СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Средства развития культуры речи на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат на тему развитие речи учащихся на уроках физики. Учить правильно и грамотно излогать свою речь - одна из основных задач образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Средства развития культуры речи на уроках физики»


»










Реферат


По теме:


«__Средства развития речи на уроках физики_»














Исполнитель:

__Холмогорова Анна Александровна____________________________________

ФИО
















 


Физическая компонента школьного образования наряду с гуманитарной, социально-экономической, математической и технологической должна обеспечивать всестороннее развитие личности школьника. Каково же соотношение и взаимосвязь гуманитарного и естественнонаучного направлений обучения?

Традиционно развитием речи занимаются учителя русского языка и литературы. Они знакомят учащихся с речевыми стилями. В учебниках русского языка достаточно подробно рассматриваются художественный, публицистический, официально деловой стили. Но есть ещё один стиль - научный. Этот стиль прежде всего нужно развивать на уроках естественно-математического цикла. Наверное, каждому человеку больше всего запоминаются те преподаватели, которые прекрасно владеют своей речью. Мне самой на всю жизнь запомнилась учительница русского языка и литературы, когда она говорила, молчали все.

Для учителя важно самому владеть культурой речи. По словам Л.И .Скворцова «Культура речи-владение нормами устного и письменного литературного языка (Правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»


Очень важно, чтобы ещё в школе дети научились чётко и связно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, воспринимать учебный текст и объяснения учителя, анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный материал, доказывать, делать выводы и обобщения.

Речь неразрывно связана с мышлением, и чем более гибкой она становится, тем больше уверенности в развитости мышления.

Физика такой предмет, который можно связать с другими науками, в том числе и гуманитарными. В журналах «Физика в школе» печатались отрывки из сказок и других литературных произведений, в которых описывались те или иные явления и предлагалось объяснить их с помощью физики .Из собственного опыта могу сказать, что детям очень нравится такая работа. Или например предлагаем объяснить следующие поговорки «Вилами по воде не пишут», «У воды гибкая спина». Используя вышесказанное на уроках , развиваем не только речь , но и мотивируем учащихся к изучению физики. .

Развитию речи учащихся способствуют упражнения; входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы:

1.Упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется выделение существенного, главного в изучении вопросов темы: Составьте план..., Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой частиСоставьте рассказ о … по плану.

2.Упражнения, направленные на нахождение черт сходства и различия понятий, например: Составьте сравнительную характеристику...Сравните графики...,

 Сравните устройство приборов; задачи-вопросы: Что общего, в чём отличие...?.

.На установление причинно-следственных связей используются задания типа

Выберите правильное утверждение, Найдите соответствие между…,

 Подчеркните лишнее…


Если школьнику, начинающему изучать физику, предложить выписать из несложного параграфа учебника слова, смысл которых он не понимает, или предложение, которое не может воспроизвести, то иногда возникает удручающая картина.

Даже в учебнике 9-го класса встречается более 100 новых терминов, из них более половины трудны в написании, где учащиеся могут допустить грамматические ошибки.

Дети иногда даже казалось бы в простых терминах не понимают смысл. Приведу пример: в рабочей тетради по физике за 7 класс есть задание «Напишите, что обозначает гипотеза» и один ученик пишет «это значит загипнотизировать». Естественно на следующий урок будем более подробно рассматривать этот термин.

Сознательному усвоению смысла физических и технических терминов и правильному их употреблению способствуют устные и письменные формы контроля, в частности физические диктанты, включающие следующие задания: допишите утверждение, начало которого записано…, вставьте пропущенные буквы в слова (физические термины, названия приборов, имена ученых).


Очень хорошо для развития речи и усвоения физических терминов. Использовать памятки.

Например: План-памятка изучения физических величин.

  1. Какое свойство тел или явлений характеризует данная величина?

  2. Определение величины.

  3. Определительная формула, выражающая связь данной величины с другими

  4. Физический смысл величины.

  5. Единицы измерения величины.

  6. Способы измерения величины

  7. Возможная графическая интерпретация.

Подобные памятки можно использовать для изучения явления, закона, физических теорий.

