СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заседание МО. Тема:Причины и мотивы девиантного и суицидального поведения подростков

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Проблема такого поведения изучается давно и остается актуальной. Девиантное поведение, обычно, закладывается в подростковом возрасте, именно в этот период происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка. Кроме того, известно, что подростки являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет

Просмотр содержимого документа
«Заседание МО. Тема:Причины и мотивы девиантного и суицидального поведения подростков»

Тема заседания МО: Причины и мотивы

девиантного и суицидального поведения подростков (с 1,2

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. К первой категории относят поведение,отклоняющееся от норм психического здоровья. Ко второй - поведение, нарушающее социальные и культурные нормы, особенно правовые.

Проблема такого поведения изучается давно и остается актуальной. Девиантное поведение, обычно, закладывается в подростковом возрасте, именно в этот период происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка. Кроме того, известно, что подростки являются одним из наименее защищенных слоев населения. Следовательно, если не заниматься выявлением причин и профилактикой девиантного поведения в подростковом возрасте, то эта проблема не исчезнет

Отсутствие знаний, навыков, стратегий поведения взрослой части населения (родителей, учителей, социальных педагогов, психологов…) не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку несовершеннолетним.

Суицидальная активность зависит от ряда факторов. (С3)

Установлено, что вероятность возникновения суицидального поведения возрастает:

  • в вечернее, ночное и утреннее время, когда люди предоставлены самим себе, остаются наедине со сво­ими мыслями и переживаниями;

  • в период «пиков возрастной суицидальности» (между 11-12, 15-16, 17 - 24, 40 - 50 годами);

  • в условиях тяжелой морально-психологической обстановки в коллективах и т. д.;

  • больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст.

  • «пиком сезонной суицидальности» является май, самое малое число суицидов бывает в декабре.



Виды суицидов. (С 4)

В зависимости от типов суицидального поведения суициды могут быть:

  • истинные,

  • демонстративно-шантажные и

  • аффективные.

  • Истинное суицидальное поведение характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью лишения себя жизни (заранее выбираются место, время, чтобы никто не смог помешать).

  • Демонстративно-шантажное проявляется в оказании психологического давления на окружающих с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для суицидента сторону. При таком поведении человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и предпринимает для этого меры предосторожности.

  • Аффективное суицидальное поведение обычно обусловлено необычайно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания.



В исследованиях А.Г. Амбрумовой показано, что конечная цель попытки самоубийства (смерть) и ее психологический смысл не всегда совпадают.

Основные мотивы самоубийств: (С 5)

  • "призыв" (известный в мировой литературе как "крик о помощи", где основным смыслом является привлечение к себе окружающих);

  • "протест" (активная реакция против сложившейся ситуации);

  • "парасуицидальная пауза" (необходимость дать себе хотя бы короткий отдых в ситуации конфликта);

  • "избежание страдания" (необходимость "выключения" из невыносимой ситуации);

  • "самонаказание" (стремление к наказанию себя как виновного в создавшемся положении);

  • "отказ" (желание умереть, прекратить существование).

  • Обратите внимание на горькие цифры (С 6)

  • Детские суициды в 99 случаях из 100 происходят в семьях со средним или выше среднего достатком.

  • 80 % детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, были психически здоровы.

  • По данным психиатров, в возрасте от 7 до 14 лет самое большое число суицидов совершают мальчики - их психика более хрупкая. С 15 до 18 лет картина меняется: чаще жить не хотят девочки.

Далее Слайд 7

(Слайд 8) Существуют Факторы риска - это такие характеристики (признаки), которыми с точки зрения статистики чаще всего обладают подростки/взрослые с девиантным поведением. Новейшие научные исследования выявили значительное количество факторов риска, объединяемых в группы: индивидуальные, семейные и социально-культурные.

Общество, окружающая среда

Проживание в местности, находящейся в экономической депрессии, где:

  • плохие жилищные условия;

  • высокий уровень преступности;

  • широко распространено употребление наркотиков.

Низкий уровень образования.

Семья.

  • злоупотребление родителями алкоголем/наркотиками;

  • безнадзорность/жестокое отношение родителей к детям;

  • асоциальные/психически больные родители;

  • высокий уровень стресса в семье, включая стресс, связанный с финансовыми затруднениями;

  • очень большая семья, многодетность;

  • безработные или полубезработные родители;

  • необразованные родители;

  • мать-одиночка без помощи извне;

  • нестабильная семья;

  • семейный конфликт или конфликт между супругами и жестокое обращение в семье;

  • отсутствие родителей из-за развода, раздельного проживания или смерти;

  • отсутствие семейных традиций;

  • неадекватное воспитание и недостаточный контакт родителей с детьми;

  • частая смена места жительства.

