СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учить ребенка как встарь или открыть "Размышляй букварь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

22.09.2004  Учить ребенка как встарь или открыть «Размышляй-букварь»?

Новосибирским педагогом изобретен новый метод обучения чтению

Вера Квач: «Дети удивительно умны, но взрослые об этом даже не догадываются». Фото Сергея ПЕРМИНА

Многие ли помнят тот краткий период жизни, когда учились читать? И остались ли в прапамяти мучения тех дней? Максим Горький описывал, как дед талдычил ему про аз, буки, веди и колотил за непонимание. Кто-то вспомнит про то, как «мама мыла раму» или «мы не рабы, рабы не мы». Кого-то из нынешних молодых учил папа по принципу скорочтения, сам увлеченный этим способом проглатывания книг… Вера Квач, учитель начальных классов, кандидат педагогических наук, исследователь букваристики, изобрела, или, лучше сказать — придумала совершенно новый метод обучения чтению. И натолкнули ее, без преувеличения, на открытие сами дети… Не случайно в качестве эпиграфа к своей работе она сформулировала главную для нее мысль: «Я познала великую тайну о том, что дети удивительно умны, но взрослые об этом даже не догадываются». А потом нашла созвучие у Константина Бальмонта: «Но я, узнав, как мудры дети, ребенком быть не перестал».

— Как учитель, я воочию видела, насколько трудно для маленького ребенка освоение чтения, — говорит Вера Васильевна. — И при этом столь важный самый первый этап обучения фактически вынесен за рамки общеобразовательной школы. Запретительные меры о непринятии в первый класс деток, не умеющих читать, бессильны. Но ведь не все посещают детсады, подготовительные классы… И кто и как учит малышей? Так, случается, учат, что отбивают у них охоту к чтению. Одна из причин такого положения в том состоит, что почти все буквари построены по звукобуквенному методу или буквослагательному. А они не отвечают современным потребностям, сколько их ни модернизируй. Недавно в одной серьезной газете статья была «Мучение с обучением». Не случайно появилась, и не одна. Мир другой, дети другие, круг знаний расширился невероятно, а мы все по слогам слова складываем, да затягиваем этот процесс, вместо того чтобы быстро идти вперед. Методов и систем много, например — с помощью целых слов, есть и слуховой, который придумал Лев Николаевич Толстой. Я могу говорить об этом долго, потому что диссертация моя была посвящена как раз истории обучения грамоте.

Вера Квач: «Часто прошу ребятишек нарисовать то, о чем мы говорим, а это уже изобразительное письмо». Фото Сергея ПЕРМИНА

— Но можно ли придумать нечто новое? И нужно ли?

— Великий физиолог Сеченов говорил, что уже у четырехлетнего ребенка складываются все основные формы мышления, он уже умеет устанавливать причинно-следственные связи. Не только бесконечно задает вопросы, но любит рассуждать, спорить, фантазировать. И все это пронизано эмоциями. Так какие же знания он будет легче усваивать? Те, что ему важны, значимы для него, что будят фантазию и эмоции. А мы ему начинаем говорить про «мертвую» букву или слог. Но они не имеют для него эмоциональной окраски, ребенок не знает, куда ее «поселить« — эту букву или слог. Мы не учим, мы останавливаем процесс познания, подавляя эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира. Я предлагаю учиться сразу мыслить, читать, грамотно писать с моим «Размышляй-букварем». Если говорить по-научному, то первоначальной единицей выступает в нем не звукобуква, не слог, а смысл и его форма — целая фраза.

