СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подростки с поведением, отклоняющимся от общепринятых норм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростки с поведением,

 отклоняющимся от общепринятых норм

 

Характерными признаками отклоняющегося развития личности подростка от нормы являются нарушения поведения.

У части подростков подобные нарушения могут быть обусловлены

- особенностями их психического развития,

- уже сформировавшимися стереотипами поведения,

-  ошибками и недостатками семейного воспитания.

У подростков также могут присутствовать различные формы девиантного и аддиктивного поведения. Среди них самыми распространенными являются поступки, действия, явно нарушающие правила и требования, установленные в детском коллективе: курение, чрезмерная агрессивность, употребление алкоголя, самовольные уходы за территорию, порча или посягательство на чужое имущество, причинение вреда окружающим, хамство, сквернословие и т.д.

Педагогу важно научиться различать :

- желание привлечь внимание,

-показать свою власть

- отмстить за обиду (реальную или вымышленную),

- желание избежать неудач

- собственно девиантное поведение.

 

Для этого предлагаю рассмотреть эти типы поведения и девиантное подробнее.

 

Подростки с поведением,

отклоняющимся от общепринятых норм

1. Подростки демонстративного типа поведения (привлекающие к себе внимание любыми способами)

2. Застенчивые дети

3. Дети с повышенной активностью

4. Дети с проявлениями агрессивного поведения

5. Подростки с аддиктивным поведением

 

 

 

 

 

Подростки демонстративного типа поведения (привлекающие к себе внимание любыми способами)

Эффективные способы

Неэффективные способы

  • Игнорировать демонстративные попытки (если это не наносит психологического, физического вреда самому подростку и окружающим его). При этом педагогу важно самому быть безэмоциональным.
  • Применять технику «заезженная пластинка» (безэмоциональное многократное повторение требований). Пример: «Заправь кровать… Заправь кровать… и т.д.
  • Применять технику «разрешающее поведение» (с четким оговариванием времени и возможностей в данной ситуации). Пример: «Я разрешаю тебе в течение 15 минут делать то, что хочется – сердиться (кричать, сидеть в шкафу…), только при условии, что это не навредит окружающим и тебе самому. Через 15 минут тебе необходимо вернуться в обычное состояние»
  • Найти компромисс, либо заключить письменный договор (регулярно напоминать о данном договоре)
  • Систематически контролировать эмоциональное состояние подростка (прямые вопросы, косвенное включение – наблюдение, сбор информации)
  • Проговорить неблагоприятные последствия. Пример: «За порчу имущества твоим родителям придётся заплатить штраф»
  • Привлекать союзников: значимых, авторитетных для подростка людей
  • Идти на поводу, выполнять все требования
  • Подкупать разными способами
  • Игнорировать эмоциональное состояние подростка
  • Переходить «на личности» - выяснение личностных отношений
  • Бурно проявлять педагогу свои эмоции
  • Формулировать прямой отказ. Пример: «Нет!», «Нельзя!»
  • Давать поучения, наставления, навязывать своё мнение. Пример: «Делай так, это правильно!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Застенчивые дети

 

Взрослые часто сами формируют у детей застенчивость, иногда они незаслуженно навешивают на подростка ярлык застенчивого; иногда остаются  нечувствительными к застенчивости; иногда даже создают условия для ее возникновения.

Но если всё же педагог решил, что подростку в его классе присуща застенчивость, то на первом этапе главнейшей задачей педагога выступает установление эмоционального контакта с застенчивым ребенком.

Прежде всего, необходимо выяснить, в каких случаях ребенок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.

  • Наиболее эффективное средство воздействия на застенчивых, неконтактных подростков — групповые формы работы.

          У застенчивых подростков нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Поэтому важно научить застенчивых детей диалогическим формам взаимодействия.

Универсальное средство обучения общению – игра.

Если какому-то подростку трудно выразить свое отношение, взрослый может высказать сначала свое мнение. Главное при этом не принуждать его высказываться и аргументировать свое мнение, если он еще не готов.

          Для того чтобы научить подростка вступать во взаимодействие с другими подростками, можно использовать следующий методический прием:

Среди подростков выбирают ассистента, который легко и свободно идет на контакт, может следовать инструкциям педагога. Кроме этого, помощник педагога должен знать об играх и занятиях, которые нравятся застенчивому подростку. Его задача — вовлечь застенчивого подростка в игру или в работу. Но ассистент заранее должен быть готов получить отказ, особенно в начале контакта.

Необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он обычно  пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых до того, как совместная работа станет неприятной, переключать на другую деятельность. Дозировать нужно даже похвалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети с повышенной активностью

 

Самые шумные и подвижные, легковозбудимые и невнимательные – эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и к новым людям.

