Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности», поэтому в работе с такими детьми необходимо:
Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты - хороший".
Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности.
Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности).
Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов.
Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности ребенка.
Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться.
Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно", "замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание").
Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь к каждому мнению).
Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.
Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"».
Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение. Обсуждение рекомендаций, рефлексия опыта.