СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ


А. Алексеенко

Аннотация: в статье рассматриваются виды УУД, определяется возможность развития познавательных УУД посредством использования технологии проблемного обучения на уроках математики.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, виды УУД, технология проблемного обучения.


Жизнь современного общества не стоит на месте. За последнее время произошло много изменений. Не осталось в стороне и образование.

Сегодня школа ставит перед собой цель не вооружить ученика большим объемом предметных знаний, а сформировать у него универсальные способы действий. Именно универсальные способы действий помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе.

Потребность в развитии основ умения учиться (универсальных учебных действий – УУД) в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения определена как важнейшая задача образования.

 УУД – совокупность способов действия учащегося (а так же связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Выделяют четыре вида УУД: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Более подробно рассмотрим блок познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации[Ануфриева, электронный ресурс].

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров), знаково-символические, входящие в группу общеучебных универсальных действий (моделирование –преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графическая или знаково-символическая), логические (анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование)[Асмолов, 2011, с. 29].

Для развития познавательных УУД на уроках математики используются различные педагогические технологии. Достаточно эффективнойявляется технология проблемного обучения.

Под проблемным обучением В.Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний»[Оконь, 1968, с. 61].

Как же можно применить данную технологию на уроке математики?

Рассмотрим примеры проблемных заданий, которые можно использовать на уроках математики в 5 классе для формирования познавательных УУД.

Пример 1.Тема урока «Объем параллелепипеда».

При изучении данной темы учитель предлагает учащимся решить следующую задачу: «Длина аквариума 70 см, ширина 30 см, а высота 50 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

Обучающие сталкиваются с проблемой: как определить объем параллелепипеда.

При решении проблемы развиваются следующие познавательные УУД: обучающиеся работают с различными источниками информации, выбирают необходимую информацию из статьи учебника, при поиске решения задачи строят логические цепочки, делают выводы.

Пример 2. Тема урока «Меньше или больше».

Вы прочтете тему урока, если правильно найдете значения выражений и вставите соответствующие буквы в таблицу ответов.

Примеры

Буква, которая соответствует правильному ответу

Таблица ответов

О



102

120

102





84

80

120

160

1

30













0

30

75

160

1

30








Ь


Е


И


Б


Л


Ш


М


Н


При выполнении предложенных заданий у учащихся развиваются следующие познавательные УУД: развиваются вычислительные навыки, способность выполнять арифметические вычисления устно, учащиеся применяют ранее полученные знания, соотносят правильный ответ и букву в таблице, делают вывод: формулируют тему урока.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Развитие у учащихся универсальных учебных действий ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться, применять полученные знания в различных ситуациях.Технология проблемного обучения является эффективным средством развития познавательныхУУД на уроках математики.


Литература

Ануфриева О. А. Познавательные универсальные учебные действия. – [Электронный ресурс]:[Режим доступа]:http://anyfrieva.at.ua/index/poznavatelnye_uud/0-55

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Оконь В. Основы проблемного обучения / Пер. с польск. С. Ф. Жуйков; под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Просвещение, 1968. – 208 с.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!