Трудности адаптации таких ребят связаны с несоблюдением  режима, дерзостью и озорством, упрямством и несговорчивостью, эмоциональными перепадами в настроении, обидчивостью и впечатлительностью. Педагоги детских коллективов часто называют их «неуправляемыми». И это можно понять. Очень активные, эмоционально неустойчивые дети действительно трудно поддаются контролю и не выносят давления.

Подавлять чрезмерную активность ребят или лишать их возможности много двигаться было бы слишком сурово и неэффективно. Более целесообразно направлять энергию в нужное русло.

Подвижным, непоседливым детям нравятся спортивные игры, где ждать недолго и действия быстрые (футбол, каратэ, спортивные эстафеты). Им может быть приятно выполнять поручения, где требуются ловкость и быстрота ( «связные», дежурные по классу).

Часто упускаемый организаторами момент – энергичные ребята как бы занимают много места. Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства провоцирует неспокойных детей на конфликты с рядом располагающимися ребятами.

Кроме того, важно помнить, что «сидячие» занятия или, например, поездки нужно прерывать с целью разминки.

Не всегда удается направлять активных детей, используя лишь слова. Есть риск быть не услышанным. Поэтому важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением. Если говорить, смотря ребенку в глаза и придерживая за плечо или за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать.

Что касается соблюдения режима, то подвижному и невнимательному ребенку необходимо ясно и точно донести сведения  дня, убедиться, что он их запомнил. За несколько минут до смены деятельности об этом нужно предупредить, чтобы у ребенка был запас времени для переключения.

Чтобы не возникало проблем с эмоциональными перепадами у впечатлительных детей, взрослые должны беречь их от перегрузок и учитывать обостренную чувствительность возбудимых ребят к внешним раздражителям: шуму, свету, запахам, эмоционально насыщенным событиям.

Рекомендуется вовремя замечать, когда ребенок утомлен, и ограждать его от лишних впечатлений, уменьшить возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься.

 

 

 

 

Дети с проявлениями агрессивного поведения

 

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Виды проявления агрессии:

  • физическая агрессия;
  • косвенная агрессия (злобные шутки, сплетни, а также взрыв ярости, ненаправленный и неупорядоченный);
  • склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости);
  • негативизм (оппозиционное поведение, направленное обычно против авторитета, руководства);
  • обиды (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные и мнимые страдания);
  • подозрительность (недоверие и осторожность по отношению к людям), основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
  • вербальная агрессия (выражение негативных чувств через крик, визг, словесные угрозы, проклятия, ругань);

На разных возрастных этапах проявление агрессивности у детей различно:

- у детей 10-11 лет преобладает физическая агрессия;

- у подростков 12-13 лет наиболее выражены реакции негативизма (оппозиционное поведение);

- для 14-15-летних подростков в первую очередь свойственна вербальная агрессия (ссоры, крик, визг, угрозы, ругательства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы профилактики агрессивного поведения:

 

  • игнорирование агрессивного поведения, не фиксирование на ней внимания окружающих;
  • включение подростка с агрессивным поведением в деятельность, рассказав о необходимости и важности включения его в данный вид деятельности. (Участие в спортивных состязаниях, трудное поручение , «конкурс крикунов»)
  • установление запрета на агрессивные действия ребенка (не разрешать проявлять агрессию). Например - правило: «У нас нельзя обзывать друг друга».
  • использование просьб и мягкого физического манипулирования (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.) вместо наказания и приказов;
  • проявление внимательности к нуждам и потребностям ребенка;
  • демонстрация самим педагогом модели неагрессивного поведения;
  • активное подключение психолога для сопровождения подростка в течение обучения и выполнение рекомендаций педагога-психолога;
  • использование игр, направленных на приемлемые способы выражения гнева и агрессии.

Например: лист гнева – работа с аудиторией.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Главное быть последовательным  в своих действиях и в поведении.

         Наиболее распространенной формой проявления агрессии у подростков является вербальная агрессия. Поэтому отдельно остановимся на хамстве и сквернословии.

 

 

 

Хамство и сквернословие в подростковой среде

 

Педагогам, сталкивающимся с проявлениями хамства и сквернословия среди подростков необходимо:

- не следует уходить от ответа, если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, придумайте «культурное» объяснение для ругательства и найдите ему замену;

- объяснять, что только слабые люди используют ругательства;

- помнить, что хамство и сквернословие – проявление бескультурья и низкого уровня развития коммуникативных умений, и самому педагогу самому не стоит хамить и браниться.

Достаточно часто дети подростки используют в своем общении клички и дразнилки, которые в свою очередь могут стать причинами конфликтных ситуаций.

Не оставляйте без внимания ситуации обзывания

 детьми друг друга.

 

Задача педагога пресечь появление и использование обидных прозвищ. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить огонек или коллективно-творческое дело по профилактике обзывания и значении слова в жизни человека. Пригласить специалиста для проведения занятия по профилактике сквернословия, если сами не в состоянии справиться. 