Учебные программы содержат перечень понятий, соответствующих образовательному минимуму. Определение понятия - вещь далеко не простая, и школьников целесообразно приучать к различным по форме, но одинаково по смыслу речевым конструкциям. В научной речи много новых для учащихся терминов - существительных, а количество используемых глаголов и прилагательных не велико. Например, частица вещества, расположенная в определённом участке пространства, может двигаться и взаимодействовать с другими объектами. Эти проявления могут быть упорядоченными или хаотичными, быстрыми или медленными, сильными или слабыми. Определив все эти части речи, добиться понимания их смысла, умение правильно использовать - главная задача усвоения научного речевого стиля. Учащимся можно предложить дать свои варианты определения научного понятия, например: Плотность - это …, Плотностью называется ..., Плотность показывает…, Чтобы найти плотность, нужно...

.

Осознанию условий задач используются некоторые приёмы:

1.Замена слова (или словосочетания) другим, смысл которого соответствует заменяемому (например: выражение Воздушная оболочка Земли можно заменить научным термином Атмосфера).

2.Замена слова его аналогом, т.е. близким по смыслу (например: Нажать - оказать давление). Используя планы обобщенного характера, необходимо подготовить ответ об одном из явлений, о физической величине, о законе, о приборе и т.д. Ответы могут быть индивидуальными или коллективными - по цепочке. Выполняя такие задания, учащиеся учатся рассуждать, пользоваться физическими терминами.

Для выработки умения лаконично формулировать свою мысль в 7-9-х классах полезны кратковременные игры Скажи это одним словом, в которых учащиеся предлагаемую им часть фразы заменяют одним словом. Например: движение с постоянной скоростью - равномерное; величина, характеризующая изменение скорости в единицу времени, - ускорение; движение с постоянным ускорением - равноускоренное; работа, совершаемая в единицу времени - мощность и т.д. В другом варианте этой игры ставится обратная задача - дать развёрнутое определение физических понятий называемых одним словом: сила, скорость, ускорение и другие.

Изучение физики, как и математики, химии способствует выработки умения во всём выделять главную мысль, существо дело, точно, чётко и немногословно излагать свои мысли. Но учить надо школьника говорить не только строго логично и убедительно, но и красиво и эмоционально. Ведь не зря естественно - математические знания имели большое значение для выработки умения строить речь. Многие литераторы учились специфическим качествам речи математика и физика (таким, как краткость, последовательность, полнота аргументации). Красоту, предельную ясность языка точных наук хорошо понимали величайшие мастера пера: А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и д.р. Решение физических и математических задач помогало им постигать логику языка, его точность и выразительность. Л.Н. Толстой преподавал в Яснополянской школе математику, а в своей литературной работе широко использовал физические и математические понятия, с любовью описывал явления природы. Анализ словарного запаса Пушкина показывает, что поэт пользовался научной терминологией и отразил в своих произведениях ряд естественнонаучных проблем. Крылатыми стали Пушкинские фразы: Опыт - сын ошибок трудных, Гений - парадоксов друг, Поверил алгеброй гармонию и д.р. Гениальный наш соотечественник М.В. Ломоносов был и талантливым писателем. Предъявляя строгие требования к языку своих научных работ, он очистил его от обилия иностранных терминов, говорил свободно, легко, доказательно. Труды Галилея по естествознанию совершенны в художественном отношении, а язык Паскаля считался в своё время образцом для французской литературы. Среди учёных физиков немало авторов научно-популярных книг. Трудным искусством популяризатора в совершенстве владели Циолковский, Столетов, Перельман.

Эмоциональному изложению сложных физических понятий и законов значительно способствует поэзия. Л.Д. Ландау говорил: Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное, шорох леса, краски заката. Это какая то усечённая физика, если хотите - выхолощенная. Я, например, в неё не верю... Любая замкнутость, прежде всего, свидетельствует об ограниченности... Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик. При изучении физики есть возможность опираться на поэтические образы.

