СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Стихи и проза. Рифма и ритм.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учимся определять рифму и стихотворные размеры лирических произведений.

 

Просмотр содержимого документа
«Стихи и проза. Рифма и ритм.»

Стихи и проза. Рифма и ритм.

Стихи и проза. Рифма и ритм.

Цели урока Вспомнить особенности поэтической речи. Познакомиться с терминами «рифма», «ритм», «размер стиха». Изучить способы рифмовки в стихотворении и размеры стиха. Закрепить изученное при выполнении заданий .

Цели урока

  • Вспомнить особенности поэтической речи.
  • Познакомиться с терминами «рифма», «ритм», «размер стиха».
  • Изучить способы рифмовки в стихотворении и размеры стиха.
  • Закрепить изученное при выполнении заданий .
Понятие о стихах и прозе. Как вы считаете, что больше распространено – стихи или проза? Почему?

Понятие о стихах и прозе.

  • Как вы считаете, что больше распространено – стихи или проза? Почему?
Сравните два отрывка. Чем они различаются? Много лет тому назад жили король с королевой, и каждый день они говорили: — Ах, если б родился у нас ребенок! — Но детей у них всё не было и не было. Вот случилось однажды, что королева сидела в купальне, и вылезла из воды на берег лягушка и говорит ей: — Твое желанье исполнится: не пройдет и года, как родишь ты на свет дочь. Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей всё нет как нет. Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползёт к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесёшь ты в эту ночь: У тебя родится дочь».

Сравните два отрывка. Чем они различаются?

Много лет тому назад жили король с королевой, и каждый день они говорили:

— Ах, если б родился у нас ребенок! — Но детей у них всё не было и не было.

Вот случилось однажды, что королева сидела в купальне, и вылезла из воды на берег лягушка и говорит ей:

— Твое желанье исполнится: не пройдет и года, как родишь ты на свет дочь.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползёт к ней рак;

Он сказал царице так:

«Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь свою печаль;

Понесёшь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь».

Вот вечер, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. ( А.С.Пушкин) « Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом.»  ( Д.Н.Мамин-Себиряк )

Вот вечер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

( А.С.Пушкин)

« Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного тёмного пятнышка. Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались ещё важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую тёплую шубу. Да, чудно, хорошо было кругом.»

( Д.Н.Мамин-Себиряк )

 Лексика во фрагментах почти одинаковая, одни и те же герои. Но стихотворный текст даже внешне отличается: короткие строки записаны столбиком. Такие строки называются стихами .   Но!  Неправильно называть стихотворения стихами. Нельзя, например, сказать: «Я выучил стих Пушкина «Зимнее утро».    Стихотворение пишется стихами, т.е. стихотворными строчками.

Лексика во фрагментах почти одинаковая, одни и те же герои. Но стихотворный текст даже внешне отличается: короткие строки записаны столбиком. Такие строки называются стихами .

Но! Неправильно называть стихотворения стихами. Нельзя, например, сказать: «Я выучил стих Пушкина «Зимнее утро».

Стихотворение пишется стихами, т.е. стихотворными строчками.

Особенности стихотворной речи Короткие строки (стихи) записаны столбиком; В стихотворении есть рифма (созвучие окончаний стихотворных строк); Стихотворение организовано ритмично. Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударные и безударные слоги.

Особенности стихотворной речи

  • Короткие строки (стихи) записаны столбиком;
  • В стихотворении есть рифма (созвучие окончаний стихотворных строк);
  • Стихотворение организовано ритмично. Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударные и безударные слоги.
 Стихотворный текст организован ритмично. Что же такое ритм?   Статья учебника «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» - стр.112-113.  Ритм – это повторение каких-либо  однозначных явлений через равные  промежутки времени (например,  чередование ударных и безударных  слогов в строке).

Стихотворный текст организован ритмично. Что же такое ритм?

Статья учебника «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» - стр.112-113.

Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке).

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц ( в стихотворении - это ударный и безударный слоги). Чередование ударного и безударного слога образует – СТОПУ.

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц ( в стихотворении - это ударный и безударный слоги).

Чередование ударного и безударного слога образует – СТОПУ.

 В стихах имеются в виду ритмические ударения, которые могут отличаться от привычных, в прозаической речи. Особенно это касается длинных слов. Так, в слове «лукоморье» ударение падает на третий слог, но в стихе появляется дополнительное ударение – на первом слоге.  В обоих примерах один ударный слог чередуется с одним безударным. Так бывает не всегда. Ударный слог может чередоваться с двумя безударными: «Однажды, в студёную зимнюю пору».

В стихах имеются в виду ритмические ударения, которые могут отличаться от привычных, в прозаической речи. Особенно это касается длинных слов. Так, в слове «лукоморье» ударение падает на третий слог, но в стихе появляется дополнительное ударение – на первом слоге.

В обоих примерах один ударный слог чередуется с одним безударным. Так бывает не всегда. Ударный слог может чередоваться с двумя безударными: «Однажды, в студёную зимнюю пору».