Самому педагогу важно определить причины обзывания и проговорить это с детьми. 

 

Причины обзывания детьми друг друга:

 

  • агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника);
  • желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих);
  • игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);
  • провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);
  • шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
  • самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию);
  • месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти).

 

 

 

Подростки с аддиктивным поведением

Аддиктивное поведение – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической и физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения.

Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие (наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотиносодержащие вещества, другие средства и вещества).

 

 

Общий алгоритм действий педагога при работе с различными категориями детей и подростков:

  1. Получение информации о статусе или особенностях ребенка (административная группа, родители) или самостоятельное выявление его особенностей (включенное наблюдение, беседы);
  2. Информирование администрации и специалистов при сохранении конфиденциальности информации внутридетского коллектива.
  3. Избежание навешивания ярлыков на детей.
  4. Взаимодействие со специалистами и выполнение их рекомендаций.
  5. Получение обратной связи от детей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девиантное поведение детей.

 

Девиантное поведение –это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм.

Чаще это поведение -  реакции детей на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом .Возможность появления отклонений в поведении  связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружении.

 

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

1. Социально – педагогической запущенностью, когда ребенок, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений.

2. Глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье.

3.Безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды.

 

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: 1. ухудшением социальных условий жизни детей; 2. кризисом семейного воспитания; 3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; 4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка. 5.свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.  

 

 

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях. В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам. Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов. 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; - выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое. 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: - констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); - обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); - апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!"). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. 4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, "чтение морали", - наказания или угрозы наказания; - обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды. Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение. 5. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора. 6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии. 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: - нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; - внушение спокойствия невербальными средствами; - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - использование юмора; - признание чувств ребенка. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.  

Типы агрессии у детей и способы построения отношений.  

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

 

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

 

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

 

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действия педагога при инцидентах и кризисных ситуациях

с девиантными подростками.

 

Инцидент - это ситуация, при которой один или несколько подростков настойчиво в течение короткого периода времени проявляют неадекватное поведение (нарушение режимных моментов, несоблюдение указаний педагога,  демонстративное рискованное поведение). 

Кризисная ситуация - это ситуация, при которой один или несколько подростков настойчиво проявляют неадекватное поведение с угрозой или агрессией физического характера в адрес других лиц или самих себя.

Способы остановки и преломления неадекватного поведения подростков

Предпочтение отдается ежедневному распорядку дня. При инцидентах и кризисных ситуациях педагог должен  обеспечить продолжение соблюдения режима дня и плана работы  детьми, непричастными к ситуации, а затем обращать внимание на подростка с неадекватным поведением.

С самого начала принимаются решительные меры. Поведение редко представляет собой одно независимое событие, чаще оно состоит из цепочки действий. При неадекватном поведении серьезность отклонений в поведении часто возрастает по цепочке. Чаще всего инциденты и кризисные ситуации можно предотвратить, вмешавшись в самом начале в цепочку поведения, используя обратную связь или наставления.

Убедившись в том, что подросток не прервет расширяющуюся цепочку неадекватного поведения, необходимо быстро действовать. Назревающие инциденты и кризисные ситуации почти никогда не исчезают сами по себе, если занять выжидательную позицию.

Подросток получает информацию о том, какие навыки ему необходимы. Инциденты и кризисные ситуации часто дают возможность увидеть, какие задания для некоторых подростков представляют особенную трудность и каких навыков им не хватает. Используя понятие навыков, очень важно в этот момент объяснить поведение подростка, послужившее поводом к инциденту или кризису.

Попросите помощи и разделите роли. Помощи можно попросить у администрации, у педагогов другого класса, находящихся неподалеку. Первый педагог разрешает ситуацию, второй педагог остается с подростками, не задействованными в инциденте и возобновляет прерванный распорядок дня.

Личная безопасность окружающих получает приоритет. Постарайтесь изолировать подростка, поведение которого угрожает окружающим.

Пространственное положение педагога по отношению к подростку. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят слова взрослого. Оптимально близким является расстояние 1-1,5 м.

Звуки голоса и визуальный контакт. Нельзя говорить длинные предложения, фразы, повышать голос, кричать.

Движения. Движения педагога должны быть хорошо предсказуемыми. Поведение должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена до минимума. Это повышает чувство безопасности у подростков. Многие подростки прошли через жестокое обращение и пугаются неожиданных движений. Исключите движения, вызывающие обратную реакцию (замах, поднятая или вытянутая вверх рука).

Физический контакт. Подростки испытывают потребность в физическом контакте. В один момент подросток ластится, а в другой — отказывается от физического контакта. У подростков, прошедших через физическое насилие, реакция на физический контакт еще менее предсказуема. Педагогам в каждом индивидуальном случае придется изучить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие — нет.

