7 | Обращение как средство связи предложения в тексте. | 1 | |
8 | Стили речи. Разговорный стиль. | 2 | |
9 | Термины. Научный стиль. | 2 | |
10 | Художественный стиль. Метафора. Метафорическая загадка. | 2 | |
11 | Типы речи. Повествование. | 3 | |
12 | Как описать предмет? Средства художественной выразительности. Эпитет. | 3 | |
13 | Описание животного. | 1 | |
14 | Рассуждать – значит доказывать. Рассуждение. | 4 | |
15 | Словари – наши помощники. | 1 | |
16 | Лексические средства связи предложений в тексте. | 3 | |
17 | Повторение. | 4 | |
Учебно-тематический план 6 класс
1 | Вводный урок. Стилистика как предмет изучения в школе. | 1 | |
2 | Текст. Признаки текста. | 2 | |
3 | Темы широкие и узкие. | 2 | |
4 | Простой и сложный план. Эпиграф. | 2 | |
5 | Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот. | 3 | |
6 | Стили речи. Книжные стили. Официально-деловой стиль. | 2 | |
7 | Типы речи. Повествование. Рассказ. | 3 | |
8 | Повествование в разных стилях речи. | 3 | |
9 | Описание. Средства художественной изобразительности. | 1 | |
10 | Описание. Средства художественной изобразительности. | 1 | |
11 | Описание. Средства художественной изобразительности. | 1 | |
12 | Описание. Средства художественной изобразительности. | 1 | |
13 | Описание в разных стилях речи. | 2 | |
14 | Рассуждение как тип речи. Рассуждение в разных стилях речи. | 4 | |
15 | Текст. Морфологические средства связи предложений в тексте. | 2 | |
16 | Стилистические возможности слов и выражений. | 3 | |
17 | Заключительный урок. | 1 | |
Учебно-тематический план 7 класс
1 | История становления стилей. Устная и письменная речь. | 2 | |
2 | Текст. Стилистическое единство. | 1 | |
3 | Типы речи. Описание действий. | 2 | |
4 | Олицетворение. Употребление в худ. стиле. | 2 | |
5 | Повествование. Рассказ на основе услышанного. | 2 | |
6 | Стилистические возможности лексики, грамматики и фразеологии в разных стилях. | 3 | |
7 | Стилистические возможности грамматики. | 3 | |
8 | Отзыв о книге. Пр/р | 2 | |
9 | Художественный стиль. Характеристика литературного героя. | 4 | |
10 | Стиль в художественной словесности. | 2 | |
11 | Стилизация и пародия. Пр/р | 1 | |
12 | Публицистический стиль. | 3 | |
13 | Интервью – жанр публицистики. | 2 | |
14 | Морфологические средства связи предложений и частей текста. Союз. | 1 | |
15 | Морфологические средства связи предложений и частей текста. | 2 | |
16 | Урок-повторение. | 1 | |
17 | Заключительный урок. | 1 | |
Учебно-тематический план 8 класс
1 | Речь устная и письменная. Синтаксические средства выразительности. | 2 | |
2 | Синтаксические средства выразительности. | 1 | |
3 | Синтаксические средства выразительности. | 1 | |
4 | Словесное рисование. | 1 | |
5 | Словесное рисование. | 1 | |
6 | Определение понятия. | 1 | |
7 | Языковые средства выразительности : антитеза, сравнение. | 4 | |
8 | Микротема. Микротекст. | 3 | |
9 | Цепная и параллельная связь предложений в тексте. | 3 | |
10 | Заглавие как средство связи предложений в тексте. | 1 | |
11 | Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложении. | 1 | |
12 | Обращение как средство связи предложений в тексте. | 1 | |
13 | Композиционные формы сочинений. Киносценарий. | 2 | |
14 | Парцелляция как средство синтаксической выразительности. | 3 | |
15 | Рассуждение на литературную тему. | 3 | |
16 | Сравнение - разновидность рассуждения. | 2 | |
17 | Повторение. | 4 | |
Учебно-тематический план 9 класс
1 | Стилистика о разновидностях языка и речи. | 1 | |
2 | Текст. Функционально-стилистическое своеобразие. | 2 | |
3 | Композиционные формы сочинений. Описание по воображению и памяти. | 2 | |
4 | Семантические средства языка (умолчание, многоточие и другие). | 3 | |
5 | Описание по картине. Психологический портрет. | 2 | |
6 | Жанровые признаки текста. Рассказ. | 2 | |
7 | Воспоминания о книге. Работа с текстом. Эссе. | 2 | |
8 | Стилистические средства сравнения. | 2 | |
9 | Рецензия на книгу. Аннотация. | 2 | |
10 | Портретный очерк. | 2 | |
11 | Стили речи. Обобщение и углубление изученного. | 1 | |
12 | Разговорный стиль речи. | 2 | |
13 | Научный стиль речи. | 2 | |
14 | Официально-деловой стиль. | 2 | |
15 | Публицистический стиль. | 2 | |
16 | Художественный стиль речи. | 2 | |
17 | Повторение. | 4 | |
Требования к уровню освоения дисциплины:
учащиеся должны понимать назначение стилистики как учебной дисциплины, уяснить её самостоятельность и связь с другими дисциплинами;
знать стилистические средства языка и уметь находить их в тексте;
определять стили речи и анализировать письменные и устные тексты разных стилей;
создавать собственные тексты разных стилей и жанров.
Список рекомендуемой литературы
Ассуирова Л.В. Риторизация: Введение элементов риторики в преподавание русского языка. Интегративный учебник для 5-6 классов. ОАО «Московские учебники» М.: 2005г.
Фроянова Т.И. Культура русской речи: Практикум. Спб: Паритет, 2003г.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: учебное пособие. М.: Генжер, 2004г.
Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах/ Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка /Пособие для учителя (любое издание).
Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
Обучение написанию сочинений разных жанров: Методические рекомендации. – М., 2001.
Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы / Т.М. Пахнова.- М.: Айрис-пресс, 2006.