— Сразу и не понять, как же идет обучение…

— Мы начинаем занятия сразу с исследования содержания фразы. Они объединены в разделы, например, «О человеке и мире», «О здоровье и спорте», «О взаимоотношениях с другими людьми»… Представьте, сидят шестилетки, и я им читаю самую первую фразу-мысль «Я люблю вас всех«. И начинается безумно интересный процесс, пересказать его невозможно. Прошу детей высказаться, задаю им вопросы, идет живая беседа. Люблю — что это? Один — про то, что частенько видит сейчас по телевизору, то есть про любовь мужчин и женщин. Другой любит свою собачку, Третий — маму. Четвертый — конфету «Чупа-Чупс». И так с каждым словом. Потом прошу их нарисовать то, о чем мы говорим, а это уже изобразительное письмо. И через него прошло человечество, придумывая письменность. Что очень примечательно, в каждом рисунке дети изображают себя, а не только того, на кого направлена их любовь. «Я« — это он сам, он себя идентифицирует. Понимаете, дети еще не разучились любить себя, в отличие от взрослых. Потом показываю карточку с этой фразой. Разделяю ее на слова, потом на слоги, потом на буквы. Главное — мы идем от эмоции, от смысла, а не наоборот от непонятной пока ребенку сухой буквы. Прошу их показать слово, букву, они показывают. Получается, что и чтение как бы не самое главное, а размышление. Они учатся к тому же сопоставлять устное слово с письменным. Следующий этап — орфографическое проговаривание слова, то есть прочтение его так, как оно написано.

— А зачем, ведь мы говорим карова, а не корова, вада, но не вода?

— Дети сразу усваивают, что некоторые слова пишутся не так как произносятся. Включается механизм зрительного запоминания. Ведь шести-семи-восьмилетний ребенок правил орфографии еще не умеет применять, но как писать слово запомнит. Если говорить о грамотности, то в ошибках ребенка виноват учитель, так что не лучше ли ошибки упреждать, чем потом исправлять? Обучение чтению по «Размышляй-букварю» идет осознанно, личностно, эмоционально… Развиваются общительность, контактность. Буквенная символика осваивается быстро, потому что в процесс вовлечены все органы чувств. Девочки начинают читать после пяти-десяти занятий, мальчики — после десяти-пятнадцати.

— Как же ваши питомцы воспринимают довольно сложные фразы, например, «Бездонное ночное небо переливалось» или «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий — он лучше мог оценить свое счастье»?

— Дети радуют меня, удивляют, да просто поражают, — не скрывает восхищения Вера Васильевна. — Разбирали фразу «И сила уму уступает». Ум, сила — для них понятие достаточно известные. А что значит уступает? Я даже несколько опасалась их ответов, ведь дети — как фотографический снимок действительности, смотрят телевизор, видят, уж там-то сила — главное. А вот одна девочка говорит: уступает, значит отдает свое место. Наконец, спрашиваю, зачем это «И» в начале фразы? Чем его можно заменить? Дети не оплошали, потому что уже в шесть лет понимают — для усиления смысла. Так и отвечают: заменить можно словом «даже«. Я убеждена, что сейчас образование имеет стратегическое значение. Несмотря на катаклизмы, развитие общества, и нашего тоже, будет опираться на интеллект, а не на силу…

— Из чего состоит ваш «Размышляй-букварь»?

— Это комплект. Учебник-тетрадь из двух частей, чтобы было легче носить в школу. Ведь сейчас малышам чуть не до пяти килограммов приходится таскать за спиной. Это также «Слоговичок» — слоговая таблица со сборником упражнений для отработки навыков правильного, быстрого, выразительного чтения. Кстати, «Слоговичок» несколько лет назад был издан тиражом в пятьдесят тысяч экземпляров, до сих пор я получаю письма и даже заказы со всей России. Но он больше не переиздавался. И еще в комплекте «Рекомендации для наставника». Учить детей по моему смысловому методу могут не только учителя и воспитатели детсадов, но дедушки, бабушки, родители… В группы можно брать детей разного возраста и уровня подготовки — один может знать все буквы, другой — три буквы, третий — ни одной. Это неважно…

— А с какого времени надо учить ребенка читать? Я знала одного мальчика, он в три с половиной года знал буквы, читал все вывески на улицах вперед и назад. Но потом как будто все забыл и читать начал около семи лет.

— Когда ребенок сам захочет, когда у него появится собственное желание. Нельзя натаскивать, обучение должно быть осмысленным.

— Мне говорили, что вы успешно занимались с детьми, скажем так, с некоторой задержкой психического развития.

— Да, приходилось. Мне было тяжело учить девочку шести лет, мать ее показала мне справку от психиатров. Но все же за тридцать пять занятий она читала, писала диктанты, сочинения. И в конце концов прошла тестирование в класс с программой повышенной сложности обучения. Случай не единичный, но с такими детьми надо заниматься индивидуально. Сейчас много моложавых и полных сил пенсионеров с высшим образованием, которые могли бы заниматься с внуками. И на них мой расчет тоже.

