СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики»

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Наши дети - это будущее государства. Учёные выяснили, что детям, чтобы прочно усвоить знания и избежать сильной усталости в интенсивный информационный век, нужна полная готовность для восприятия знаний. Тогда возникает вопрос: созданы ли условия для полноценного восприятия обучающимися этих знаний?

Современный учебный процесс сопровождается некоторыми ограничениями двигательной активности обучающихся, большим объёмом изучаемого материала и количеством времени, которое обучающиеся проводят за компьютером. Современные реалии жизни и обучения в условиях пандемии и компьютерных технологий ко всему прочему ещё добавили нагрузку на здоровье обучающихся, вынужденных большое количество часов проводить за компьютером, что ведет к большой нагрузке на зрение, снижению работоспособности, быстрой утомляемости. Все это может нарушать здоровье – снижение зрения, ухудшение осанки, переутомление. К сожалению, современное поколение учащихся, как в школах так и в других учебных заведениях, не отличается крепким здоровьем ещё до поступления в учебное заведение.

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • Абсолютно здоровых детей остается не более 10-14%.

  • Различные функциональные нарушения и хронические заболевания регистрируются более чем у 50-60% обучающихся.

  • Примерно в три раза увеличилось число патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей, а падение зрения увеличилось в пять раз.

  • У многих обучающихся по несколько хронических заболеваний.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об образовании». Тема здоровьесберегающих образовательных технологий в условиях комплексной информатизации учебного процесса сегодня особенно актуальна.

Перед педагогами стоит важная задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Для решения этой задачи необходимо создать комфортные условия работы на уроке для каждого ребёнка, использовать в своей работе педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся. Создать такую организацию учебной деятельности, в том числе и на дистанционном обучении при которой снимается проблема перегрузки учащихся, сохраняется работоспособность и присутствует положительный эмоциональный настрой на уроке. Также важным является соблюдение санитарных правил и требований к режиму работы обучающего за компьютером дома и в учебном заведении, а также к кабинету математики (его освещению, мебели и оборудованию).

Кабинет является необходимым условием организации современного образовательного процесса при обучении математики. Ведь от кабинета, оборудованного в соответствии с санитарными нормами и правилами, в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся и сохранение здоровья всех участников учебного процесса. Так ,хорошо освещенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по математике, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор, при этом сохранять зрение. Необходимо привлекать обучающихся к участию в оформлении кабинета- изготовление моделей фигур, написание плакатов, таблиц. Такая работа не только углубляет и расширяет знания по математике, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса, и как следствие, повышает мотивацию к изучению математики и способствует положительному настрою на предмет, а значит уменьшает риск возникновения стрессовых ситуаций на уроке.

Считаю, что главным является понимание значимости проблемы, умение применять на практике здоровье сберегающие технологии, целью которых является - обеспечение обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, профилактика переутомляемости .

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [1].

Другими словами здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Современные ученые выделяют следующие критерии здоровьесбережения, которые необходимо учитывать при организации урока:

  • условия в классе должны соответствовать норме (соблюдение режима проветривания и влажной уборки, достаточное освещение класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей);

  • количество видов учебной деятельности на уроке 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение и конспектирование, просмотр видео, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач);

  • средняя продолжительность чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут;

  • количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех через 10-15 минут.

  • смена форм работы на уроках- индивидуальные, групповые, в парах, игровые (КВН и другие игры)

  • организация оздоровительных моментов: физкультминуток (например, это может быть деятельность по конструированию из фигур или изображения свойств функций без слов- руками);

  • включение вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни (например, решение задач с текстом о здоровом образе жизни, расчётами о количестве вредных веществ в сигаретах и т.д.);

  • создание мотивации учебной деятельности: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод;

  • включение в урок элементов, способствующих эмоциональной разрядке: шутка, улыбка, небольшое видео по теме или небольшое стихотворение.

Использование различных дидактических игр в сочетании с информационными методами преподавания, введение в урок исторических сообщений и видео позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы по предмету, способствуют развитию интереса к предмету.

Интерес у обучающихся вызывают также нетрадиционные уроки (КВН, эстафеты, дискуссии..) и необычные задания - разгадывание и составление кроссвордов, конструирование из бумаги, создание мини-презентаций или исторических сообщений. Это способствует снижению риска переутомления на уроке и формированию положительного эмоционального фона на уроке.

