Проблемы подросткового чтения.
Дурницына М.А.
Почетный работник общего образования РФ,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Эти слова сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привития интереса подростков к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.
Детское чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры подростка, в том числе ее составляющей информационной.
Детское чтение, на современном этапе, по своей структуре состоит из нескольких периодов:
возраст 6 - 7 лет рассматривается как «детский» в читательском развитии, когда преобладают эмоциональное отношение к книге, вживание в образы героев, медленный переход от конкретного к понятийному мышлению;
отроческий период - переход от детского к подростковому (примерно 10 - 11 лет), для которого характерна познавательная активность («поглощение информации»), переход от эмоционального восприятия к логическому, пристрастие к событийной стороне произведения. В это время начинает различаться чтение девочек и мальчиков
от 10 до 14 лет - подростковый период в детском чтении;
дети 14 лет (переход от подросткового к юношескому этапу развития личности). На данном этапе эти читатели утрачивают некоторые характеристики чтения, сужается диапазон чтения, углубляется дифференциация читателей: одни читают меньше, другие более активно, различаются мотивы и круг чтения, оценки прочитанного. Наблюдается активное приобщение к литературе для взрослых.
В последние годы сложившая ситуация в сфере чтения детей и юношества широко обсуждается в российском обществе. Общепризнанный факт, что с 2000-х гг. общество перестало быть «литературноцентричным», «исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения».
Серьёзную озабоченность вызывает детское и подростковое чтение, поскольку чтение является одним из важнейших источников интеллектуального развития человека и в дальнейшем основным условием его успешной социализации.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в сфере детского чтения в России не является исключительно «российским феноменом», напротив, происходящие процессы обнаруживают сходство с теми процессами, которые протекали на Западе 15 - 20 лет назад. Именно c этого периода чтение попадает в исследовательский фокус ученых разных стран, признающих, что чтение в информационном обществе становится основным источником получения знаний, необходимых для успешной коммуникации с социумом.
Именно с умения читать практически во все исторические эпохи начиналась характеристика образованности.
В далёком прошлом сведения получали из устных рассказов, легенд, сказок или увиденных событий. В современном мире информация и новости всюду. И если в ближайшем окружении детей присутствует привычка перескакивать с информации на информацию, с текста на текст, с источника на источник, ребенок не учится создавать целостное представление о событиях и объектах.
Подростку очень важно научиться следить за сюжетом и видеть направление развития событий. Как говорят ученые, перескакивание с экрана на экран создает рваную историю, собранную из разрозненных отрывков — пазлов разных картин. Это явление называется заппинг. И приводит оно к непониманию принципов изложения и отсутствию навыка пересказа. Чтение может спасти положение.
Для того, чтобы искать пути решения проблемы, необходимо найти и сформулировать ее истоки.
Почему подростки не читают:
Не умеют. Даже если в детстве ребенок научился складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это еще не значит, что он понимает сложенное, это не значит, что он научился видеть образ, спрятанный за словом. Для того, чтобы прочитать и понять текст, мозгу нужно сделать довольно сложную операцию. Нужно расшифровать эти странные знаки, из которого сделан текст, и соотнести их с образами и понятиями, а потом сформировать целостное представление о содержании. У тех, кто читает легко и быстро, мозг с этой операцией справляется легко.
Чтение с физиологической точки зрения является результатом развития корковых функций головного мозга, а именно способности к превращению символа или знака в образ. Для построения образа корой при чтении понадобятся некоторые способности и специальный тренинг – обучение.
По мнению физиологов, исчезновение интереса к чтению связано с затруднениями или невозможностью построения образа на написанное слово, что подсознательно дает ощущение бессмысленности самого процесса чтения.
Не интересно. Подростку предлагается для чтения только литературная классика или произведения школьной программы. Но его увлечение не обязательно совпадают с интересами и требованиями взрослых.
