22.09.2004 Учить ребенка как встарь или открыть «Размышляй-букварь»?
Новосибирским педагогом изобретен новый метод обучения чтению
Вера Квач: «Дети удивительно умны, но взрослые об этом даже не догадываются». Фото Сергея ПЕРМИНА
Многие ли помнят тот краткий период жизни, когда учились читать? И остались ли в прапамяти мучения тех дней? Максим Горький описывал, как дед талдычил ему про аз, буки, веди и колотил за непонимание. Кто-то вспомнит про то, как «мама мыла раму» или «мы не рабы, рабы не мы». Кого-то из нынешних молодых учил папа по принципу скорочтения, сам увлеченный этим способом проглатывания книг… Вера Квач, учитель начальных классов, кандидат педагогических наук, исследователь букваристики, изобрела, или, лучше сказать — придумала совершенно новый метод обучения чтению. И натолкнули ее, без преувеличения, на открытие сами дети… Не случайно в качестве эпиграфа к своей работе она сформулировала главную для нее мысль: «Я познала великую тайну о том, что дети удивительно умны, но взрослые об этом даже не догадываются». А потом нашла созвучие у Константина Бальмонта: «Но я, узнав, как мудры дети, ребенком быть не перестал».
— Как учитель, я воочию видела, насколько трудно для маленького ребенка освоение чтения, — говорит Вера Васильевна. — И при этом столь важный самый первый этап обучения фактически вынесен за рамки общеобразовательной школы. Запретительные меры о непринятии в первый класс деток, не умеющих читать, бессильны. Но ведь не все посещают детсады, подготовительные классы… И кто и как учит малышей? Так, случается, учат, что отбивают у них охоту к чтению. Одна из причин такого положения в том состоит, что почти все буквари построены по звукобуквенному методу или буквослагательному. А они не отвечают современным потребностям, сколько их ни модернизируй. Недавно в одной серьезной газете статья была «Мучение с обучением». Не случайно появилась, и не одна. Мир другой, дети другие, круг знаний расширился невероятно, а мы все по слогам слова складываем, да затягиваем этот процесс, вместо того чтобы быстро идти вперед. Методов и систем много, например — с помощью целых слов, есть и слуховой, который придумал Лев Николаевич Толстой. Я могу говорить об этом долго, потому что диссертация моя была посвящена как раз истории обучения грамоте.
Вера Квач: «Часто прошу ребятишек нарисовать то, о чем мы говорим, а это уже изобразительное письмо». Фото Сергея ПЕРМИНА
— Но можно ли придумать нечто новое? И нужно ли?
— Великий физиолог Сеченов говорил, что уже у четырехлетнего ребенка складываются все основные формы мышления, он уже умеет устанавливать причинно-следственные связи. Не только бесконечно задает вопросы, но любит рассуждать, спорить, фантазировать. И все это пронизано эмоциями. Так какие же знания он будет легче усваивать? Те, что ему важны, значимы для него, что будят фантазию и эмоции. А мы ему начинаем говорить про «мертвую» букву или слог. Но они не имеют для него эмоциональной окраски, ребенок не знает, куда ее «поселить« — эту букву или слог. Мы не учим, мы останавливаем процесс познания, подавляя эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира. Я предлагаю учиться сразу мыслить, читать, грамотно писать с моим «Размышляй-букварем». Если говорить по-научному, то первоначальной единицей выступает в нем не звукобуква, не слог, а смысл и его форма — целая фраза.
