Конспект урока
Тема урока: Среды жизни планеты Земля.
Класс: 5
Предмет: биология
Тип урока: изучения нового материала. Технология проблемного обучения.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Цели урока:
1. Создать условия для формирования у школьников представления об отличительных особенностях разных сред обитания.
2. Научить распознавать приспособления организмов к особенностям среды обитания
Задачи урока:
Обучающие. Изучение учениками материала об условиях, сложившихся в разных средах обитания, чертах приспособления живых организмов к жизни к конкретной среде.
Развивающие.
Развивать умение ставить цели урока, исходя из заданной темы. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Оценивать весомость приводимых доказательств. Корректировать деятельность на уроке в зависимости от поставленных задач. Анализировать собственную работу.
Воспитательные.
Воспитание любви к природе. Уважение к чужому мнению.
Планируемые результаты освоения темы.
Личностные. Осознавать успешность своей деятельности.
Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных средах обитания.
Метапредметные умения:
* познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;
* регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;
* коммуникативные – работать в паре, группе, корректно взаимодействовать друг с другом.
Основные понятия и термины: среды жизни живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни;
Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.
Ход урока.
1.Организационный этап (1 мин).
2. Актуализация опорных знаний (2-3 мин).
Учит.: Ребята, добрый день! Я рада видеть вас! Подпишем маршрутные листы, и я попрошу вас нарисовать смайлик, который отображает ваше настроение сейчас.
- Великолепно, мы готовы к работе!
(слайд 2-7)
Внимание! Внимание! 24января стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.
Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство.
Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве.
Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство.
Корреспондент пришел в недоумение. Ребята, как вы думаете почему?
Ответы ребят….
Учит.: Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, с чем мы должны продолжить знакомство сегодня на уроке?
Ребята, что мы называем «средой обитания»?
- ответы ребят…
(слайд 8) Cреда обитания – все то что окружает организм в природе. (параграф 17)
Что есть у животных что бы жить в определенной среде обитания?
(слайд 9) И так как вы поняли тема нашего урока «Приспособленность организмов к среде обитания»
Учит.- Что для вас важно, хочется узнать, интересно?
Учен. – (таким образом учащиеся формулируют значимую для них цель)
(слайд 10)
Цели урока:
1. Познакомимся с приспособлениями к разным средам обитания.
Учит. – Для того чтобы выполнить поставленную вами цель, предлагаю выполнить несколько заданий.
2. Этап усвоения новых понятий
Задание № 1 Помоги найти животным свой дом
(Слайд 11)
(слайд 12 )Обобщим! По какому принципу мы определили дом для организмов
Задание 2. Параграф № 19 стр. 80-84
Работа с текстом учебника
Изучим приспособления организмов к среде обитания, занесем данные в таблицу
1 ряд – форма тела, органы дыхания, конечности,
2 ряд – размеры тела, конечности, форма тела
3 ряд – покровы тела, конечности, скелет
Какую строку таблицы мы не заполнили, давайте сделаем это все вместе
Физминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Как пружинки мы присели
И тихонько вместе сели
3. Этап применения новых понятий. (5-7 мин.)
Учит. – Можете ли вы теперь ответить на вопрос?
Живому организму подходят любые условия жизни?
Учащ. – кратко отвечают.
Задание № 3. Задание №1 Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за-пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те¬чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Пропущенные слова: доста¬точным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле
Задание №2 Вставьте пропущенные слова
Водная среда характеризуется достаточным ко¬личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко¬торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю-щих птиц)
Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники
Задание №3 Вставьте пропущенные слова
Почвенная среда нередко характеризуется боль¬шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи¬чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
Пропущенные слова: кислорода, маленькие , свет, обонянием.
Задание №4. Задание выполняется индивидуально. Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.
1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3) Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.
4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.
5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
этап. Домашнее задание. (2 мин.), слайд№25
§19, работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги и т.п.)
Рефлексия
этап. Итоги урока. (2-3 мин.)
Выставление оценок, ученики сдают рабочие листы и тетради с выполненным домашним заданием прошлого урока.
Доп
По описанию определи, о какой среде идет речь. Ответ запиши.
1. Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
2. Дом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
3. В эту среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам.
5. Эта среда может изменяться, расти, дышать, умирать, давать себе подобных.
Маршрутный лист
Дата__________ ФИ___________________________________________________
Тема: ________________________________________________________________
Задание № 1 Помоги найти животным свой дом! (Проведи стрелочки)
Наземно-воздушная
водная
Организ менная
Почвенная
Аскарида белка кит рыбы
Коала крот гриб трутовик
Задание № 2 Параграф № 19 стр. 80-84 работаем с текстом учебника
Среда жизни | Приспособления | Организмы обитающие в ней |
Водная | | |
Наземно-воздушная | | |
Почвенная | | |
Организменная | | |
Задание № 3. Задание выполняется индивидуально. Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:
Текст 1. Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, за-пасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в те¬чение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле
Текст 2. Водная среда характеризуется достаточным ко¬личеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Неко¬торые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплаваю-щих птиц)
Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники
Текст 3. Почвенная среда нередко характеризуется боль¬шим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практи¬чески не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием.
Задание №4. Задание выполняется индивидуально. Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.
1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3) Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.
4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.
5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Задание №5. «Третий лишний». Подчеркните лишний организм, напишите почему именно он лишний
• Дождевой червь, пиявка, крот. _______________________________________________________
• Бабочка, аист, щука. _______________________________________________________
• Кит, шмель, акула. _______________________________________________________
• Олень, крот, кролик_______________________________________________________
Домашнее задание. §19, работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги и т.п.)
11