СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.»

Статья. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


Ж.-Ж. Руссо


Во все времена здоровье считалось высшей ценностью и основой благополучия человека. Здоровьесберегающие технологии обучения – это технологии обеспечивающие ученику возможность сохранения здоровья за весь период обучения в школе, это возможность сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни и наконец это возможность научить использовать поученные знания в повседневной жизни.

Со слов учеников математика - один из наиболее трудных предметов в школе. Этот предмет требует от учеников концентрации внимания и напряжения сил  в течение всего урока. Здоровьесберегающие технологии являются одной из составляющей урока, так как здоровье рассматривается в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), поэтому на уроке нужно создать комфортные условия: благоприятный психологический и эмоциональный климат, используя материалы для популяризации здорового образа жизни.

При применении здоровьесберегающих технологий решаются задачи:

- развитие мышления учащихся;

- формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания;

- формирование познавательного интереса к предмету «Математика»;

- развитие творческих способностей, осознанных мотивов обучения;

- подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии на основе принципа здоровьесберегающей технологии;

- формирование здорового образа жизни, основанное на знаниях физических процессах, происходящих в организме человека;

- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, воспитание духовности и нравственных основ личности.

Главный ориентир современной школы воспитание полноценной личности, личности активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности. Поэтому урок я строю с учётом психофизиологии, особенностей внимания и динамики работоспособности детей, смена и чередование видов деятельности, включение «разрядок», динамических минут, минут релаксации, которые позволяют устранить физическую усталость, обеспечить здоровьесберегающее сопровождение урока.

Урок – это оснавная форма учебного процесса, поэтому для учителя очень важно правильно его спланировать и реализовать в совместной деятельности с учащимися так, чтобы у обучающихся не было перегрузки, утомляемости, чтобы урок был интересен Результат урока взаимный интерес, который подавляет утомление.

Значит, без применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики не обойтись, так как они, в свою очередь, «работают» на усвоение учебного материала и влияют на качество образования. Культуру здорового образа жизни на уроках математики нужно формировать целенаправленно, планомерно, последовательно. Для того чтобы ребята начали заботиться о своём здоровье, полезно решать задачи связанные с понятиями «экология», «правильное питание», «гигиена тела», «здоровый образ жизни». Например:



Задачи о вреде курения.

Задача 1. Ежегодно диагноз рак легких получают 18 тыс. человек, что составляет 30% всех курильщиков. Сколько человек из числа курильщиков еще можно уберечь от этого страшного заболевания?


Задача 2. Увеличив 5 в 4 раза, найди число, которое показывает, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков?


Задача 3. Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе?

Это важно!

Смертельная доза никотина для 1 человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. В чем опасность для самого человека имеет пристрастие к курению? Какие меры, по вашему мнению, надо принимать, чтобы ограничить распространение этой пагубной привычки?


Задачи о правильном питании и режиме дня.

Задача 1. Заботящийся о своём здоровье ученик должен правильно питаться. В день можно съедать не более 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет 1/5кг, масла (сливочного, растительного) – 1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день ученик?


Задача 2. Салат из одуванчиков имеет массу 200 г. Узнайте массу каждого компонента, если петрушки в 1 2/3 раза больше, чем масла, а зеленого лука в 2 2/5 раза больше, чем петрушки.


Задача 3. Решив начать новую жизнь, Коля Перестукин из Страны Невыученных уроков составил себе такое расписание на день: 1/6 часть суток – чтение книг, 1/8 часть суток – выполнение домашнего задания, 1/12 часть суток – приём пищи, ¼ часть суток – занятие спортом, 8 часов на сон. Выполним ли его план?


Задачи на экологию.

Задача 1. Каждый человек должен знать, что выброшенная бумага лежит 2 года, а консервная банка и пластмасса – в 15 раз дольше, полиэтиленовый мешок – в 100 раз дольше, стекло – в 500 раз дольше, чем бумага. Все они загрязняют Землю. Каждый вид, в отдельности, сколько лет загрязняет Землю?