Конституционная предрасположенность

  • ребенок родился от алкоголика или наркомана (наследственность);

  • интервал между детьми в семье менее двух лет;

  • поражение нервной системы ребенка в родах;

  • предрасположенность к психическим заболеваниям;

  • физические дефекты;

  • проблемы с физическим и психическим здоровье

  • трудности в обучении.

Поведенческие проблемы в раннем возрасте

  • агрессивность и агрессивность, сочетающаяся с застенчивостью;

  • проблемы эмоционального характера;

  • неспособность адекватно выражать свои чувства;

  • неспособность преодолевать стресс;

  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

  • низкая самооценка.

Проблемы в подростковом и юношеском возрасте

  • плохая успеваемость;

  • уход из школы;

  • правонарушения;

  • акты жестокости;

  • употребление табака/алкоголя;

  • ранний/незащищенный секс;

  • подростковая беременность/материнство;

  • проблемы с психическим здоровьем;

  • суицидальные попытки.

Даже если семья сама по себе является фактором риска, и подросток живет среди алкоголиков и наркоманов, то и в этом случае у него есть шанс вырасти здоровым и социально благополучным взрослым. Это происходит тогда, когда подросток:

  • может научиться делать что-то очень хорошо, тогда его друзья, соседи, близкие будут относиться к нему уважительно;

  • способен просить окружающих о помощи;

  • способен вызывать на что-то хорошее людей вокруг;

  • способен постепенно отдалиться от своей неблагополучной семьи, так что, в конце концов, она перестает быть для него единственно важным местом;

  • способен вступить в контакт со взрослым, который готов о нем заботиться.

(Слайд 9) Среди личностных предпосылок к суицидам можно также отметить:

  • неумение подростка понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;

  • двойственность ощущения своего места в мире:

  • - с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями),

  • - а с другой — абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников);

  • максимализм оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособность прогнозировать последствия своих действий.



Депрессия.

Суицидальное поведение людей, как правило, сопровождается глубокой депрессией.

  • Депрессия - аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное - угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное настроение.

  • Депрессия с поведенческими расстройствами - депрессивное состояние, в котором расстройства характера (грубость, дерзость, злобность, агрессивность, оппозиционность, повышенная возбудимость, деспотизм, истероидность и т.п.) выступают в сочетании с поведенческими нарушениями: пропусками занятий, отказом от посещения школы, драками, антидисциплинарными поступками, уходами, бродяжничеством, употреблением наркотических веществ, ранними сексуальными связями, а иногда и криминальными действиями.

(Слайд 10) По всей стране, в частности в Омске, набирают популярность «группы смерти». Организаторы этих групп ставят целью довести подростков до самоубийства. Символом является синий кит, (Слайд 11) поэтому и многие группы носят названия, связанные с китами и дельфинами. Ребенок вступает в игру, по правилам которой он должен следовать инструкциям – вырезать у себя на теле символы, сделать селфи в опасном месте, следовать специальному графику. Итог игры – суицид.

- За каких подростков стоит опасаться? Кто более всего подвержен таким играм?

- Есть разные причины, почему подросток вступает в такие группы. Кого-то привлекает неизвестность, любопытство - «а что там, за той гранью?», у кого-то «страх», ведь не зря молодые люди так любят ужастики. Хочется адреналина. Испытать то, что в нормальной, реальной жизни испытывать практически не приходится. Кто-то становится «синим китом» в силу своей закрытости, , кому-то не хватает доверительных отношений с родными, возможна психиатрическая составляющая. В любом случае в настоящее время родителям просто необходимо проявить бдительность в отношении поведения своих детей, их интересов, увлечений, друзей-подруг, обращать внимание, с кем общается их ребёнок и общается ли он вообще, есть ли у него друзья? Но может случиться и так, что родители будут искать в ребёнке то, чего в нём нет, а другие родители не захотят видеть очевидного. Если «я не вижу, то и проблемы нет», некий уход от реальности. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь. Не меньшую роль играет в настоящее время и социальная депрессия, которая касается не только взрослых, она имеет влияние и на детей.

- Помогает ли запрет на соцсети, отключение от интернета, жесткий контроль со стороны родителей?