Памятка по здоровьесохраняющему сопровождению урока:
1. Занятие начинается с улыбки.
2. Отводите на вхождение в учебную деятельность в начале занятия не более 2-3 минут.
3. Материал, требующий активизации умственной деятельности, изучайте в течение первых 19 минут занятия.
4. Не забывайте о физминутке. Для достижения наибольшего эффекта она должна длиться не менее 1,5 минут.
5. Для предупреждения утомления используйте работу в группах, игровые моменты.
6. Следите за осанкой обучающихся в течение всего занятия.
7. После выполнения контрольной работы обязательно проводите гимнастику для глаз.
8. Готовясь к занятию, продумайте так его ход, чтобы обучающиеся не находились всё время в одной и той же динамической позе.

Особенно внимательно нужно относиться к разработке дистанционных уроков, так как при такой форме обучения педагог не может напрямую контролировать учебную деятельность обучающихся, применять какие то оздоровительные приёмы (физминутки, деятельность по конструированию из фигур или изображения свойств функций без слов- руками и т.д.). При дистанционном обучении (ДО). Исходя из современных тенденций в образовании возникает много разных образовательных платформ для реализации дистанционной подачи материала. Это такие как: Мобильное Электронное Образование (МЭО), платформа Skysmart класс,Учи.ру, КонструкторТестов.ру, ЯКласс, Мастер-Тест, Online Test Pad, Zoom или Skype (организация видеоуроков) и другие.

На своих занятиях я использую и ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) и в том числе и образовательные платформы МЭО, платформа Skysmart класс, ЯКласс, Online Test Pad, для организации дистанционных уроков. Это даёт не только дополнительные возможности для применения здоровьесберегающих технологий, но и обязывает это делать с целью сохранения здоровья обучающихся. Во всех компьютеризованных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером – одна из самых напряжённых и утомительных. Отсюда и важность применения здоровьесберегающих технологий. Важно предупредить любое возможное отклонение в состоянии здоровья обучающегося, если такое может случиться при использовании конкретных методов и приёмов обучения.

ИКТ позволяют широко применять наглядный метод преподавания, что особенно важно на уроках геометрии, вносить в урок творческие детали и исторические сведения, представлять материал в компактном и наглядном виде одновременно с возможностью неоднократного повторения особо нужных моментов и работы каждого обучающегося в индивидуальном темпе. Таблицы и схемы представляются в разных цветах на экране, при необходимости для акцентуации какие-то детали можно выделять мигающим ярким цветом. Красный и оранжевый цвета действуют на людей возбуждающе, жёлтый цвет – цвет хорошего настроения, зелёный – помогает сконцентрироваться, сохраняет зрение, успокаивает, синий восстанавливает нервную систему.

Всё это способствует снижению переутомления и повышению положительного эмоционального настроя, увеличению уровня усвоения знаний. С другой стороны при дистанционной подаче материала возрастает нагрузка на зрение и опорно-двигательный аппарат. Портится зрение и осанка в первую очередь. Осанка – это положение, которое принимает тело, когда человек сидит за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск нарушений и отклонений в состоянии здоровья и развитии обучающихся как в классе так и дома. При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем за обычным письменным столом.

Для улучшения осанки можно использовать специальные упражнения. При рассмотрении компьютерных технологий обучения выделяют три основные функции: описательная, объяснительная и проектировочная. Описательная функция раскрывает существенные аспекты практического процесса. Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов обучения (например, эффективность различных методов), определить оптимальные комбинации. Проектировочная функция осуществляется при описании процесса обучения на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации.

Компьютерные (информационные) технологии обучения можно разделить на группы: традиционные технологии обучения с использованием ТСО (технические средства обучения), программы контроля знаний и тренажеры, дистанционное обучение на базе любой из образовательных платформ, телеконференции и игровые технологии обучения, обучение с использованием современных компьютерно-информационных технологий, мультимедийных технологий непосредственно в классе.

Использование ИКТ на уроке это и расширение возможностей ученика обучаться в деятельности. А самостоятельная творческая деятельность учащихся в процессе обучения – не только залог прочности добываемых ими знаний и умений. Например, моим обучающимся понравилось составлять и отгадывать кроссворды по предмету или построение графиков на глазах у учеников через системы онлайн в интернете. Весь процесс составления кроссворда или построения графика отображается на экране. Даже слабые обучающиеся активно включались в такую деятельность, активно предлагали свои термины и функции для построения. Применение информационных технологий при проведении уроков математики на практике показало снижение утомляемости учащихся и лучшее качество усвоения даже большего объема материала. Урок проходит на более эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворенностью от урока. После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, тоже необходимо помнить о профилактике утомления глаз. Для этого можно провести «скрытую» физкультминутку - например, предложить учащимся рассмотреть стенд справа вверху, чертёж слева на доске, глазами обвести кривую линию на доске и т.п.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!