***

…В газетной статье невозможно в деталях воспроизвести метод Веры Васильевны Квач. Но, думаю, можно представить, насколько живо, активно откликаются дети на столь необычный урок ли, игру, беседу ли… Фразы, казалось бы, сложные и для взрослого, они анализируют, постигая одновременно и смысл, конечно, по-детски, и форму — то есть чтение и написание. После диссертации, которая дала самой Вере Васильевне «исторический взгляд на букварь«, она просто заболела своей идеей соединить воедино наилучшее, что изобретено в букваристике, с потребностями развивающегося мира и общества в нем. Десять лет как идет опробование метода. К родительским благодарностям присоединяются выводы профессионалов.

»Размышляй-букварь« может быть рекомендован к публикации и внедрению в образовательные учреждения», — считает профессор кафедры Общей психологии и истории психологии НГПУ, кандидат психологических наук Наталия Большунова. Директор школы-детсада «Зимородок» Татьяна Сотникова написала в отзыве, что «это новый подход, основанный на учете психофизиологических механизмов речевого мышления ребенка». Учитель высшей категории школы N 192 Тамара Мироненко много занималась с детьми по методу Веры Квач и считает, что «работа по таблице — игра, которая радует детей, приносит успех». Опробование нового букваря прошло в первой и второй гимназиях города. В первой часть детей из группы «Размышляй« прошли тестирование для обучения по усиленной программе. Доцент кафедры гуманитарного образования Новосибирского института повышения квалификации и профессионального образования Наталья Максимова пишет: »Размышляй-букварь« является новаторской методикой… Для педагогического сообщества появление данного букваря — событие…»

Естественен вопрос, если это так замечательно, то надо внедрять, надо издавать. Увы, времена наши непростые… А пока для издания «Размышляй-букваря» нашлись только небольшие средства из урезанного семейного бюджета автора.

 

Просмотр содержимого документа
«Учить ребенка как встарь или открыть "Размышляй букварь"»

22.09.2004  Учить ребенка как встарь или открыть «Размышляй-букварь»?

Новосибирским педагогом изобретен новый метод обучения чтению

Вера Квач: «Дети удивительно умны, но взрослые об этом даже не догадываются». Фото Сергея ПЕРМИНА

Многие ли помнят тот краткий период жизни, когда учились читать? И остались ли в прапамяти мучения тех дней? Максим Горький описывал, как дед талдычил ему про аз, буки, веди и колотил за непонимание. Кто-то вспомнит про то, как «мама мыла раму» или «мы не рабы, рабы не мы». Кого-то из нынешних молодых учил папа по принципу скорочтения, сам увлеченный этим способом проглатывания книг… Вера Квач, учитель начальных классов, кандидат педагогических наук, исследователь букваристики, изобрела, или, лучше сказать — придумала совершенно новый метод обучения чтению. И натолкнули ее, без преувеличения, на открытие сами дети… Не случайно в качестве эпиграфа к своей работе она сформулировала главную для нее мысль: «Я познала великую тайну о том, что дети удивительно умны, но взрослые об этом даже не догадываются». А потом нашла созвучие у Константина Бальмонта: «Но я, узнав, как мудры дети, ребенком быть не перестал».

— Как учитель, я воочию видела, насколько трудно для маленького ребенка освоение чтения, — говорит Вера Васильевна. — И при этом столь важный самый первый этап обучения фактически вынесен за рамки общеобразовательной школы. Запретительные меры о непринятии в первый класс деток, не умеющих читать, бессильны. Но ведь не все посещают детсады, подготовительные классы… И кто и как учит малышей? Так, случается, учат, что отбивают у них охоту к чтению. Одна из причин такого положения в том состоит, что почти все буквари построены по звукобуквенному методу или буквослагательному. А они не отвечают современным потребностям, сколько их ни модернизируй. Недавно в одной серьезной газете статья была «Мучение с обучением». Не случайно появилась, и не одна. Мир другой, дети другие, круг знаний расширился невероятно, а мы все по слогам слова складываем, да затягиваем этот процесс, вместо того чтобы быстро идти вперед. Методов и систем много, например — с помощью целых слов, есть и слуховой, который придумал Лев Николаевич Толстой. Я могу говорить об этом долго, потому что диссертация моя была посвящена как раз истории обучения грамоте.