— Сразу и не понять, как же идет обучение…
— Мы начинаем занятия сразу с исследования содержания фразы. Они объединены в разделы, например, «О человеке и мире», «О здоровье и спорте», «О взаимоотношениях с другими людьми»… Представьте, сидят шестилетки, и я им читаю самую первую фразу-мысль «Я люблю вас всех«. И начинается безумно интересный процесс, пересказать его невозможно. Прошу детей высказаться, задаю им вопросы, идет живая беседа. Люблю — что это? Один — про то, что частенько видит сейчас по телевизору, то есть про любовь мужчин и женщин. Другой любит свою собачку, Третий — маму. Четвертый — конфету «Чупа-Чупс». И так с каждым словом. Потом прошу их нарисовать то, о чем мы говорим, а это уже изобразительное письмо. И через него прошло человечество, придумывая письменность. Что очень примечательно, в каждом рисунке дети изображают себя, а не только того, на кого направлена их любовь. «Я« — это он сам, он себя идентифицирует. Понимаете, дети еще не разучились любить себя, в отличие от взрослых. Потом показываю карточку с этой фразой. Разделяю ее на слова, потом на слоги, потом на буквы. Главное — мы идем от эмоции, от смысла, а не наоборот от непонятной пока ребенку сухой буквы. Прошу их показать слово, букву, они показывают. Получается, что и чтение как бы не самое главное, а размышление. Они учатся к тому же сопоставлять устное слово с письменным. Следующий этап — орфографическое проговаривание слова, то есть прочтение его так, как оно написано.
— А зачем, ведь мы говорим карова, а не корова, вада, но не вода?
— Дети сразу усваивают, что некоторые слова пишутся не так как произносятся. Включается механизм зрительного запоминания. Ведь шести-семи-восьмилетний ребенок правил орфографии еще не умеет применять, но как писать слово запомнит. Если говорить о грамотности, то в ошибках ребенка виноват учитель, так что не лучше ли ошибки упреждать, чем потом исправлять? Обучение чтению по «Размышляй-букварю» идет осознанно, личностно, эмоционально… Развиваются общительность, контактность. Буквенная символика осваивается быстро, потому что в процесс вовлечены все органы чувств. Девочки начинают читать после пяти-десяти занятий, мальчики — после десяти-пятнадцати.
— Как же ваши питомцы воспринимают довольно сложные фразы, например, «Бездонное ночное небо переливалось» или «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий — он лучше мог оценить свое счастье»?
— Дети радуют меня, удивляют, да просто поражают, — не скрывает восхищения Вера Васильевна. — Разбирали фразу «И сила уму уступает». Ум, сила — для них понятие достаточно известные. А что значит уступает? Я даже несколько опасалась их ответов, ведь дети — как фотографический снимок действительности, смотрят телевизор, видят, уж там-то сила — главное. А вот одна девочка говорит: уступает, значит отдает свое место. Наконец, спрашиваю, зачем это «И» в начале фразы? Чем его можно заменить? Дети не оплошали, потому что уже в шесть лет понимают — для усиления смысла. Так и отвечают: заменить можно словом «даже«. Я убеждена, что сейчас образование имеет стратегическое значение. Несмотря на катаклизмы, развитие общества, и нашего тоже, будет опираться на интеллект, а не на силу…
— Из чего состоит ваш «Размышляй-букварь»?
— Это комплект. Учебник-тетрадь из двух частей, чтобы было легче носить в школу. Ведь сейчас малышам чуть не до пяти килограммов приходится таскать за спиной. Это также «Слоговичок» — слоговая таблица со сборником упражнений для отработки навыков правильного, быстрого, выразительного чтения. Кстати, «Слоговичок» несколько лет назад был издан тиражом в пятьдесят тысяч экземпляров, до сих пор я получаю письма и даже заказы со всей России. Но он больше не переиздавался. И еще в комплекте «Рекомендации для наставника». Учить детей по моему смысловому методу могут не только учителя и воспитатели детсадов, но дедушки, бабушки, родители… В группы можно брать детей разного возраста и уровня подготовки — один может знать все буквы, другой — три буквы, третий — ни одной. Это неважно…
— А с какого времени надо учить ребенка читать? Я знала одного мальчика, он в три с половиной года знал буквы, читал все вывески на улицах вперед и назад. Но потом как будто все забыл и читать начал около семи лет.
— Когда ребенок сам захочет, когда у него появится собственное желание. Нельзя натаскивать, обучение должно быть осмысленным.
— Мне говорили, что вы успешно занимались с детьми, скажем так, с некоторой задержкой психического развития.
— Да, приходилось. Мне было тяжело учить девочку шести лет, мать ее показала мне справку от психиатров. Но все же за тридцать пять занятий она читала, писала диктанты, сочинения. И в конце концов прошла тестирование в класс с программой повышенной сложности обучения. Случай не единичный, но с такими детьми надо заниматься индивидуально. Сейчас много моложавых и полных сил пенсионеров с высшим образованием, которые могли бы заниматься с внуками. И на них мой расчет тоже.
