Стихи и проза. Рифма и ритм.
Цели урока
- Вспомнить особенности поэтической речи.
- Познакомиться с терминами «рифма», «ритм», «размер стиха».
- Изучить способы рифмовки в стихотворении и размеры стиха.
- Закрепить изученное при выполнении заданий .
Понятие о стихах и прозе.
- Как вы считаете, что больше распространено – стихи или проза? Почему?
Сравните два отрывка. Чем они различаются?
Много лет тому назад жили король с королевой, и каждый день они говорили:
— Ах, если б родился у нас ребенок! — Но детей у них всё не было и не было.
Вот случилось однажды, что королева сидела в купальне, и вылезла из воды на берег лягушка и говорит ей:
— Твое желанье исполнится: не пройдет и года, как родишь ты на свет дочь.
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.
Вдруг, глядит, ползёт к ней рак;
Он сказал царице так:
«Мне тебя, царица, жаль;
Но забудь свою печаль;
Понесёшь ты в эту ночь:
У тебя родится дочь».
Вот вечер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
( А.С.Пушкин)
« Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом.»
( Д.Н.Мамин-Себиряк )
Лексика во фрагментах почти одинаковая, одни и те же герои. Но стихотворный текст даже внешне отличается: короткие строки записаны столбиком. Такие строки называются стихами .
Но! Неправильно называть стихотворения стихами. Нельзя, например, сказать: «Я выучил стих Пушкина «Зимнее утро».
Стихотворение пишется стихами, т.е. стихотворными строчками.
Особенности стихотворной речи
- Короткие строки (стихи) записаны столбиком;
- В стихотворении есть рифма (созвучие окончаний стихотворных строк);
- Стихотворение организовано ритмично. Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударные и безударные слоги.
Стихотворный текст организован ритмично. Что же такое ритм?
Статья учебника «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» - стр.112-113.
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц ( в стихотворении - это ударный и безударный слоги).
Чередование ударного и безударного слога образует – СТОПУ.
В стихах имеются в виду ритмические ударения, которые могут отличаться от привычных, в прозаической речи. Особенно это касается длинных слов. Так, в слове «лукоморье» ударение падает на третий слог, но в стихе появляется дополнительное ударение – на первом слоге.
В обоих примерах один ударный слог чередуется с одним безударным. Так бывает не всегда. Ударный слог может чередоваться с двумя безударными: «Однажды, в студёную зимнюю пору».
В большинстве стихотворных текстов есть рифма. Что это?
Статья учебника «Рифма. Способы рифмовки» - стр.111-112.
Рифма (греч. «рифмос» – «стройность», «соразмерность») – это созвучие окончаний стихотворных строк.
Стихотворные строки, соединяясь в группы, образуют строфы .
Наиболее распространённой строфой является четверостишие ( катрен ).
- Рифма- это созвучия окончаний стихотворных строк.
Очень-очень вкусный пирог
- Я захотел устроить бал,
- И я гостей к себе……
- Купил муку, купил творог
- Испёк рассыпчатый……
- Пирог, ножи и вилки тут-
- Но что-то гости……
- Я ждал, пока хватило сил,
- Потом кусочек……
- Потом подвинул стул и сел
- И весь пирог в минуту……
- Когда же гости подошли,
- То даже крошек……
Рифмы-обманки
Три ёлки выросли стеной – в рощице берёзовой.
Все иголки до одной у них по цвету ………
Помидор большой и спелый.
Погляди какой он………
Слон, увиденный Виолеттою,
Был не розовый, а………
Нашёл пять ягодок в траве.
И съел одну. Осталось………
Мышь считает дырки в сыре:
Три плюс две- всего………
Знает даже иностранец:
Всех в лесу хитрее………
Виды рифмовки в четверостишии:
- Перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки:
У лукоморья дуб зелёный; a
Златая цепь на дубе т ом : b
И днём и ночью кот учёный a
Всё ходит по цепи круг ом … b
- Парная (смежная) – рифмуются две строки подряд:
Там ступа с Бабою Яг ой a
Идёт, бредёт сама соб ой … a
- Кольцевая (опоясывающая) – рифмуются первая и четвёртая строки:
- И т ам я был, и мёд я п ил ; a У моря видел дуб зелёный; b Под ним сидел, и кот учёный b Свои мне сказки говор ил . a Задание: найдите различные виды рифмовок в прочитанных вами стихотворениях.
- И т ам я был, и мёд я п ил ; a
- У моря видел дуб зелёный; b
- Под ним сидел, и кот учёный b
- Свои мне сказки говор ил . a
- Задание: найдите различные виды рифмовок в прочитанных вами стихотворениях.
Рифмовка Перекрестная
Так царь возгласил, и с высокой скал ы ,
Висевшей над бездной морск ой ,
В пучину бездонной, зияющей мгл ы
Он бросил свой кубок злат ой .
Идет направо – песнь зав одит ,
Налево – сказку говор ит .
Там чудеса: там леший бр одит ,
Русалка на ветвях сид ит …
Парная
«Кто, смелый, на подвиг опасный реш ится ?
Кто сыщет мой кубок и с ним возврат ится ?»
Царь с царицею прост ился ,
В путь-дорогу снаряд ился ,
И царица у окн а
Села ждать его одн а .
Опоясывающая
И там я был, и мёд я п ил ;
У моря видел дуб зел ёный ;
Под ним сидел, и кот уч ёный
Свои мне сказки говор ил …
Но вот, насытясь разру ш еньем
И наглым буйством утом ясь ,
Нева обратно повлекл ась ,
Своим любуясь возмущ еньем ...
- Но вот, насытясь разру ш еньем И наглым буйством утом ясь , Нева обратно повлекл ась , Своим любуясь возмущ еньем ...
Определите способы рифмовки в данных отрывках.
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит; Другой, что Солнце все с собой планеты водит…
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Веретенце, не ленись;
Пряжа тонкая, не рвись;
Скоро будет в добрый час
Гостья жданная у нас…
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой
Размеры стиха
Трёхсложные
(стопа состоит из 3 слогов: одного ударного и двух безударных)
Двусложные
(стопа состоит из 2 слогов: одного ударного и одного безударного)
Двусложные размеры стиха
Ямб
(ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе)
Он е гин, д о брый м о й при я тель ,
Род и лся на брег а х Невы…
Хорей
(ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый слог в стопе)
Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи;
Невид и мкою лун а
Алгоритм определения размера стихотворения
- Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём (сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения;
- Нарисовать столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу;
- Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы;
- Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.
- Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи… (8 слогов);
- В
- 1
- 1, 3, 5, 7 - хорей
1 2 3 4 5 6 7 8
Определите размеры стихов в данных отрывках
Всё, как было. Только странная
Воцарилась тишина.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный…
Стало тихо в дальней спаленке –
Синий сумрак и покой…
Самостоятельная работа. Задание: определи вид рифмы:
- Еду. Тихо. Слышны звоны
- Под копытом на снегу.
- Только серые вороны
- Расшумелись на снегу.
- Снег падает, слегка кружится,
- На землю медленно ложится.
- Вот солнце в облаках мигает,
- И иней на снегу сверкает.
- Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов;
- Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы.
- (А.С.Пушкин)
Буриме- это род литературной игры, которая заключается в написании стихотворения на заданные рифмы.(обычно шутливого характера)
«Алло! Ищем таланты!».
- 1) ……………зима,
- ……………… лужи.
- ……………… .бела
- ……………… стужи.
- 2)…………………береза
- ………………… ...окна
- …………………… .мороза
- …………………… .одна.