Таким образом, за общей грамотностью речи учащихся обязан следить учитель любого предмета, а педагогу - физику нужно заботиться и о физической грамотности: о правильности использования и толкования физических понятий, их определений, о правомерности употреблений физических терминов, смысл которых не всегда совпадает с обыденным. Только в случае правильности, однозначности и ясности для учащихся терминологии, используемой на уроках, можно ожидать хорошего понимания изучаемых вопросов в физике. 

Заключение 

1.Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности.

При активизации деятельности на более высоком уровне с учетом активности мыслительной деятельности нужно развивать логическое мышление. Средствами, применяемыми в этом случае, выступают: эвристическая беседа, задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы учащихся, логико-поисковые самостоятельные работы и т.п.

По Л. С. Выготскому, обучение и развитие происходят эффективно в том случае, если предлагаемые в процессе обучения задания по уровню трудности несколько выше достигнутого уровня знаний обучаемого. Если предлагаемые сегодня проблемы учащийся может решить с помощью учителя, то завтра он сможет решать такие проблемы самостоятельно. Это ориентация на зону ближайшего развития - на завтра, а не на вчера в развитии ребенка. При таком подходе на каждом уроке перед учащимися нужно ставить трудные проблемы, требующие умственных усилий.

Выбор средств для мотивации к учению в основной школе очень небольшой. В этом возрасте большинство учащихся еще не задумываются всерьез о «далеком будущем» после окончания школы. Поэтому практически единственное средство мотивации учения - возбуждение интереса к изучаемому предмету, к предлагаемым проблемам.

Как же сделать процесс обучения физике интересным для всех учащихся? Общей закономерностью человеческой психики является непроизвольное внимание ко всему новому, ранее невиданному, неизвестному, яркому, эффектному. Поэтому подготовка учителя к уроку должна начинаться с поиска ответов на такие вопросы:

На этом этапе нужно обратить внимание на тот факт, что физика как учебный предмет в сравнении с другими предметами обладает таким существенным потенциальным преимуществом, как возможность привлечения внимания учащихся почти на каждом уроке демонстрацией нового, неизвестного им природного явления, физического эффекта. Долго ли может удерживаться внимание учащихся к изучаемой теме на уроке при наблюдении нового явления и обсуждении его? Способности учащихся в возрасте 12-14 лет удерживать произвольное внимание к чему-либо внешнему по отношению к ним самим, вне их собственных интересов, весьма ограничены, а непроизвольное внимание, возбужденное эффектным опытом или рассказом о необыкновенном явлении с использованием плаката или проекции, затухает через 5-10 мин. Как же может успешно продолжаться процесс обучения на уроке? Ключом к решению проблем обучения может послужить осуществление деятельностного подхода к процессу обучения.

Рефлексия в современном уроке важный этап, способствующий , анализировать свою деятельность, необходимый для корректировки и повышения эффективности образовательного процесса.

Познание мира и развитие способностей человека происходят только в процессе его индивидуальной самостоятельной и активной познавательной деятельности. Поэтому все опыты по наблюдению физических явлений, эксперименты по изучению физических свойств тел, проверке гипотез, доступные и безопасные для самостоятельного выполнения школьниками, можно предлагать учащимся выполнять самостоятельно. Успешному изучению физики способствует самостоятельное взаимодействие с предметами окружающего мира, экспериментирование, участие в спорах при обсуждении результатов.

На уроках физики самый эффективный вариант сочетания проблемного метода обучения с деятельностным подходом к обучению - это предложение учащимся самостоятельных экспериментальных заданий. 

Список литературы 

1.Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач урока..

.

.Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение. 1980

7.Матошкова С.Г., Развитие информационных умений учащихся на уроках физики//Преподавание физики, М, 2009г.

8.Шмидт Т.Н., Развитие креативных способностей учащихся на уроках физики, астрономии Преподавание физики, М., 2007г.

9.Герасимова Н.Ф., Развитие речи на уроках физики// Преподавание физики., М., 2009г.

10.Оноприенко О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике в средней школе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

.Пурышева Н.С. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в учебном процессе. - В кн.: Методика преподавания школьного курса физики, М., МГПИ им.В.И. Ленина, 1979.

Симонова Е.М «К проектированию уроков физики на деятельностной основе.




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!