***
…В газетной статье невозможно в деталях воспроизвести метод Веры Васильевны Квач. Но, думаю, можно представить, насколько живо, активно откликаются дети на столь необычный урок ли, игру, беседу ли… Фразы, казалось бы, сложные и для взрослого, они анализируют, постигая одновременно и смысл, конечно, по-детски, и форму — то есть чтение и написание. После диссертации, которая дала самой Вере Васильевне «исторический взгляд на букварь«, она просто заболела своей идеей соединить воедино наилучшее, что изобретено в букваристике, с потребностями развивающегося мира и общества в нем. Десять лет как идет опробование метода. К родительским благодарностям присоединяются выводы профессионалов.
»Размышляй-букварь« может быть рекомендован к публикации и внедрению в образовательные учреждения», — считает профессор кафедры Общей психологии и истории психологии НГПУ, кандидат психологических наук Наталия Большунова. Директор школы-детсада «Зимородок» Татьяна Сотникова написала в отзыве, что «это новый подход, основанный на учете психофизиологических механизмов речевого мышления ребенка». Учитель высшей категории школы N 192 Тамара Мироненко много занималась с детьми по методу Веры Квач и считает, что «работа по таблице — игра, которая радует детей, приносит успех». Опробование нового букваря прошло в первой и второй гимназиях города. В первой часть детей из группы «Размышляй« прошли тестирование для обучения по усиленной программе. Доцент кафедры гуманитарного образования Новосибирского института повышения квалификации и профессионального образования Наталья Максимова пишет: »Размышляй-букварь« является новаторской методикой… Для педагогического сообщества появление данного букваря — событие…»
Естественен вопрос, если это так замечательно, то надо внедрять, надо издавать. Увы, времена наши непростые… А пока для издания «Размышляй-букваря» нашлись только небольшие средства из урезанного семейного бюджета автора.
Просмотр содержимого документа
«Учить ребенка как встарь или открыть "Размышляй букварь"»
22.09.2004 Учить ребенка как встарь или открыть «Размышляй-букварь»?
Новосибирским педагогом изобретен новый метод обучения чтению
Вера Квач: «Дети удивительно умны, но взрослые об этом даже не догадываются». Фото Сергея ПЕРМИНА
Многие ли помнят тот краткий период жизни, когда учились читать? И остались ли в прапамяти мучения тех дней? Максим Горький описывал, как дед талдычил ему про аз, буки, веди и колотил за непонимание. Кто-то вспомнит про то, как «мама мыла раму» или «мы не рабы, рабы не мы». Кого-то из нынешних молодых учил папа по принципу скорочтения, сам увлеченный этим способом проглатывания книг… Вера Квач, учитель начальных классов, кандидат педагогических наук, исследователь букваристики, изобрела, или, лучше сказать — придумала совершенно новый метод обучения чтению. И натолкнули ее, без преувеличения, на открытие сами дети… Не случайно в качестве эпиграфа к своей работе она сформулировала главную для нее мысль: «Я познала великую тайну о том, что дети удивительно умны, но взрослые об этом даже не догадываются». А потом нашла созвучие у Константина Бальмонта: «Но я, узнав, как мудры дети, ребенком быть не перестал».
— Как учитель, я воочию видела, насколько трудно для маленького ребенка освоение чтения, — говорит Вера Васильевна. — И при этом столь важный самый первый этап обучения фактически вынесен за рамки общеобразовательной школы. Запретительные меры о непринятии в первый класс деток, не умеющих читать, бессильны. Но ведь не все посещают детсады, подготовительные классы… И кто и как учит малышей? Так, случается, учат, что отбивают у них охоту к чтению. Одна из причин такого положения в том состоит, что почти все буквари построены по звукобуквенному методу или буквослагательному. А они не отвечают современным потребностям, сколько их ни модернизируй. Недавно в одной серьезной газете статья была «Мучение с обучением». Не случайно появилась, и не одна. Мир другой, дети другие, круг знаний расширился невероятно, а мы все по слогам слова складываем, да затягиваем этот процесс, вместо того чтобы быстро идти вперед. Методов и систем много, например — с помощью целых слов, есть и слуховой, который придумал Лев Николаевич Толстой. Я могу говорить об этом долго, потому что диссертация моя была посвящена как раз истории обучения грамоте.