Задача 2. Узнайте, через сколько лет срубленный или сгоревший лес восстанавливается, если к этому числу прибавиь 60, а сумму увеличить в 13 раз и отнять 2000, то получится 600.

Задача 3. Каждый год на человека приходится 350 кг вредных веществ. Сколько кг вредных веществ приходится на всех людей, проживающих в нашем селе? (нужно знать сколько людей проживает в селе)

Задача 4. В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 28 автомобилей, имеющихся в нашем селе, за 10 суток?


Задача 5. Один гектар соснового леса вырабатывает в год 36 т кислорода. Человек в сутки поглощает 715 г кислорода. На сколько суток хватит этого кислорода учащимся нашего класса ?

Задачи на гигиену тела.

Задача 1. Семья из трёх человек расходует в месяц два куска мыла. Сколько они потратят денег на мыло в течение года, если стоимость одного куска 14 рублей? Сколько кусков мыла расходует каждый член семьи за год?


Задача 2. Пятиклассница Нина очень любит мыть голову и за неделю расходует 500 куб. см шампуня. Сколько шампуня истратит Нина за год? Если папа подарит Нине на 8 Марта 20 литровую канистру с шампунем, надолго ли его хватит?

 

Задача 3. Каждый член семьи из 3 человек ежедневно прини­мает душ. За один раз каждый член семьи использует около 80 л воды. Сколько кубических метров воды расходует в год средняя семья только на вечерний душ?


Задача 4. Рекомендуется принимать ванну раз в неделю в течение 20 мин. Сколько часов непрерывного пользования ванной наберется за 10 лет?


Задача 5. Ученик 5-го класса ленился подстригать ногти, через некоторое время одноклассники стали опасаться садиться с ним за одну парту. До какой длины выросли к этому моменту его ногти, если средняя скорость роста ногтей составляет 3/10 см в месяц, а ленился он 3 5/6 месяца?


Обязательным элементом урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультминутки. Физкультминутки - это кратковременные перерывы в учебных занятиях (1-3 мин) для проведения физических упражнений цель которых - предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек – всё это способы снятия общего или локального утомления у детей, переключения на другой вид деятельности, что значительно улучшает самочувствие детей.

Например:

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись в право, в лево

Тихо сели, вновь за дело.

Физминутка «Истинно - ложно»


Если утверждение верно, дети должны встать, если ложно – присесть, руки на поясе

В записи числа 100 – 3 нуля, угол равный 100  острый, в тысяче десять сотен, угол равный 30 острый, в записи числа 100 – 3 нуля. угол, равный 134  - тупой и т.д.

Аутогенные тренировки, то есть упражнения на расслабление мышц.

  1. Включается тихо спокойная музыка и вы проговариваете спокойным голосом слова: «Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза»



  1. Сядьте удобно, закройте глаза. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).


  1. Настрой на урок

Скажем хором: «Мы внимательны! Всё будет хорошо! Нам нравится сравнивать предметы! Мы успеем сделать всё!»



Формула самовнушения.

На доске вывешиваются написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:

Я – способный!

Я – со всем справлюсь!

Мне нравится учиться!

Я – хороший ученик!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!



Реализация здоровьесберегающей технологии позволяет решать практические задачи: связи математики с жизнью, привитие учащимся интереса к изучению математики. Я считаю, что данная технология так же способствует лучшему усвоению материала на уровне, необходимом для активизации интереса учащихся к предмету и развитию их творческих способностей. Таким образом, применение данной технологии в процессе обучения повышает активность детей и познавательные способности, так как оптимальная двигательная активность – это здоровье, это будущее молодого человека.


Литература:

1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).

2. Лукичева Е.Ю. Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС.

-СПб,2013

3. Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003 4. Шалкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/311946/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!