Муниципальный этап Рождественских образовательных чтений
Выступление на тему
«Становление и развитие личности ребенка, воспитание его духовно- нравственной культуры»
учителя начальных классов МБОУ «Средняя школа №1»
Пилипчак Светланы Анатольевны
Гагарин 2020
События последних лет показали, что наша культура, наш быт утратили многие вековые традиции. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе - как Бог велит и учит святая Церковь.
Сегодня мы можем наблюдать все более отвратительные и безнравственные поступки взрослых людей, которые пропагандируются с экранов телевизоров, в сети Интернет, через песни известных певцов. Пропаганда разврата, порнографии, жестокости и насилия, агрессивной рекламы приводит к формированию вредных привычек у детей, искаженных представлений о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности. Мы потеряли преемственность традиционного уклада жизни.
Вопрос духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения стоит особенно остро. Ведь возрождение России без этого невозможно.
Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Духовно-нравственное воспитание складывается из многих моментов: это и воспитание патриотизма и гражданственности, привитие семейных ценностей, воспитание любви к своей малой родине, своему краю, предотвращение вредных привычек, воспитание стремления к здоровому образу жизни. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества.
Эту тему изучают ученые уже несколько тысяч лет. Вопрос в том, кто и как их должен формировать?
Долгое время среди специалистов-ученых и педагогов шли споры: кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа? Наконец, большинство пришло к правильному выводу: не снимая ответственности со школы, больше требований надо предъявлять к семье, т.к. именно здесь закладывается фундамент личности, ее нравственные ценности, ориентации и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большего влияния на детей, чем мать и отец.
Нет родителей, которые не любили бы своих детей. Хотя об этом и не говорят открыто, но все в глубине души хотят заложить в них те качества и черты характера, с которыми им будет легче жить. Однако нам постоянно мешает повседневная суета, которая полностью поглощает нас. У нас порой не хватает времени, чтобы услышать первое слово, произнесенное ребенком; увидеть его первые шаги; преподать сыну урок честности, уличив его во лжи; прокатиться на велосипеде, впервые починенном сыном; услышать рассказ о первом свидании и первом поцелуе; зародить мощное зерно мысли, подобрав подходящий для этого момент (а таких моментов в жизни бывает мало, и повторяются они крайне редко).
Каждый день, увлеченные своими делами, мы упускаем массу возможностей, которые позволили бы заронить в сердца наших детей зерна любви.
Потребность в нравственной чистоте заложена в каждом ребенке. Дети задумываются над тем, как живут их родители, как они любят, как чувствуют.
А между тем, именно мы призваны быть наставниками наших детей, готовить их к самостоятельной жизни. Их разум - это чистый лист бумаги, а характер - необработанная глина. Пока они малы, они подражают и поклоняются нам.
Ребенок считывает мотивы поведения для себя со своих родителей: как живут они, так будет жить и ребёнок. Если отец не уважает мать, то и ребенок - сын не станет уважать свою жену. А зачем тогда создавать семью, если ты сам не сможешь достойно прожить жизнь со своей второй половиной, достойно воспитать детей?
«Ребёнок - это воплощение его родителей», - говорил еще В.А. Сухомлинский.
Что воспитывает ребенка? Атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному в семье, в окружающем мире.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувство любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Не стоит надеяться, что ребенок сам поймет основы добра, если живет в культурной семье. Этой способностью от природы наделены лишь единицы, а большинству детей нужна эмоциональная наука.
В Новом завете мы встречаем призыв к родителям «любить детей» (Тит. 2, 4) и знаменитое увещевание, адресованное к отцам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. б, 4). Каждый родитель должен помнить о своей ответственности перед детьми, которых ему «дал Бог» (Евр. 2, 13).
Советы и наставления родителей — драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь в жизни» (Пр. 6, 20 — 23).
Священное Писание обращает внимание детей на то, что родители передают детям приобретенный ценой собственных ошибок жизненный опыт: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Пр. 1, 8).
Важно подчеркнуть педагогическую значимость того, что воспитательное воздействие осуществляется мягко, когда добрые советы подаются родителями в форме своеобразных «рассуждений вслух»: «Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Пр. 1, 5), «Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Пр. 15, 5).