Вера Квач: «Часто прошу ребятишек нарисовать то, о чем мы говорим, а это уже изобразительное письмо». Фото Сергея ПЕРМИНА
— Но можно ли придумать нечто новое? И нужно ли?
— Великий физиолог Сеченов говорил, что уже у четырехлетнего ребенка складываются все основные формы мышления, он уже умеет устанавливать причинно-следственные связи. Не только бесконечно задает вопросы, но любит рассуждать, спорить, фантазировать. И все это пронизано эмоциями. Так какие же знания он будет легче усваивать? Те, что ему важны, значимы для него, что будят фантазию и эмоции. А мы ему начинаем говорить про «мертвую» букву или слог. Но они не имеют для него эмоциональной окраски, ребенок не знает, куда ее «поселить« — эту букву или слог. Мы не учим, мы останавливаем процесс познания, подавляя эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира. Я предлагаю учиться сразу мыслить, читать, грамотно писать с моим «Размышляй-букварем». Если говорить по-научному, то первоначальной единицей выступает в нем не звукобуква, не слог, а смысл и его форма — целая фраза.
— Сразу и не понять, как же идет обучение…
— Мы начинаем занятия сразу с исследования содержания фразы. Они объединены в разделы, например, «О человеке и мире», «О здоровье и спорте», «О взаимоотношениях с другими людьми»… Представьте, сидят шестилетки, и я им читаю самую первую фразу-мысль «Я люблю вас всех«. И начинается безумно интересный процесс, пересказать его невозможно. Прошу детей высказаться, задаю им вопросы, идет живая беседа. Люблю — что это? Один — про то, что частенько видит сейчас по телевизору, то есть про любовь мужчин и женщин. Другой любит свою собачку, Третий — маму. Четвертый — конфету «Чупа-Чупс». И так с каждым словом. Потом прошу их нарисовать то, о чем мы говорим, а это уже изобразительное письмо. И через него прошло человечество, придумывая письменность. Что очень примечательно, в каждом рисунке дети изображают себя, а не только того, на кого направлена их любовь. «Я« — это он сам, он себя идентифицирует. Понимаете, дети еще не разучились любить себя, в отличие от взрослых. Потом показываю карточку с этой фразой. Разделяю ее на слова, потом на слоги, потом на буквы. Главное — мы идем от эмоции, от смысла, а не наоборот от непонятной пока ребенку сухой буквы. Прошу их показать слово, букву, они показывают. Получается, что и чтение как бы не самое главное, а размышление. Они учатся к тому же сопоставлять устное слово с письменным. Следующий этап — орфографическое проговаривание слова, то есть прочтение его так, как оно написано.
— А зачем, ведь мы говорим карова, а не корова, вада, но не вода?
— Дети сразу усваивают, что некоторые слова пишутся не так как произносятся. Включается механизм зрительного запоминания. Ведь шести-семи-восьмилетний ребенок правил орфографии еще не умеет применять, но как писать слово запомнит. Если говорить о грамотности, то в ошибках ребенка виноват учитель, так что не лучше ли ошибки упреждать, чем потом исправлять? Обучение чтению по «Размышляй-букварю» идет осознанно, личностно, эмоционально… Развиваются общительность, контактность. Буквенная символика осваивается быстро, потому что в процесс вовлечены все органы чувств. Девочки начинают читать после пяти-десяти занятий, мальчики — после десяти-пятнадцати.
— Как же ваши питомцы воспринимают довольно сложные фразы, например, «Бездонное ночное небо переливалось» или «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий — он лучше мог оценить свое счастье»?
