СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: " Сущность метапредметного подхода к обучению".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей публикации  попыталась  раскрыть сущность метапредметного  подхода к обучению. Сущность метапредметного подхода состоит в подходе к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способ действий, с помощью  которых  он сможет сам добывать информацию.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: " Сущность метапредметного подхода к обучению".»














































Особенности метапредметного урока



В чем сущность метапредметного подхода к обучению.

Сущность метапредметного подхода состоит в подходе к образованию,


при котором, ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Учитель на уроке должен создавать метапредметную проблемную ситуацию.



Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознать необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием. Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. Именно проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием.

2.Технологии реализации метапредметного подхода на уроках истории и обществознания

Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся по истории и обществознанию в условиях модернизации образования необходимо использовать следующие образовательные педагогические технологии.

1.Групповые технологии обучения.

Это могут быть такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.

Групповая технология лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

Работа в группе даёт возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. В группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

2.Проблемное обучение осуществляется через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему – это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Система методов проблемного обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия учителя и ученика при данной технологии ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализации его личности.

3.Информационно-коммуникативные технологии. Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования.

4.Технологии проектирования. Структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

6.Технология «Диалога культур», диалога, в котором учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики, что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление. Учитель в учебном диалоге выступает в трех функциях. Он ставит учебную проблему, т.е. реализует программу. Кроме того, он является активным участником диалога, он выводит учащихся на уровень проблемы, окончательного решения которой не знает не только ученик, но и учитель. Диалог выступает способом познания, способом понимания, позволяет развивать творческое, нестандартное мышление, это положительно влияет на формирование социальной позиции ученика.

Применение выше указанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, сред и которых можно назвать следующие:

  • способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;

  • навыки структуризации и классификации поступающей информации;

  • приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.






























Задание :

Заполнить таблицы «Метапредметный урок».



Определение

Цели метапредметного урока

Метапредметный урок-

это урок, целью которого...

является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося,

является активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

является подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы

является формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования

является формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.   

необходимые знания используются не  только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования.

является умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта 

является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса

является формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в  в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности

является формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает 

Метапредметный урок-

это урок, на котором...

происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

обязательно  происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями  и, соответственно,  деятельностных единиц содержания.

проявляются универсальные способности учащися,уоторые проявляются в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом

учитываются реальные потребности  и интересы школьников.    

происходит включение ребенка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребенка

организована поисковая деятельность учащихся, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане. 

на таком уроке необходимо "в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения"

развивает личность ученика

многообразие методических приёмов и форм позволяет получить метапредметные результаты

ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность 

 ученик 1) прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. 2) А затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием



Метапредметный урок-

это урок,

с помощью которого...

происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения.

происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения

обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания

можно подготовить ребенка к реальной жизни. 

в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:

- выделения отдельных учебных дисциплин (метапредметов "проблема", "знание", и др.)

- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира)

можно выяснить умение учащихся строить логическое рассуждение, делать умозаключения и выводы, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, применять полученные знания вне школы.

не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться.

обучение превращается в процесс саморазвития  ученика и расширяет кругозор  его познания. 

  ребенок включается в разные типы деятельности, связанных  с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, тем самым создает условия для его личностного роста.  

учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности)  по восстановлению генезиса того или иного понятия

вся сложность мира представляется через изучаемый предмет

Признаки метапредметного урока

Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся

Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.

Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.


Использование образовательны тенологий:

-технология совместного обучения;-технология исследовательской деятельности;-проектная деятельность;-проблемно-диалогическая технология;-игровая технология.

Организация внеурочной деятельности школьников:

-разработка и реализация надпредметных проектов:

-участие в исследовательской работе.


Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных  единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. 

Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

Целеполагание как обязательный элемент урока.


Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.


Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями. Развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями. Формирование Универсальных Учебных Действий, умений структурировать знания. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Наличие основополагающего, проблемных и учебных вопросов, которые способствуют развитию познавательной активности школьников и формированию метапредметных и универсальных учебных действий.


- Метапредметный урок выстраивается вокруг мысле-деятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер.

- Очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов, что позволяет грамотно переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.

- Ориентация на развитие у учащихся базовых компетенций.

- Многообразие методических форм и приемов, позволяющих интенсифицировать работу на уроке.


Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия,  связь теории с практикой.


- формирование целостности картины мира;

- проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;

- развитие монологической речи, коммуникативных навыков;

- "поучение" на примере, работа по алгоритму;

- моделирование;

- умение черпать информацию из всего.

 

























Метапредметный урок

Интегрированный урок

Урок с межпредметными связями

 Сходства

Отличия

цель: личностное совершенствование  учащегося через его познавательное развитие.

цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям(реализация межпредметных связей) 

цель: закрепление знаний учащихся по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук 

расширение кругозора учащегося и его эрудиции

На мой взгляд, перечисленные типы уроков являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме: "межпредметный урок-интегрированный урок- МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК"

формирование метапредметных  и  универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.   

создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний. 

решение проблемы урока с позиций различных наук  

развитие личности обучаемого 

Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями.

Интегрированный урок - систематизация знаний, умений и навыков.

Урок с межпредметными связями - получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. 

Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленнымнадобывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.  

 

 

Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные  знания, умения и навыки и применять их на практике. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале. 
 

Принцип межпредметности обеспечивает системность в организации учебно-воспитательного процесса в предметной системе обучения, взаимодействие разных видов дидактических связей между учебными темами, курсами, предметами, их циклами. 

 

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Здесь каждый выбирает свой путь (метапредметный, интегрированный, межпредметный курс) в решении ключевой задачи  образования: предоставить каждому учащемуся широкие возможности для такого выбора, научить его ориентироваться в мире идей, образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему выработать целостный взгляд на мир.  

Выявление метапредметной содержательной и деятельностной доминанты интегративного обучения на учебных предметах образовательной области  основано на представлении о поисковых моделях обучения, в которых процесс учебного поиска становится определяющим для построения обучения 


Использование проблемно-поискового метода, активизация позновательной деятельности, эмоциональная насыщенность 






Применение полученных знаний и умений на других уроках.  

 

Обогащение жизненного опыта 

.Параллельное изучение темы на двух предметных уроках. 

Ученик учится сам и учит других.

Умение добывать информацию из различных источников.

Учитель не источник информации, а навигатор деятельности.

развитие мышления и профессионализма учителя,

задать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни

рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей

развитие потенциала учащегося

поиск ключевых компетенций, смежных для наскольких дисциплин и их развитие

позволяет объяснить или закрепить материал с опорой на знания по другому предмету

на интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока

формирование мыслящего человека как учителя, так и ученика

понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки

привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области

Активизируется мыслительная деятельность, поисковая активность детей

На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе

 

 
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!