И наше воспитание получится тогда, когда мы совершаем его в любви.
Вот эти правила:
Приучайте детей к трудолюбию, порядку и прилежанию во всех делах.
Наставляйте их и научайте в том, чтобы одерживать победу над своими чувственными похотями.
Прививайте детям любовь к честности, правде и истине.
Точно знайте, чему вы хотите научить своего ребенка.
Не противоречьте себе в словах и делах.
Не погашайте в детях любознательность, отвечайте на их вопросы охотно.
Развивайте внимательность.
Учите их смотреть с практической стороны.
Вселяйте в детей искреннюю и чистую любовь ко всем людям, вне зависимости от религии, национальности и положения в обществе.
Мы должны помнить, что забота о ребенке – это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина, его внутренний мир.
В этот нежный возраст дети легко воспринимают и, как печать на воске, запечатлевают в душе то, что слышат; преимущественно с этого времени жизнь детей наклоняется к добру или злу. Если, начиная с самого раннего возраста, отводить детей от зла и наводить на путь правый, то добро станет для них главенствующим; потом им не так легко перейти на сторону зла, когда сама привычка будет влечь их к добру.
Школа тоже не снимает с себя ответственности за формирование духовности и нравственных начал личности.
Не случайно в требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности.
Задача школы – возродить традиционную воспитывающую основу, в которой православие, патриотизм и российская культура органично соединены и слиты. Роль же учителя - помочь ребятам отличить истинные ценности от ложных. Без идеалов воспитание, как целенаправленный процесс, существовать не может. Необходимо обратиться к общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались на протяжении всей истории человечества, помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей, дать твердые ориентиры добра, истины, любви на основе норм православного образа жизни, научить быть отзывчивыми, развивать способность к сопереживанию.
Я уверена, что содержание любого предмета позволяет воспитывать обучающихся, но есть уроки, которые формируют мировоззрение и душу ребенка. К таким предметам относится курс «Основы религиозных культур и светской этики». Это еще один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики, основанной на нравственных ценностях, отечественных духовных традициях, направленной на воспитание высоконравственного, ответственного и компетентного гражданина России.
Уроки православия направлены на поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки, результативные: ученики, в конечном счёте, должны прийти к пониманию ценности человеческой личности и ценности собственной жизни.
На своих уроках, а также во внеклассной работе я стараюсь воспитывать у детей высшие нравственные и общечеловеческие ценности – совесть, любовь, милосердие. Прививать качества патриотизма, гражданственности, бескорыстие по отношению к обществу, семье, малой родине, воспитывать у детей навыки толерантности.
Этому способствует организация мыслительной деятельности школьников через такие формы уроков, как: урок - путешествие, ролевая игра. Развитию индивидуальных способностей учащихся способствуют и диалогические формы общения учителя и учеников. Формирование умения рецензировать ответ своего товарища помогает ученикам учиться отстаивать свою точку зрения, а это немаловажно для становления личности. Формированию оценочного суждения помогает решение познавательных задач, проводимых под руководством учителя.
В работе использую элементы метода альтернативного моделирования, который способствует развитию творческой деятельности школьников. Нестандартные формы работы позволяют делать урок более содержательным, интересным. Это работа в группах по решению проблемных задач, уроки-презентации. Использование мною компьютерных технологий активно формирует нравственные качества личности, познавательный интерес и творческую деятельность.
Урок организую таким образом, чтобы учащиеся оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному событию, при этом у ребёнка должен возникнуть личный интерес. Настоящее воспитание предметом, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе роли, что заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений и пристально присматриваться к текстам и авторским позициям.
Не остаются в стороне и родители, бабушки и дедушки. У них есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание было задействовано мною в учебно-воспитательном процессе. Родители помогают выделять наиболее важные проблемы и совместно определять тематику проектов, мероприятия и формы проведения, где учитывается индивидуальная направленность. Уроки православия помогают ребенку в решении его личностных, возрастных проблем, создают условия для его духовно-нравственного развития.