 В большинстве стихотворных текстов есть рифма. Что это?  Статья учебника «Рифма. Способы рифмовки» - стр.111-112. Рифма (греч. «рифмос» –  «стройность»,  «соразмерность»)  – это созвучие  окончаний  стихотворных строк.   Стихотворные строки, соединяясь в группы, образуют строфы .  Наиболее распространённой строфой является четверостишие ( катрен ).

В большинстве стихотворных текстов есть рифма. Что это?

Статья учебника «Рифма. Способы рифмовки» - стр.111-112.

Рифма (греч. «рифмос» – «стройность», «соразмерность») – это созвучие окончаний стихотворных строк.

Стихотворные строки, соединяясь в группы, образуют строфы .

Наиболее распространённой строфой является четверостишие ( катрен ).

Рифма- это созвучия окончаний стихотворных строк.
  • Рифма- это созвучия окончаний стихотворных строк.
Очень-очень вкусный пирог Я захотел устроить бал, И я гостей к себе…… Купил муку, купил творог Испёк рассыпчатый…… Пирог, ножи и вилки тут- Но что-то гости…… Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек…… Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту…… Когда же гости подошли, То даже крошек……

Очень-очень вкусный пирог

  • Я захотел устроить бал,
  • И я гостей к себе……
  • Купил муку, купил творог
  • Испёк рассыпчатый……
  • Пирог, ножи и вилки тут-
  • Но что-то гости……
  • Я ждал, пока хватило сил,
  • Потом кусочек……
  • Потом подвинул стул и сел
  • И весь пирог в минуту……
  • Когда же гости подошли,
  • То даже крошек……
Рифмы-обманки Три ёлки выросли стеной – в рощице берёзовой. Все иголки до одной у них по цвету ……… Помидор большой и спелый. Погляди какой он……… Слон, увиденный Виолеттою, Был не розовый, а……… Нашёл пять ягодок в траве. И съел одну. Осталось……… Мышь считает дырки в сыре: Три плюс две- всего……… Знает даже иностранец: Всех в лесу хитрее………

Рифмы-обманки

Три ёлки выросли стеной – в рощице берёзовой.

Все иголки до одной у них по цвету ………

Помидор большой и спелый.

Погляди какой он………

Слон, увиденный Виолеттою,

Был не розовый, а………

Нашёл пять ягодок в траве.

И съел одну. Осталось………

Мышь считает дырки в сыре:

Три плюс две- всего………

Знает даже иностранец:

Всех в лесу хитрее………

Виды рифмовки в четверостишии:   Перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки:   У лукоморья дуб зелёный;   a   Златая цепь на дубе т ом :   b   И днём и ночью кот учёный  a   Всё ходит по цепи круг ом …  b Парная (смежная) – рифмуются две строки подряд:   Там ступа с Бабою Яг ой  a   Идёт, бредёт сама соб ой …  a

Виды рифмовки в четверостишии:

  • Перекрёстная – рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки:

У лукоморья дуб зелёный; a

Златая цепь на дубе т ом : b

И днём и ночью кот учёный a

Всё ходит по цепи круг ом b

  • Парная (смежная) – рифмуются две строки подряд:

Там ступа с Бабою Яг ой a

Идёт, бредёт сама соб ой a

Кольцевая (опоясывающая) – рифмуются первая и четвёртая строки:  И т ам я был, и мёд я п ил ;   a  У моря видел дуб зелёный;   b  Под ним сидел, и кот учёный  b  Свои мне сказки говор ил .   a  Задание: найдите различные виды рифмовок   в прочитанных вами стихотворениях.   И т ам я был, и мёд я п ил ;   a  У моря видел дуб зелёный;   b  Под ним сидел, и кот учёный  b  Свои мне сказки говор ил .   a  Задание: найдите различные виды рифмовок   в прочитанных вами стихотворениях.
  • Кольцевая (опоясывающая) – рифмуются первая и четвёртая строки:
  • И т ам я был, и мёд я п ил ; a У моря видел дуб зелёный; b Под ним сидел, и кот учёный b Свои мне сказки говор ил . a Задание: найдите различные виды рифмовок в прочитанных вами стихотворениях.
  • И т ам я был, и мёд я п ил ; a
  • У моря видел дуб зелёный; b
  • Под ним сидел, и кот учёный b
  • Свои мне сказки говор ил . a
  • Задание: найдите различные виды рифмовок в прочитанных вами стихотворениях.

 Рифмовка    Перекрестная Так царь возгласил, и с высокой скал ы , Висевшей над бездной морск ой , В пучину бездонной, зияющей мгл ы Он бросил свой кубок злат ой . Идет направо – песнь зав одит , Налево – сказку говор ит . Там чудеса: там леший бр одит , Русалка на ветвях сид ит …

Рифмовка Перекрестная

Так царь возгласил, и с высокой скал ы ,

Висевшей над бездной морск ой ,

В пучину бездонной, зияющей мгл ы

Он бросил свой кубок злат ой .

Идет направо – песнь зав одит ,

Налево – сказку говор ит .