- Если говорить про запрет на соцсети, отключение интернета, конечно, это имеет место быть. И порой это сделать просто необходимо. Если оставить без внимания и пустить на самотёк, то неизвестно, к чему может привести такая свобода. Когда встаёт вопрос жизни и смерти, лучше сделать всё возможное и невозможное, но уберечь ребёнка от трагедии. Тем более что чаще всего это происходит у детей неосознанно. Ведь они зачастую не понимают на осознанном уровне, что такое смерть. Для многих это просто игра, не более того. В силу возраста кто-то просто не понимает, как это, «умереть», «что, меня совсем не будет?», присутствует лишь иллюзия смерти, но не сама смерть. Ребёнку трудно представить, что игра может закончиться, ведь это всё «понарошку», «я лишь играю»... Мне кажется и даже я абсолютно уверена, если стоит вопрос контроля родителей, он должен быть. Для кого-то этот контроль будет неявный, для кого-то из детей такой контроль должен быть конкретным. Разные дети, разные родители, разные обстоятельства. Но и перегнуть здесь есть опасность. Если на ребёнка давить и что-то от него требовать - в первую очередь искренности, вполне возможно, подросток закроется и вряд ли будет с вами откровенным. Тонкую грань нужно суметь соблюсти.

- С чем связан всплеск такой волны подобных игр?

- На то есть несколько причин. И доступность таких групп, и инфантильность подростков, и желание тех самых модераторов групп чувствовать власть над другими, что тоже является проблемой уже их семейного воспитания, и, конечно, в какой-то мере безнаказанность. Если подростку, по большому счёту, нечем в жизни заняться, нет смысла, нет идеи, скучно, пресно, неинтересно, тогда он будет искать «приключений». Ведь эмоции в жизни должны присутствовать, и если нет здоровых эмоций их заменяет суррогат. Чтобы чего-то добиваться, этому надо учиться, надо, чтобы этому учили с пелёнок, когда младенец пытается приподняться в кроватке, чаще всего, родители не дают ему этой возможности, они тут же берут его на руки, тем самым лишая возможности учиться самому преодолевать трудности. Вроде мелочь, но именно такие мелочи ведут к несамостоятельности, в том числе и душевной. Проще идти за кем-то, чем быть самому. (Слайды 12,13, 14,15)



- Кем надо стать для ребенка, чтобы избежать трагедии?

- К сожалению, у нас отсутствует институт семьи, когда каждое поколение передаёт другому знания, навыки и умение жить в семье. У нас такому не учат. Не учат уважать детей, уважать их стремления, желания, жить с ними одной жизнью до определённого возраста, видеть в них личность. Когда наступает подростковый возраст, родители не хотят или не знают, как «отпустить» ребёнка, как научить его быть самостоятельным, как ему самоутвердиться в этой жизни, как приобрести иммунитет, пусть даже посредством собственных ошибок. Именно в такой период ребёнку наиболее всего необходим близкий человек, когда его бросает из стороны в сторону, когда он учится делать собственный выбор, когда он хочет казаться взрослым, совершает с позиции родителей глупые поступки, но всё равно он ещё ребёнок. Надо уметь стать другом своему дитя. Когда ваш сын или дочь обращается к вам, не упускайте этот момент, откликнитесь, повернитесь к нему, выслушайте, что он хочет сказать, даже если вам его вопрос или рассказ кажутся незначимыми. В этом главное - чтобы ребёнок вам доверял, не боялся делиться сокровенным. (Слайд 16)

Одним из администраторов подобной группы оказалась 13-летняя омичка, которая считает, что родители сами недоглядывают за своими детьми. Судя по странице девочки, она тоже весьма депрессивна и, возможно, лишена родительского внимания.

- Если говорить об администраторе омской группы, то ведь эту девочку кто-то привлёк к такой деятельности, это чистая манипуляция. Играют на слабостях души. Даже если ребёнок решил выйти из игры, что происходит? Его начинают стращать, что расправятся с семьёй. Теперь уже игра по-взрослому, мало для кого есть обратный путь. Дети начинают бояться за своих родителей: когда человек живёт в страхе, им легко манипулировать. (Слайд 17)

. Чем отличаются организаторы таких групп от террористов? То же уничтожение людей, только опосредованное. Обязательно должна быть интернет-безопасность, и граждане нашей страны , особенно дети должны быть ограждены от такого воздействия.

























Признаки (дополнительные), предупреждающие о возможности суицида:

  • перемены в поведении - уединение, рискованное поведение;

  • проблемы в школе - падение успеваемости, эмоциональные взрывы, засыпание на уроках;

  • признаки депрессии - перемены в питании и времени сна, беспокойство, безнадежность, чувство вины, потеря интереса;

  • устные заявления - «Я желаю быть мертвой», «Оставь меня в покое»;

  • темы о смерти - накопительный интерес к данной тематике в художественных галереях, в поэзии, романах;

  • усиленное внимание к оккультизму, тяжелому металлу в музыке;

  • вызывающая одежда;

  • предыдущая суицидальная попытка - на этих детей необходимо обращать особое внимание;

Что можно сделать для того, чтобы помочь ребенку:

  • Подберите ключи к разгадке причин суицида.

