СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-педагогическая работа по профилактике табакокурению  среди детей и подростков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социально-педагогическая работа по профилактике табакокурению 

среди детей и подростков.

 

   Наступление нового тысячелетия, развитие новых информационных технологий, реформы в обществе привели не только к интенсивному росту общественного сознания, но и к появлению множества социально-психологических проблем. На одно из первых мест выходит проблема употребления школьниками табака. Масштабы распространения табакокурения в России таковы, что ставят под вопрос физическое и духовное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, а также социальную стабильность российского общества в ближайшей перспективе.

   В связи со сложившейся в мире ситуацией, специалисты образовательных, социальных, психологических и медицинских ведомств на самых разных уровнях заявляют о необходимости проведения антинаркотической работы, в рамках которой первичная личностно-ориентированная профилактика направлена на формирование здорового образа жизни у детей и подростков.

   Антинаркотическая профилактика в среде молодежи — это не обсуждение вредности отдаленных печальных последствий, не запугивание их страшными сюжетами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации—умения общаться, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование у детей и молодежи культуры здоровья — понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья позволяет человеку понять, чем опасно табакокурение.

   Семья и школа стоят у истоков нравственного здоровья ребенка, формирования его личности. Эффективность работы по развитию, воспитанию детей и подростков и недопущению приобщения детей к табакокурению во многом зависит от того, насколько родители и педагоги ориентируются в этой проблеме.

    Подростковый возраст не случайно называют «трудным» – вчера еще такие послушные и дисциплинированные, сегодня мальчишки и девчонки вдруг становятся неуправляемыми и грубыми. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими и психическими изменениями, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем органов оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Субъективно все это проявляется ощущением физиологического дискомфорта – болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ними происходит, и, пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с сигаретами в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию физиологического благополучия, на время снимая физиологические ощущения.

    Подростки, не определившие свое отношение к табакокурению, могут являться потенциальными жертвами приобщения к их употреблению. Абсолютное большинство несовершеннолетних начинает употребление сигарет испытывая на себе сильное давление группы. Учитывая важность для подростка общения со сверстниками, можно реально оценить трудности противостояния такому давлению.

   Высокая опасность раннего табакокурения обусловлена следующим:

• у детей, в силу возрастных особенностей развития, не сформированы физиологические механизмы «обезвреживания» никотиновых веществ. Поэтому даже незначительные, с точки зрения взрослых, дозы способны вызвать сильнейшее никотиновое отравление;

• наибольшей уязвимостью к действию никотиновых веществ обладают клетки нервной системы, а также клетки печени и почек. Раннее тбакокурение обусловливают возникновение нарушений в нервно-психической сфере ребенка, снижение темпов его умственного развития и интеллектуальных функций. К примеру, установлено, что курящие школьники отстают в росте от своих сверстников в два раза;

• у детей гораздо быстрее, чем у взрослых развивается привыкание к одурманиванию; в том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к психоактивным веществам.

• отношение детей к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) в большей степени зависит от взаимоотношений с родителями. В конечном счете, принимаемое подростками решение в отношении наркотиков, алкоголя, табака напрямую связано с характером повседневных детско-родительских взаимоотношений и во многом определяется степенью уважением к родителям. Даже у маленького ребенка бывают свои детские проблемы, а у взрослеющего человека тем более. Постарайтесь понять эти проблемы и помочь в их решении. Главное - по мере взросления детей не отдаляться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы и, конечно, внимательно относиться к любому возникающему у них вопросу.

   Детей нельзя оградить от наркотиков, но научить их сознательно отказываться от них можно и нужно. Данная работа выстраивается по следующим направлениям: образовательный блок, воспитательный блок, психологический блок, правовой блок.

   В процессе проведения этой работы педагогами могут быть использованы памятки, буклеты, методические материалы.

 

Административная ответственность

   Административная ответственность наступает с 16 лет и предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Так, статьями 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за распитие пива и спиртных напитков либо потребление токсических веществ, и появление в общественных местах в состоянии опьянения. Следует отметить, что протокол об административном правонарушении по ст. 20.22 КоАП РФ за правонарушение, совершенное несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, составляется на родителей или иных законных представителей, которые в свою очередь и привлекаются к ответственности.

 

Правонарушения в отношении несовершеннолетних

   Зачастую в употребление наркотических средств и токсических веществ, пива и спиртных напитков несовершеннолетних вовлекают взрослые лица, в том числе родители. Недобросовестные продавцы реализуют подросткам табачную продукцию. За указанное правонарушения Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность по статьям 6.10, 14.2, 14.16 КоАП РФ.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность наступает с 16 лет (за тяжкие, особо тяжкие преступления - с 14 лет) и предусмотрена Уголовным Кодексом Российской Федерации (УК РФ).

С 14 лет наступает уголовная ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 229 УК РФ). Взрослые лица, вовлекающие несовершеннолетних в совершение преступлений, в том числе связанные с незаконным оборотом наркотиков, антиобщественных действий (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ и др.) несут уголовную ответственность в соответствии со статьями 150, 151 УК РФ. Торговые работники, которые неоднократно реализовывали несовершеннолетним алкогольную продукцию, подлежат ответственности по ст. 151.1 УК РФ.

   Самыми очевидными признаками того, что ребенок курит являются следующие факты.

Сигареты.

 

• Определенный запах одежды и дыхания.

 

• В вещах ребенка Вы нашли сигареты и зажигалку.

