СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Проблемы подросткового чтения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы сложившая ситуация в сфере чтения детей и юношества широко обсуждается в российском обществе. Общепризнанный факт, что с 2000-х гг. общество перестало быть «литературноцентричным», «исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения».

Серьёзную озабоченность вызывает детское и подростковое чтение, поскольку чтение является одним из важнейших источников интеллектуального развития человека и в дальнейшем основным условием его успешной социализации.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Проблемы подросткового чтения"»

Проблемы подросткового чтения.


Дурницына М.А.

Почетный работник общего образования РФ,

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»


«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привития интереса подростков к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Детское чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры подростка, в том числе ее составляющей информационной.

Детское чтение, на современном этапе, по своей структуре состоит из нескольких периодов:

  1. возраст 6 - 7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладают эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению;

  2. отроческий период - переход от детского к подростковому (примерно 10 - 11 лет), для которого характерна познавательная активность («поглощение информации»), переход от эмоционального восприятия к логическому, пристрастие к событийной стороне произведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков

  3. от 10 до 14 лет - подростковый период в детском чтении;

  4. дети 14 лет (переход от подросткового к юношескому этапу развития личности). На данном этапе эти читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.

В последние годы сложившая ситуация в сфере чтения детей и юношества широко обсуждается в российском обществе. Общепризнанный факт, что с 2000-х гг. общество перестало быть «литературноцентричным», «исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения».

Серьёзную озабоченность вызывает детское и подростковое чтение, поскольку чтение является одним из важнейших источников интеллектуального развития человека и в дальнейшем основным условием его успешной социализации.

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в сфере детского чтения в России не является исключительно «российским феноменом», напротив, происходящие процессы обнаруживают сходство с теми процессами, которые протекали на Западе 15 - 20 лет назад. Именно c этого периода чтение попадает в исследовательский фокус ученых разных стран, признающих, что чтение в информационном обществе становится основным источником получения знаний, необходимых для успешной коммуникации с социумом.

Именно с умения читать практически во все исторические эпохи начиналась характеристика образованности.

В далёком прошлом сведения получали из устных рассказов, легенд, сказок или увиденных событий. В современном мире информация и новости всюду. И если в ближайшем окружении детей присутствует привычка перескакивать с информации на информацию, с текста на текст, с источника на источник, ребенок не учится создавать целостное представление о событиях и объектах.

Подростку очень важно научиться следить за сюжетом и видеть направление развития событий. Как говорят ученые, перескакивание с экрана на экран создает рваную историю, собранную из разрозненных отрывков — пазлов разных картин. Это явление называется заппинг. И приводит оно к непониманию принципов изложения и отсутствию навыка пересказа. Чтение может спасти положение.

Для того, чтобы искать пути решения проблемы, необходимо найти и сформулировать ее истоки.

Почему подростки не читают:

  • Не умеют. Даже если в детстве ребенок научился складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это еще не значит, что он понимает сложенное, это не значит, что он научился видеть образ, спрятанный за словом. Для того, чтобы прочитать и понять текст, мозгу нужно сделать довольно сложную операцию. Нужно расшифровать эти странные знаки, из которого сделан текст, и соотнести их с образами и понятиями, а потом сформировать целостное представление о содержании. У тех, кто читает легко и быстро, мозг с этой операцией справляется легко.

Чтение с физиологической точки зрения является результатом развития корковых функций головного мозга, а именно способности к превращению символа или знака в образ. Для построения образа корой при чтении понадобятся некоторые способности и специальный тренинг – обучение.

По мнению физиологов, исчезновение интереса к чтению связано с затруднениями или невозможностью построения образа на написанное слово, что подсознательно дает ощущение бессмысленности самого процесса чтения.

  • Не интересно. Подростку предлагается для чтения только литературная классика или произведения школьной программы. Но его увлечение не обязательно совпадают с интересами и требованиями взрослых.

