СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья " Современные подходы в воспитании и их отражении в воспитательной практике начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная работа в начальной школе  имеет огромное значение.  Ведь задача школы нетолько дать знания, но и воспитать новое поколение , соответствующее требованиям современного общества. Учитель должен  использовать современные подходы  в своей работе.

Просмотр содержимого документа
«Статья " Современные подходы в воспитании и их отражении в воспитательной практике начальной школы"»

Статья 

«Современные подходы в воспитании и их отражение в воспитательной

практике начальной школы».

 

 

Вопросы воспитания подрастающего поколения всегда были и остаются неотъемлемой частью нашей педагогической деятельности. Урочная деятельность дает учащимся багаж знаний, общее образование, вносит весомый вклад в развитие младшего школьника. 

Развитие личности, раскрытие способностей учащихся младших классов, духовно-нравственное воспитание во многом происходят во внеурочной деятельности. 

Внеурочная деятельность младших школьников должна удовлетворять их потребностям в самопознании, самовыражении, самоопределении. Самореализации с помощью специфического содержания, методов и форм. Правильно организованная внеурочная деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. 

Организация внеурочной деятельности учащихся младших классов имеет в технологии саморазвития особое значение, так как он призвана: 

 -удовлетворять разнообразные интересы детей, лежащие вне учебной деятельности; 

-сделать досуговую деятельность второй половины дня учащихся управляемой и подчиненной целям воспитания; 

-создать гуманную развивающую среду жизнедеятельности детей во внеурочное время; 

        -создать отношения сотрудничества, сотворчества всех участников педагогического процесса; 

-предоставить учащимся дополнительные возможности для самовыражения и самореализации в положительной деятельности; 

-осуществлять индивидуальный подход к учащимся, подобрать такую деятельность для каждого ребенка, в которой он наиболее успешен; 

-развивать уверенность в себе, самоуважение и творческое раскрепощение.

 «В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию, ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения…» 

                                                                             Ш.А. Амонашвили 


Успех воспитательной работы зависит от грамотности педагога, учета возрастных особенностей учащихся, разнообразия применяемых методов и эмоционального отклика детей. 

Мониторинг процесса развития и воспитания младших школьников в ходе внеурочной деятельности позволяет утверждать, что у школьников меняется в положительную сторону поведение, углубляются представления о нравственных ценностях, улучшается успеваемость.  

Весьма привлекательна для младших школьников групповая работа. Это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (ученики выполняют задание совместно в составе малой группы). Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта воспитательной деятельности. Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоение ими нравственного опыта поведения, формирования положительных мотивов учения. 

Проводя внеурочную работу с младшими школьниками, организуя их досуг, предлагаю разработки проведения различных групповых дел.  

 

ВЕСЕЛЫЙ ЭКЗАМЕН ИЛИ 

АЗБУКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 

Приготовьте красивые экзаменационные билеты, на каждом из них напишите только одно слово. Можно взять слова, начинающиеся на одну букву алфавита (А-архитектура, апельсин т.д.). А можно взять по одному слову на каждую букву (А-арбуз, Б- барашек, В-велосипед, Г-город, Д-джинсы и т.д.). После того как группы вытащили билеты, ребята все вместе готовят ответ, в ответе разрешается и поощряется использовать как научные факты, так и стихи, песни, инсценировки. За самый занимательный творческий ответ полагается награда-высокая оценка «5» (например, 5 конфет). 

 

           ВЕЧЕР ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРОВ 

Каждый ребенок - потенциальный творец. Дадим детям возможность проявить и продемонстрировать свои таланты, особенно рукотворчество. На таком вечере могут показать себя мастера: 

Парикмахеры - они могут создать самые фантастические прически на головах своих друзей и подруг, причем на глазах зрителей. 

 Художники - «рисовать» картины, портреты, создавать композиции с помощью цветной бумаги, пластилина, соломки, пуговиц, пробок, листьев и т.п. 

Скульпторы – дизайнеры- в их задачу входит составить коллаж, композицию из веток, цветов. 

 Журналисты – они же редакторы. Выпускают газету одного редактора, делают «молнию» на стеклах окон легко смываемыми красками. Но ценится, прежде всего, информация. 