Вера Квач: «Часто прошу ребятишек нарисовать то, о чем мы говорим, а это уже изобразительное письмо». Фото Сергея ПЕРМИНА

Но можно ли придумать нечто новое? И нужно ли?

— Великий физиолог Сеченов говорил, что уже у четырехлетнего ребенка складываются все основные формы мышления, он уже умеет устанавливать причинно-следственные связи. Не только бесконечно задает вопросы, но любит рассуждать, спорить, фантазировать. И все это пронизано эмоциями. Так какие же знания он будет легче усваивать? Те, что ему важны, значимы для него, что будят фантазию и эмоции. А мы ему начинаем говорить про «мертвую» букву или слог. Но они не имеют для него эмоциональной окраски, ребенок не знает, куда ее «поселить« — эту букву или слог. Мы не учим, мы останавливаем процесс познания, подавляя эмоциональное восприятие ребенком окружающего мира. Я предлагаю учиться сразу мыслить, читать, грамотно писать с моим «Размышляй-букварем». Если говорить по-научному, то первоначальной единицей выступает в нем не звукобуква, не слог, а смысл и его форма — целая фраза.

Сразу и не понять, как же идет обучение…

— Мы начинаем занятия сразу с исследования содержания фразы. Они объединены в разделы, например, «О человеке и мире», «О здоровье и спорте», «О взаимоотношениях с другими людьми»… Представьте, сидят шестилетки, и я им читаю самую первую фразу-мысль «Я люблю вас всех«. И начинается безумно интересный процесс, пересказать его невозможно. Прошу детей высказаться, задаю им вопросы, идет живая беседа. Люблю — что это? Один — про то, что частенько видит сейчас по телевизору, то есть про любовь мужчин и женщин. Другой любит свою собачку, Третий — маму. Четвертый — конфету «Чупа-Чупс». И так с каждым словом. Потом прошу их нарисовать то, о чем мы говорим, а это уже изобразительное письмо. И через него прошло человечество, придумывая письменность. Что очень примечательно, в каждом рисунке дети изображают себя, а не только того, на кого направлена их любовь. «Я« — это он сам, он себя идентифицирует. Понимаете, дети еще не разучились любить себя, в отличие от взрослых. Потом показываю карточку с этой фразой. Разделяю ее на слова, потом на слоги, потом на буквы. Главное — мы идем от эмоции, от смысла, а не наоборот от непонятной пока ребенку сухой буквы. Прошу их показать слово, букву, они показывают. Получается, что и чтение как бы не самое главное, а размышление. Они учатся к тому же сопоставлять устное слово с письменным. Следующий этап — орфографическое проговаривание слова, то есть прочтение его так, как оно написано.

А зачем, ведь мы говорим карова, а не корова, вада, но не вода?

— Дети сразу усваивают, что некоторые слова пишутся не так как произносятся. Включается механизм зрительного запоминания. Ведь шести-семи-восьмилетний ребенок правил орфографии еще не умеет применять, но как писать слово запомнит. Если говорить о грамотности, то в ошибках ребенка виноват учитель, так что не лучше ли ошибки упреждать, чем потом исправлять? Обучение чтению по «Размышляй-букварю» идет осознанно, личностно, эмоционально… Развиваются общительность, контактность. Буквенная символика осваивается быстро, потому что в процесс вовлечены все органы чувств. Девочки начинают читать после пяти-десяти занятий, мальчики — после десяти-пятнадцати.

Как же ваши питомцы воспринимают довольно сложные фразы, например, «Бездонное ночное небо переливалось» или «Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий — он лучше мог оценить свое счастье»?