Совместно с родителями были проведены такие мероприятия:
Мероприятие | Тема | Форма проведения |
Урок «Чтобы не было стыдно» | Золотое правило этики | Проблемный диалог |
Игра «Каждый ученик класса – маленькая звездочка» | Православное учение о человеке | Имитационно-моделирующая игра |
Внеклассное мероприятие «Я сам!» | Христианин в труде | Сотрудничество |
«Спасибо деду за победу!» | Любовь и уважение к Отечеству | Представление и защита проектов |
«Традиции моей семьи» | Христианская семья | Представление и защита проектов |
Открытый урок. | Совесть и раскаяние | Урок одного слова. |
Внеклассное мероприятие | Зачем творить добро? | Акция – помощь брошенным детям |
Внеклассное мероприятие | Пасха | Урок - праздник |
Итоговые уроки. | Тема на выбор школьника | Защита проектов, презентация, мини-сценка, синквейн, коллаж, реферат |
Активное включение родителей в подготовку нравственно-развивающих, творческих заданий содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего возраста.
Слаженное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придает ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, делает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и продуктивным.
Таким образом, родители активно приобщаются к духовно – нравственному воспитанию через урочную и внеурочную деятельность в рамках курса «ОРКСЭ». А это положительно влияет на уровень воспитанности обучающихся, что еще раз подтверждает: успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.
Педагоги и родители – важнейшие силы в процессе становления и развития личности ребенка, воспитания духовно-нравственной культуры.
Невозможно воспитывать духовно – нравственного человека без привития ему любви к русским национальным традициям, к духовной культуре прошлых лет.
И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов - подвижников веры и благочестия, примеров патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом, уже на протяжении многих веков для наших соотечественников, служит святой благоверный великий князь Александр Невский - потомок легендарного князя Владимира Мономаха. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.
Для младших школьников интересны героические и художественные образы.
Воспитание подрастающего поколения на примере подвига Александра Невского способствует формированию базовых национальных ценностей:
-патриотизм — любовь к России, к своему народу. Готовность положить живот свой за люди своя – высший идеал христианской жизни. В этом проявляется патриотизм Александра Невского, выраженный не только в военных успехах, но и в проведении им внутренней политики. В России именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади, ему посвящены православные храмы. «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа». (Г. В. Вернадский.)
-социальная солидарность — выражающая в свободе личной и национальной, доверие и справедливость. Фигура Невского -это знаковая фигура для построения межнациональных и межрелигиозных отношений среди народов и конфессий России, она принимается всеми российскими национальностями.
гражданственность — мужество, служение Отечеству. «Князь Александр совершил пять поездок в Орду. «Кто-то мог соглашаться или не соглашаться с тем, как Александр защищал раздираемую междоусобицами Русь, как он ездил в Орду, как кланялся хану, как силою смирял новгородцев, отказавшихся платить хану подать. Но князь шел на эту Голгофу, понимая, что именно этими действиями он оградит Русь и не будет никакого порицания его служению» ( Патриарх Кирилла).
-верность семье, целомудрие - образ Александра Невского это образ семьянина, молодой правитель женился на Александре Брячиславне, дочери князя Полоцкого. Сын – Даниил причислен к лику святых.
-православие, как традиционная религия — спасение православной веры было для князя Александра основным делом его жизни Православие не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины». Подвиг Невского - подвиг христианского смирения, сопряженный с патриотизмом и христианской нравственности и христианского мировоззрения. Христианское вероучение в корне изменило сознание людей, их образ жизни, культуру и нормы морали.
-искусство и литература — образ Александра Невского красив, гармоничен, через него раскрывается духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое развитие. Очень ярко представлен образ князя и в поэме Константина Симонова «Ледовое побоище».
-человечество — миролюбие. В последний раз в Орде Александр пробыл почти год. В этот период происходит окончательное формирование новой общеевропейской христианской цивилизации, сплоченной, несмотря на непрекращающиеся войны и усобицы, единой религией.
Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания духовно-нравственной личности - христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших составляющих, без которых не достижимо воспитание личности.
Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что в формировании духовно-нравственных начал личности нельзя вести работу односторонне. И православие, и семья, и школа играют в нем огромную роль. Главное - не останавливаться на достигнутом, а планомерно продолжать воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что мои ученики, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких, станут опорой для будущей семьи, коллектива, государства и общества.