Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся по истории и обществознанию в условиях модернизации образования необходимо использовать следующие образовательные педагогические технологии.
1.Групповые технологии обучения.
Это могут быть такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.
Групповая технология лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.
Работа в группе даёт возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
2.Проблемное обучение осуществляется через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему – это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Система методов проблемного обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия учителя и ученика при данной технологии ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализации его личности.
3.Информационно-коммуникативные технологии. Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования.
4.Технологии проектирования. Структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Применение выше указанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, сред и которых можно назвать следующие:
Заполнить таблицы «Метапредметный урок».
Определение | Цели метапредметного урока |
Метапредметный урок- это урок, целью которого... | является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, |
является активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. |
является подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы |
является формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования |
является формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании. |
необходимые знания используются не только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования. |
является умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта |
является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса |
является формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности |
является формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает |
Метапредметный урок- это урок, на котором... | происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. |
обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. |
проявляются универсальные способности учащися,уоторые проявляются в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. |
школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом |
учитываются реальные потребности и интересы школьников. |
происходит включение ребенка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребенка |
организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане. |
на таком уроке необходимо "в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения" |
развивает личность ученика |
многообразие методических приёмов и форм позволяет получить метапредметные результаты |
ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность |
ученик 1) прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. 2) А затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием |
|
|
Метапредметный урок- это урок, с помощью которого... | происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения. |
происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения |
обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания |
можно подготовить ребенка к реальной жизни. |
в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем: - выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов "проблема", "знание", и др.) - включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира) |
можно выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы. |
не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться. |
обучение превращается в процесс саморазвития ученика и расширяет кругозор его познания. |
ребенок включается в разные типы деятельности, связанных с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, тем самым создает условия для его личностного роста. |
учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности) по восстановлению генезиса того или иного понятия |
вся сложность мира представляется через изучаемый предмет |
Признаки метапредметного урока | Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика. |
| Использование образовательны тенологий: -технология совместного обучения;-технология исследовательской деятельности;-проектная деятельность;-проблемно-диалогическая технология;-игровая технология. Организация внеурочной деятельности школьников: -разработка и реализация надпредметных проектов: -участие в исследовательской работе. |
| Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям. Целеполагание как обязательный элемент урока. |
| Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. |
| Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями. Развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями. Формирование Универсальных Учебных Действий, умений структурировать знания. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
| Наличие основополагающего, проблемных и учебных вопросов, которые способствуют развитию познавательной активности школьников и формированию метапредметных и универсальных учебных действий. |
| - Метапредметный урок выстраивается вокруг мысле-деятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер. - Очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов, что позволяет грамотно переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания. - Ориентация на развитие у учащихся базовых компетенций. - Многообразие методических форм и приемов, позволяющих интенсифицировать работу на уроке. |
| Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой. |
| - формирование целостности картины мира; - проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении; - развитие монологической речи, коммуникативных навыков; - "поучение" на примере, работа по алгоритму; - моделирование; - умение черпать информацию из всего. |