СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Приёмы организации самостоятельной работы с текстом на уроках родного (русского) языка (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы организации самостоятельной работы с текстом на уроках родного (русского) языка, которые привлекают внимание ребят, увлекают их заниматься развитием своей речи, вовлекают в работу над словом, развивают их кругозор.

Просмотр содержимого документа
«Статья Приёмы организации самостоятельной работы с текстом на уроках родного (русского) языка (5 класс)»

Приёмы организации самостоятельной работы с текстом на уроках родного (русского) языка

Основной целью обучения родному языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению языком и воспитание личности на традициях и обычаях своего народа.

Развитие речи обучающихся на уроках родного языка в среднем звене – важнейший аспект обучения. Дар слова – одна из важнейших особенностей человека, возвышающего его над миром живого, но этот дар нужно развивать. Слово – это средство общения людей, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.

Последнее время развитию коммуникативной компетенции школьников придается особое значение, так как в этом понятии справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Некоторые пути развития речи наиболее привлекают внимание ребят, увлекают их заниматься развитием своей речи, вовлекают в работу над словом, развивают их кругозор.

«Синквейн» ( от французского – пятистишье) - один из приёмов активизации познавательной активности учащихся на уроке.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Правила построения синквейна

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она одним словом и чаще всего существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

Приём «Синквейн»

1. Язык
2.Динамичный, активный
3.Изменяется, развивается, совершенствуется
4.Никогда не стоит на месте
5.Движение

1.Язык
2.Известный, используемый
3.Изучается, употребляется, распространяется
4.На нем говорят во многих странах
5.Язык

1.Язык
2.Государственный, национальный
3.Преподается, изучается, живёт
4.Национальный язык России
5.Гордость

1. Язык
2.Родной, отечественный
3.Уважать, изучать, практиковать
4.Родной язык великой державы
5.Отчизна

1. Язык
2.Изучаемый, практикуемый
3.Постигать, осваивать, практиковать
4.Многие изучают этот великолепный язык
5.Наука

Прием под названием «Поле ключевых слов» можно использовать не только на уроках родного языка, но и на уроках русского языка и литературы. Прием заключается в том, чтобы к данному слову подобрать множество ассоциативных слов, так или иначе с ним связанных, расположенных в виде поля, то есть вокруг данного слова. Например: дано слово ЯЗЫК. Слова – русский, синоним, Родина, мама, слова, диктант, суффикс, запятая, орган, народ, звук, школа, нация, учитель, ошибка, грамотей, прилагательное, существительное, разговоры и т.д. – помогут пятиклассникам написать сочинение о языке, о значении языка.

Прием «Поле ключевых слов»



Русский

Родной






Орган





Мама





Суффикс




Я ЗЫК


Синоним



Запятая




Ошибка

Учитель



Слова







Прием речевой гимнастики тоже несет функцию развития речи, помогает включить ребят в работу над словом и его лексическим значением, помогает улучшить звучание детского голоса, распределить внимание на произносимой речи в соответствии с ее информацией, «расставить» звуковые пробелы – паузы, то есть обеспечить понимание того, что произносит школьник. Упражнения для речевой гимнастики могут быть самыми разнообразными (упражнения по отработке интонации, темпа речи; упражнения по совершенствованию выразительности речи;

упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции).

Упражнение в выразительности чтения текста без знаков препинания:

Очень-очень странный вид

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет улетая

Вот что значит запятая.

Знакомясь на уроках родного языка со структурой грамматических определений, правил грамматики, орфографии и пунктуации, занимаясь сопоставлением изучаемых языковых категорий, овладевая умением классифицировать и группировать факты языка, школьники учатся точно, связно и грамотно излагать свои мысли. Для этого используются разнообразные письменные упражнения и приемы – словарные, синтаксические, композиционные, пунктуационные, которые включаются в общую систему языковых занятий. При систематическом использовании приведенных выше приемов развития речи на уроках родного языка, действительно, речь школьников развивается довольно быстрыми темпами и учащиеся 5 класса с удовольствием идут на уроки родного языка, так как они стараются научиться грамотно и логично излагать свои мысли, описывать предметы, пересказывать чужой текст, а это все потребуется для написания сочинения на экзаменах.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!