СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Краткий пересказ - современный метод обучения в образовании"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Краткий пересказ - современный метод обучения в образовании"»

КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ – СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Яковлева Анастасия Олеговна

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького,

студент

Для получения младшими школьниками необходимого уровня речевого развития федеральный государственный стандарт начального общего образования требует от педагогических работников формирования у них первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации изучаемого языка.

Речь, как отмечают А.Н. Леонтьев, Н. В. Бордовская и А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн, «это связность и последовательность изложения высказываний, обеспечивающих взаимопонимание между людьми». Соответственно, речь считается связной в том случае, если она согласуется с законами логики и грамматики, отражает единство смысловых, значимых и структурных целых, характеризующих определённую тему.

С целью выявления уровня развития устной речи обучающихся было проведено экспериментальное исследование на базе средней школы № 6 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в 2022 г, в котором принимали участие 20 второклассников. Исследование предполагало осуществление двух этапов:

1. Методика Лалаевой Р. И. «Пересказ текста без опоры на наглядность». Работа была направлена на определение уровней смысловой целостности (семантический параметр) и связности устной речи (языковой параметр). Необходимо было определить, владеют ли обучающиеся смысловым чтением, соответствует ли пересказ заявленному тексту, воспроизведены ли все смысловые звенья и соблюдена ли последовательность изложения. Для этого предполагалось использование небольшого текста, который ученики самостоятельно зачитывали, а затем пытались пересказать его содержание. По итогу диагностирования было выявлено, что преобладает низкий уровень по двум параметрам. Результаты методики представлены в диаграмме №1.

Диаграмма №1.

Результаты по определению уровня семантического и языкового параметров у обучающихся 2 «Д» класса



Типичные ошибки, которые были замечены в ходе реализации методики, характеризовались тем, что обучающиеся искажали смысловые звенья и пропускали фрагменты текста, что затрудняло понимание его содержания.

2. Методика Немова Р. С. «Определение уровня словарного запаса» заключалась в том, чтобы отследить в речи обучающихся количество употребления ими различных частей речи. Материалом исследования была картинка, глядя на которую, учащиеся должны были рассказать как можно подробнее, что они на ней видят. В зависимости от количества употреблённых в речи учениками признаков речи (существительные, глаголы, предлоги, союзы, однородные члены предложения и другие) подводился итог об уровне развития словарного развития, устной речи обучающихся. В процессе обработки и анализа полученных данных были получены неплохие результаты, представлены в диаграмме №2.


Диаграмма №2.

Результаты по определению уровня словарного запаса

у обучающихся 2 «Д» класса



Одни из значительных ошибок, которые были выявлены у большей части обучающихся – это бедность и однообразие строя предложений, повторы, нарушения согласований подлежащего и сказуемого.

По завершении исследования были сделаны следующие выводы: учащиеся не осознают прочитанный текст, у них недостаточный уровень словарного запаса, они грамматически и логически неверно строят высказывания, пропускают смысловые звенья и в их речи прослеживаются ошибки.

Проблема развития устной речи учащихся актуальна и волнует педагогов начального образования, ведь научить ребёнка красиво и логично излагать свои мысли, адекватно воспринимать и передавать в устной форме прочитанное, имеет большое значение как в образовании, так и в развитии личности ребёнка.

Необходимо подчеркнуть, что одно из важнейших качеств речи – умение кратко формулировать и излагать свои мысли, кратко передавать содержание прочитанного, увиденного и услышанного. Рассказать что-либо в краткой форме – куда сложнее, чем всё описать в подробных деталях.

Работа над кратким пересказом – это не просто сокращение текста, а сложное переосмысление прочитанного, воспроизведение его содержания в наиболее обобщенной форме. Сложность краткого пересказа для младших школьников заключается в том, что им необходимо осуществить анализ воспринятого произведения: выделить только самые существенные детали, а второстепенное «отбросить».

Главные задачи краткого пересказа направлены на то, чтобы научить учащихся раскрывать основной смысл произведений, кратко передавать содержимое текста, отбирать существенную информацию, исключая подробности, планировать высказывания, а затем логично и правильно их выстраивать, уместно используя языковые средства выразительности.

Уровень речевого развития второклассников недостаточен, поэтому актуальным остаётся организация деятельности по развитию культуры речи посредством краткого пересказа.



Список литературы


  1. ФГОС НОО. Требования к результатам освоения программы начального общего образования, 2021. – с.37 – 39.

  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М. Педагогика, 1996, стр. 115.

  3. Евсюткина, П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного / П. А. Евсюткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13496/ (дата обращения: 14.02.2023).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!