Множество заменяющих чтение событий и предметов. Современных детей с раннего возраста максимально окружают развлечениями: одаривают гаджетами, приглашают аниматоров, возят по развлекательным центрам и пр. Сами организовать досуг дети уже не умеют. И книги здесь не стоят на первом месте.
Много отвлекающих моментов. Электронные гаджеты перетягивают внимание на себя: смартфоны, телевизор, игровые консоли, умные часы. Внутри каждого множество приложений, которые переманивают внимание подростка.
Мало свободного времени. Подростки загружены школьными уроками, дополнительными занятиями и спортивными секциями. По возвращении домой им хочется только расслабиться и отдохнуть с чем-то легким.
Нет примера читающего взрослого перед глазами. Родители проводят время в телефонах и у телевизора, но от ребенка требуют чтения.
Современный мир меняется слишком стремительно. Технологии заменяют привычные действия и освобождают от необходимости учиться. Подросток видит замену и быстро откликается. Даже в его телефоне больше информации, чем в учебниках, больше функций, чем во всех школьных принадлежностях. Таким образом, интерес к чтению отодвигается.
Современный подросток является носителем новых культурных моделей, языка, моды, коммуникативных средств и технологий, и в этой связи во многих сферах жизни опережает взрослых. Сегодняшнее молодое поколение не застало мир без компьютеров, Интернета и мобильных телефонов.
Вследствие раннего обрушения мощного потока цифровых технологий на мозг подростка появляется «мозговой разрыв», пропасть между мышлением отцов и детей.
Можно выделить несколько условий развития культуры чтения современного подростка:
• Отсутствие отрицательных эмоций вокруг чтения.
• Осознанное понимание мира подростка, предоставление свободы роста и развития.
• Погружение в среду «взрослой» культуры.
• Решение проблемы за счет попытки вхождения взрослого в субкультуру подростка, желания понять выстроенные им образы с целью создания обстановки доверия и введения в дальнейшем в культуру «большую».
• Анализ художественных текстов, как средство расширения поля читательских ориентаций подростка.
• Тщательный отбор и использование в общеобразовательном процессе качественных альтернативных текстов (фильмов, музыки, телепередач и даже компьютерных игр)
• Предоставление подростку возможности выразить себя в собственных текстах различной природы, будь то стихотворение, танец, музыка, граффити, эссе и т.д.
• Создание условий, когда дополнительно прочитанная книга, статья дают возможность стать успешнее в учебе, почувствовать себя интересным собеседником; обсуждение прочитанных книг, обмен ими; проектирование встреч с успешными людьми, которые могли бы поделиться своим отношением к книгам, чтению.
• Развитие культуры чтения и информационной культуры преподавателей как неотъемлемой части профессиональной деятельности и инструмента педагогического влияния на чтение подростка.
• Активное использование в работе с подростками положительных моментов, которые имеют место в клиповом сознании и визуальной культуре.
На каждого человека влияет атмосфера и культура, которую демонстрирует общество в целом. Если в обществе прославляется здоровый образ жизни, люди занимаются в спортзале и покупают спортивный инвентарь. Статус в обществе имеет значение, у литературы даже в большей степени.
Подростки оглядываются на ближнее окружение, подражают авторитетам. Авторитетом может стать родитель, товарищ и даже совершенно незнакомый человек (например блогер). И если к мнению стороннего человека подросток прислушивается, можно показать современных героев, которые тоже ведут за собой миллионы. Сегодня есть популярные книжные блогеры, которые делятся прочитанным и стимулируют своих подписчиков читать книги, устраивать буккроссинг и собираться в фан-клубы.
Побудить подростка читать так же может возможность увидеть своего ровесника в произведении, получить подсказку в схожей жизненной ситуации; как разрешить конфликт с другом или подругой; как выстроить отношения с родителями и т.д.
Есть и не очень полезные стимулы, например, уход от трудностей, когда подросток прячется в книгах от действительности.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что при грамотном и разностороннем подходе можно создать условия для развития подросткового чтения. Мотивировать подростка к чтению можно, опираясь на его внутреннее Я и интерес к новому.