  • Примите суицидента как личность.

  • Установите заботливые взаимоотношения.

  • Будьте внимательным слушателем.

  • Не спорьте.

  • Задавайте вопросы.

  • Не предлагайте неоправданных утешений.

  • Предложите конструктивные подходы.

  • Вселяйте надежду.

  • Оцените степень риска самоубийства.

  • Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.

  • Обратитесь за помощью к специалистам.

  • Осуществляйте заботу и поддержку.



  • Пять правил повышения самооценки у детей.

Памятка для родителей.

Правило 1. Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Хвалите как можно чаще. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.

Правило 2. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие, по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.

Правило 3. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Допустим, ваш ребенок полез на высокий забор, утыканный гвоздями. Для того чтобы не разрушить положительную самооценку, можно сказать примерно следующее: «Лезть на такой забор опасно. Ты мог упасть и разбиться. Не делай больше этого». Разрушительное для самооценки высказывание звучит так: «Куда ты полез? У тебя, что, головы на плечах нет?».

Правило 4. Давайте ребенку почувствовать настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье, членами «команды». Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.

Правило 5. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова «Я тебя люблю!» способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. Вопреки распространенному мнению, неполные семьи также могут давать ребенку основу для положительной самооценки, как и полные. Конечно, при условии, что взаимоотношения с ребенком прочные и любящие.

Особенности деятельности должностных лиц

по предупреждению суицидов

Директор образовательного учреждения:

  • Создает в школе благоприятные условия для адаптации вновь пришедших детей. Организует его изучение. Заслушивает доклады должностных лиц: психолога, классного руководителя, медработника, логопеда и др. по данному вопросу.

  • Обеспечивает в коллективе гласность, социальную справедливость, внимание и доверие среди педагогов и учащихся, создает обстановку нетерпимости к равнодушию и пассивности.

  • Принимает меры по предупреждению конфликтных ситуаций, назначает административное расследование, по жалобам, лично участвует в расследовании происшествий, связанных с конфликтами, жалобами.

  • Принимает меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

  • Ведет прием родителей и учащихся по личным вопросам.

  • Решает вопросы по организации классного руководства.

Ведет учет дисциплинарных проступков, конфликтных ситуаций у отдельных педагогов, анализирует их тенденции



Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе:

  • Ведет контроль и учет успеваемости учащихся, взаимодействие учителей с родителями, своевременное информирование родителей об успехах в учебе.

  • Организует коррекционно-развивающую работу в школе с учащимися, испытывающими трудности в обучении (вместе с психологом).

  • Посещает уроки педагогов с целью изучения взаимоотношений педагогов с детьми.

  • Использует различные виды контроля за деятельностью педагогического коллектива.

  • Применяет своевременные меры административного реагирования в случае выявления фактов нарушений педагогами прав несовершеннолетних.

Классный руководитель:

  • Планирует и проводит воспитательную работу с учащимися;

  • Постоянно изучает индивидуальные особенности учащихся, проводит с ними индивидуальную работу;

  • Принимает меры по сплочению коллектива класса, особое внимание уделяет межличностным отношениям, учащимся «группы риска».

  • Проводит мероприятия по укреплению дисциплины, предупреждению правонарушений.

  • Совместно с психологом проводит мероприятия по профилактике суицидов.

  • Изучает нужды и запросы учащихся, их родителей, принимает меры по разрешению их жалоб и заявлений.

  • Организует работу с родителями учащихся.

  • Организует досуг учащихся, контролирует посещение учащимися кружков и секций, клубов по интересам.

  • Проводит профилактическую работу по предупреждению алкоголизма и наркомании среди учащихся.

  • В ходе занятий и постоянного общения с учащимися интересуются их мнением, настроением, подмечает малейшие подробности и изменения настроения и поведения учащихся, выясняет их причины. О принятых мерах и существующей проблеме докладывает вышестоящим органам.

  • Следит за соблюдением в классе дисциплины. Замечает нарушения. Применяет меры педагогического воздействия. Принимает меры к их устранению.

  • Контролирует посещения учащимися школы и отдельных уроков. Своевременно реагирует на их отсутствие.

  • Заботится о недопущении в классе: неоправданных учебных перегрузок, несправедливого распределения обязанностей в школе – конфликтов между детьми;

  • Вникает в нужды и запросы детей, их родителей, докладывает о них вышестоящим органам.

  • Организует мероприятия по адаптации вновь прибывших учащихся.

  • Организует классные воспитательные мероприятия.

  • Координирует деятельность учителей-предметников, работающих с учащимися данного класса.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!