Там чудеса: там леший бр одит ,

Русалка на ветвях сид ит

Парная «Кто, смелый, на подвиг опасный реш ится ? Кто сыщет мой кубок и с ним возврат ится ?» Царь с царицею прост ился , В путь-дорогу снаряд ился , И царица у окн а  Села ждать его одн а .

Парная

«Кто, смелый, на подвиг опасный реш ится ?

Кто сыщет мой кубок и с ним возврат ится

Царь с царицею прост ился ,

В путь-дорогу снаряд ился ,

И царица у окн а

Села ждать его одн а .

Опоясывающая И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил … Но вот, насытясь разру ш еньем   И наглым буйством утом ясь ,   Нева обратно повлекл ась ,   Своим любуясь возмущ еньем ...   Но вот, насытясь разру ш еньем   И наглым буйством утом ясь ,   Нева обратно повлекл ась ,   Своим любуясь возмущ еньем ...  

Опоясывающая

И там я был, и мёд я п ил ;

У моря видел дуб зел ёный ;

Под ним сидел, и кот уч ёный

Свои мне сказки говор ил

Но вот, насытясь разру ш еньем  

И наглым буйством утом ясь ,  

Нева обратно повлекл ась ,  

Своим любуясь возмущ еньем ...  

  • Но вот, насытясь разру ш еньем   И наглым буйством утом ясь ,   Нева обратно повлекл ась ,   Своим любуясь возмущ еньем ...  
Определите способы рифмовки в данных отрывках. Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;  Другой, что Солнце все с собой планеты водит… Невежда так же в ослепленье Бранит науки, и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Определите способы рифмовки в данных отрывках.

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит; Другой, что Солнце все с собой планеты водит…

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Веретенце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись; Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас… Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.

Веретенце, не ленись;

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

Гостья жданная у нас…

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой

Размеры стиха Трёхсложные (стопа состоит из 3 слогов: одного ударного и двух безударных) Двусложные (стопа состоит из 2 слогов: одного ударного и одного безударного)

Размеры стиха

Трёхсложные

(стопа состоит из 3 слогов: одного ударного и двух безударных)

Двусложные

(стопа состоит из 2 слогов: одного ударного и одного безударного)

Двусложные размеры стиха Ямб (ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе) Он е гин, д о брый м о й при я тель , Род и лся на брег а х Невы… Хорей (ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый слог в стопе) Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи; Невид и мкою лун а

Двусложные размеры стиха

Ямб

(ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе)

Он е гин, д о брый м о й при я тель ,

Род и лся на брег а х Невы…

Хорей

(ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый слог в стопе)

Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи;

Невид и мкою лун а

Алгоритм определения размера стихотворения Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём (сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения; Нарисовать столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу; Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы; Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.

Алгоритм определения размера стихотворения

  • Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём (сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения;
  • Нарисовать столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу;
  • Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы;
  • Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.
Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи… (8 слогов); В 1  1, 3, 5, 7 - хорей   1 2 3 4 5 6 7 8
  • Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи… (8 слогов);
  • В
  • 1
  • 1, 3, 5, 7 - хорей

1 2 3 4 5 6 7 8

Определите размеры стихов в данных отрывках Всё, как было. Только странная Воцарилась тишина. Сиянье люстр и зыбь зеркал Слились в один мираж хрустальный… Стало тихо в дальней спаленке – Синий сумрак и покой…

Определите размеры стихов в данных отрывках

Всё, как было. Только странная

Воцарилась тишина.

Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный…

Стало тихо в дальней спаленке –

Синий сумрак и покой…

Самостоятельная работа.  Задание: определи вид рифмы: Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на снегу.  Снег падает, слегка кружится,  На землю медленно ложится.  Вот солнце в облаках мигает,  И иней на снегу сверкает.

Самостоятельная работа. Задание: определи вид рифмы:

  • Еду. Тихо. Слышны звоны
  • Под копытом на снегу.
  • Только серые вороны
  • Расшумелись на снегу.
  • Снег падает, слегка кружится,
  • На землю медленно ложится.
  • Вот солнце в облаках мигает,
  • И иней на снегу сверкает.
Пришла, рассыпалась; клоками  Повисла на суках дубов;  Легла волнистыми коврами  Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою  Сравняла пухлой пеленою;  Блеснул мороз. И рады мы   Проказам матушки-зимы.     (А.С.Пушкин)
  • Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов;
  • Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы  Проказам матушки-зимы.  
  • (А.С.Пушкин)
Буриме- это род литературной игры, которая заключается в написании стихотворения на заданные рифмы.(обычно шутливого характера)

Буриме- это род литературной игры, которая заключается в написании стихотворения на заданные рифмы.(обычно шутливого характера)

«Алло! Ищем таланты!». 1) ……………зима, ……………… лужи. ……………… .бела ……………… стужи. 2)…………………береза ………………… ...окна …………………… .мороза …………………… .одна.

«Алло! Ищем таланты!».

  • 1) ……………зима,
  • ……………… лужи.
  • ……………… .бела
  • ……………… стужи.
  • 2)…………………береза
  • ………………… ...окна
  • …………………… .мороза
  • …………………… .одна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!