Развитие познавательных способностей на уроках истории и обществознания
Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.
Сухомлинский В. А.
Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания относится к наиболее актуальным вопросам современной школы. Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Практика показывает, что учащиеся не могут или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Данные факты говорят о том, что надо искать новые способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках. Познавательная деятельность способствует формированию целеустремленной личности, которая готова работать и воспринимать все новую и новую информацию, а так же способна ответственно подходить к решению важных жизненных обстоятельств.
И первое, что надо учитывать учителю при подготовке к уроку то, что учащиеся разных возрастных категорий, будут по-разному проявлять активность на уроке.
Старшеклассники проявляют интеллектуальную активность, а малыши эмоциональную активность. Соответственно можно говорить об уровнях познавательной активности.
Познавательная пассивность – характеризуется отсутствием желания учиться. Нужен постоянный контроль и напоминание учителя. Здесь учитель должен проявлять терпение: давать время на обдумывание, не перебивать ученика во время ответа; стараться установить добрые отношения.
Активный уровень – характеризуется наличием активности, но только в эмоционально-привлекательных учебных ситуациях. Знания, умения и навыки не имеют системного характера. В этом случае учителю необходимо уметь поддерживать активность ученика на протяжении всего урока.
Исполнительно-активный уровень – характеризуется стабильностью и постоянством знаний, высоким уровнем учебной мотивации, готовностью к решению проблемных задач и ситуаций. В данном случае учитель должен уметь не допускать скуки на уроке и поддерживать высокий уровень познавательной активности. Использовать активные методы: «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссии и дебаты и т.д.
Творческий уровень – характеризуется готовностью школьников самим ставить задачи и находить поиск их решений. В этом случае учитель должен уметь создать творческую атмосферу.
Степень активности школьников зависит от методов и приемов работы учителя на уроке, что говорит о его профессиональном мастерстве.
Критериями степени профессиональной подготовки учителя могут быть:
умение создать учебно-познавательную атмосферу,
контроль и коррекция деятельности учащихся,
речь учителя и её значение на уроке,
взаимоотношения учителя и учащихся,
результативность урока.
Постоянная работа педагога на уроке истории и обществознания, использование различных методов обучения помогает учащимся развивать свою активность на уроке.
Очень хорошо способствуют развитию активности школьников нестандартные уроки, такие как: уроки - «погружения»; уроки - деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки - творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки - ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; интегрированные (межпредметные) занятия, объединённые единой темой или проблемой. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Также переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект - субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога. Широкое применение проблемно - задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Использование разнообразных форм учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные, так же активизирует обучающихся. Групповая форма общения соответствует структуре (один человек → группа людей). Применение новых информационных технологий таких как мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. На таком уроке легче удерживать внимание и активность учащихся, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка. Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:
- тематические презентации,
- теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,
- видеофрагменты и видеосюжеты,
- карты,
- картосхемы,
- таблицы и многое другое.
Эффективным для активизации познавательных интересов учащихся является использование интерактивных карт. Очень важное место в современном уроке занимает творческая работа школьников.
Для стимулирование активности детей на уроке истории и обществознания необходимо использовать все методы мотивации и стимулирования обучающихся. Можно выделить следующие методы мотивации:
- эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
- познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающее -развивающаяся кооперация.
- волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
- социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а, следовательно, хороших знаний.