  • Множество заменяющих чтение событий и предметов. Современных детей с раннего возраста максимально окружают развлечениями: одаривают гаджетами, приглашают аниматоров, возят по развлекательным центрам и пр. Сами организовать досуг дети уже не умеют. И книги здесь не стоят на первом месте.

  • Много отвлекающих моментов. Электронные гаджеты перетягивают внимание на себя: смартфоны, телевизор, игровые консоли, умные часы. Внутри каждого множество приложений, которые переманивают внимание подростка.

  • Мало свободного времени. Подростки загружены школьными уроками, дополнительными занятиями и спортивными секциями. По возвращении домой им хочется только расслабиться и отдохнуть с чем-то легким.

  • Нет примера читающего взрослого перед глазами. Родители проводят время в телефонах и у телевизора, но от ребенка требуют чтения.

Современный мир меняется слишком стремительно. Технологии заменяют привычные действия и освобождают от необходимости учиться. Подросток видит замену и быстро откликается. Даже в его телефоне больше информации, чем в учебниках, больше функций, чем во всех школьных принадлежностях. Таким образом, интерес к чтению отодвигается.

Современный подросток является носителем новых культурных моделей, языка, моды, коммуникативных средств и технологий, и в этой связи во многих сферах жизни опережает взрослых. Сегодняшнее молодое поколение не застало мир без компьютеров, Интернета и мобильных телефонов.

Вследствие раннего обрушения мощного потока цифровых технологий на мозг подростка появляется «мозговой разрыв», пропасть между мышлением отцов и детей.

Можно выделить несколько условий развития культуры чтения современного подростка:

• Отсутствие отрицательных эмоций вокруг чтения.

• Осознанное понимание мира подростка, предоставление свободы роста и развития.

• Погружение в среду «взрослой» культуры.

• Решение проблемы за счет попытки вхождения взрослого в субкультуру подростка, желания понять выстроенные им образы с целью создания обстановки доверия и введения в дальнейшем в культуру «большую».

• Анализ художественных текстов, как средство расширения поля читательских ориентаций подростка.

• Тщательный отбор и использование в общеобразовательном процессе качественных альтернативных текстов (фильмов, музыки, телепередач и даже компьютерных игр)

• Предоставление подростку возможности выразить себя в собственных текстах различной природы, будь то стихотворение, танец, музыка, граффити, эссе и т.д.

• Создание условий, когда дополнительно прочитанная книга, статья дают возможность стать успешнее в учебе, почувствовать себя интересным собеседником; обсуждение прочитанных книг, обмен ими; проектирование встреч с успешными людьми, которые могли бы поделиться своим отношением к книгам, чтению.

• Развитие культуры чтения и информационной культуры преподавателей как неотъемлемой части профессиональной деятельности и инструмента педагогического влияния на чтение подростка.

• Активное использование в работе с подростками положительных моментов, которые имеют место в клиповом сознании и визуальной культуре.

На каждого человека влияет атмосфера и культура, которую демонстрирует общество в целом. Если в обществе прославляется здоровый образ жизни, люди занимаются в спортзале и покупают спортивный инвентарь. Статус в обществе имеет значение, у литературы даже в большей степени.

Подростки оглядываются на ближнее окружение, подражают авторитетам. Авторитетом может стать родитель, товарищ и даже совершенно незнакомый человек (например блогер). И если к мнению стороннего человека подросток прислушивается, можно показать современных героев, которые тоже ведут за собой миллионы. Сегодня есть популярные книжные блогеры, которые делятся прочитанным и стимулируют своих подписчиков читать книги, устраивать буккроссинг и собираться в фан-клубы.

Побудить подростка читать так же может возможность увидеть своего ровесника в произведении, получить подсказку в схожей жизненной ситуации; как разрешить конфликт с другом или подругой; как выстроить отношения с родителями и т.д.

Есть и не очень полезные стимулы, например, уход от трудностей, когда подросток прячется в книгах от действительности.

Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод, что при грамотном и разностороннем подходе можно создать условия для развития подросткового чтения. Мотивировать подростка к чтению можно, опираясь на его внутреннее Я и интерес к новому.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!