— Дети радуют меня, удивляют, да просто поражают, — не скрывает восхищения Вера Васильевна. — Разбирали фразу «И сила уму уступает». Ум, сила — для них понятие достаточно известные. А что значит уступает? Я даже несколько опасалась их ответов, ведь дети — как фотографический снимок действительности, смотрят телевизор, видят, уж там-то сила — главное. А вот одна девочка говорит: уступает, значит отдает свое место. Наконец, спрашиваю, зачем это «И» в начале фразы? Чем его можно заменить? Дети не оплошали, потому что уже в шесть лет понимают — для усиления смысла. Так и отвечают: заменить можно словом «даже«. Я убеждена, что сейчас образование имеет стратегическое значение. Несмотря на катаклизмы, развитие общества, и нашего тоже, будет опираться на интеллект, а не на силу…
— Из чего состоит ваш «Размышляй-букварь»?
— Это комплект. Учебник-тетрадь из двух частей, чтобы было легче носить в школу. Ведь сейчас малышам чуть не до пяти килограммов приходится таскать за спиной. Это также «Слоговичок» — слоговая таблица со сборником упражнений для отработки навыков правильного, быстрого, выразительного чтения. Кстати, «Слоговичок» несколько лет назад был издан тиражом в пятьдесят тысяч экземпляров, до сих пор я получаю письма и даже заказы со всей России. Но он больше не переиздавался. И еще в комплекте «Рекомендации для наставника». Учить детей по моему смысловому методу могут не только учителя и воспитатели детсадов, но дедушки, бабушки, родители… В группы можно брать детей разного возраста и уровня подготовки — один может знать все буквы, другой — три буквы, третий — ни одной. Это неважно…
— А с какого времени надо учить ребенка читать? Я знала одного мальчика, он в три с половиной года знал буквы, читал все вывески на улицах вперед и назад. Но потом как будто все забыл и читать начал около семи лет.
— Когда ребенок сам захочет, когда у него появится собственное желание. Нельзя натаскивать, обучение должно быть осмысленным.
— Мне говорили, что вы успешно занимались с детьми, скажем так, с некоторой задержкой психического развития.
— Да, приходилось. Мне было тяжело учить девочку шести лет, мать ее показала мне справку от психиатров. Но все же за тридцать пять занятий она читала, писала диктанты, сочинения. И в конце концов прошла тестирование в класс с программой повышенной сложности обучения. Случай не единичный, но с такими детьми надо заниматься индивидуально. Сейчас много моложавых и полных сил пенсионеров с высшим образованием, которые могли бы заниматься с внуками. И на них мой расчет тоже.
***
…В газетной статье невозможно в деталях воспроизвести метод Веры Васильевны Квач. Но, думаю, можно представить, насколько живо, активно откликаются дети на столь необычный урок ли, игру, беседу ли… Фразы, казалось бы, сложные и для взрослого, они анализируют, постигая одновременно и смысл, конечно, по-детски, и форму — то есть чтение и написание. После диссертации, которая дала самой Вере Васильевне «исторический взгляд на букварь«, она просто заболела своей идеей соединить воедино наилучшее, что изобретено в букваристике, с потребностями развивающегося мира и общества в нем. Десять лет как идет опробование метода. К родительским благодарностям присоединяются выводы профессионалов.
»Размышляй-букварь« может быть рекомендован к публикации и внедрению в образовательные учреждения», — считает профессор кафедры Общей психологии и истории психологии НГПУ, кандидат психологических наук Наталия Большунова. Директор школы-детсада «Зимородок» Татьяна Сотникова написала в отзыве, что «это новый подход, основанный на учете психофизиологических механизмов речевого мышления ребенка». Учитель высшей категории школы N 192 Тамара Мироненко много занималась с детьми по методу Веры Квач и считает, что «работа по таблице — игра, которая радует детей, приносит успех». Опробование нового букваря прошло в первой и второй гимназиях города. В первой часть детей из группы «Размышляй« прошли тестирование для обучения по усиленной программе. Доцент кафедры гуманитарного образования Новосибирского института повышения квалификации и профессионального образования Наталья Максимова пишет: »Размышляй-букварь« является новаторской методикой… Для педагогического сообщества появление данного букваря — событие…»
Естественен вопрос, если это так замечательно, то надо внедрять, надо издавать. Увы, времена наши непростые… А пока для издания «Размышляй-букваря» нашлись только небольшие средства из урезанного семейного бюджета автора.