— Дети радуют меня, удивляют, да просто поражают, — не скрывает восхищения Вера Васильевна. — Разбирали фразу «И сила уму уступает». Ум, сила — для них понятие достаточно известные. А что значит уступает? Я даже несколько опасалась их ответов, ведь дети — как фотографический снимок действительности, смотрят телевизор, видят, уж там-то сила — главное. А вот одна девочка говорит: уступает, значит отдает свое место. Наконец, спрашиваю, зачем это «И» в начале фразы? Чем его можно заменить? Дети не оплошали, потому что уже в шесть лет понимают — для усиления смысла. Так и отвечают: заменить можно словом «даже«. Я убеждена, что сейчас образование имеет стратегическое значение. Несмотря на катаклизмы, развитие общества, и нашего тоже, будет опираться на интеллект, а не на силу…

Из чего состоит ваш «Размышляй-букварь»?

— Это комплект. Учебник-тетрадь из двух частей, чтобы было легче носить в школу. Ведь сейчас малышам чуть не до пяти килограммов приходится таскать за спиной. Это также «Слоговичок» — слоговая таблица со сборником упражнений для отработки навыков правильного, быстрого, выразительного чтения. Кстати, «Слоговичок» несколько лет назад был издан тиражом в пятьдесят тысяч экземпляров, до сих пор я получаю письма и даже заказы со всей России. Но он больше не переиздавался. И еще в комплекте «Рекомендации для наставника». Учить детей по моему смысловому методу могут не только учителя и воспитатели детсадов, но дедушки, бабушки, родители… В группы можно брать детей разного возраста и уровня подготовки — один может знать все буквы, другой — три буквы, третий — ни одной. Это неважно…

А с какого времени надо учить ребенка читать? Я знала одного мальчика, он в три с половиной года знал буквы, читал все вывески на улицах вперед и назад. Но потом как будто все забыл и читать начал около семи лет.

— Когда ребенок сам захочет, когда у него появится собственное желание. Нельзя натаскивать, обучение должно быть осмысленным.

Мне говорили, что вы успешно занимались с детьми, скажем так, с некоторой задержкой психического развития.

— Да, приходилось. Мне было тяжело учить девочку шести лет, мать ее показала мне справку от психиатров. Но все же за тридцать пять занятий она читала, писала диктанты, сочинения. И в конце концов прошла тестирование в класс с программой повышенной сложности обучения. Случай не единичный, но с такими детьми надо заниматься индивидуально. Сейчас много моложавых и полных сил пенсионеров с высшим образованием, которые могли бы заниматься с внуками. И на них мой расчет тоже.

***

…В газетной статье невозможно в деталях воспроизвести метод Веры Васильевны Квач. Но, думаю, можно представить, насколько живо, активно откликаются дети на столь необычный урок ли, игру, беседу ли… Фразы, казалось бы, сложные и для взрослого, они анализируют, постигая одновременно и смысл, конечно, по-детски, и форму — то есть чтение и написание. После диссертации, которая дала самой Вере Васильевне «исторический взгляд на букварь«, она просто заболела своей идеей соединить воедино наилучшее, что изобретено в букваристике, с потребностями развивающегося мира и общества в нем. Десять лет как идет опробование метода. К родительским благодарностям присоединяются выводы профессионалов.

»Размышляй-букварь« может быть рекомендован к публикации и внедрению в образовательные учреждения», — считает профессор кафедры Общей психологии и истории психологии НГПУ, кандидат психологических наук Наталия Большунова. Директор школы-детсада «Зимородок» Татьяна Сотникова написала в отзыве, что «это новый подход, основанный на учете психофизиологических механизмов речевого мышления ребенка». Учитель высшей категории школы N 192 Тамара Мироненко много занималась с детьми по методу Веры Квач и считает, что «работа по таблице — игра, которая радует детей, приносит успех». Опробование нового букваря прошло в первой и второй гимназиях города. В первой часть детей из группы «Размышляй« прошли тестирование для обучения по усиленной программе. Доцент кафедры гуманитарного образования Новосибирского института повышения квалификации и профессионального образования Наталья Максимова пишет: »Размышляй-букварь« является новаторской методикой… Для педагогического сообщества появление данного букваря — событие…»

Естественен вопрос, если это так замечательно, то надо внедрять, надо издавать. Увы, времена наши непростые… А пока для издания «Размышляй-букваря» нашлись только небольшие средства из урезанного семейного бюджета автора.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!