Научная статья на тему : «Особенности преподавания основ финансовой грамотности в курсе математики 5-6 классов»
Финансовая грамотность (англ. Financial literacy) — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие. В настоящее время среди наших соотечественников часты случаи финансовых злоупотреблений, накопления непосильных долгов и кредитов. Финансовые мошенники заманивают жертв идеей легкого заработка и позже разоряют. А большинство людей попросту не замечают, куда сами тратят собственные деньги, и живут от зарплаты до зарплаты. Овладев финансовой грамотностью, человек получает ключ от финансового благополучия и уверенность в завтрашнем дне.
«По данным исследования Всемирного банка более 60% россиян со средними и ниже доходами не знают, в какую службу обратиться в случае обмана со стороны кредитно-финансовой организации, 80% не знают, куда обратиться в случае финансовых споров. Более 50% учащихся средней школы не видят корреляции между уровнем рисков и уровнем доходности финансовых инструментов». Для решения поставленной проблемы Министерство финансов и Всемирный банк с 2011 года реализуют проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Разработана Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023гг. Основная задача указанных
документов – формирование финансовой грамотности современных школьников, что, в свою очередь, приведет к тому, что в ближайшие 10-15 лет в нашем государстве будет финансово грамотное население.
Финансовой грамотности необходимо обучать с ранних лет. Финграмотность уже признана в мире таким же необходимым жизненным умением в XXI веке, как чтение и письмо. В современных условиях информатизации и высокой технологизации общества перед системой школьного образования стоит задача подготовки предприимчивых, деловых, трудолюбивых учащихся, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способных к риску, самостоятельному выбору сфер деятельности, принятию ответственных решений и саморегуляции поведения.
Поэтому лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, и именно школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка. И что самое главное, нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся – это завтрашние активные участники финансового рынка.
Во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках только обществознания, то в дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.
В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь должны быть решены два основных вопроса:
Предоставление необходимой информации — разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.
И если на сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов, в создании которых принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие, то решение второго вопроса требует гораздо больших усилий. Учителям необходимо пройти обучение на спецкурсах, чтобы познакомиться с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:
Налоги и их виды;
прибыль и убыток;
заработная плата, премии и вычеты;
семейный бюджет;
инфляция;
валюты и валютные котировки;
инвестиции;
ценные бумаги;
банковские операции;
мошенничества;
кредитные системы;
финансовые пирамиды;
кредиты и т.д.
Меня заинтересовала тема формирования финансовой грамотности учащихся, так как отдельного предмета этого направления у нас в школе. Фактически в курсе математики среднего и начального звена представлены задания по денежным расчетам, покупкам, стоимости товаров и услуг, банковским вкладам, которые носят характер практико-ориентированных задач по изучаемым математическим темам. Таким образом, учащиеся имеют возможность познакомится с инструментарием финансовой грамотности, но нет системности знаний и общей картины влияния сферы финансов, связи ее с другими отраслями.
Методологические подходы формирования финансовой грамотности: интегративный, контекстный, компетентностный, личностно-деятельностный, практико-ориентированный, субъектный.
Принципы формирования финансовой грамотности: преемственности; интеграции программ финансовой грамотности; активного использования обратной связи, оценки и мониторинга эффективности обучения.
Наиболее приемлемая форма – практико-ориентированные задания с реальными ценами и количеством, согласно семейным потребностям. Возможны групповые формы работы, бизнес-игры, проблемные ситуации. Необходимо выработать навыки анализа информации (в том числе работа с таблицами, диаграммами, большим объемом текста), выборки оптимального варианта, использования современных технологий,
Список использованной литературы и ресурсов:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
https://rosuchebnik.ru/material/uroki-finansovoy-gramotnosti/
https://fmc.hse.ru/methbank
https://rg.ru/2015/10/17/uroki-site.html
Повышение финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций Белгородской области : сборник научных статей и методических разработок педагогических работников / под ред. Е.В. Никулиной, А.В. Орловой. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. – 56 с.