 

 

ВИКТОРИНА 

Игра в ответ на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой. Викторина может быть с различными заданиями. Желательно указать список литературы, с помощью которой ученики смогут найти ответы самостоятельно. 

Остановлюсь более подробно на коллективных формах воспитательной работы, рожденных из путешествия. 

1)Игра – путешествие имеет и другие названия « маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», « игра по станциям», « игра-эстафета». Эта форма может использоваться для: 

·Информирования воспитанников; 

·Отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи др.) 

· Контроля соответствующих знаний, умений и навыков. 

·Формирование взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуации; 

· Организация коллективного планирования деятельности коллектива. 

2) экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. 

А.Е. Сейненский предлагает понимать под экскурсией  «форму организации учебно-воспитательного процесса, позволяющего проводить наблюдения  и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и проч.»[4,с.89].  

    Автор указывает, что «для успешного проведения экскурсии необходимо составить подробный план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для учащихся». 

Экскурсия может быть шутливо-ироничной. 

3) экспедиция –коллективное путешествие куда-либо, посещение каких-либо объектов с исследовательской целью. 

4) поход- дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы). Поход как форма воспитательной работы  обладает существенным педагогическим потенциалом, т.к. использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива. Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в классе. 

По итогам маршрута желательно провести беседу-обсуждение итогов похода, просмотр кино(фото), видеоматериалов, отснятых в ходе путешествия, оформить выставку, альбом и др. 

5) парад- или карнавальное шествие участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время используется достаточно редко. 

 

          Еще одной главной задачей педагога во внеурочной деятельности-научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения. 

Я решаю эти задачи, используя игры на уроке и вне урока.  

Например, ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ СУНДУЧКИ». 

Предлагаю ребенку подумать, какое у него настроение, затем «сложить» отрицательные эмоции в сундучок и выбросить. Из другого сундучка (он наиболее яркий) предлагаю ученику взять положительные эмоции.  

 

ИГРА «КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК». 

Дети строятся в колонну по одному, и каждый держится за плечи впереди стоящего. В таком положении они должны преодолеть различные препятствия: 

-подняться и отойти от стула; 

-проползти под столом; 

-пробраться через «дремучий лес»; 

-спрятаться от «диких животных»; 

- обогнуть «широкое озеро». 

 И много других игр провожу на развитие сплоченности, уверенности в себе, умения общаться с окружающими. 

 

Завершая краткий обзор фронтальных форм воспитательной работы, хочется поделиться некоторыми мыслями. 

Во-первых, существующий в педагогике подход к методам воспитания как способам взаимодействия детей и взрослых находит, на наш взгляд, подтверждение в предложенных нами методах и формах воспитательной работы. С этой позиции можно выделить такие методы воспитания как, совместная демонстрация-восприятие. Совместная коммуникация, совместное созидание, совместное развлечение, совместное исследование, совместная церемония. 

Во-вторых. Если рассматривать технологию воспитательной работы как идеальную модель решения педагогических задач, то явно просматривается связь технологии и метода, формы и метода. 

 В ходе воспитательной работы стараюсь разбудить разум и душу учеников, помогаю решить проблему отношений природой и собой. Замечаю, как младшие школьники личностно развиваются, «растут», заметно меняются. Они становятся раскрепощенными, более терпимыми, дружелюбными, искренними, свободнее выражают свои мысли и эмоции, ярче проявляют свои творческие эмоции. 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 

 

1.Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. – М.: Новая школа, 1992. – 64 с.

2.Амоношвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А Амоношвили. – М.: Просвещение, 1983. – 57 с. 

3.Ермакова, Н. Н. Организация воспитательной работы в младших классах / Н. Н. Ермакова // Завуч начальной школы. – 2010. – № 8. – С. 35 – 38. 

4. Соколова, О. А. Организация воспитательной работы в начальной школе / О. А. Соколова // Завуч начальной школы. – 2003. – № 4 – С. 46 – 47. 

5.Кушнир, Н. Я. Введение в школьную жизнь / Н. Я. Кушнир, Н. М. Максименко. – Минск: Университетское, 1995. – 29 с. 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!