СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Среды жизни планеты Земля.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урокбиологии  в 5 классе Среды жизни планеты Земля, к учебнику Мансуровой, Рохлова

Просмотр содержимого документа
«Среды жизни планеты Земля.»

Конспект урока

Тема урока: Среды жизни планеты Земля.

Класс: 5

Предмет: биология

Тип урока: изучения нового материала. Технология проблемного обучения.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Цели урока: 

1. Создать условия для формирования у школьников представления об отличительных особенностях разных сред обитания.

2. Научить распознавать приспособления организмов к особенностям среды обитания

Задачи урока:


Обучающие. Изучение учениками материала об условиях, сложившихся в разных средах обитания, чертах приспособления живых организмов к жизни к конкретной среде.


Развивающие.

Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств. Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач. Анализировать собственную работу.


Воспитательные.

Воспитание любви к природе. Уважение к чужому мнению.


Планируемые результаты освоения темы.

Личностные. Осознавать успешность своей деятельности.

Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных средах обитания.

Метапредметные умения:

* познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;

* регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;

* коммуникативные – работать в паре, группе, корректно взаимодействовать друг с другом.

Основные понятия и термины: среды жизни живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни;

Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.

Ход урока.


1.Организационный этап (1 мин).


2. Актуализация опорных знаний (2-3 мин).


Учит.: Ребята, добрый день! Я рада видеть вас! Подпишем маршрутные листы, и я попрошу вас нарисовать смайлик, который отображает ваше настроение сейчас.

- Великолепно, мы готовы к работе!

(слайд 2-7)


Внимание! Внимание! 24января стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.

Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство.

Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве.

Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство.
Корреспондент пришел в недоумение. Ребята, как вы думаете почему?

Ответы ребят….

Учит.: Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, с чем мы должны продолжить знакомство сегодня на уроке?

Ребята, что мы называем «средой обитания»?

- ответы ребят


(слайд 8) Cреда обитания – все то что окружает организм в природе. (параграф 17)


Что есть у животных что бы жить в определенной среде обитания?


(слайд 9) И так как вы поняли тема нашего урока «Приспособленность организмов к среде обитания»


Учит.- Что для вас важно, хочется узнать, интересно?

Учен. – (таким образом учащиеся формулируют значимую для них цель)

(слайд 10)

Цели урока: 

1. Познакомимся с приспособлениями к разным средам обитания.


Учит. – Для того чтобы выполнить поставленную вами цель, предлагаю выполнить несколько заданий.





2. Этап усвоения новых понятий


Задание № 1 Помоги найти животным свой дом


(Слайд 11)








(слайд 12 )Обобщим! По какому принципу мы определили дом для организмов



Задание 2. Параграф № 19 стр. 80-84


Работа с текстом учебника


Изучим приспособления организмов к среде обитания, занесем данные в таблицу


1 ряд – форма тела, органы дыхания, конечности,

2 ряд – размеры тела, конечности, форма тела

3 ряд – покровы тела, конечности, скелет

Какую строку таблицы мы не заполнили, давайте сделаем это все вместе



Физминутка


Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись,

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели


3. Этап применения новых понятий. (5-7 мин.)

Учит. – Можете ли вы теперь ответить на вопрос?

Живому организму подходят любые условия жизни?

Учащ. – кратко отвечают.


Задание № 3. Задание №1 Вставьте пропущенные слова

Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за-пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те¬чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: доста¬точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

Задание №2 Вставьте пропущенные слова

Водная среда характеризуется достаточным ко¬личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко¬торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю-щих птиц)

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

Задание №3 Вставьте пропущенные слова

Почвенная среда нередко характеризуется боль¬шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи¬чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием.

Задание №4. Задание выполняется индивидуально. Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.

1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3) Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.

4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.

5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.



  1. этап. Домашнее задание. (2 мин.), слайд№25

§19, работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги и т.п.)

Рефлексия


  1. этап. Итоги урока. (2-3 мин.)

Выставление оценок, ученики сдают рабочие листы и тетради с выполненным домашним заданием прошлого урока.





Доп

По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.

1. Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.

2. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.

3. В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.

4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.

5. Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.





































Маршрутный лист

Дата__________ ФИ___________________________________________________

Тема: ________________________________________________________________


Задание № 1 Помоги найти животным свой дом! (Проведи стрелочки)






Наземно-воздушная

водная


Организ менная

Почвенная






Аскарида белка кит рыбы

Коала крот гриб трутовик


Задание № 2 Параграф № 19 стр. 80-84 работаем с текстом учебника

Среда жизни

Приспособления

Организмы обитающие в ней

Водная







Наземно-воздушная








Почвенная







Организменная







Задание № 3. Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:

Текст 1. Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за-пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те¬чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...

Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле

Текст 2. Водная среда характеризуется достаточным ко¬личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко¬торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю-щих птиц)

Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники

Текст 3. Почвенная среда нередко характеризуется боль¬шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи¬чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.

Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием.

Задание №4. Задание выполняется индивидуально. Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.

1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3) Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.

4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.

5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.

Задание №5. «Третий лишний». Подчеркните лишний организм, напишите почему именно он лишний

• Дождевой червь, пиявка, крот. _______________________________________________________

• Бабочка, аист, щука. _______________________________________________________

• Кит, шмель, акула. _______________________________________________________

• Олень, крот, кролик_______________________________________________________


Домашнее задание. §19, работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги и т.п.)





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!