СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена вопросам организации здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках математики. В результате анализа авторы доказывают, что применение данных технологий в процессе занятий оказывает положительное влияние на общее самочувствие детей и предупреждает появление некоторых заболеваний.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики в начальной школе.»



Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики в начальной школе

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам организации здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках математики. В результате анализа авторы доказывают, что применение данных технологий в процессе занятий оказывает положительное влияние на общее самочувствие детей и предупреждает появление некоторых заболеваний.

Ключевые слова: здоровье, профилактика, инновационные методы.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе – технологические приемы, направленные на решение главной задачи современного образования – задачи сохранения, укрепления и поддержания здоровья всех субъектов педагогического процесса: учеников, педагогов и родителей.

Ряд специалистов в области современной медицины отмечают тот факт, что на сегодняшний день, в школе практически нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение, укрепление индивидуального здоровья, невысокая культура или вовсе отсутствие культуры здоровья школьников. В связи со сложившиеся ситуацией, актуальной технологией на уроках математики и других предметах, является здоровьесберегающая технология.

Форма организации учебного процесса, в ходе которой соблюдается соответствие содержания и объема учебного материала, конкретизируется определенные методы, приемы обучения, в котором учитываются возрастные, индивидуальные, физические возможности школьников – это и есть здоровьесберегающий урок. В таком уроке, немаловажным является и создание благоприятного психологического климата на уроке [3, с. 272].

Конечно, на первый взгляд, может показаться, что математика и здоровьесбережение понятие не совместимые. Потому как о понятии здоровья, культуры здоровья и спорта наиболее применимы к предметам биологии, физической культуры и ОБЖ. На самом деле, многие педагоги отмечают, что наибольшую интеллектуальную нагрузку школьники получают именно на уроках математики. По степени сложности среди школьных предметов математика занимает первое место, так как требует напряженной умственной деятельности учащихся, и в то же время, педагогу надо учитывать уровень усталости учащихся и стараться не причинить вред здоровью. Для этого очень важно правильно организовать урок.

Как же правильно организовать здоровьесберегающий урок на математике? Какие требования и условия необходимо соблюдать?

Во-первых, чтобы избежать быстрой утомляемости на уроке, необходимо чередовать различные формы организации деятельности учащихся: письменные работы, работа у доски, устный счет, самостоятельная работа, работа с учебником, индивидуальная и групповая работа (например, задания по карточкам в ходе изучения определенной темы), а применение необычных творческий заданий – способствует не только развитию мышления и памяти, но и одновременному отдыху учеников.

Во-вторых, подходить к каждому ученику индивидуально и использовать дифференцированный подход, например, использовать задания разного уровня (ведь в одном классе могут учиться ученики с разным уровнем подготовки).

В-третьих, педагог должен творчески подходить к каждому уроку, придумывать интересные задания, например, кроссворды по математическим терминам, числам; различные игры, такие как «Выбери только один верный ответ», «Найди и исправь ошибку», «Помогу найти дорогу сказочному герою, для этого реши верно пример или задачу», различные текстовые задания, задачи и примеры на логику, смекалку. Все это, позволяет избежать монотонности на уроке, значительно повышают интерес к предмету, а также вносят разнообразие в урок.

В качестве примера, можно привести следующие задания:

1. Игра – викторина «Готовность №1». Учитель зачитывает задания, а ученики должны быстро и правильно на них ответить. Для мотивации учащихся, можно использовать различный раздаточный материал, которые они получают за каждый правильный ответ.

1. Назовите «математическое» растение (столетник)

2. Что общего у каждого слова, растения, уравнения?  (корень).

3. Батон разрезали на 4 части. Сколько сделано разрезов?

4. Составить слово из следующих букв ГОРТИКЬНЛЕУ (треугольник). Для 1-2 класса, в качестве подсказки к этому заданию, рекомендуется написать число, соответствующее каждой последующей букве [1, с. 296].

Важно на уроках математики использовать не только подобные задания, но те задания, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровье», «гигиена», «правильное питание», «режим дня» и «здоровый образ жизни».

Например:

1. Дежурные столовой расставили сначала 4 подноса с 10 стаканами кефира на каждом подносе, потом еще 14 стаканов яблочного сока. Сколько всего стаканов разнесли дежурные?

2. Пища школьника, который занимается спортом, должна содержать необходимое количество белков, жиров и углеводов, которые нужны для развития мускулатуры. При интенсивных нагрузках количество белка можно довести до 120 г в сутки. Какое количество белка необходимо школьнику на 3 дня, 7 дней и в 1 месяц?

3. В воскресение ученики 4 класса пошли в лыжный поход. Среди них было 32 мальчика, а девочек в 4 раза меньше. Сколько девочек пошло в поход? Виталий отказался от похода и остался дома играть на компьютере. Дайте совет Виталию.

4. Младшему школьнику в сутки нужно потреблять примерно 2 литра жидкости. Во время физических нагрузок потребность организма в жидкости повышается в 2 раза. Сколько жидкости должен употреблять в сутки школьник занимающийся спортом?

Используя вышеперечисленные задания на уроках математики, учитель формирует у учащихся представления о здоровом образе жизни, правильном питании, говорит о большом значении спорта и его положительном влиянии на здоровье младшего школьника.

Что качается небольших физических упражнений на уроках математики, то в данном случае, следует обратить внимание на физкультминутки (динамические паузы).

Динамические паузы – это небольшие перерывы в умственной или практической деятельности, во время которых ученики выполняют простые физические упражнения [2, с. 208].

На уроках математики, в качестве динамической паузы, можно предложить школьникам выполнить различные общефизические упражнения, сопровождающиеся музыкой или математическим стихотворением. А для гимнастики для глаз, возможно предложить ученикам «нарисовать» глазами числа от 1 до 10, различные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, овал).

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики является важным звеном в процессе обучения, воспитания учащихся младшего школьного возраста. Ведь именно в процессе обучения и воспитания у школьников формируется правильное представление о таких понятиях как «здоровье», «здоровый образ жизни», «правильно питание», «гигиена» и т.п. И первостепенная задача учителя – это объяснить ученикам, с помощью различных методов и приемов о важности здоровья в его жизни. И именно благодаря тому, что учитель использует данную технологию, улучшается, укрепляется здоровье детей, и возможно предупреждаются различные виды заболеваний и нарушений.


Список использованной литературы

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М.: “ВАКО”, 2004. – 296 с.

2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. М.: “ВАКО”, 2005. – 208 с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. – 272 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!