Действия, включающие в себя толчки, удары и выкручивание рук, — недопустимы.

  Допустимые действия педагога

Давление. Используются сила и вес собс

Просмотр содержимого документа
«Подростки с поведением, отклоняющимся от общепринятых норм»

Подростки с поведением,  отклоняющимся от общепринятых норм

Подростки с поведением, отклоняющимся от общепринятых норм

Характерными признаками отклоняющегося развития личности подростка от нормы являются нарушения поведения. У части подростков подобные нарушения могут быть обусловлены - особенностями их психического развития, - уже сформировавшимися стереотипами поведения, - ошибками и недостатками семейного воспитания.
  • Характерными признаками отклоняющегося развития личности подростка от нормы являются нарушения поведения.
  • У части подростков подобные нарушения могут быть обусловлены
  • - особенностями их психического развития,
  • - уже сформировавшимися стереотипами поведения,
  • - ошибками и недостатками семейного воспитания.
Педагогу важно научиться различать : - желание привлечь внимание, -показать свою власть - отмстить за обиду (реальную или вымышленную), - желание избежать неудач - собственно девиантное поведение.

Педагогу важно научиться различать :

  • - желание привлечь внимание,
  • -показать свою власть
  • - отмстить за обиду (реальную или вымышленную),
  • - желание избежать неудач
  • - собственно девиантное поведение.
Подростки с поведением, отклоняющимся от общепринятых норм 1. Подростки демонстративного типа поведения (привлекающие к себе внимание любыми способами) 2. Застенчивые дети 3. Дети с повышенной активностью 4. Дети с проявлениями агрессивного поведения 5. Подростки с аддиктивным поведением

Подростки с поведением, отклоняющимся от общепринятых норм

  • 1. Подростки демонстративного типа поведения (привлекающие к себе внимание любыми способами)
  • 2. Застенчивые дети
  • 3. Дети с повышенной активностью
  • 4. Дети с проявлениями агрессивного поведения
  • 5. Подростки с аддиктивным поведением
Действия педагога при инцидентах и кризисных ситуациях с девиантными подростками .

Действия педагога при инцидентах и кризисных ситуациях

с девиантными подростками .

Инцидент
  • Инцидент
Кризисная ситуация

Кризисная ситуация

Общий алгоритм действий педагога при работе с различными категориями детей и подростков : Получение информации о статусе или особенностях ребенка (административная группа, родители) или самостоятельное выявление его особенностей (включенное наблюдение, беседы); Информирование администрации и специалистов при сохранении конфиденциальности информации внутридетского коллектива. Избежание навешивания ярлыков на детей. Взаимодействие со специалистами и выполнение их рекомендаций. Получение обратной связи от детей.
  • Общий алгоритм действий педагога при работе с различными категориями детей и подростков :
  • Получение информации о статусе или особенностях ребенка (административная группа, родители) или самостоятельное выявление его особенностей (включенное наблюдение, беседы);
  • Информирование администрации и специалистов при сохранении конфиденциальности информации внутридетского коллектива.
  • Избежание навешивания ярлыков на детей.
  • Взаимодействие со специалистами и выполнение их рекомендаций.
  • Получение обратной связи от детей.
Девиантное поведение детей.   Девиантное поведение –это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм.

Девиантное поведение детей.

Девиантное поведение –это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм.

    Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин: 1. Социально – педагогической запущенностью, когда ребенок, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений. 2. Глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье. 3.Безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды.

 

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

  • 1. Социально – педагогической запущенностью, когда ребенок, ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений.
  • 2. Глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье.
  • 3.Безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды.
Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:   1. ухудшением социальных условий жизни детей;  2. кризисом семейного воспитания;  3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;  4.   увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.  5.свою долю вносят и средства массовой информации, кино-   и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

1. ухудшением социальных условий жизни детей; 2. кризисом семейного воспитания; 3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей; 4.   увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка. 5.свою долю вносят и средства массовой информации, кино-   и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
  • Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.  2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями.   4. Снижение напряжения ситуации.   5. Обсуждение проступка.  6. Сохранение положительной репутации ребенка.   7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
  • Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Снижение напряжения ситуации.

5. Обсуждение проступка.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

     Типы агрессии у детей и способы построения отношений.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений.

1.   Гиперактивно-агрессивный ребенок. 2.   Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. 3.   Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. 4.   Агрессивно-боязливый ребенок. 5.   Агрессивно-бесчувственный ребенок.

1.   Гиперактивно-агрессивный ребенок.

2.   Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

3.   Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

4.   Агрессивно-боязливый ребенок.

5.   Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Спасибо за внимание !!!

Спасибо за внимание !!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!