 

• Окурки в самых непредсказуемых местах квартиры.

 

 

Как поступать родителям, чтобы предотвратить приобщение ребёнка к табакокурению:

   Приобщение к табакокурению является серьёзной проблемой современного общества. Они не редко калечат жизнь и молодым людям и их родным, и именно родственники зачастую могут предотвратить надвигающиеся проблемы. Как вы можете помочь своему ребёнку?

• Всегда помните, что дети еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому они стараются подражать. Помните, что Вы очень много значите для Вашего ребенка. Он замечает все, что Вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.

• Помогите детям разобраться в информации о табакокурении. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг.

• Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей. Поддерживайте, и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это укрепит Ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.

• Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся табакокурения. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения. Предостерегайте его, обосновывая свою позицию. Не ждите, когда у него появятся явные признаки употребления сигарет.

• Всегда интересуйтесь тем, что делают ваши дети, в каких компаниях проводят время. Родители должны знать, где бывают дети и кто их друзья.

• Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах. Вы должны держаться вместе и не давать ребенку использовать ваши противоречия между собой.

Как действовать школе и педагогу при осуществлении профилактики табакокурения:

* своевременно информировать родителей о фактах употребления табака их детьми; о телефоне доверия, телефонах медицинских учреждений, оказывающих помощь детям;

*регулярно информировать родителей об участии их детей в выполнении программы по профилактике потребления табака, алкоголя и наркотиков;

*совместно с родительским комитетом и участием психиатров-наркологов, педагогов-психологов разработать специальные программы для родителей по антинаркотическому воспитанию детей;

*обеспечивать родителей информацией о телефоне доверия по проблеме приобщения детей к наркотикам, алкоголю, табакокурению; о телефонах кабинетов наркологической экспертизы; телефонах местных медицинских учреждениях, оказывающих диагностическую и лечебную помощь детям с алкогольной и наркотической зависимостью.

 

Обязательные правила в работе педагога с несовершеннолетними детьми, которые имеют проблемы с употреблением наркотиков:

*предложите подростку помощь в решении его проблем; учтите, что ребенок не примет вашу помощь, если между вами не установится атмосфера доверия.

* не разглашайте информацию в отношении подростка, которому установлен официальный диагноз.

*работайте в сотрудничестве с комиссией по делам несовершеннолетних, отделом профилактики правонарушений несовершеннолетних, отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, с государственными наркологическими учреждениями, узнайте у них телефоны, места расположения, часы работы.

При ситуации, когда подросток находится в состоянии никотиновой интоксикации:

*пригласите школьного медицинского работника (врача), так как может оказаться, что интоксикация угрожает здоровью ученика, и потребовать оказать ему неотложную медицинскую помощь. Состояние интоксикации устанавливается наркологической экспертизой, на которую может быть направлен сотрудниками полиции.

*поставьте в известность администрацию школы;

*если факт интоксикации достоверно установлен, немедленно поставьте в известность о случившемся родителей (законных представителей) подростка; родителям следует сообщить только факты, опирающиеся на официальное заключение, сделанное специалистами; необходимо быть готовым предложить родителям провести беседу с участием психиатра-нарколога, инспектора КДН и ЗП, ОВД;

• Лучшая профилактика детской наркозависимости, приобщения ребёнка к алкоголю и табакокурению – это создание условий для разностороннего развития его личности, предоставление возможностей для творческого развития ребёнка, формирования его позитивного социального и культурного опыта.

 

 

Рекомендации:

*развивать профессиональное партнёрство школы с общественными институтами социальной направленности;

*использовать активные формы участия детей и подростков в социально ориентированной деятельности: общественных практиках, волонтёрском движении, органах детского самоуправления.

 

Заключение

   Лучшая методика недопущения приобщения детей к табакокурению - профилактика. Для ее реализации важно привлечь педагогов и психологов средних школ и других учреждений системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

   Обращаем внимание педагогов на то, что вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продуманной, осторожной, максимально тактичной. Для более успешной работы по развитию и воспитанию ребенка и недопущению приобщения детей к табакокурению необходимо взаимодействие с родителями. Таким образом, работа по развитию и воспитанию ребенка и недопущению приобщения детей к табакокурению требует от педагога и родителей ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных познаний и их постоянного расширения.

 

Рекомендуемая литература

  1. Александров, А.А. Профилактика курения у подростков / А.А. Александров [и др.] // Вопросы психологии. – 2008. - №2. – С. 55-61
  2. Дацун, Н.П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся 2006.
  3. Доцоев, Л. Не курить во имя будущего // РФ сегодня. – 2008.
  4. Иваницкая, Е. Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики
  5. Романникова, М.В. Проблема табакокурения в подростковой среде: возможные пути решения // Воспитание школьников. – 2013
  6. Сизанов, А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ / А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Москва: Вако, 2004.
  7. Баринова, В.В. Мы за здоровый образ жизни: классный час для учащихся подросткового возраста / В.В. Баринова, А.И. Феденева // Воспитание школьников. – 2013.
  8. Здоровье рекомендует: журнал. – 2003. - №4. – (Не унесённые дымом).
  9. Здоровье рекомендует: журнал. – 2010. - №25. – (Сделай выбор).
  10.  «Нет!» - вредным привычкам: [сценарии о вреде курения] / ред. – сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2012.
  11. Ремизов, А.А. Со всей планетой против табака // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010.
  12. Законы Республики Татарстан о профилактике табакокурения.
  13. Методические рекомендации -  ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ – Казань 2019.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!