КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ – СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Яковлева Анастасия Олеговна
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького,
студент
Для получения младшими школьниками необходимого уровня речевого развития федеральный государственный стандарт начального общего образования требует от педагогических работников формирования у них первоначальных знаний о фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации изучаемого языка.
Речь, как отмечают А.Н. Леонтьев, Н. В. Бордовская и А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн, «это связность и последовательность изложения высказываний, обеспечивающих взаимопонимание между людьми». Соответственно, речь считается связной в том случае, если она согласуется с законами логики и грамматики, отражает единство смысловых, значимых и структурных целых, характеризующих определённую тему.
С целью выявления уровня развития устной речи обучающихся было проведено экспериментальное исследование на базе средней школы № 6 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в 2022 г, в котором принимали участие 20 второклассников. Исследование предполагало осуществление двух этапов:
1. Методика Лалаевой Р. И. «Пересказ текста без опоры на наглядность». Работа была направлена на определение уровней смысловой целостности (семантический параметр) и связности устной речи (языковой параметр). Необходимо было определить, владеют ли обучающиеся смысловым чтением, соответствует ли пересказ заявленному тексту, воспроизведены ли все смысловые звенья и соблюдена ли последовательность изложения. Для этого предполагалось использование небольшого текста, который ученики самостоятельно зачитывали, а затем пытались пересказать его содержание. По итогу диагностирования было выявлено, что преобладает низкий уровень по двум параметрам. Результаты методики представлены в диаграмме №1.
Диаграмма №1.
Результаты по определению уровня семантического и языкового параметров у обучающихся 2 «Д» класса
Типичные ошибки, которые были замечены в ходе реализации методики, характеризовались тем, что обучающиеся искажали смысловые звенья и пропускали фрагменты текста, что затрудняло понимание его содержания.
2. Методика Немова Р. С. «Определение уровня словарного запаса» заключалась в том, чтобы отследить в речи обучающихся количество употребления ими различных частей речи. Материалом исследования была картинка, глядя на которую, учащиеся должны были рассказать как можно подробнее, что они на ней видят. В зависимости от количества употреблённых в речи учениками признаков речи (существительные, глаголы, предлоги, союзы, однородные члены предложения и другие) подводился итог об уровне развития словарного развития, устной речи обучающихся. В процессе обработки и анализа полученных данных были получены неплохие результаты, представлены в диаграмме №2.
Диаграмма №2.
Результаты по определению уровня словарного запаса
у обучающихся 2 «Д» класса
Одни из значительных ошибок, которые были выявлены у большей части обучающихся – это бедность и однообразие строя предложений, повторы, нарушения согласований подлежащего и сказуемого.
По завершении исследования были сделаны следующие выводы: учащиеся не осознают прочитанный текст, у них недостаточный уровень словарного запаса, они грамматически и логически неверно строят высказывания, пропускают смысловые звенья и в их речи прослеживаются ошибки.
Проблема развития устной речи учащихся актуальна и волнует педагогов начального образования, ведь научить ребёнка красиво и логично излагать свои мысли, адекватно воспринимать и передавать в устной форме прочитанное, имеет большое значение как в образовании, так и в развитии личности ребёнка.
Необходимо подчеркнуть, что одно из важнейших качеств речи – умение кратко формулировать и излагать свои мысли, кратко передавать содержание прочитанного, увиденного и услышанного. Рассказать что-либо в краткой форме – куда сложнее, чем всё описать в подробных деталях.
Работа над кратким пересказом – это не просто сокращение текста, а сложное переосмысление прочитанного, воспроизведение его содержания в наиболее обобщенной форме. Сложность краткого пересказа для младших школьников заключается в том, что им необходимо осуществить анализ воспринятого произведения: выделить только самые существенные детали, а второстепенное «отбросить».
Главные задачи краткого пересказа направлены на то, чтобы научить учащихся раскрывать основной смысл произведений, кратко передавать содержимое текста, отбирать существенную информацию, исключая подробности, планировать высказывания, а затем логично и правильно их выстраивать, уместно используя языковые средства выразительности.
Уровень речевого развития второклассников недостаточен, поэтому актуальным остаётся организация деятельности по развитию культуры речи посредством краткого пересказа.
Список литературы
ФГОС НОО. Требования к результатам освоения программы начального общего образования, 2021. – с.37 – 39.
Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М. Педагогика, 1996, стр. 115.
Евсюткина, П. А. Формирование навыка пересказа прочитанного / П. А. Евсюткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13496/ (дата обращения: 14.02.2023).